О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Седнев,
Черниговский район - Черниговская область

Черниговская обл.

Черниговский район
  Анисов
  Ведильцы
  Седнев
  Андреевка
  Боровики
  Боромыки
  Днепровское
  Должик
  Жеведь
  Жукотки
  Ивановка
  Карховка
  Киенка
  Киселевка
  Ковпыта
  Красное
  Ладинка
  Левковичи
  Михайло-Коцюбинское
  Мнев
  Мохнатин
  Новоселовка
  Новый Белоус
  Олишевка
  Павловка
  Пакуль
  Пески
  Петрушин
  Плехов
  Роище
  Рудка
  Серединка
  Слабин
  Слобода
  Смолин
  Тереховка
  Халявин
  Хмельница
  Черныш
  Шестовица
  Шибириновка


Географическая широта:51°38'32'' с.ш.
Географическая долгота:31°33'40'' в.д.
Почтовый индекс: 15522
Тип населённого пункта:пгт.
Украинское название: Седнів
Подчинённые населённые пункты: Новое



<< Том Черниговская область, стр. 700-708 >>

/700/

СЕДНЕВ

Седнев (до XVII в.— Сновск) — поселок городского типа, центр поселкового Совета народных депутатов. Расположен на правом берегу реки Снов, в 25 км к северо-востоку от Чернигова. Население — 1760 человек. Поселковому Совету подчинен поселок Новое.

Территория Седнева и его окрестности были заселены еще в древние времена. Об этом свидетельствуют обнаруженные близ Седнева 3 поселения эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.), 3 —скифского времени (V— III вв. до н. э.) и 2 раннеславянских (первых веков н. э.) и северянское (VIII—IX вв.) [1500, с. 34; 1075, с. 34; 1733, с. 51—58]. На территории нынешнего поселка существовал один из древнейших городов Черниговской земли — Сновск [1160, с. 115, 315]. Он входил в состав Черниговского княжества [1499, с. 68—90; 1671, с. 57— 59]. В X—XI вв. Сновск был военным центром Сновской тысячи, охватывавшей большую часть княжества, и принадлежал к числу наиболее мощных крепостей периода Киевской Руси в Подесенье. Остатками этой крепости является древнерусское городище, расположенное в урочище Сновейск, окруженное двумя поселениями и тремя большими курганными могильниками периода Киевской Руси. От этих могильников сохранилось только 25 курганов, но еще в середине XIX в. их насчитывалось 312. Около 60 курганов с богатыми погребениями дружинников были раскопаны в 1874— 1878, 1886 гг. археологом Д. Я. Самоквасовым.

Город играл значительную роль в политической жизни края. Впервые он упоминается в Ипатьевской летописи под 1068 г., когда черниговский князь Святослав Ярославич с 3-тысячным войском разбил под Сновском 12-тысячное войско половцев. Много половцев тогда утонуло, а половецкий князь попал в плен.

В результате неоднократно вспыхивавших междоусобных войн вблизи Сновска происходили бои между князьями Киевской Руси. Об этом свидетельствуют записи в летописях под 1149, 1155, 1202—1203 гг. Междоусобные войны способствовали быстрому дроблению княжества на небольшие уделы. В начале XIII в. их существовало 14 [1165, стб. 477, 479; 1560, с. 358]. Сновск был центром одного из таких уделов.

Связь уделов с черниговским князем постепенно ослабевала. В 1234 г. город был завоеван князем Даниилом Галицким [1390, с. 435]. В 1239 г. его разрушили орды хана Батыя. В середине XIV в. Чернигово-Северщину, в т. ч. и Сновск, захватило Литовское княжество. Город был подчинен черниговскому князю — наместнику великого князя литовского Ольгерда. В конце XIV — начале XV в. Сновск стал уездным городом. Во второй половине XV в. вместе с другими городами он был отдан бежавшему из Москвы князю Можайскому, получившему право собирать налоги с крестьян [1857, с. 64]. В 1482 и 1497 гг. Сновск выдержал длительную осаду крымской орды. Этому способствовало то, что его защитники располагали значительным количеством продовольствия, а подземный ход, который вел к реке, давал возможность пополнять запасы воды. Жители города дали решительный отпор захватчикам.

С начала XVI в. Седнев находился в составе Русского государства. В 1523 г. здесь насчитывалось 50 домов [1360, Прилож., с. 250].

По Деулинскому перемирию в 1618 г. Седнев отошел к Польше. Он стал волостным центром Киевского/701/ (с 1635 г.— Черниговского) воеводства и находился в управлении хорунжего Я. Папа [1890].

Жители его занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Они выполняли различные повинности, сдавали зерно, сено, скот на содержание черниговского замка и польско-литовских чиновников. С каждым годом усиливалось социальное и национальное угнетение населения. Местным жителям навязывали католическую религию.

