-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Борьба киевлян за дальнейшее развитие промышленности

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/404/

БОРЬБА КИЕВЛЯН ЗА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Новый размах приобрела творческая активность широких масс трудящихся города в ходе осуществления заданий пятой и шестой пятилеток. В Директивах XIX съезда КПСС ставилась задача увеличить за годы пятой пятилетки (1951—1955 гг.) промышленное производство на 70 проц. по сравнению с 1950 годом и в 3 раза против довоенного 1940 года. Увеличение производства планировалось обеспечить за счет строительства новых предприятий, а также реконструкции и улучшения использования имеющихся производственных мощностей.

Задачи, решаемые народным хозяйством страны в пятой пятилетке, определили большие масштабы и качественно новый характер дальнейшего развития промышленности Украинской ССР и, в частности, Киева. XVII съезд Коммунистической партии Украины, состоявшийся в сентябре 1952 года, всесторонне обсудил состояние и перспективы развития экономики республики, обязал партийные организации направить усилия коммунистов, всех трудящихся на досрочное/405/ выполнение пятой пятилетки, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции. За годы пятой пятилетки выпуск продукции республиканской промышленности должен был увеличиться на 74 процента{Очерки истории Коммунистической партии Украины, с. 624, 626.}.

Претворение в жизнь пятилетнего плана требовало большой политической и организаторской работы партийных и советских органов, творческих усилий трудящихся города, а также дальнейшего развития социалистического соревнования. Уже в 1951 году соцсоревнованием было охвачено 95 проц. всех рабочих Киева{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 11, д. 3, л. 22.}. Ширились патриотические начинания, возникшие в годы четвертой пятилетки: движение за ускорение оборачиваемости оборотных средств, за звание бригад отличного качества, за экономию сырья и материалов, за выполнение и перевыполнение норм выработки всеми рабочими, движение скоростников и др. В цехах киевских заводов проводилась большая работа по модернизации станков, увеличению их мощности и переводу на скоростной режим работы. В целом по городу в 1951 году количество рабочих-скоростников увеличилось по сравнению с предыдущим годом в 2 раза. По примеру рабочих Ленинградского завода им. С. М. Кирова на заводе станков-автоматов им. А. М. Горького были организованы 54 комплексные бригады, работавшие в содружестве с инженерами и техниками. Творческими усилиями передовых рабочих и инженерно-технических работников предприятия создавались и испытывались новые конструкции многошпиндельных станков-автоматов, где одновременно обрабатывались четыре детали, что в 15 раз ускорило обработку их на токарном станке прежней конструкции. Как и на всех предшествующих этапах, во главе соревнующихся шли коммунисты. Киевский горком и райкомы партии регулярно проводили хозяйственно-технические конференции, на которых обменивались опытом новаторы производства. Ход соревнования широко освещался в печати.

Росту промышленного производства, повышению производительности труда содействовал творческий труд рационализаторов. Образцом хорошо организованной работы рационализаторов-изобретателей стал завод «Ленинская кузница», где только в 1951 году за счет внедрения 552 предложений получено 3,6 млн. руб. экономии. Коллектив предприятия, завоевав первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании среди предприятий транспортного машиностроения, получил переходящее Красное знамя ВЦСПС и Министерства транспортного машиностроения СССР. В целом по городу передовики производства внесли более 11 тыс. рационализаторских предложений; внедрение в производство большинства из них дало 25 млн. руб. экономии{Байбаков А. Б., Кац Р. С. Завод «Ленинская кузница», с. 136.}.

Особое внимание уделяли рабочие киевских предприятий выполнению заказов для Волго-Донского канала, Куйбышевской и Каховской ГЭС. В 1951 году продукция более чем 20 предприятий столицы отсылалась новостройкам, в частности, тракторные погрузчики, подъемные краны, речные суда, автоматические дозирующие установки, кабель, электроприборы, детали для домов рабочих поселков и пр. Только завод «Точэлектроприбор» отправил более 1400 различных электроизмерительных приборов высокой точности. По призыву коллектива Киевского завода им. Ф. Э. Дзержинского оказать помощь строителям Куйбышевской и Каховской гидроэлектростанций и Волго-Донского канала в деле освоения новой техники в 1951 году на новостройки выехала большая группа специалистов, среди них более 1000 юношей и девушек из Киева и области. Кроме того, туда выезжали инженерно-технические работники, передовые рабочие{«Київська правда», 1951, 13 марта, 26 апреля, 21 и 25 августа; «Вечірній Київ», 1952, 26 января; «Молодь України», 1951, 1 июля.}.

