О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Изобразительное искусство

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/336/

Изобразительное искусство. Во второй половине 20-х годов на художественную жизнь Киева, как и всей Украины, значительное влияние оказывала деятельность творческих объединений с их поисками новых организационных форм, выступлениями в прессе, организацией выставок. Однако разногласия этих объединений стали тормозом в дальнейшем развитии искусства. Это сказывалось в нестабильности самих объединений, в их постоянных реорганизациях, возникновении новых и т. п. Так, в начале 1927 года из АРМУ вышла группа художников во главе с А. И. Тараном, основавшая в Киеве Объединение современных художников (митців) Украины (ОСМУ). Члены его стремились овладеть советской тематикой и работать среди масс, но ориентировались при этом на формалистическое искусство Запада и недооценивали реалистическое наследие прошлого. В 1928 году, после того как руководящие органы АХЧУ были переведены в Харьков, вышел из ассоциации Ф. Г. Кричевский, возглавлявший ее Центральный президиум, а за ним и остальные члены киевского филиала АХЧУ. Вскоре возникла еще одна художественная организация — Украинское художественное (мистецьке) объединение (УМО),— в состав которой вошли преимущественно художники-реалисты старшего поколения Ф. Г. Кричевский, К. Д. Трохименко, И. С. Ижакевич, Г. П. Светлицкий и др. Стремясь на практике осуществить лозунг «Искусство — в массы!», они в 1929 году организовали выставку в Ромнах, на которой экспонировалось около 150 работ 22 художников. В первой половине 1929 года организовалось, в основном из воспитанников и студентов Киевского художественного института, Объединение молодых художников (митців) Украины (ОММУ), В середине 1930 года в Киеве возникло еще одно объединение — «Жовтень». В него вошли художники, вышедшие из АРМУ («бойчукисты» Н. А. Рокитский I Е. В. Холостенко, а также В. И. Касиян и др.) и ОСМУ (В. Ф. Овчинников и др.). В отличие от других организаций «Жовтень» объединял художников различных профилей, однако ведущее место при этом отводилось архитектуре, а главная задача искусства сводилась к конструированию окружающей человека среды. В начале 30-х годов АХЧУ преобразована в ВУАПМИТ — Всеукраинскую ассоциацию пролетарских художников (митців); АРМУ, в которую влились некоторые члены «Жовтня» и ОСМУ, превратилась в ВУАПХ — Всеукраинскую ассоциацию пролетарских художников.

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» положило конец организационной неразберихе и художественной жизни. Были ликвидированы различные творческие объединения и созданы Оргбюро, а затем Оргкомитет Союза советских художников Украины./337/ С перенесением в Киев столицы республики активизировалась художественная жизнь города.

Осенью 1938 года в Харькове состоялся Первый съезд советских художников Украины, принявший Устав Союза художников УССР. Незадолго до этого состоялось собрание художников Киева, на котором были избраны руководящие органы местной организации.

Большая роль отводилась художественному образованию. Киевский художественный институт, претерпев ряд реорганизаций и преодолев творческие трудности, превратился в центральное в республике высшее учебное заведение по подготовке художников. В середине 30-х годов он был укреплен квалифицированными кадрами. К преподавательской деятельности привлечены А. А. Шовкуненко и П. Г. Волокидин из Одессы, М. А. Шаронов из Харькова. В институте также работали известные русские художники И. Э. Грабарь, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, Б. В. Иогансон и др. Директором был Ф. Г. Кричевский. Уже к концу 30-х годов из стен института вышла целая плеяда талантливых художников: Ф. Ф. Кличко, А. К. Нестеренко, Т. Н. Яблонская и другие.

В 1936 году на базе школы мастеров народного творчества при Киевском музее украинского искусства основано Киевское училище прикладного искусства с отделами художественного ткачества, вышивки и керамики. В 1937 году начала свою деятельность Киевская республиканская художественная средняя школа, которой в 1939 году присвоено имя Т. Г. Шевченко. Школа имела живописно-графический, скульптурный и архитектурный отделы.

