О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Кино

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/331/

Кино. Большое внимание в годы социалистического строительства уделялось дальнейшему развитию киноискусства. В январе 1928 года при ЦК КП(б)У состоялось Всеукраинское партсовещание по вопросам кино, а в марте — Всесоюзное партийное совещание по вопросам кино, организованное комиссией агитпропа ЦК ВКП(б) под председательством А. В. Луначарского. Были намечены меры для обеспечения подъема советского кипо: развитие кинематографии в республиках, кинофикация города и села, повышение уровня кинопрессы и научно-исследовательской работы, развитие документального, научно-популярного и детского кино. Новым стимулом для развития киноискусства было постановление ЦК ВКП(б) от 11 января 1929 года о руководящих кадрах работников кино, 7 декабря 1929 года опубликовано постановление СНК СССР об увеличении производства и показа политико-просветительных фильмов.

С переездом правления ВУФКУ в 1926 году в Киев кинематографическая жизнь в городе оживилась. С января 1927 года стал выходить орган ВУФКУ — газета «Кшотиждень», а с сентября 1928 года — «Киногазета». Организованное в сентябре 1927 года издательство «Укртеакиноиздат» выпустило ряд книг по теории и критике кино.

С целью улучшения подготовки специалистов в 1930 году на базе Одесского техникума кинематографии и теакинофакультета Киевского художественного института организован Киевский киноинститут./332/

В марте 1927 года в городе развернулось сооружение крупнейшей в стране Киевской кинофабрики (с 1930 года — «Украинфильм», с 1936 года — Киевская киностудия художественных фильмов), занимающей территорию более 20 га. Она была рассчитана на одновременную работу 6—7 съемочных групп и до конца 30-х годов выпускала все виды кинопродукции. За предвоенные годы здесь было создано 114 игровых картин, из них 60 немых, 2 цветных и большое количество хроникальных и культурфильмов (в конце 1929 года в Киеве даже открыли специальный кинотеатр культурфильма, сыгравший важную роль в пропаганде научных знаний).

С развитием производства фильмов на Киевской кинофабрике рос и ее творческий коллектив. Здесь работали литераторы Н. П. Бажан, А. Е. Корнейчук, режиссеры А. В. Кордюм, П. Т. Долина, А. Ф. Швачко, позже И. П. Кавалеридзе, Л. Д. Луков, операторы — А. А. Панкратьев, И. И. Шеккер, Ю. И. Екельчик, А. К. Пищиков, А. А. Герасимов и др. В первых фильмах Киевской кинофабрики, посвященных современности — «Контакт», «Трансбалт», «Секрет рапида», «Студентка», «Джальма», «Ветер с порогов»,— снимались молодые актеры Б. А. Безгин, Т. П. Токарская, Л. Н. Островская, Д. Л. Капка, а также ветеран украинской сцены Н. К. Садовский, сыгравший роль старого лоцмана в фильме о строительстве Днепрогэса «Ветер с порогов».

В 1929 году на Киевскую кинофабрику пришел А. П. Довженко — выдающийся украинский советский кинорежиссер и писатель, заслуженный деятель искусств УССР (с 1939 года), народный артист РСФСР (с 1950 года), лауреат Государственных премий СССР 1941 и 1949 гг. Много сил отдал он борьбе за реалистическое искусство, за принципы социалистического реализма. В Киеве А. П. Довженко поставил «Землю» — картину о современности, посвященную преобразованию советской деревни, проблемам коллективизации{А. Є. Жукова, Г. В. Журов. Українське радянське кіномистецтво, 1930—1941. К., 1959, с. 19—39.}. Выступая здесь одновременно как сценарист и режиссер, он создал произведение огромной художественной силы, философской мудрости, проникновенного лиризма. В фильме снимались актеры С. А. Свашенко, С. И. Шкурат, П. Е. Масоха и др. Он ознаменовал собой начало нового этапа в развитии многонационального советского киноискусства, принес украинскому кино признание и мировую славу. В 1958 году на Международном референдуме кинокритиков в Брюсселе «Земля» была названа, вместе с советскими фильмами «Броненосец „Потемкин"» и «Мать», в числе 12 лучших картин всех времен и народов.

