-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Славяногорск,
Славянск - Донецкая область

Донецкая обл.

Славянск
  Славяногорск









<< Том Донецкая область, стр. 610-619 >>

/610/

Славяногорск (до 1964 года — Банное) — город районного подчинения. Расположен па берегах реки Северский Донец, в 32 км от Славянска и в 6 км от железнодорожной станции Славяногорск Донецкой железной дороги. Население — 5,4 тыс. человек.

Северский Донец издавна привлекал людей. Луга, богатые дичью леса, обилие рыбы в реке создавали благоприятные условия для заселения этих мест. На территории города археологи обнаружили остатки стоянки раннего палеолита, неолитического поселения, нескольких поселений эпохи бронзы и салтовской культуры.

О местности, где расположен город (ранее называемой Святыми горами), впервые упоминается в записках немецкого дипломата С. Герберштейна. В 1526 году он писал, что русские ежегодно держат сторожи вдоль Донца «с целью разведок и удержания татарских набегов» {С. Герберштейн. Записки о московитских делах, СПб., 1908, стр. 106.}. К 1538—1539 гг. отпосится упоминание об этих местах в Никоновской летописи {Полное собрание русских летописей, т. 13. Никоновская летопись. СПб., 1904, стр. 122, 126, 258.}, а в «Книге Большому чертежу» указывается, что Святые горы находились «на Донце с Крымской стороны» {Книга Большому Чертежу. М.—Л., 1950, стр. 75.}. В «росписях» 1571 года в числе донецких сторож названа 5-я Святогорская. Станичники, проживавшие здесь, вели наблюдение за районом от Валуек до Борисового городища и меловых гор, а также за Изюмским путем.

К концу XVI в. местное население значительно увеличилось. Тут селились, спасаясь от крепостного гнета, беглые крестьяне из центральной России и Правобережной Украины.

Используя дешевую рабочую силу и природные богатства края, православное духовенство построило на Донце Святогорский монастырь. О нем впервые упоминается в 1624 году, когда царь пожаловал духовенству грамоту на право владения этой землей {Д. I. Багалій. Історія Слободської України, стр. 37; Историко-статистическое описание Харьковской епархии, отд. 1. М. 1852, стр. 107—111.}. Монастырь, построенный у подножья гор на правом берегу Северского Донца, имел укрепления. Однако в 1679 году крымские татары захватили, разграбили и сожгли его. Позднее монастырь и все укрепления были восстановлены. После азовских походов Петра I татарские набеги стали реже, и Святогорский монастырь со временем утратил оборонное значение.

Захватив значительные земельные и лесные угодья, монастырь превратился в крупного феодального собственника и закрепощал крестьян. В 80-х годах XVIII в. монастырь имел уже 27 тыс. десятин земли и около 2 тыс. крепостных крестьян. Его владения включали земли вдоль Северского Донца — от устья реки Оскол до рек Черный Жеребец и Бахмутки. За пользование землей под посевы, окрестными лесами, местами рыбной ловли крестьяне отбывали различные повинности. Доходной статьей монастыря были сборы за перевоз через Северский Донец на Торские озера, где открылись соляные промыслы.

В то время как монастырь беспощадно эксплуатировал крестьян, монахи вели паразитический образ жизни. В указе духовной консистории 1728 года отмечалось, что святогорские монахи предались разгулу, настоятель монастыря «вольготно» обращается с казной, т. е. разворовывает ее. Это подрывало авторитет духовенства. Поэтому настоятелю предложили «содержать монастырь и братию во всяком опасении, дабы сам и вся братия каждый день в церковь божию ходили непременно и в своем послушапии были чинно с прилежанием: нелепостно и без роптания монастырскую казну содержать по регламенту...» {Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии. Одесса, 1902, стр. 64.}.

Вследствие проведенной царским правительством секуляризации церковных владений имущество и угодья, принадлежавшие Святогорскому монастырю, перешли в казну; в 1788 году обитель была закрыта. Вскоре собственником этих земель, лесов и крепостных стал один из богатейших помещиков России Г. Потемкин (а затем — его наследники). Согпав сюда крепостных мастеров, он на одной из меловых гор, расположенной на правом берегу Северского Допца, в кратчайший срок соорудил роскошный дворец, а также велел построить на берегу живописного озера купальни для своих именитых гостей. Такие купальни в те времена назывались банями. Отсюда озеро и селение, возникшее на его берегу, получили название «Банное». Населенный пункт входил в состав Богородичанской волости Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1797 году в Банном проживало 287 человек{ЦГИА СССР, ф. 1350, оп. 312, д. 250.}.

В связи с нарастанием в стране в первой половине XIX в. революционного движения царизм, используя в борьбе против него православную церковь, способствовал открытию монастырей и щедро наделял их лесами и пахотной землей. Указом Николая I от 15 января 1844 года Святогорский монастырь был восстановлен.