Важным средством консолидации художественных сил, упрочения связи искусства с жизнью являлись художественные выставки, которые начиная с 1927 года проводились в республике регулярно. Особенно значительна роль в истории украинского искусства юбилейной выставки «10 лет Октября», открывшейся в Харькове, а затем экспонировавшейся во многих городах Украины. Ее экспозиция показала те сдвиги, которые произошли в изобразительном искусстве за годы Советской власти, помогла определить перспективу дальнейшего развития украинского советского искусства.

О мощном подъеме украинского изобразительного искусства, об овладении украинскими художниками методом социалистического реализма свидетельствовала VI Всеукраинская художественная выставка в Киеве, посвященная XIII съезду Советов УССР. На ней были отмечены 49 художников. Первой премии удостоились киевские живописцы Ф. Г. Кричевский, М. Г. Дерегус, В. М. Савин, скульптор Б. Н. Иванов, график В. И. Касиян. Следующая, седьмая по счету, юбилейная Всеукраинская художественная выставка, открывшаяся в Киеве к 20-летию Октября, а также активное участие украинских художников в больших тематических всесоюзных выставках закрепили и развили достигнутые успехи.

Укреплялись связи с художниками других республик, украинские художники участвовали в общесоюзных выставках. Так, произведения киевских художников демонстрировались на Юбилейной выставке народов СССР, организованной Государственной Академией художественных наук, и на выставке «Гравюра СССР за 10 лет» в Государственном музее изящных искусств в Москве. В октябре — ноябре 1928 года в Киевском музее революции развернулась большая выставка гравюры и рисунка мастеров России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении.

В конце 1934 года в городе экспонировалась всесоюзная выставка «15 лет РККА». Осенью 1938 года в Государственном музее украинского искусства была показана выставка произведений ленинградских художников. В дальнейшем почти ежегодно в Киеве устраивались выставки ленинградской графики. В 1937 году состоялась выставка грузинского искусства, а также этюдов художников Украины и Молдавии, в 1938—1939 гг.— персональные выставки произведений русских советских живописцев И. И. Бродского и П. И. Котова.

Для укрепления реалистических позиций украинского советского искусства большое значение имела популяризация художественного наследия прошлого. В городе организовывались выставки произведений И. Е. Репина и В. И. Сурикова из собраний музеев Москвы и Ленинграда, а также И. Н. Крамского и И. И. Шишкина из украинских музеев и частных собраний. Были устроены выставки произведений украинских художников С. И. Васильковского (1938 г.), К. К. Костанди, Г. С. Головкова и Т. Я. Дворникова (1941 г.).

Глубокой и всесторонней разработке шевченковской тематики и широкой популяризации его творчества способствовали юбилейные республиканские художественные выставки: посвященная 125-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко и «Иллюстраторы „Кобзаря“ за сто лет», приуроченная к 100-летию со дня выхода «Кобзаря» (1940 г.). На базе первой из них по постановлению СНК УССР в 1941 году в Киеве открыт Центральный государственный музей Т. Г. Шевченко, в котором начали сосредоточиваться живописное и графическое наследие поэта и художника, а также различные материалы о его жизни и творчестве.

Общий подъем украинского изобразительного искусства со второй половины 20-х годов особенно сказался в развитии станковой живописи. Многие художники тяготели к исторической и историко-революционной темам. Философской глубиной и масштабностью, выразительностью художественного образа отличались полотна Ф. Г. Кричевского — триптих «Жизнь», начатый еще в 1925 году и экспонировавшийся на юбилейной выставке 1927 года, картины «Довбуш» (1931 г.) и «Победители Врангеля» (1934 г.). Последняя явилась выдающимся произведением социалистического реализма.



Г. П. Светлицкий. Автопортрет. 1919 г.



И. С. Ижакевич. Автопортрет. 1933 г.

