О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Бахмач,
Бахмачский район - Черниговская область

Черниговская обл.

Бахмачский район
  Бахмач
  Батурин
  Бахмач
  Беловежи-Первые
  Варваровка
  Гайворон
  Голенка
  Городище
  Григоровка
  Дмитровка
  Крапивное
  Красиловка
  Красное
  Курень
  Матиевка
  Митченки
  Обмачев
  Рубанка
  Стрельники
  Тиница
  Фастовцы
  Халимонов


Географическая широта:51°10'49'' с.ш.
Географическая долгота:32°48'51'' в.д.
Почтовый индекс: 16500
Тип населённого пункта:село
Украинское название: Бахмач



<< Том Черниговская область, стр. 153-164 >>

/153/

БАХМАЧ

Бахмач — город районного подчинения (с 1938 г.), центр района. Расположен в 145 км к юго-востоку от Чернигова. Железнодорожный узел.

Начало современному городу положили два расположенные рядом поселка, возникшие возле двух станций (сооружены в 1867 и 1873 гг.) на пересечении Курско-Киевской и Либаво-Роменской железных дорог, в 2 км от волостного центра местечка Бахмач (ныне — с. Бахмач) [276, л. 2—6; 1233, с. 51, 361]. Свое название станции получили от притока р. Борзенки — Бахмач.

Для строительных работ и обслуживания железнодорожного транспорта акционерные компании привлекали местное население.

С развитием капитализма возрастал грузооборот станций Бахмач. По Либаво-Роменской железной дороге в 1877 г. было отправлено 3585 тыс. пудов груза, по Курско-Киевской — 949 тыс. пудов; поступило соответственно 1535 тыс. и 236 тыс. пудов груза [1360, с. 216, 220]. В конце XIX — начале XX в. на железнодорожных станциях Бахмач заметно увеличилось количе-/154/ство транзитных грузов — леса и каменного угля. Вывозились отсюда в основном зерно, табак, скот, сахарная свекла. Среди поступавших грузов большой удельный вес занимала соль. Падение цен на хлеб на мировом рынке в 90-х годах XIX в. привело к сокращению вывоза его с железнодорожных станций и увеличению переработки зерна на месте. В связи с этим возросло количество населения в железнодорожных поселках.

Паровая мельница в Бахмаче. 1910 г.

Паровая мельница в Бахмаче. 1910 г.

В 1892 г. в поселке станции Бахмач Либаво-Роменской железной дороги насчитывалось уже 52, а в поселке станции Бахмач Курско-Киевской железной дороги — 26 дворов [1360, Прилож., с. 191]. Вскоре эти станции слились в железнодорожный узел Бахмач. Возникли частные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. В 1894 г. было завершено строительство паровой мельницы. Мука вывозилась главным образом в Москву и Прибалтику. Спустя два года вступил в строй спиртовой завод.

Основную массу населения Бахмача составляли рабочие-железнодорожники, лишь незначительная часть была занята в кустарном производстве. Рабочие-железнодорожники трудились по 12—14 часов в сутки. Обычным явлением считались сверхурочные работы, штрафы. Циркуляром департамента железных дорог, изданным в 1896 г., рабочим и служащим железных дорог запрещалось даже подавать жалобы на своих хозяев вышестоящим органам. Квалифицированный рабочий получал в месяц от 10 до 30 руб., неквалифицированный — намного меньше. В 1900—1905 гг. положение основной части рабочих ухудшилось из-за повышения цен на продукты питания более чем на 20 процентов [1641, с. 14].