Важную роль в мобилизации сил трудящихся на борьбу за успешное выполнение планов пятой пятилетки сыграло постановление ЦК ВКП(б) от 4 января 1952 года о социалистическом соревновании в промышленности и сельском хозяйстве{КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 6. М., 1971, с. 339, 340.}. Передовыми методами труда овладевали целые коллективы. Уже в начале пятой пятилетки широкий размах приобрело движение за право называться коллективом передового труда. Свыше 3 тыс. смен, 1 тыс. цехов и 500 предприятий Киева соревновались за это почетное звание{Історичні дослідження. Вітчизняна історія, вип. 4. К., 1978, с. 32.}.

К июлю 1952 года в Киеве насчитывалось более 285 цехов, 283 смены и 1838 бригад передового труда. Киевский мотоциклетный завод первым в городе завоевал почетное звание завода коллективного передового труда. Предприятие заняло третье место во Всесоюзном соревновании работников автомобильной и тракторной промышленности страны{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 11, д. 5, л. 18; «Вечірній Київ», 1952, 26 апреля; 1953, 20 февраля.}. Инициатором создания бригад (участков) комплексного труда выступил здесь старший мастер коммунист А. И. Панченко. За выпуск продукции отличного качества на заводе соревновались 70 бригад и 21 участок, или 1600 рабочих. К 7 ноября 44 бригады и 4 участка завоевали звание бригад и участков отличного качества, а к середине месяца завод выполнил план 1952 года.

Заметных успехов добились производственники мотоциклетного завода в деле внедрения рационализаторских предложений. Только в 1953 году на заводе было внесено 630 предложений, более чем две трети из которых внедрены в производство. Экономический эффект от этого составил 1200 тыс. рублей{«Вечірній Київ», 1954, 6 января.}.

Опыт работы коллектива мотоциклетного завода стал достоянием многих предприятий Киева. На заводе/406/ «Ленинская кузница» звание бригад отличного качества завоевали 23 коллектива. Производительность труда здесь в 1952 году возросла на 26 проц., в 30 раз по сравнению с 1948 годом увеличилось количество рабочих-скоростников. Широкое применение автоматической электросварки дало возможность заводу почти в 2 раза сократить длительность производственного процесса. Под руководством главного конструктора завода коммуниста А. Б. Байбакова были построены новые комфортабельные скоростные пассажирские речные пароходы «М. В. Гоголь» и «Т. Г. Шевченко». Всего за год на заводе внедрили 483 рационализаторских предложения, в результате чего получено 3,5 млн. руб. экономии. За высокие показатели в работе коллективу предприятия в 1952 году трижды вручалось переходящее Красное знамя ВЦСПС{«Вечірній Київ», 1952, 14 июля и 18 октября.}.

Упорную борьбу за получение звания завода коллективного новаторского труда развернули рабочие и инженерно-технические работники «Арсенала». Образованные по инициативе партийной организации общезаводской штаб и технические советы в цехах занимались изучением, усовершенствованием и внедрением передовых приемов труда. В 29 школах новаторов рабочие изучали опыт и приемы работы передовиков, в частности токаря коммуниста Г. Я. Царика, а также других рационализаторов. К концу 1952 года коллектив завода добился снижения себестоимости продукции на 26,1 проц. Как победителю во Всесоюзном социалистическом соревновании ему присуждено переходящее Красное знамя Совета Министров СССР{«Арсенал» імені В. І. Леніна, с. 205—207}. В 1953 году рационализаторы завода представили 2485 предложений. 816 из них были внедрены в производство, что дало заводу 1 млн. руб. годовой экономии. 15 цехов, 91 участок, 196 бригад завоевали звание коллективов передового труда.

Применяя новаторские методы, внедряя рационализаторские предложения, передовики производства давали по нескольку норм за год, досрочно выполнили задания пятилетки. В августе 1953 года 96 передовиков завода станков-автоматов им. А. М. Горького завершили своп пятилетние задания. Движение рационализаторов способствовало повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции, успешному выполнению поставленных партией задач.

