О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Донецк,
Донецкая область

Александровский район
Амвросиевский район
Артемовский район
Великоновоселковский район
Волновахский район
Володарский район
г. Горловка
г. Дебальцево
г. Дзержинск
Добропольский район
г. Донецк
г. Дружковка
г. Енакиево
г. Жданов
Константиновский район
г. Краматорск
Красноармейский район
Краснолиманский район
г. Макеевка
Марьинский район
Новоазовский район
Першотравневый район
г. Селидово
Славянский район
г. Снежное
Старобешевский район
Тельмановский район
г. Торез
г. Харцызск
Шахтерский район
Ясиноватский район




Малорусская Народная Историческая Библиотечка Страница памяти М.П. Драгоманова
Страница памяти жертв Талергофа и военного террора во время I-ой Мировой Войны в Галичине Вестник юго-западной Руси

Книги по истории Малороссии, Галичины, Закарпатья и Новоросиии
Донецк
Ларино, Моспино, Угледар, /82/

Фото будет...

Донецк

Донецк (до 1924 года — Юзовка, в 1924— 1961 гг.— Сталино) — город областного подчинения, административный, экономический и культурный центр области. Расположен на юго-западе Донецкого кряжа, в верховьях реки Кальмиус. Крупный узел железнодорожных, автомобильных и воздушных путей. Расстояние до Киева — 871 км. Население — 966,8 тыс. человек. Город имеет 8 административных районов — Ворошиловский, Калининский, Киевский, Кировский, Куйбышевский, Ленинский, Петровский, Пролетарский.

Территория города была заселена в глубокой древности. Об этом свидетельствуют обнаруженные в результате раскопок курганные погребения эпохи меди — бронзы (III—I тыс. до н. э.), скифского времени (IV— III вв. до н. э.). Известны и курганы кочевников XI— XIII вв., в которых найдены серебряные украшения, сабли, удила{Труды XIII археологического съезда в Екатеринославе, т. 1. М., 1907, стр. 239, 277, 280; Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Симферополь, 1927, стр. 149, 150.}.

Заселение территории нынешнего города оседлым населением началось в конце XVII в., когда богатые казаки основали зимовники и хутора в верховьях реки Кальмиуса, на его правом берегу, в урочище Александровне{Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии, вып. 2, стр. 70.}. Ниже по течению Кальмиуса появился зимовник Мандрыкино{По Екатерининской железной дороге, вып. 2. Екатеринослав, 1912, стр. 99, 100.}.

В 1779 году царское правительство пожаловало земли в районе теперешнего города поручику Е. С. Шидловскому, которому проживавшие здесь казаки «пособили... осадить, офундовать слободу Александровку, населить и оживить ее народом семейным и оседлым, распланировать, обстроить ее». Три года спустя население Александровки составило уже 341 человек{Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии, вып. 2, стр. 70.}. Плодородные земли и льготные условия для новых поселенцев (один день в неделю работы на помещика) привлекали сюда многих переселенцев. Но со временем их начали записывать за помещиками. Бывший зимовник Мандрыкино в 1803 году стал помещичьим владением Авдотьиным. В первой четверти XIX в. образовались села Алексеевна, Григорьевка, также принадлежавшие помещикам.

Основными занятиями населения этих сел были земледелие и скотоводство. Однако с открытием в 1820 году в Александровне залежей каменного угля здесь появились мелкие шахты («дудки»), в которых при помощи простейших инструментов разрабатывались верхние пласты.

Фото будет...

Новые здания на улице Артема — главной улице Донецка.

В 1841 году новороссийский генерал-губернатор М. С. Воронцов на арендованной у местного помещика земле построил большой рудник, названный Александровским, на котором работали по найму 76 человек{«Горный журнал», 1844, № 1, стр. 164—167.}. В середине 50-х гг. XIX в. добыча угля на этом руд-/83/нике уже достигла 400—500 тыс. пудов в год{А. Кеппен. Материалы для истории горного дела на Юге России, вып. 1. X., 1899, стр. 7, 8.}. В это время только здесь да еще на государственных Лисичанских копях применялись паровые машины{I. О. Гуржiй. Зародження робiтничого класу України. К.. 1958, стр. 39.}.