Когда началась освободительная война под руководством Б. Хмельницкого, жители Седнева приняли в ней активное участие. Седневские казаки в составе Черниговского полка сражались за освобождение Украины от польско-шляхетского господства. В январе 1654 г. население города присягнуло на верность России. Седнев стал центром Седневской сотни Черниговского полка [239, л. 109]. Полковые и сотенные старшины, а также местные священники получили в Седневе и близ него земельные владения, построили водяные мельницы [1274, с. 69; 1400, с. 112]. В начале XVIII в. в Седневе были владения генерального обозного Я. Лизогуба, полковника М. Богданова, значкового товарища С. Леонтовича, есаула С. Бутовича. Они имели, кроме земли, мельницы на сновской плотине.

Население города составляли казаки, крестьяне, ремесленники, торговцы. Казаки не только несли военную службу, но и выполняли разные работы. Так, по приказу Петра I они насыпали в 1709 г. могилу под Полтавой, рыли каналы у Ладожского озера [1857, с. 80]. Казаки платили консистенцию на содержание полковой и сотенной канцелярий. Наименее обеспеченной и наиболее зависимой частью населения были крестьяне. С 1764 г. они наравне с казаками облагались денежным сбором с хаты на содержание полковой и сотенной канцелярий. Крестьяне строили плотины, вывозили дрова и сено, вместе с казаками шли погонщиками в обоз, поставляли армии продовольствие и фураж, отбывали подворную повинность [1359, с. 12, 16, 17]. В 1783 г. крестьяне Седнева, как и всей Левобережной Украины, были окончательно закрепощены. Они работали 2 дня в неделю на барщине и выполняли различные повинности.

Дальнейшее развитие получали ремесла, а также торговля. Среди ремесленников Седнева были кожемяки, сапожники, портные, кузнецы, мельники, столяры. Они объединялись в цехи: сапожный, кузнечный, портняжный и др. [1857, с. 70—72].

По данным Генеральной описи Левобережной Украины (1765—1769 гг.), в 1767 г. в Седневе насчитывалось цеховых мастеров: кожемяк — 44, сапожников — 31, портных — 18, Шаповалов — 5 [1605, с. 86]. В конце XVIII в. здесь было 11 мельниц. Каждую пятницу проводились базары, 2 раза в год (20 июля и 6 декабря) устраивались ярмарки [1410, с. 331]. Сюда приезжали купцы из Нежина, Конотопа, Крыма, с Дона и из других мест. Здесь продавались рыба, соль, сукна, атлас, парча. Ремесленники сбывали свои изделия.

«В Седневе». Рисунок Т. Г. Шевченко. 1846 г. Киевский музей Т. Г. Шевченко.

«В Седневе». Рисунок Т. Г. Шевченко. 1846 г. Киевский музей Т. Г. Шевченко.

После упразднения полкового устройства Седнев в 1782 г. вошел в состав Городнянского уезда Черниговского наместничества, с 1797 г. он стал центром волости того же уезда Малороссийской, с 1802 г. — Черниговской губерний. Седнев стал именоваться местечком.

В начале XIX в. здесь проживало 1512 человек, в т. ч. казаков — 632, казенных крестьян — 128, помещичьих — 594, дворян и чиновников — 75, лиц духовного звания, почтальонов и прочих неплательщиков податей — 83 человека [644, л. 56—57]. Во время Отечественной войны 1812 г. в Седневе формировался 4-й казачий полк. Через местечко для армии М. И. Кутузова доставлялись провиант и фураж. Население Седнева принимало на постой солдат, давало лошадей для обозов. Ополченцы и казаки принимали участие в Бородинском сражении. Сыновья помещика Лизогуба за боевые заслуги были награждены орденами [648, л. 93].

В первой половине XIX в. Седнев представлял собой торгово-ремесленное местечко. В центре его находилась рыночная площадь. В 1858 г. здесь насчитывалось 294 двора [1360, Прилож., с. 114]. За медицинской помощью жителям Седнева приходилось обращаться к знахарям. Они часто болели тифом, трахомой, туберкулезом, холерой. В начальных школах, которые действовали при церквах, учили читать, писать, считать и петь.

Лучшую часть Седнева занимала помещичья усадьба Лизогубов, где был возведен каменный дом с многочисленными пристройками. Имелся большой сад с фонтанами, куда насосом из реки подавалась вода. Приземистые хаты крепостных и казаков размещались в низине под горой, по берегам извилистой реки.

В Седневе жили замечательные мастера, славившиеся своим умением строить. В XVII в. здесь были сооружены 4 деревянные и каменная Воскресенская церковь (1690 г.). Последняя сохранилась до сих пор [1400, с. 113].

Архитектурным памятником украинского зодчества/702/

«Слепой кобзарь с поводырем в комнате Л. М. Жемчужникова в Седневе». Рисунок Л. М. Жемчужникова к офорту. 1852— 1856 гг. Харьковский художественный музей.

«Слепой кобзарь с поводырем в комнате Л. М. Жемчужникова в Седневе». Рисунок Л. М. Жемчужникова к офорту. 1852— 1856 гг. Харьковский художественный музей.