Высокими трудовыми показателями отметили трудящиеся Киева 300-летие воссоединения Украины с Россией. Так, коллектив завода «Красный экскаватор» выпустил в 1954 году экскаваторов и погрузчиков на 170 машин больше, чем в 1953 году. В сборочном цехе этого завода ввели поточно-переменную линию сборки экскаваторов, что сберегло около 200 нормо-часов рабочего времени, а механизация ручных операций в сталелитейном цехе повысила производительность труда на 40 проц. и уменьшила брак литья на 30 проц. Немало важных усовершенствований предложил и внедрил токарь-новатор завода лауреат Государственной премии СССР В. К. Семинский.

Все большее внимание уделялось механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации станков и оборудования. К 1955 году на предприятиях действовало до 50 поточных конвейерных линий. Внедрение автоматической конвейерной линии на 1-й обувной фабрике дало возможность повысить производительность труда в 2—3 раза.

Борьба за технический прогресс, за улучшение работы всех отраслей промышленности особенно усилилась после июльского (1955 г.) Пленума ЦК КПСС. Только на 30 ведущих металлообрабатывающих предприятиях в том году было модернизировано 550 единиц оборудования. Коллектив вагоноремонтного завода выступил инициатором широкого применения штамповки вместо свободной ковки, что дало большой экономический эффект. Как показала практика, в результате внедрения в производство точного литья и штамповки деталей вместо механической их обработки экономилось до 25 проц. металла и высвобождалось большое количество рабочих, а также станков. На заводе «Укркабель» разработали и построили новый высокопроизводительный агрегат, выпускающий полностью завулканизированный кабель. На заводе «Ленинская кузница», где рационализатором стал каждый пятый рабочий, было внедрено в производство 612 предложений по модернизации станков и оборудования, повышению производительности труда. Коллектив завода удостоился звания лучшего коллектива рационализаторов и изобретателей{Байбаков А. Б., Кац Р. С. Завод «Ленинская кузница», с. 136.}. На заводе электроприборов на каждых 100 работающих приходилось по 98 рационализаторских предложений, 80 проц. их внедрялось в производство{Історія робітничого класу Української РСР, т. 2. К., 1967, с. 351.}. Большое значение для осуществления заданий пятилетки имела проведенная работа по коронному улучшению организации строительства, повышению его технического уровня, внедрению новых прогрессивных материалов, особенно железобетонных конструкций, улучшению использования машин и механизмов, освоению передовых методов строительно-монтажных работ, совершенствованию финансирования строительных организаций, их укреплению и расширению.

Важное народнохозяйственное значение для дальнейшего улучшения строительства имело постановление Совета Министров СССР от 11 января 1952 года «О неотложных мерах по развитию городского хозяйства г. Киева на 1952—1955 гг.», предусматривавшее ускорение темпов жилищно-коммунального строительства в городе. На Всесоюзном совещании строителей и архитекторов, которое состоялось 30 ноября — 7 декабря 1954 года, были намечены конкретные пути улучшения организации строительства. ЦК КПСС и Совет Министров СССР 23 августа 1955 года приняли специальное постановление, в котором намечались мероприятия по дальнейшей индустриализации, улучшению качества/407/ и снижению стоимости строительства. Был осуществлен переход от хозяйственного способа ведения строительных работ к подрядному, что способствовало сокращению сроков строительства. Однако среди строительных управлений оставалось много мелких, не имевших достаточной технической базы. Ускорению технического прогресса в строительстве, росту основных фондов способствовало более широкое использование унифицированных строительных изделий и деталей. За годы пятой пятилетки в Киеве были построены и сданы в эксплуатацию 7 крупных государственных предприятий{Київ у цифрах. Статистичний збірник. К., 1966, с. 52.}, в т. ч. заводы реле и автоматики, железобетонный, стекольный, Дарницкий завод железобетонных конструкций.

Объем строительно-монтажных работ государственных и кооперативных предприятий и организаций города за пятую пятилетку возрос до 352 млн. руб. (в сопоставимых ценах), т. е. увеличился на 54 проц. по сравнению с четвертой пятилеткой.