К середине XIX в. Александровка, Авдотьино, Алексеевка и Григорьевка, вошедшие в Александровскую волость Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, значительно разрослись. В 1859 году в Александровке проживали 1091 человек, в Авдотьино — 380, Алексеевне — 320 и Григорьевке — 154 человека{Списки населенных мест Российской империи, т. 13. Екатеринославская губерния с Таганрогским градоначальством. СПб., 1863, стр. 56.}.

После отмены крепостного права на юге страны начал создаваться новый промышленный район. В 1866 году правительство предоставило князю Кочубею концессию на постройку завода для изготовления железных рельсов из местных материалов, но Кочубей не смог собрать в России необходимый капитал и основать акционерное общество. За 24 тыс. фунтов стерлингов он уступил свои права англичанину Джону Юзу{Б. Ф. Брандт. Иностранные капиталы. Их влияние на экономическое развитие страны, ч. 2. СПб., 1899, стр. 45, 46.}, который в апреле 1869 года заключил с царским правительством «Договор на образование Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств и общества железнодорожной ветви от Харьковско-Азовской линии»{ЦГИА СССР, ф. 1498, оп. 1, д. 2, л. 86.}.

При этом правительство предоставило обществу большие субсидии и льготы. Иностранные капиталисты ринулись в Россию, чтобы, используя огромные природные богатства, широкий внутренний рынок, дешевые рабочие руки, получать здесь баснословные прибыли. Летом 1869 года Джон Юз, обосновавшись на хуторе помещицы Смоляниновой у села Александровки (ныне Куйбышевский район города), построил кузницу, где изготовляли инструмент для строительства. Новороссийское общество взяло в свое управление две шахты, находившиеся на земле другого помещика — Ливена.

Шахты углубили, старые штреки расширили, проложили новые. Из Англии прибыли доменный мастер и квалифицированные рабочие — всего 70 человек, которым Юз платил большое жалованье{Там же, ф. 37, оп. 53, д. 746, лл. 8, 9.}. Углекопы и чернорабочие нанимались из местного населения. Для своих предприятий Новороссийское общество сначала арендовало у местных помещиков земли, которые затем, в 1889 году, приобрело в собственность. Англичане, имевшие 18 тыс. десятин земли, стали самыми крупными землевладельцами во всем Бахмутском уезде. Известный русский ученый И. А. Тиме отмечал, что любой германский владетельный князь или герцог мог бы позавидовать громадным владениям Юза{«Горный журнал». 1889, № 2, стр. 338.}.

Фото будет...

Сталеплавильный (мартеновский) цех Юзовского металлургического завода, 1915 г.

В 1869 году с началом строительства завода и шахт Новороссийского общества появился поселок, который слился с шахтерским селением Александровского рудника. Так возникла Юзовка. В северной части поселка («Новом свете») селились ремесленники, владельцы мелких торгово-промышленных предприятий; рядом находились рынок и полицейское управление, учрежденное в 1872 году. В южной, заводской части располагались заводские здания, шахты, телеграфная станция./84/ Для английских служащих были выстроены благоустроенные дома. Местные рабочие ютились в «каютах» — убогих землянках с крышей из земли и мусора, со степами, обшитыми досками или выложенными камнем.

Завод строился на правом берегу реки Кальмиуса, в 7 км к югу от села Александровки. Оборудование для него доставили из Англии. 21 апреля 1871 года задули домну, но уже через несколько дней она вышла из строя. Только 24 января 1872 года, после ремонта, здесь началась выплавка чугуна на каменном угле. Было налажено и коксовое производство. 1 января 1873 года начали действовать пудлинговые печи для передела чугуна в железо, а в сентябре того же года и прокатные станы — завод стал работать по законченному металлургическому циклу. В 1872 году началось движение по Константиновской железной дороге (Константиновна— Ясиноватая — Юзовка — Еленовка), с которой завод был соединен железнодорожной веткой.