Необычайно расширились сюжетно-тематические границы произведений И. С. Ижакевича, окрепли народно-реалистические принципы его творчества, усилилась социальная характеристика изображаемых им событий. В своих картинах он изображал сцены дикого своеволия помещиков, восстания крестьян, борьбы народа за/338/ свою независимость («Торг крепостными», «Бунт крестьян в селе Веселом», «Битва казаков с шляхтой», «Уманская резня», «Гайдамаки под Уманью»). Заслуживают внимания и его композиции на темы далекого прошлого родины: «Битва черниговского князя Черного с древлянами», «Народное восстание в Киеве в 1113 году», «Восстание крестьян в Галиции против феодального гнета под руководством Мухи в 1490 году» и другие.

Историческая и современная тематика органически сочеталась в творчестве Г. П. Светлицкого. В 1928 году он исполнил большое многофигурное полотно «Переход богунцев через Днепр (Подвиг рыбака Алексеева)». Давний и глубокий интерес к музыке подсказал художнику элегическое полотно «П. И. Чайковский на Украине» (1939 г.).

Свой вклад в разработку революционной тематики внесли и художники младшего поколения. И. Р. Попенко принадлежат картины, в которых воссоздан образ В. И. Ленина («Н. Щорс на приеме у В. И. Ленина», 1938 г.; «В. И. Ленин осматривает проект памятника Т. Г. Шевченко», 1939 г.). Большой эмоциональной и психологической выразительностью исполнены картины В. Н. Костецкого («Большевистская листовка в казармах интервентов», 1935 г.), Ф. Ф. Кличко («Г. И. Котовский ликвидирует банду Матюхина», 1939 г.), А. К. Нестеренко («Проводы партизана», 1940 г.).

Большое место в творчестве киевских художников в 30-х годах заняла тема жизни и творчества Т. Г. Шевченко. В живописи и графике ее постоянно разрабатывал И. С. Ижакевич («Перебендя», 1933—1934 гг.; «Тарас Шевченко — пастух», 1935 г.). Глубоко содержательное, композиционно выразительное полотно «Шевченко и Энгельгардт» (1939 г.) создал К. Д. Трохименко, драматическое состояние бесправного ссыльного поэта передал В. Н. Костецкий («После муштры», 1939 г.), поэтический цикл по мотивам известной поэмы Т. Г. Шевченко «Катерина» задумал Ф. Г. Кричевский (осуществлены только две композиции — «Мечтающая Катерина» и «Катерина в отчаянии», 1937—1940 гг.). Значительные произведения создали киевские художники на темы современности. К. Д. Трохименко посвятил цикл картин строительству первенца социалистических пятилеток: «Днепрострой» (1927 г.), «Кадры Днепростроя» (1937 г.). Колхозное село изобразили в своих картинах А. М. Черкасский и А. И. Сиротенко. Одинаковые по названию («Отдых»), их полотна различны по содержанию. А. И. Сиротенко стремился передать само состояние отдыха в выражении лиц, в застывших позах, натруженных руках. А М. Черкасский же сумел показать черты нового и в самом крестьянском быту, и в интересах людей. Достижением украинского искусства 30-х годов была картина В. Н. Костецкого «Допрос врага» (1937 г.). Композиционная и живописная целостность, психологическая и социальная глубина характеристики приобрели в ней необыкновенную убедительность и силу. О стремлении к гуманистической содержательности живописи, проникновении в мир личных и интимных переживаний человека свидетельствовали такие произведения, как «Любовь» С. Н. Ержиковского (1935 г.), «Возле моря» Д. Н. Шавыкина (1937 г.), «Веселые доярки» Ф. Г. Кричевского (1937 г.), «Физкультурники» С. А. Григорьева (1937 г.).