В 50-е годы продолжалось наращивание мощностей действовавших предприятий путем строительства новых крупных цехов-корпусов, реконструкции, установки нового оборудования, механизации и автоматизации производственных процессов, что являлось важным резервом увеличения выпуска продукции при минимальных затратах. Так, в октябре 1952 года вступила в строй вторая очередь Киевской ТЭЦ-3 (первая очередь введена в октябре 1948 г.). В развитии предприятий машиностроения в городе главное внимание уделялось реконструкции, обновлению и модернизации станочного парка (заводы «Ленинская кузница», «Большевик», им. Артема, станков-автоматов им. А. М. Горького и другие). На Киевском комбинате химического волокна в 1955 году введены в действие новые производственные мощности капронового волокна и капронового штапеля{Химическая промышленность Украины за 50 лет Советской власти. К., 1967, с. 6.}. На кирпичных заводах вводились механизированные туннельные печи, по производительности намного превосходившие кольцевые. Были значительно расширены и реконструированы 4-я обувная, трикотажная, хлопкопрядильная фабрики и многие другие предприятия легкой и пищевой промышленности, в результате чего не только возросло производство, но и резко улучшились технико-экономические показатели их работы. Внедрялись автоматы и автоматические линии, более производительные машины, что создавало условия для осуществления поточного производства, повышения уровня механизации трудоемких работ.

На основе нового строительства, реконструкции, расширения предприятий, широкого внедрения новой техники, механизации и автоматизации производственных процессов, в результате значительного увеличения объема капитальных вложений быстро росли основные фонды промышленности. За пятую пятилетку введено в действие основных фондов государственных и кооперативных предприятий и организаций на сумму 576 млн. руб., или на 44 проц. больше, чем в четвертой пятилетке (в сопоставимых ценах){Київ у цифрах. Статистичний збірник. К., 1977, с. 45.}.

Вместе с тем принимались решительные меры по ликвидации недостатков (в отдельные годы пятилетки по некоторым предприятиям недовыполнялись планы по капиталовложениям, плановые задания по введению в действие производственных мощностей за счет капитального строительства; ряд строительных организаций нарушал графики сооружения объектов). Уточнялись списки строящихся объектов, корректировались плановые задания, создавались необходимые материально-технические резервы, расширялись производственные мощности предприятий.

В результате успешной борьбы с распыленностью капитальных вложений, усиления концентрации средств на важнейших объектах возросли масштабы и темпы капитального строительства. Была создана мощная база для обеспечения его роста (комбинат строительной индустрии, заводы железобетонных изделий, керамических блоков, асфальтобетонных, бетонных и шлакобетонных блоков и др.). В первой половине 50-х годов предприятия Киева освоили производство многих новых видов промышленной продукции, в т. ч. таких важных, как башенные и плавучие краны, шахтные подъемники, траулеры, сборные железобетонные конструкции и детали, асбестоцементные трубы, телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты, стиральные бытовые машины и др., и из года в год увеличивали их выпуск.

Важное народнохозяйственное значение приобрели такие изделия киевских предприятий, как электроизмерительная аппаратура, контрольно-измерительные приборы для металлургической, химической и пищевой промышленности, самолеты, станки-автоматы, речные суда, трамвайные вагоны и троллейбусы, мотоциклы и другое.

Значительных успехов добились в эти годы предприятия химической промышленности города. Совершенствовался процесс производства на заводах лаков, фотореактивов, патефонных пластинок, фармацевтического и лесохимического производства, а также искусственного волокна. Только завод «Красный резинщик» выпускал изделия свыше 1000 наименований. Наращивали мощности трикотажные фабрики им. Розы Люксембург, «Киянка», Дарницкий шелковый и Киевский швейный комбинаты, обувные фабрики № 1, № 4 и № 6. В крупнейшее предприятие мебельной промышленности превратилась Киевская мебельная фабрика им. В. Н. Боженко: она выпускала около 10 проц. общего количества мебели, производимой на Украине.

Ускоренное развитие промышленности сопровождалось увеличением промышленно-производственного персонала — со 121,8 тыс. человек в 1950 году до 180,8 тыс. человек в 1955 году, или на 48 проц. Наибольший рост среднегодовой численности рабочих наблюдался в та-/408/ких отраслях промышленности, как стекольная (на 90 проц.), легкая (на 82 проц.), строительных материалов (на 101 проц.), химическая (на 141 проц.){Народне господарство міста Киева. Статистичний збірник. К., 1963, с. 28—33, 86.}. Производительность труда возросла в 1955 году по сравнению с 1950 годом на 58 процентов.



Спуск на воду морского дизельного траулера, построенного на заводе «Ленинская кузница». 1954 г.