Жестокая эксплуатация, низкий уровень жизни, политическое бесправие толкали рабочих железнодорожного узла на борьбу. В 1884 г. революционную пропаганду среди рабочих Бахмачского депо вел один из организаторов первых марксистских кружков в России и на Украине 10. Д. Мельников [1503, с. 275] (уроженец с. Красного Бахмачского района). На станции Бахмач Либаво-Роменской железной дороги в начале 80-х годов сцепщик И. И. Лященко распространял прокламации, которые призывали к свержению самодержавия [245, л. 37; 246, л. 2, 3]. В конце 90-х годов XIX в. бахмачские железнодорожники установили тесные связи с рабочими Киева, Минска, Гомеля и Конотопа. Большое влияние на их революционную борьбу оказала Конотопская социал-демократическая организация искровского направления [1220, с. 65, 66]. В июне 1903 г. на станции Бахмач Либаво-Роменской железной дороги 100 рабочих-путейцев объявили забастовку, потребовав повышения заработной платы и улучшения условий труда. Ее организатором был стрелочник М. Н. Артеменко. Администрация, отказавшись удовлетворить требования бастующих, наняла 80 человек из Гомельского уезда. Узнав, зачем их привезли на станцию, белорусские рабочие проявили солидарность с бахмачскими железнодорожниками и отказались приступить к работе. Предприниматели вызвали воинское подразделение, с помощью которого принудили часть рабочих возобновить работу; 40 наиболее активных участников выступления были уволены [249, л. 4—6]. Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. агитаторы из числа бахмачских железнодорожников вели революционную пропаганду среди рабочих и солдат из воинских эшелонов, останавливавшихся на станции. Опасаясь возможных волнений среди рабочих и солдат, местные власти в ноябре 1904 г. направили в Бахмач полроты карателей [1184, с. 593]. В начале первой русской буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. среди рабочих железнодорожного узла распространялась газета «Полесские ведомости», а также листовки и прокламации, издававшиеся Полесским комитетом РСДРП. Местные железнодорожники приняли активное участие во всеобщей забастовке железнодорожников, переросшей в Октябрьскую всероссийскую политическую стачку 1905 г. 10 октября на железнодорожном узле приостановилось движение пассажирских поездов, следовавших в Киев [1184, с. 241] (возобновилось только в ноябре, после прекращения забастовки). Во время Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. бахмачские железнодорожники вновь забастовали. Был создан забастовочный комитет, который установил связь с бастующими рабочими Гомеля и Минска. Почти ежедневно на железнодорожном узле проходили митинги, на которых ораторы призывали к свержению самодержавия. Через Бахмач пропускали только составы с хлебом и воинские эшелоны, шедшие с Дальнего Востока, где продолжалась война. По требованию железнодорожников, которое было поддержано Конотопским Советом рабочих депутатов, правление Московско-Киево-Воронежской железной дороги сместило с должности начальника станции Бахмач, допускавшего произвол в отношении рабочих и служащих [1641, с. 60, 61]. 16 декабря власти, напуганные нарастающей борьбой рабочих, направили в Бахмач войска, которые подавили забастовку./155/

Антиправительственные выступления продолжались и в последующее время. Борьбу трудящихся возглавила Бахмачская организация РСДРП (создана в начале революции). Одним из активных участников революционного движения был член партии с 1905 г. Ф. Ф. Шевела. В июне 1906 г. Бахмачская организация РСДРП обратилась к рабочим с воззванием: «Готовьтесь к борьбе, к настоящей, окончательной. Готовьтесь к вооруженному восстанию, не поддаваясь па провокации правительства. Мы выйдем на борьбу только тогда, когда это будет выгодно нам, а не правительству. Товарищи! Тесно сплотитесь вокруг своей организации и будьте готовы окончательно раздавить своих тиранов! Долой самодержавие!..» [337, л. 142, 143]. При проведении в 1907 г. массовых обысков и арестов полицейские выявили тексты Программы РСДРП, которые распространялись большевиками среди рабочих железнодорожного узла [1942, с. 43]. Местные власти преследовали участников революционного движения, многие из них были отданы под суд и отправлены в ссылку.

В условиях экономического подъема (1910—1912 гг.) возрос оборот Бахмачского железнодорожного узла. В 1913 г. открылось движение поездов на участке Бахмач — Золотоноша на строившейся железнодорожной линии Одесса — Бахмач [2556]. В 1915 г. в Бахмаче завершилось сооружение нового пассажирского вокзала.