Киевские художники работали также в жанре живописного портрета. Стремление к монументальности и поиски обобщенного типизированного образа характерны для многих портретов второй половины 20-х годов (Л. Ю. Крамаренко «Работница», В. Ф. Седляр «Портрет художницы О. Павленко»), однако в них имелись и определенные издержки, обусловленные пренебрежением натурой и подменой выразительной пластики схемой. В живописном портрете 30-х годов заметно усилилось внимание к индивидуальным особенностям человека, стремление художников в самой натуре подметить черты, возникшие и утвердившиеся в новых условиях, раскрыть новое во внутреннем мире советского человека. Расширился круг портретируемых, все чаще художники обращались к образам рабочих, колхозников, пытаясь передать не тип вообще, а человеческую индивидуальность. Даже такие уже сложившиеся известные мастера, как П. Г. Волокидин и А. А. Шовкуненко, тяготевшие к интимно-лирической трактовке модели, в то время создали портретные образы, преисполненные глубокой гражданственность К таковым относятся «Портрет артистки Зои Гайдай», «Портрет художника А. И. Сиротенко», «Портрет жены», «Автопортрет» П. Г. Волокидина. Поездка в Молдавию открыла новый этап в творчестве А. А. Шовкуненко. Красота природы и обновленная жизнь самобытного парода вдохновили его на создание серии портретов: «Молдаванин», «Молдаванка», «Портрет Декицы Фрунзе», «Портрет молдавской колхозницы Наталуцы Слюсар» (1937 г.). Много и успешно работал над портретом Ф. С. Красицкий. О расширении творческих интересов художника свидетельствуют портреты организатора первой в нашей стране хаты-лаборатории О. Курносенко (1935 г.), белорусских писателей Я. Купалы и Я. Коласа (1939 г.), а также «Косарь-ударник» (1935 г.)./339/

Стремление к портретной достоверности художественного образа, к социальной его определенности вызвали к жизни тематические полотна с конкретными историческими личностями. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в историко-революционных композициях, посвященных В. И. Ленину, в полотнах, посвященных Т. Г. Шевченко. Среди портретных изображений В. И. Ленина отличались работы Ф. Г. Кричевского (1938 г.) и С. Н. Ержиковского (1940 г.).

Пейзаж в творчестве киевских художников второй половины 20-х и 30-х годов стал более жизненным, тематически определенным и композиционно завершенным. Об этом свидетельствуют такие полотна, как «Колхоз в цвету» Г. П. Светлицкого, серия акварелей А. А. Шовкуненко «Луганский паровозостроительный завод» (1936 г.), «Днепр» (1933 г.) и «Дождь в горах» (1939 г.) Н. М. Мищенко, «Цветущий май» (1940 г.) К. Д. Трохименко.

Более сложно и противоречиво развивалась в республике монументальная живопись. Воплощая идеи ленинского плана монументальной пропаганды, киевские мастера выполнили ряд росписей, получивших широкое признание за пределами Украины. К таким относится роспись Крестьянского санатория им. ВУЦИК на Хаджибейском лимане в Одессе, выполненная группой киевских художников под руководством М. Л. Бойчука летом 1928 года. Ансамбль фресок состоял из большого панно в вестибюле «Праздник урожая» (авторы Н. А. Рокицкий, А. В. Мызин, К. В. Гвоздик, М. И. Шехтман), тематических композиций в клубном зале и портретов К. Маркса, В. И. Ленина, Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко. Снаружи здание санатория было украшено 12 большими рельефами и государственным гербом на фасаде. Скульптурные композиции выполняли также преимущественно киевские скульпторы Ж. К. Диндо, Б. М. Кратко, А. М. Писаренко, Г. Н. Василевич и др. Монументальные работы в Крестьянском санатории как по объему (фресковая живопись составляла 500 кв. метров), так и по своей комплексности не имели тогда равных в Советском Союзе. В 1934 году киевские монументалисты выполнили четыре больших панно в Краснозаводском театре в Харькове: «Праздник урожая» (М. Л. Бойчук), «Индустриализация» (В. Ф. Седляр), «Отдых» (И. И. Падалка), «Физкультура и спорт» (О. Т. Павленко). По тематике и трактовке росписи вполне отвечали требованиям современности. Композиционной и колористической выразительностью отличались две фресковые композиции в конференц-зале Всеукраинской Академии наук, исполненные в 1930 году И. Я. Жданко и Ю. X. Садиленко под руководством Л. Ю. Крамаренко. Они были расположены на торцовых стенах зала и посвящались строительству Днепрэльстана и встрече ученых Академии с рабочими Макеевки.