Строительство новых, расширение и реконструкция действующих предприятий, совершенствование технологических процессов, рост производительности труда, организаторская работа партийных и советских органов, творческая деятельность инженерно-технического персонала, трудовые успехи рабочих — все это способствовало досрочному (в октябре 1955 г.) выполнению пятой пятилетки, увеличению выпуска валовой продукции промышленности города в 1955 году в 2,3 раза по сравнению с 1950 годом и в 3,1 раза по сравнению с 1940 годом. Наибольшего роста валовой продукции добились предприятия таких важных отраслей, как промышленность строительных материалов (306 проц.), машиностроение и металлообработка (264 проц.), стекольная (326 проц.), легкая промышленность (226 проц.) и др. Себестоимость продукции снизилась за годы пятилетки на 35 процентов{Київ у цифрах. Статистичний збірник. К., 1966, с. 14, 24; «Вечірній Київ», 1956, 28 февраля.}.

Высоких показателей добились отдельные предприятия и труженики города. Производственники завода станков-автоматов им. А. М. Горького с 1950 по 1955 год повысили производительность труда на 70 проц. Коммунисты слесари А. А. Шпачук, Ф. Н. Макаров, А. Н. Демьянов, формовщик А. И. Козачук и многие другие дали за пятилетку по нескольку годовых норм. Пример передовиков производства играл большую воспитательную роль, вдохновлял коллектив на доблестный труд. Движение рационализаторов охватило и строительные организации города. Штукатуры внедряли поточно-расчлененный механизированный метод штукатурных работ, в результате чего сроки их выполнения сократились в 2 раза. Комсомольско-молодежная бригада Дарницкого строительного участка решила добиться того, чтобы каждый член бригады овладел смежными специальностями — каменщика, бетонщика, маляра, столяра, плотника, штукатура. В коллективе был значительно расширен фронт работ, производительность труда увеличилась до 400 проц. Другая комсомольская бригада, работая на строительстве Крещатика, по примеру куйбышевских строителей первой в Киеве внедрила метод взаимного контроля за качеством работы.

Дальнейшее развитие получили экономические связи Киева с другими городами республики и страны. В Донбасс отправляли киевский кабель, измерительные приборы, в западные области — различное оборудование, в Москву — автостопы для метрополитена. Завод «Большевик» изготовлял машины для суперфосфатного завода в Джамбуле, для заводов Эстонии, Белоруссии, Азербайджана и других братских республик. Киевской керамикой было облицовано здание Московского государственного университета на Ленинских горах. В то же время Киев получал металл и уголь из Донбасса, различное оборудование из Харькова, лес, нефть и газ — из западных областей Украины, сложные машины, различное оборудование, цветные металлы — из Москвы, Ленинграда и других городов. О масштабах экономических связей Киева в эти годы ярко свидетельствует, к примеру, строительство Киевского метрополитена, для которого изготовляли продукцию свыше 400 предприятий 10 союзных республик{Народне господарство Української РСР у післявоєнні роки (1946—1964). К., 1965, с. 34.}.

Огромное влияние на всестороннее развитие советского социалистического общества оказали решения XX съезда КПСС, явившегося важным этапом в жизни партии и страны, в международном коммунистическом и рабочем движении. Главная задача народнохозяйственного плана, принятого съездом, состояла в том, чтобы на базе преобладающего развития тяжелой промышленности, неуклонного технического прогресса и значительного повышения производительности труда обеспечить дальнейший рост всех отраслей народного хозяйства. Директивы XX съезда КПСС предусматривали увеличение выпуска промышленной продукции в 1960 году на 65 проц. по сравнению с 1955 годом.

На предприятиях, в организациях и учреждениях обсуждали и одобряли разработанный Центральным Комитетом партии проект Директив XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану. День открытия XX съезда КПСС коллективы заводов «Ленинская кузница», станков-автоматов им. А. М. Горького, «Красный экскаватор», 4-й обувной фабрики, трикотажной фабрики им. Розы Люксембург, Дарницкого шелкового комбината и других предприятий ознаменовали значительным перевыполнением производственных норм. 14 февраля 1956 года рабочие завода «Ленинская кузница» на 10 дней раньше срока спустили на воду морской рыболовный траулер{«Правда», 1956, 15 февраля.}./409/