XVII в. является сохранившаяся до наших дней каменица (каменный дом). Это одноэтажное здание с толстыми кирпичными стенами, с железными решетками на окнах и обширными подвалами было жилым помещением, имевшим оборонное значение [1544, с. 71]. Предполагают, что здесь также хранились оружие, боеприпасы. Архитектурный памятник XVIII в.— однокупольная деревянная церковь. В 1810—1849 гг. в седневских церквах работали искусные золотари-ювелиры С. Полуян и А. Кохан [1753, с. 9].

История Седнева связана с именем Т. Г. Шевченко. Работая в Киевской археографической комиссии, он ездил по Украине, в т. ч. по Черниговщине, неоднократно бывал в Седневе. С 1 по 12 апреля 1846 г. поэт жил в поместье Лизогубов. Здесь им были написаны рисунки «Около Седнева», «В Седневе», «Чумаки среди могил», а также выполнен ряд рисунков. По народным преданиям, великий Кобзарь нарисовал на входных дверях каменицы портрет казака-запорожца. В 1847 г. (с начала марта по 3 апреля) Т. Г. Шевченко вторично посетил Седнев и написал здесь поэму «Осика» («Відьма»), предисловие к новому изданию «Кобзаря», переписал в отдельную тетрадь сборник «Три літа». Поэт встречался и беседовал с крепостными, любил отдыхать под огромной липой, которая сохранилась до сих пор. После ареста Т. Г. Шевченко и высылки его в Орскую крепость А. И. Лизогуб одним из первых стал переписываться с ним. Посылал ему бумагу, краски, книги и деньги за полученные рисунки, за что Т. Г. Шевченко в своих письмах выражал ему сердечную благодарность [1810, с. 40, 41, 47, 52—57]. Однако вскоре А. И. Лизогубу запретили вести переписку с опальным поэтом.

В Седнев в 1852—1856 гг. несколько раз приезжал украинский и русский художник Л. М. Жемчужников. Он создал много эскизов и рисунков с изображением Седнева и его жителей, нарисовал флигель и мастерскую, где жил и работал Т. Г. Шевченко. В то же время бывал в Седневе украинский и русский писатель, историк, языковед и этнограф А. С. Афанасьев-Чужбинский. В 1859 г. местечко посетил поэт-баснописец Л. И. Глибов. И поныне в Седневе сохраняется беседка Л. И. Глибова.

В результате крестьянской реформы 1861 г. большинство седневских крепостных (в основном дворовых) были освобождены от крепостной зависимости без земли. 46 человек не получили никаких наделов. 136 крестьянам достались лишь небольшие приусадебные участки. Полевые наделы в 1,5—2 десятины на двор получили только 58 человек [692, л. 1]. Тяжелым бременем легли на плечи крестьян выкупные платежи. 12 бывшим крепостным помещика В. Лизогуба выделили 27 десятин 579 кв. саженей (за нее они должны были выплатить 844 руб. 13 коп.). 10 крестьян Е. Лизогуба получили 20 десятин при выкупных платежах 470 руб. 13 коп. 4 крестьянам Е. Ханенко за 15 десятин насчитали 404 руб. 40 коп. [77, л. 51, 68; 78, л. 28; 80, л. 69]. После выплаты 1/5 выкупной суммы помещику крестьяне должны были остальные 4/5 этой суммы возвращать на протяжении 49 лет по 6 процентов ежегодно государству, которое рассчиталось с помещиком.

Для того чтобы прокормить свои семьи, седневским крестьянам приходилось заниматься ремеслами, идти батрачить. Они нанимались на сезонную работу к частным предпринимателям для доставки в Чернигов различных грузов водным путем. В поисках лучшей доли жители Седнева уходили в Березну, Мену, Чернигов и другие города.

Согласно закону от 24 ноября 1866 г. за государственными крестьянами, проживавшими в Седневе, закрепили наделы, которые находились в их пользовании прежде. Они должны были платить государственную оброчную подать, которая превышала прежние платежи. По данным 1867 г., в Седневе насчитывалось 347 казаков [692, л. 1]. Эта категория населения Седнева тоже не была однородной. Усиливалось классовое расслоение. Некоторые казаки и крестьяне продавали свои наделы сельским богачам. В конце XIX в. в Седневе имелось 28 кулацких хозяйств, которым принадлежало 715 десятин земли.

Развивалась мелкая промышленность ремесленно-кустарного типа. В 1865 г. в Седневе было 10 кустарных кожевенных мастерских. В каждой из них выделывали ежегодно от 120 до 500 и более кож на сумму 300—3750 руб. [73а, л. 11; 1256, с. 278]. Во второй половине XIX в. в Седневе работали свечной и салотопенный заводы с 6 рабочими, где производилось в год 1450 пудов сала и свечей на сумму 7659 руб. Часть седневцев занималась рыболовством, работала на водяных мельницах, обслуживала паром [1256, с. 32, 285]. Развивалась торговля. В конце XIX в. в Седневе ежегодно собиралось 3 ярмарки.

В 70-х годах XIX в. в местечко проникают революцион-/703/


<< Том Черниговская область, стр. 700-708 >>