«Тарас Шевченко — пастух». Художник И. С. Ижакевич. 1935 г.

Несмотря на значительные достижения, деятельность украинских монументалистов в конце 20-х и в начале 30-х годов подверглась довольно резкой и во многом справедливой критике (особенно М. Л. Бойчука и художников его группы, которые, стремясь передать пафос революционных преобразований, обращались к опыту мастеров раннего Возрождения и украинской иконописи, что приводило к стилизаторству и оторванности от жизни). Однако в ходе ее перечеркивалась стилистическая и образная специфика монументального искусства, что отрицательно сказалось на дальнейшем развитии монументальной живописи на Украине. Участие киевских художников в художественном оформлении павильона Украинской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (М. Г. Дерегус, Д. Н. Шавыкин и другие, 1939 г.), а также музея Т. Г. Шевченко на Чернечей горе в Каневе не принесло больших успехов. Самым ценным в этих работах являлось обращение к народным традициям, привлечение народных мастеров к непосредственной работе над монументальными росписями. Так, по эскизу народной мастерицы П. И. Власенко был выполнен витраж над входом в павильон Украинской ССР, ей же принадлежали и орнаментальные росписи в павильоне. Театрально-декорационное искусство в Киеве развивалось в тесной связи с изобразительным искусством и с украинской советской режиссурой. В творчестве художников театра во второй половине 20-х годов еще преобладало увлечение конструктивистскими приемами, но использовались они уже для отображения конкретного места сценического действия. Лучшие произведения отличались образной обобщенностью, стремлением средствами декорационного искусства глубже раскрыть идейный замысел спектакля. Эти черты, в частности, присущи декорациям Г. А. Цапка к спектаклю «Мятеж» по Д. А. Фурманову в Украинском драматическом театре им. И. Франко (1928 г.). Взятые из жизни и тщательно отобранные детали использовал художник в спектакле франковцев «Диктатура» по пьесе И. К. Микитенко (1929 г.). После утверждения в советском искусстве в 30-е годы новой, живописно-объемной системы декораций к ней обращались и киевские художники. Они создавали произведения, отличавшие-/340/ся глубоким проникновением в жизненные явления, раскрытием их социальной сути, реалистическим отображением действительности. Ярким примером этого является творчество А. Г. Петрицкого — его оформление спектаклей «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1936 г.), «Богдан Хмельницкий» А. Е. Корнейчука (1939 г.), «Черевички» П. И. Чайковского (1941 г.). Талантливо используя возможности живописи на оперной сцене и достигая максимального слияния зрительных образов с музыкальными, значительных успехов достиг А. В. Хвостенко-Хвостов (декорации и костюмы к операм: С. С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем», 1936 г.; Б. Сметаны «Проданная невеста», 1937 г.; Б. Н. Лятошинского «Щорс», 1938 г.). Художник тонко и с большим вкусом воспроизвел национальный колорит, глубокой эмоциональностью наполнил сценический пейзаж.



Фронтиспис к первому действию драмы-феерии Леси Украинки «Лесная песня». Гравюра на дереве Е. Б. Сахновской. 1929 г.

Высокую оценку на республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках получила деятельность киевских графиков. Ведущее место в станковой графике заняли тематическая композиция, а позднее тематическая серия. Уже на юбилейной выставке 1927 года киевские мастера экспонировали содержательные ксилографии (С. А. Налепинская-Бойчук, Е. Б. Сахновская), литографии (И. И. Падалка, З. Ш. Толкачев), поэтические зарисовки Киева и его окрестностей (И. Н. Плещинский). Значительным явлением в украинском искусстве стали гравюры В. И. Касияна. Его привлекали темы героической борьбы украинского ни рода за победу Октября (гравюры «Восстание арсенальцев», «Перекоп», «Герой Перекопа»), героика труда современников (цикл офортов и ксилографии «Социалистический Донбасс», 1930 г.; серия линогравюр «Днепрострой», 1932 г., и экспрессивная композиция «Октябрьский поход», 1932 г.; проникнутые трудовым пафосом композиции «Большевистский урожай» и «На штурм прорыва», 1934 г., и др.). К шевченковскому юбилею художник выполнил психологически тонкие и глубоко эмоциональные композиции «Шевченко на Украине», «Шевченко среди крестьян».