В то время как граф, управляющие, купцы и монастырская верхушка жили во дворцах, двух- и трехэтажных домах, крепостные крестьяне Банпого ютились в глиняных лачугах. В народной песне, записанной в 70-х годах XIX в. в Банном известным украинским фольклористом И. И. Манжурой, говорится:

А у тих же у хоромах
Побиті кілочки;
Ідуть жінки на панщину,
Нема в їх сорочки.
{Українські народні думи та історичні пісні, стр. 169, 593.}/611/

В тяжелом экономическом положении крестьяне пребывали и после отмены крепостного права. До заключения выкупного договора (13 июня 1863 года) сохранялась барщина, и крестьяне вынуждены были отрабатывать на помещика ежегодно: женщины — по 21 дню, мужчины — по 29. Согласно уставной грамоте, подписанной крестьянами и помещиком в августе 1862 года, из 321 ревизской души, проживавшей в Банном и деревне Татьяновке, 314 должны были получить за выкуп 1256 десятин земли, т. е. по 4 десятины на душу. Однако, как явствует из выкупного договора, они получили лишь 785 десятин удобной земли—по 2,5 десятины на ревизскую душу. Величина оброка равнялась ежегодно 6 руб. 49 коп. с души, или 2037 руб. 86 коп. с 314 ревизских душ. Таким образом, выкупная сумма за крестьянские наделы составила более 33,9 тыс. руб. Из них пятую часть помещику должны были выплатить крестьяне (он «милостиво согласился» принимать эти деньги в рассрочку в течение 10 лет). Остальную сумму ему уплатило государство, которому крестьяне при 6 проц. годовых должны были возвращать этот долг на протяжении 49 лет{ЦГИА СССР, ф. 577, оп. 45, д. 613, лл. 2, 3, 6, 17, 28.}.

В конце минувшего века землями Банного и близлежащих сел Татьяновки, Студенков, Голой Долины владел граф Рибопьер. Он богател, получая прибыли от своих 20 тыс. десятин земли; завел конный, скипидарный и лесопильный заводы{Научные записки Харьковского педагогического института им. Г. С. Сковороды, т. 19, стр. 99.}. Ему принадлежала также дачная местность Святые горы.

Из 638 жителей, проживавших в Банном в 90-х годах XIX в., большинство гнули спину на помещичьих землях, фермах и заводах. Крестьяне работали также кузнецами, слесарями и малярами в монастырских мастерских или прислуживали богачам, отдыхавшим и лечившимся здесь (приезжали сюда больные с легочными заболеваниями; открытые здесь целебные воды использовались для лечения болезней суставов). О жестокой эксплуатации населения и нищете, о ханжестве церковников говорил писатель-народник С. Каронин (Н. Е. Петропавловский), побывавший в Банном в 1891 году и сумевший за живописными видами разглядеть монастырь — оплот наживы, лжи, лицемерия. «Как большинство наших знаменитых монастырей,— писал он,— Святая гора является крупным промышленным предприятием, ведущим широкое хозяйство и делающим огромные денежные обороты... Настала страда, и святое место опустело. Некогда думать о боге, о душе, о совести»{С. Каронин (Н. Е. Петропавловский). Сочинения в двух томах т. 2, стр. 554.}. Часто безземельные крестьяне уходили на заработки на соляные шахты близ Бахмута и угольные копи центрального Донбасса.

Чугунная пушка XVII в. из Святогорской крепости.

Чугунная пушка XVII в. из Святогорской крепости.

Опасаясь крестьянских волнений, Рибопьер для обеспечения «порядка» постоянно держал в имении наемную стражу. Многим крестьянам пришлось испытать на себе ее нагайки. 14 августа 1894 года в Банном разыгрались кровавые события. Поводом к выступлению крестьян послужил произвол помещика в распределении площади под ярмарку. Каждый крестьянин заплатил помещику за пять саженей этой площади, а фактически пользовался двумя-тремя. Когда после дождя крестьяне были вынуждены занять более возвышенные места площади, где не было воды, стража начала избивать их. Тогда люди, вооружившись кольями, дали отпор. Для подавления выступления из Чугуєва прибыли казаки, а из Харькова — полиция. Вице-губернатор докладывал министру внутренних дел: «Буйствующей толпой повреждены два жилых строения, контора и гостиница, принадлежащие Рибопьеру, и разного рода движимое имущество». В стычке было убито 5 казаков, ранены 2 полицейских и 20 крестьян (из них один вскоре умер). 70 участников выступления арестовали, предали суду и сослали в Сибирь{Крестьянское движение в России в 1890—1900 гг. Сборник документов. М., 1959, стр. 261—265.}.

«Донецкая Швейцария». Славяногорск, 1969 г.

«Донецкая Швейцария». Славяногорск, 1969 г.