На рубеже 30-х годов кино обогатилось новым техническим достижением — стало звуковым. Это стимулировало развитие кинодраматургии, способствовало сближению кино с театральной и музыкальной культурами, давало возможность глубже раскрывать духовный мир человека. На Киевской кинофабрике развернулась подготовка к созданию звуковых лент. Была организована лаборатория звукозаписи по методу инженера А. Ф. Шорина. Первыми звуковыми картинами, вышедшими здесь, явились документальный фильм «Симфония Донбасса» Д. А. Вертова (вместе с картиной «План великих работ» был включен в программу звукового передвижного кинотеатра, совершавшего в апреле 1930 года поездку по маршруту Ленинград — Урал — Сибирь — Поволжье — Кавказ — Средняя Азия), а также игровой фильм «Фронт» А. Л. Соловьева. В развитии звукового кино важную роль сыграла картина А. П. Довженко «Иван» (1932 г.), посвященная строительству Днепрогэса, процессам формирования рабочего класса на Украине. Музыку для него написали Б. И. Лятошинский и Ю. С. Мейтус, снимали фильм Д. П. Демуцкий, Ю. И. Екальчик, М. М. Глидер. Показанные на Международном кинофестивале в Венеции (1934 г.) отрывки из «Ивана» вызвали восторженную реакцию зрителей.

Героику созидания, интернациональные мотивы утверждал А. П. Довженко в своем следующем фильме «Аэроград», снятом вместе с сотрудниками «Мосфильма» на Дальнем Востоке.

Развитию советской кинематографии способствовали постановления партии в области литературы и искусства, в частности «О перестройке литературно-художественных организаций», а также решения I Всесоюзного съезда советских писателей. Киевские кинематографисты успешно сотрудничали с мастерами кино л братских республик, в особенности РСФСР. В Киеве снимались актеры Н. Д. Мордвинов, Е. В. Самойлов, М. И. Жаров, И. Ф. Скуратов и др. В то же время украинская актриса И. М. Ужвий снималась на «Ленфильме» в роли солдатки Евдокии в картине «Выборгская сторона», а актер С. И. Шкурат создал драматический образ денщика Потапова в «Чапаеве».

В числе ведущих мастеров экрана, удостоенных правительственных наград в начале 1935 года, были киевляне А. П. Довженко, И. П. Кавалеридзе, С. И. Шкурат. В январе того же года в Москве состоялось Всесоюзное творческое совещание работников кино. Подытожив 15-летний путь советской кинематографии, оно определило направление ее дальнейшего развития и основе метода социалистического реализма.

Во второй половине 30-х годов на Киевской киностудии создан ряд фильмов о современности, в которых показан человек труда. Колхозникам и шахтерам Украины посвящены ленты «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Большая жизнь» (1939 г.), Веселые, жизнерадостные кинокомедии «Богатая невеста» и «Трактористы» поставил И. А. Пырьев. Главные роли девушек-колхозниц в обеих картинах исполняла актриса студии МХАТ М. А. Ладынина. Здесь же состоялись дебюты И. А. Крючкова, Б. Ф. Андреева, П. М. Алейникова и других актеров.

Несколько картин поставил в Киеве Л. Д. Луков. Особенно значительными явились две из них — «Я люблю» (1936 г.) и «Большая жизнь» (1939 г.) по романам/333/ А. Е. Авдеенко и П. Ф. Нилина, посвященные шахтерам Донбасса

Яркое воплощение в 30-х годах получила героико-патриотическая тема. В 1935 году драматург и режиссер И. П. Кавалеридзе поставил картину «Прометей», посвященную истории братских народов — русского, украинского и грузинского, поднявшихся на борьбу против самодержавия и крепостничества.

Значительным событием для всего многонационального советского киноискусства был выход на экраны страны в апреле 1939 года фильма «Щорс» А. П. Довженко, посвященного героике гражданской войны. Здесь нашли свое яркое, глубокое воплощение принципы партийности и народности, идеи патриотизма и интернационального братства трудящихся. Фильм поражал богатством художественных средств, в нем органически сочетались эпос и драма, героическое и лирическое, юмор и разящая сатира. Для «Щорса» характерны и широкие эпические картины, и тонкие психологические краски. Огромный труд был вложен в создание оригинальных, неповторимых образов Щорса (Е. В. Самойлов) и Боженко (И. Ф. Скуратов). В фильме снимались многие русские и украинские актеры, создавшие удивительно цельный ансамбль, среди них — А. Л. Хвыля, Д. Е. Милютенко, А. М. Бучма, немецкий актер-коммунист Г. Клеринг и др. Образная сила «Щорса» во многом определялась операторским мастерством Ю. И. Екельчика, создавшего динамические, многоплановые композиции, выразительные портреты героев, а также музыкой Д. Б. Кабалевского, основанной на народном мелосе.



Корифей украинского театра П. К. Саксаганский.