Горячим поклонником техники цветной линогравюры был А. С. Пащенко, опиравшийся на опыт русских мастеров (А. П. Остроумовой-Лебедевой и В. Д. Фалилеева). Его произведения, преимущественно пейзажные композиции, славили красоту Киева («Киевский университет», «Днепр с Владимирской горки», «Наводнение на Днепре» и др.). Монументальной величавостью и поэтической возвышенностью отличались композиции Г. М. Пустовойта из серий цветных литографий «Молдавия» и «Днепр» (1937 г.).

Более содержательной стала книжная графика. Наряду с внешним оформлением уделялось внимание иллюстрированию, способствовавшему раскрытию содержания литературных произведений. Во всем этом немалая заслуга киевских художников С. А. Налепипской-Бойчук («Оловянный перстень» С. В. Васильченко, 1930 г.; «Катерина» Т. Г. Шевченко, 1930 г.), И. И. Падалки («Слово о полку Игореве», 1928 г.; «Захар Беркут» И. Я. Франко, 1928 г.), их учеников Е. Б. Сахновской («Лесная песня» Леси Украинки, 1929 г.) и Г. М. Пустовойта («Обломов» И. А. Гончарова, 1935 г.). Постоянно и много работал над оформлением и иллюстрированием книги И. С. Ижакевич. С его творчеством во многом связано утверждение в книжной графике реалистических традиций. Иллюстрации к «Лесной песне» Леси Украинки, «Бориславским рассказам» И. Я. Франко, повести «Fata morgana» М. М. Коцюбинского (1937 г.), юбилейному изданию «Кобзаря» Т. Г. Шевченко (1939 г.) принадлежат к классике украинской графики. Украинскую литературную классику много иллюстрировал также В. И. Касиян. Высоким мастерством исполнения и тонким проникновением в содержание произведений классиков отличаются его иллюстрации к «Стихотворениям» Т. Г. Шевченко и повести «Борислав смеется» И. Я. Франко.

О повышении интереса к художественному оформлению произведений современной литературы свидетельствуют цикл драматически напряженных иллюстраций З. Ш. Толкачева к роману А. М. Горького «Мать» (1939 г.) и исполненные романтики рисунки А. И. Резниченко к романам Н. А. Островского «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей» (1941 г.).

Украинские графики-сатирики группировались в основном вокруг специальных художественно-сатирических изданий и центральных газет, выходивших в Харькове. Из киевских карикатуристов в них активно сотрудни-/341/чали К. Г. Агнит-Следзевский, Бе-Ша (Б. М. Шаповал), Самум (С. А. Уманский), В. Л. Гливенко и др. Накануне Великой Отечественной войны украинские сатирики вновь объединились вокруг сатирического журнала «Перець», издававшегося с мая 1941 года в Киеве.

После постановления ЦК ВКП(б) «О плакатной литературе» (1931 г.) несколько активизировалась деятельность киевских художников, работавших в этом жанре. В специальных мастерских плаката, организованных при центральных издательствах, трудились киевские художники Г. М. Пустовойт, Н. М. Мищенко, М. М. Балясный, Л. Б. Каплан и др. В предвоенные годы к плакату обратились В. И. Касиян («Да здравствует Советская Украина!», 1935 г.), И. М. Литинский («Физкультурники и физкультурницы — гордость нашей страны!». 1937 г.), З. Ш. Толкачев («Взошла заря, братья дождались свободы...», 1939 г.), Б. М. Шаповал («Морские границы СССР прочны и неприкосновенны!», 1940 г.). Большое значение для определения перспектив развития жанра имела выставка плакатной продукции Украины, организованная в 1940 году издательством «Мистецтво». В совещании, проведенном здесь, приняли участие художники и искусствоведы не только Украины, но и других республик.