Недовольство трудящегося крестьянства самодержавно-помещичьим строем нарастало. Когда в декабре 1905 года в Банное пришло известие о вооруженном восстании рабочих Горловки и революционных выступлениях в Харькове и в других городах, здесь начались волнения батраков, требовавших раздела помещичьей земли. 21 декабря полиция арестовала крестьянина Г. Д. Бандуренко за то, что он призывал односельчан не подчиняться царским властям и разгромить поместье графа. Однако это не запугало крестьян. 6 дней спустя хлеборобы Татьяновки подожгли хозяйственные строения в имении графа. Затем они захватили корм для скота в его Александровской экономии. Беднота выступала также против высокой арендной платы за землю, обсуждала свое положение на сельских сходах. В приговоре крестьянского общества от 6 мая 1907 года говорилось, что «граф Рибопьер, его управляющий и весь графский персонал нас, крестьян, так угнетает, что мы, крестьяне, дальше так жить не можем»{Харьковский облгосархив. ф. 3, оп. 287, д, 1159, лл. 29, 48—50; д. 1298, лл. 2—6; д. 2208, л. 3.}.

За медицинской помощью крестьяне обращались к знахарям и монастырскому фельдшеру. Лишь в 1906 году насчитывалось свыше 1200 случаев, когда крестьяне не/612/ получили врачебной помощи. Частыми были эпидемические заболевания.

Большинство крестьян было неграмотным. Только в 1894 году в Банном открыли церковноприходскую школу. В одном из отчетов земской управы отмечалось, что из-за отсутствия средств в классе стоят парты и столы, непригодные для пользования, а школьное помещение не соответствует самым элементарным требованиям гигиены. В 1912 году 112 крестьянских детей обучал всего один учитель.

Социальный и духовный гнет, нищета и неграмотность были уделом трудящихся этого края, природой которого восхищался А. П. Чехов (пребывание в 1887 году в Святогорском монастыре дало ему материал для рассказа «Перекати-поле»), где И. Е. Репин писал свою картину «Вид Святогорского Успенского монастыря на речке Северский Донец», а И. А. Бунин писал рассказ «На Донце».

Первая мировая война еще более ухудшила экономическое положение крестьян и до предела обострила социальные противоречия. Большинство мужчин были призваны в армию. Хозяйства, лишившиеся рабочих рук, пришли в упадок.

После Февральской буржуазно-демократической революции административная власть в селе перешла в руки т. н. дачного комитета. В центральной экономии был создан общественный комитет во главе с комиссаром Временного правительства. Засевшие там кулаки помешали батракам и малоземельным крестьянам Банного разделить помещичьи земли. Это стало возможным лишь после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В декабре 1917 года в Банном установлена Советская власть. Вначале образован ревком, а в январе 1918 года избран Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Были разоружены и арестованы члены дачного комитета, графское имение и монастырская экономия взяты под контроль. Начались занятия в школе. В декабре 1917 года ее посещало 129 учащихся{Харьковский облгосархив. ф. 304, оп. 1, д. 3066, л. 21.}.

Но строительство новой жизни было прервано вторжением австро-германских оккупантов, захвативших село 17 апреля 1918 года. Установив режим жестокого террора, они учинили кровавые расправы над сельскими активистами.

Борьбу с оккупантами возглавила созданная в мае 1918 года в соседнем селе Студенок подпольная большевистская организация, куда входили и большевики Банного. Она установила связь с подпольными партийными организациями Харькова и Изюма{Журн. «Летопись революции», 1925, N5 2, стр. 33.}. Летом 1918 года в Теплянском лесу начал действовать партизанский отряд, возглавляемый Я. И. Ищенко (ныне генерал-майор Советской Армии), в котором было много жителей Банного.

Во второй половине ноября 1918 года рабочие и крестьяне изгнали оккупантов и восстановили в Банном Советскую власть.

В конце декабря 1918 года Банное захватили петлюровцы и белогвардейцы, но уже в начале 1919 года их изгнали отсюда части Красной Армии совместно с партизанами из отрядов Я. И. Ищенко и А. В. Кравцова{М. Т. Дяченко. Изюм. X., 1963, стр. 87.}. После восстановления Советской власти в селе развернулись прерванные весной 1918 года революционные преобразования. В феврале 1919 года состоялись выборы сельсовета. Волземотдел взял на учет помещичье имение и земли, ранее принадлежавшие монастырю. Они были распределены между крестьянами: на едока пришлось 1,5 десятины{Газ. «Большевик», 7 июля 1920 г.}.

По заданию Изюмского уездного парткома в село прибыли двое уполномоченных, с помощью которых оформились партийная (в ней насчитывалось 10 человек) и комсомольская ячейки.

К лету 1919 года почти все коммунисты, комсомольцы, а по их примеру и значительная часть трудового крестьянства Банного вступили в Красную Армию. В начале июня в село ворвались деникинцы. Они грабили население, обложили его большими налогами, расправлялись с сельскими активистами. «Святые отцы» монастыря активно поддерживали их. Осенью 1919 года в Банном состоялась встреча белогвардейского генерала Кутепова с бывшим киевским митрополитом Храповицким, во время которой представители монархиче-/613/


<< Том Донецкая область, стр. 610-619 >>

Сообщения от незарегитрированных посетителей публикуется после модерации сообщений. Просьба оставить свой eMail для связи

eMail