Накануне первой мировой войны в волостном центре — местечко Бахмаче — функционировала амбулатория, где врач и два фельдшера оказывали медицинскую помощь населению всей волости. На железнодорожном узле работал фельдшер, лечивший рабочих и переселенцев. Во время проведения столыпинской аграрной реформы через железнодорожный узел проезжали десятки тысяч безземельных крестьян, переселявшихся в восточные районы России. На бахмачском переселенческом пункте в ужасных условиях люди неделями ожидали эшелоны. В конце марта 1909 г. при обследовании пункта выявили 63 больных, а спустя полмесяца их количество увеличилось до 120, большинство которых составляли дети [1863, с. 85, 86]. Земская однокомплектная школа для детей железнодорожников была открыта в 1892 г. Обучалось в ней тогда 40 детей (к 1917 г. их численность достигла 190).

С началом первой мировой войны Бахмачский железнодорожный узел перешел на военное положение. В сторону фронта ежедневно шли эшелоны с войсками, а оттуда — санитарные поезда. С резким увеличением пропускной способности узла ухудшились условия труда рабочих. Усилились антивоенные настроения и недовольство самодержавием, развязавшим кровавую бойню.

Известие о победе Февральской буржуазно-демократической революции было получено в Бахмаче по телеграфу 28 февраля. Железнодорожники и рабочие вышли на улицы, неся красные знамена, всюду слышались революционные песни. Жандармы и полиция были разоружены. Солдаты дислоцированных здесь воинских частей в начале марта 1917 г. избрали Совет солдатских депутатов. Но власть в Бахмаче захватили ставленники буржуазного Временного правительства. Был создан общественный комитет во главе с комиссаром Временного правительства. В начале апреля 1917 г. на Бахмачском железнодорожном узле активную деятельность развернула большевистская группа (создана в марте — апреле 1917 г.) [1666, с. 33], члены которой ранее входили в Конотопскую большевистскую организацию. Проходившее в Киеве с 15 по 17 апреля окружное совещание РСДРП Юго-Западного края способствовало сплочению большевиков на ленинских позициях. От Бахмачской большевистской группы на совещании был С. П. Витренко [1665, с. 50]. В Бахмач после совещания прибыли его делегаты — рабочий Конотопского депо К. Т. Неровня и С. П. Витренко. Они привезли газету «Правда» (№ 26) с Апрельскими тезисами В. И. Ленина. В помещении железнодорожной школы состоялось собрание рабочих, которые единодушно одобрили тезисы и решили провести первомайскую демонстрацию под большевистскими лозунгами. В ответ на попытку местных органов власти и буржуазно-националистических организаций сорвать демонстрацию большевики создали боевую рабочую дружину. Дружинники, разоружив железнодорожную охрану, обеспечили безопасность демонстрантов. Участники демонстрации, перед которыми на митинге выступили представители большевиков Киева, Конотопа, Бахмача, приняли большевистские резолюции. Бахмачские коммунисты вели агитационную работу среди солдат-фронтовиков и крестьян окрестных сел.

С радостью и надеждой на лучшее будущее встретили трудящиеся Бахмача весть о победе Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. На состоявшихся 26—27 октября 1917 г. многолюдных митингах принимались резолюции о поддержке первых декретов Советской власти. 3 ноября в Бахмаче было распространено решение Конотопского Совета рабочих и солдатских депутатов о переходе всей власти в уезде в его руки. Советская власть в Бахмаче была установлена 10 ноября. Бахмачскую большевистскую организацию в то время возглавлял рабочий Д. Л. Ковалев. Созданный тогда же ревком возглавил Ф. Ф. Шевела. В первую очередь для охраны железнодорожного узла был сформирован красногвардейский отряд в составе 20 человек. Активное участие в борьбе за установление и укрепление Советской власти принимали рабочие вагоноремонтных мастерских.

30 ноября 1917 г. власть в Бахмаче захватили ставленники контрреволюционной Центральной рады, войска которой задерживали прохождение через Бахмач эшелонов с революционными частями, направляющимися на Дон для борьбы с калединской контрреволюцией. По личному распоряжению В. И. Ленина из ряда крупных городов России, в т. ч. Петрограда, Москвы, Тулы, в помощь борющимся трудящимся Украины были на-/156/


<< Том Черниговская область, стр. 153-164 >>