Значительных успехов добились киевские мастера в монументальной скульптуре. Созданные ими монумента устанавливались в Киеве и других городах. К 10-й годовщине Великого Октября в Советском парке в Киеве на братских могилах героических борцов за Советскую власть на Украине сооружено надгробие с бронзовым барельефом работы скульптора В. В. Климова{Во время оккупации Киева фашистскими захватчиками памятник был разрушен, но бронзовую плиту сохранили рабочие-арсенальцы.}. Студенты и преподаватели скульптурного факультета Киевского художественного института разработали под руководством П. М. Ульянова проект памятника Н. А. Щорсу, установленного в 1931—1932 гг. в Житомире.

Мощным стимулом для развития украинской скульптуры, особенно монументальной, явился конкурс на лучший проект памятника Т. Г. Шевченко в Харькове. В нем участвовали многие киевские скульпторы и художники. Был принят проект русского скульптора М. Г. Манизера и архитектора И. Г. Лангбарда. В 1939 году по проекту М. Г. Манизера и Е. А. Левинсона сооружен памятник Т. Г. Шевченко в Киеве. В отличие от многофигурного харьковского монумента в киевском — одна фигура поэта-мыслителя.



Открытие памятника Т. Г. Шевченко в Киеве. 1939 г.

В 1934—1936 гг. творческая группа киевских скульпторов в составе Е. И. Белостоцкого, Г. Л. Пивоварова и Э. М. Фридмана соорудила в селе Триполье Киевской области на высоком берегу Днепра монумент героям-комсомольцам, погибшим в 1919 году от рук бандитов. Десятиметровый пятигранный обелиск возвышался на постаменте в форме пятиконечной звезды. Рельефы в нижней части обелиска рассказывали о героических страницах борьбы комсомола за Советскую власть на Украине. Этому же коллективу скульпторов принадлежали и две многофигурные группы «Социалистическая индустрия» и «Социалистическое сельское хозяйство» у входной арки павильона УССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.

С 1935 года в Киеве жил и работал скульптор Б. Н. Иванов. В 1941 году по его проекту сооружен памятник легендарному герою гражданской войны Г. И. Котовскому на его родине в Ганчештах (ныне Котовское) вблизи Кишинева. Для павильона «Поволжье» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке скульптор выполнил монументальную фигуру Героя Советского Союза В. П. Чкалова (1939 г.).

Многостороннее развитие получила станковая скульптура, особенно сюжетная композиция и портрет. В конце 20-х годов раскрылся оригинальный талант Ж. К. Диндо. В статуе «Делегатка» (1927 г.) она первой в украинской скульптуре создала монументально-обобщенный и пластически выразительный образ передовой крестьянки. Композиционной монолитностью и пластической красотой отличалась скульптурная группа А. М. Писаренко «Жатва» (1929 г.). Ясность замысла и четкость пластического решения придают особую эмоциональную силу группе Б. Н. Иванова «Моряки» (1937 г.). С целым рядом оригинальных скульптур — чаще всего/342/ женских образов — выступила Г. Л. Петрашевич («Испанская женщина», 1937 г.; «Обездоленная», 1939 г., образ которой навеян поэзией Т. Г. Шевченко).

В скульптурном портрете конца 20-х и 30-х годов был довольно распространенным обобщенный образ-тип. Большую дань отдал ему П. М. Ульянов. Его «Герой Октября» (1931 г.) и «Красноармеец» (1933 г.), изваянные из гранита, обладают выразительной силой. К подобному обобщению стремились и М. И. Гельман («Воздушный страж», 1929 г.), В. В. Климов («Крестьянин», 1927 г.).