Над героическим киноэпосом успешно трудился в эти годы и режиссер И. А. Савченко. На Киевской киностудии он создал революционную эпопею «Всадники» (1939 г.) по мотивам одноименного романа Ю. И. Яновского и эпико-драматический исторический фильм «Богдан Хмельницкий» по сценарию А. Е. Корнейчука (1941 г.). Во «Всадниках» И. А. Савченко воссоздал грозные события гражданской войны, борьбу с австро-германскими захватчиками, показал, как мужает и закаляется в этой борьбе народ, как становятся героями простые люди. Фильм отличается динамизмом, образностью деталей, романтической приподнятостью. «Богдан Хмельницкий», вышедший на экраны страны в феврале 1941 года, созвучен тревожной атмосфере предвоенных месяцев, пронизан глубоким патриотизмом и чувством дружбы русского и украинского народов. Картина отличалась исторической достоверностью, народностью. Целую галерею народных героических образов создали актеры М. И. Жаров (дьяк Гаврила), Н. Д. Ильченко (Кривонос), Б. А. Безгин (Богун), Б. Ф. Андреев (богатырь Довбня). Роль Богдана Хмельницкого сыграл актер Ростовского театра драмы И. Д. Мордвинов. На Киевской киностудии сняты (впервые в стране) кинооперы «Наталка Полтавка» и «Запорожец за Дунаем» (режиссер И. П. Кавалеридзе), драма «Ветер с Востока» (А. М. Роом) и киноповесть «Истребители» (Э. А. Пенцдин), первые на Украине цветные ленты-экранизации «Сорочинская ярмарка» (Н. В. Экк) и «Майская ночь» (Н. Ф. Садкович), а также другие разнообразные по тематике и жанру фильмы.

Развивалось искусство мультипликации. Еще в конце 1926 года при центральной лаборатории ВУФКУ был организован мультипликационный кабинет, а в 1934 году при «Украиифильме» учрежден отдел художественной мультипликации, где были созданы детские мультипликационные фильмы о дружбе и верности «Мурзилка в Африке», «Тук-тук и его приятель Жук», «Жук в зоопарке», «Лесной договор», антифашистский памфлет «Запрещенный попугай», дружеский киношарж «Папанинцы» режиссеров-художников И. А. Лазарчука, Е. П. Горбача, С. Н. Гуецкого.

Значительных успехов в эти годы достигла документальная кинематография. Киевская киностудия художественных фильмов выпустила такие документальные ленты, как «Днепр в бетоне», «Днепрогэс», «Украинская ССР» и др. Особый успех выпал на долю картин «Освобождение» (1939 г.) и «Советская «Буковина» (1940 г.) А. П. Довженко и Ю. И. Солнцевой (операторы Г. С. Александров, Ю. И. Екельчик, Н. В. Быков, И. И. Шеккер, композитор Б. Н. Лятошинский), в которых была показана тяжелая судьба населения Западной Украины под пятой буржуазных правителей, воспевалось воссоединение его в братской семье советских народов. В конце 1939 года начала функционировать Киевская студия хроникально-документальных фильмов, приступившая к выпуску «Киножурнала». Среди фильмов, имевших общественный резонанс, были «Советский Львов» Я. П. Авдеенко, «Советская Молдавия» П. П. Вершигоры. Украинские операторы-документалисты А. П. Ковальчук, В. Л. Ковальчук, А. Н. Козаков вместе с московскими кинематографистами участвовали в создании фильма «На Дунае», отмеченного в 1941 году Государственной премией.



Главный корпус Киевского сельскохозяйственного института в Голосееве. 1930 г.

В декабре 1940 года вступила в строй киностудия «Киевучтехфильм», где были созданы ленты о новых методах производства («Метод Семиволоса», «Железно-/334/дорожная сигнализация» и другие). Фильм «Возвращение зрения» С. Л. Шульмана, посвященный выдающимся работам академика В. П. Филатова, свидетельствовал о рождении нового, исследовательского направления в научном кино. На студии работали режиссеры А. М. Уманский, С. Г. Кореняк, К. В. Лундышев, Д. Г. Федоровский, операторы Л. Ф. Прядкин, М. М. Балухтин, И. Н. Лозиев и другие.

В 1939 году советская кинематография отмечала свое 20-летие. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1940 года большая группа кинематографистов, в т. ч. и киевляне, была награждена орденами и медалями. 15 марта 1941 года опубликовано постановление СНК СССР об учреждении Государственных премий за выдающиеся работы в области литературы и искусства. В числе других премии присуждены украинским фильмам «Щорс» А. П. Довженко, «Трактористы» И. А. Пырьева, «Большая жизнь» Л. Д. Лукова, а в 1942 году — «Богдан Хмельницкий» И. А. Савченко.