Включившись в борьбу за претворение в жизнь начертаний партии и правительства, коллективы предприятий города провели значительную работу по увеличению масштабов и ускорению темпов капитального строительства, по расширению и реконструкции цехов, совершенствованию технологии, внедрению новой техники, механизации трудоемких процессов, автоматизации производства. Значительное внимание уделялось, в частности, усовершенствованию литейного производства, являвшегося длительное время узким местом в промышленности города. Широко внедрялись различные виды точного литья; ковка заменялась штамповкой. В 1956 году на вагоноремонтном заводе, заводах «Красный экскаватор», «Ленинская кузница», «Транссигнал», «Большевик» методом штамповки изготовлялось около 450 наименований деталей, что обеспечило экономию 150 тонн металла, повышение производительности труда на 25 проц.{«Вечірній Київ», 1956, 18 сентября.}. Завод «Ленинская кузница» перешел на серийное производство рыболовецких судов и сухогрузных теплоходов поточно-позиционным методом, широко применял автоматическую и полуавтоматическую сварку. Внедрение 152 организационно-технических мероприятий дало заводу 1800 тыс. руб. экономии. Только разработанная здесь специальная оснастка для обработки клапанов котлов на 50 проц. снизила трудоемкость изготовления котлов.

Пуск конвейера на 6-й обувной фабрике позволил значительно увеличить выпуск мужской и детской обуви{«Вечірній Київ», 1956, 22 декабря.}. На фабрике им. В. Н. Боженко впервые в деревообрабатывающей промышленности была пущена автоматическая линия по фанерованию и машинной отделке мебели, в результате чего улучшилось качество отделки, в 2 раза возросла производительность труда. На 50 проц. увеличилась производительность труда с внедрением конвейера на пилораме и на транспортировке отходов. В целом на предприятиях Киева в 1956 году было введено в действие свыше 80 автоматических и полуавтоматических линий. 12 ведущих предприятий освоили выпуск около 60 новых машин, в частности станков-автоматов, усовершенствованных рыболовецких траулеров с рефрижераторными установками, точных электроизмерительных приборов и другого.

Широко внедрялась новая техника и технология. В 1957 году на заводах и фабриках города было установлено почти 3 тыс. единиц нового оборудования и около 1,3 тыс. единиц модернизировано. Завод «Точэлектроприбор» освоил 15 новых, более совершенных конструкций и приборов, завод «Большевик» — автоматическую электросварку алюминия, покраску деталей с помощью тока высокой частоты и сушку инфракрасными лучами. На фабрике им. И. Ф. Смирнова-Ласточкина был усовершенствован метод рационального раскроя, в результате чего сэкономлено свыше 90 тыс. метров ткани, из которой сшили дополнительно 30 тыс. штук изделий. Широко использовались различные виды точного литья, заменители металла — капрон, пластмассы и т. д. К концу 1957 года количество поточных линий на предприятиях города было доведено до 200. Применялись высокопроизводительные пневматические и пневмогидравлические устройства. Только в 1958 году было осуществлено более 600 мероприятий по комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, освоено свыше 70 новых видов машин, механизмов и точных приборов. Так, завод «Большевик» наладил выпуск красильной машины и смесителя для химической промышленности, мотоциклетный завод — нового мотоцикла модели К-750, «Ленинская кузница» — дизель-электрической землечерпалки. За 1959—1960 гг. в Киеве комплексно механизировано и автоматизировано 10 цехов, 35 участков, внедрено 156 поточных, механизированно-поточных и автоматических линий{Київ у цифрах. Статистичний збірник. К., 1966, с. 48.}.

Большой вклад в дело технического прогресса внесли изобретатели и рационализаторы города. В 1956— 1957 гг. от них поступило свыше 30 тыс. предложений, внедрено 24 тыс., что дало более 100 млн. руб. экономии{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 16, д. 358, л. 16.}. В 1957 году лишь на фабрике им. Розы Люксембург было подано 142 рационализаторских предложения, большинство из них внедрено в производство, в результате чего получено свыше 1 млн. руб. экономии; некоторые рационализаторы предприятия внесли по 30 и более предложений.

Экономия от внедрения в производство предложений рационализаторов и изобретателей возрастала из года в год. В 1958 году на вагоноремонтном заводе внедрили в производство 205 рационализаторских предложений с годовым экономическим эффектом 400 тыс. руб. Реализация 407 предложений на заводе «Большевик» дала 2,8 млн. руб. экономии{«Вечірній Київ», 1958, 22 октября.}. В 1959 году в Киеве насчитывалось более 24 тыс. изобретателей и рационализаторов. Только внедрение в производство около 25 тыс. предложений дало 119 млн. руб. условной годовой экономии. В 1960 году количество рационализаторов и изобретателей возросло до 30 тысяч.