В то же время получил распространение исторический портрет. Чаще всего скульпторы обращались к портрету В. И. Ленина. Лучшими в этом плане являются: портрет Ильича работы И. В. Северы (1928 г.), бюсты работы Б. М. Кратко (1933 г.) и Е. И. Белостоцкого (1934 г.). Много и успешно работали киевские скульпторы над портретом Т. Г. Шевченко. Особенной выразительностью трактовки отличались «Молодой Т. Г. Шевченко» И. В. Северы (1929 г.), бюсты поэта работы Г. Л. Пивоварова (1936 г.), И. В. Макогона (1938 г.), Г. Л. Петрашевич (1939 г.).

Киевские мастера пластики достигли высокого мастерства в изображении современника. Портреты работы Б. М. Кратко (в частности портрет художника П. Г. Волокидина, 1934 г.), Е. И. Белостоцкого (портрет П. Г. Тычины, 1927 г., бюст М. К. Заньковецкой, 1937 г.), Г. Л. Пивоварова (портрет А. П. Довженко, 1940 г.), И. В. Макогона (портрет художника И. М. Северина, 1937 г.) свидетельствуют о свободном владении выразительными возможностями пластики, глубине проникновения во внутренний мир человека.

С 30-х годов возросло значение Киева в развитии украинского декоративно-прикладного искусства. В 1935 году при Киевском государственном музее украинского искусства открылись Экспериментальные мастерские, куда были приглашены известные мастера гончарства (И. Т. Гончар, братья Я. А. Герасименко и А. А. Герасименко, Ф. И. Олексеенко), народной росписи (П. И. Власенко, сестры В. И. Павленко и А. И. Павленко, М. А. Примаченко), ткачества (Н. Е. Вовк), резьбы по дереву (П. П. Верна). Здесь же работали и художники-профессионалы (П. М. Иванченко, А. П. Грядунова). Их содружество способствовало взаимообогащению и сближению народного творчества с художественной промышленностью. Выдающимся событием в культурной жизни республики стала Выставка украинского народного искусства (1936 г.), которая открылась в Киеве, а затем представленные на ней произведения экспонировались в Москве и Ленинграде.

Поиски киевских мастеров ткачества, в частности С. Г. Колоса, обусловили довольно интенсивное его, развитие. В 1926 году С. Г. Колос изготовил ковер-портрет «Карл Маркс». В 30-е годы над эскизами ковров работали художники Д. Н. Шавыкин, В. И. Касиян, Н. А. Рокицкий, В. Ф. Овчинников, А. Г. Петрицкий, М. Г. Дерегус. В Киев были приглашены также народные ковровщицы из сел Решетиловка, Дегтяры, Скопцы. В творческом содружестве создавались тематические ковры, лучшим образцом которых является «Парад красного казачества» по эскизу Д. Н. Шавыкина (1936 г.). Подобное содружество практиковалось и в других видах декоративно-прикладного искусства. Так, киевские скульпторы Г. Л. Петрашевич, Ж. К. Диндо, выполняя заказы Городнянского фарфорового завода, изготовляли образцы мелкой пластики. В оригинального мастера, тесно связанного с народными традициями и остро ощущавшего современные запросы, вырос художник А. Ф. Саенко. Свои декоративные и декоративно-тематические панно он изготовлял из прессованной соломы, которую иногда подкрашивал. Глубокой содержательностью отличались такие его произведения, как «Праздничный день», «На страже СССР», «Казак Мамай», «Колхозное изобилие», «Праздник урожая», «Пионерский лагерь».

Таким образом, во второй половине 20-х и в 30-е годы происходил процесс консолидации реалистических художественных сил на основе принципов социалистического реализма, систематически и целенаправленно изучалось и пропагандировалось прогрессивное художественное наследие прошлого. В самом творчестве были изжиты формалистические увлечения и велась борьба против натуралистических тенденций, в полную силу раскрылось дарование художников-реалистов старшего поколения, со значительными зрелыми произведениями выступили художники, получившие подготовку в советских вузах.