В 1874 году на предприятиях Новороссийского общества уже было занято 1806 рабочих{В. Иславин. Обзор каменноугольной и железоделательной промышленности Донецкого кряжа. СПб., 1875, стр. 46.}. Через два года вступила в строй вторая доменная печь. По выплавке металла завод вышел на первое место в стране. В. И. Ленин, характеризуя важнейшие центры фабрично-заводской промышленности в Европейской России, отмечал, что в 1879 году продукция завода вдвое превышала суммарную продукцию всех 33 фабрик и заводов губернского центра — города Екатеринослава{В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 3, стр. 609.}.

Однако при больших масштабах производства на заводе применялась отсталая техника, широко использовался ручной труд. М. А. Павлов, впоследствии известный ученый-металлург, осматривавший завод, писал: «В Англии, на родине коксового доменного производства, в то время было много устарелых заводов, отставших лет на 50 от металлургической техники,— вот такой-то завод англичане устроили у нас»{М. А. Павлов. Воспоминания металлурга. М., 1945, стр. 74.}. Лишь в 1879 году на заводе были построены мартеновские печи, начался прокат стальных рельсов вместо железных. В 1880 году пустили завод огнеупорного кирпича.

С 1885 по 1890 год выплавка чугуна на металлургическом заводе увеличилась в 2,7 раза и составила 5,4 млн. пудов, а численность рабочих достигла 6326 человек. На шахтах Новороссийского общества добыча угля возросла в 1,4 раза и превысила 16 млн. пудов, горняков насчитывалось 1773 человека{Сборник статистических сведений о горнозаводской промышленности России в 1890 заводском году, стр. 160—161, 190—191. 235.}.

В период промышленного подъема 90-х годов на юге уже работало 17 металлургических предприятий. Самым крупным среди них был завод Новороссийского общества, выплавивший в 1899 году 17,7 млн. пудов чугуна. На территории Юзовки также действовало

9 рудников, на которых в 1899 году было добыто 98,6 млн. пудов угля. За четверть века производство чугуна увеличилось в 42 раза, добыча угля — в 23 раза, а численность рабочих на металлургическом заводе и шахтах возросла в 10 раз{Екатеринославская губерния. Памятная книжка и адрес-календарь на 1901 год. Екатеринослав, 1900, стр. 86, 90, 91; «Горный журнал», 1876, № 9, стр. 339, 351.}.

Быстрому развитию металлургии на юге страны значительно способствовала постройка в 1884 году Екатерининской железной дороги, соединившей Криворожский железорудный бассейн с Донецким каменноугольным. В 1904 году сооружена вторая Екатерининская железная дорога. Юзовка стала значительной железнодорожной станцией, соединенной со станциями Мушкетово, Мандрыкино, Рутченково, Доля. От них прокладывались железнодорожные ветки к рудникам и заводам. Для нужд каменноугольной промышленности в 1889 году был построен машиностроительный и чугунолитейный завод, изготовлявший горношахтное оборудование. На этом предприятии, принадлежавшем иностранцам Боссе и Геннефельду, в 1900 году работало 210 человек.

XX столетие началось экономическим кризисом (1900— 1903 гг.), который охватил основные отрасли промышленности Донбасса, в т. ч. металлургический и машиностроительный заводы, а также шахты Юзовки. Почти половина рабочих была выброшена на улицу. В феврале 1901 года на металлургическом заводе из 6 доменных печей работали только две{Журн. «Горнозаводский листок», 1900, № 11, стр. 4987.}. Кризис перерос в длительную депрессию. Несмотря на то, что Юзовский завод постоянно получал казенные заказы, он только накануне первой мировой войны начал производить металла больше, чем в 1900 году. Быстрее, чем металлургические предприятия, выходили из кризиса каменноугольные рудники.

Основная часть добычи угля в районе Юзовки сосредоточивалась на рудниках, являвшихся собственностью/85/