Общее признание получили разработанные Институтом электросварки им. Е. О. Патона АН УССР автоматическая сварка под флюсом и электросварка металла большой толщины. В 1957 году институт создал 30 новых типов аппаратов и установок. На предприятиях успешно осваивалась новая, более прогрессивная технология. Ученые Киева принимали участие в разработке технологии производства и применения новых материалов, более совершенных машин и механизмов. Так, с их помощью в 1959 и первой половине 1960 года на машиностроительных заводах города было внедрено более 50 новых машин и механизмов, что дало 3 млн. руб. экономии. Широкому внедрению новой техники и передовой технологии содействовали созданные с участием ученых на ряде предприятий специальные/410/ конструкторские группы и бригады по механизации и автоматизации производственных процессов, а также комиссии по техническому прогрессу. В 1960 году на предприятиях города было модернизировано 1900 единиц оборудования.

Неуклонное повышение политической сознательности, трудовой активности, творческой инициативы и квалификации рабочих города проявлялось в развертывании социалистического соревнования, в многочисленных начинаниях, направленных на досрочное выполнение производственных планов, повышение качества продукции и эффективности производства. Широкую поддержку на киевских предприятиях нашло патриотическое начинание бригады забойщиков шахты № 2 «Северная» треста «Краснодонуголь», возглавляемой коммунистом Н. Я. Мамаем, которая в конце 1956 года обязалась давать в смену сверх плана по 1 тонне угля. Соревнуясь за ежедневное перевыполнение сменных производственных норм, конкретные обязательства брали не только целые коллективы, по и отдельные рабочие Киева.

В феврале 1957 года рабочие, инженеры и техники завода «Точэлектроприбор» обратились ко всем производственникам Киева с призывом встретить 40-ю годовщину Великого Октября выпуском сверхплановой продукции, изготовленной за счет комплексной экономии материалов. Выполняя свои обязательства, труженики завода «Точэлектроприбор» к юбилею Октября изготовили сверх плана из сэкономленного сырья 1150 различных приборов, коллектив завода «Красный экскаватор» — 5 экскаваторов, станкостроители — 25 станков, обувщики — 200 тыс. пар обуви, трикотажники — 143 тыс. штук изделий{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 16, д. 353, лл. 18, 19.}.

Годовой план по выпуску валовой продукции предприятия города выполнили 11 декабря 1957 года. 160 предприятий завершили годовую программу на месяц раньше срока. Лишь за счет повышения производительности труда было выпущено продукции сверх плана более чем на 550 млн. рублей.

Среди новых форм социалистического соревнования, возникших во второй половине 50-х годов, важное место занимала борьба за выпуск продукции только отличного качества при посменном перевыполнении норм каждым рабочим, за высокую культуру производства, комплексную экономию материальных и энергетических ресурсов на каждом рабочем месте.

Включившись в социалистическое соревнование за достойную встречу XXI съезда КПСС, производственники заводов «Точэлектроприбор», станков-автоматов им. А. М. Горького, 6-й обувной фабрики, швейной фабрики «Україна» выступили с предложением развернуть социалистическое соревнование не только за перевыполнение производственных планов, но и за улучшение качества изделий, за честь киевской марки. В обращении ко всем рабочим и инженерно-техническим работникам предприятий Киева они призвали организовать социалистическое соревнование за выпуск первосортной продукции, за звание цехов и предприятий высокого качества.

Это начинание нашло широкий отклик среди производственников города. На заводе «Ленинская кузница» благодаря внедрению рационализаторских предложений ко дню открытия XXI съезда КПСС была достигнута условно-годовая экономия в сумме более 385 тыс. руб. В. К. Семинский в 1959 году внес 33 предложения, реализация только 6 из них дала заводу 125 тыс. руб. экономии. Десятки ценных предложений новаторов были реализованы с большим экономическим эффектом на многих предприятиях Киева и других городов страны.

В обстановке большого подъема в связи с подготовкой к XXI съезду КПСС в Москве родилось патриотическое движение — соревнование за коммунистическое отношение к труду, быстро распространившееся по Советской стране. В числе коллективов, первыми на Украине подхвативших этот почин, была молодежная бригада киевского завода «Красный экскаватор», прославившаяся самоотверженным трудом. Девизом движения стало: «Жить и трудиться по-коммунистически». В декабре 1958 года в Киеве состоялся первый слет зачинателей движения за коммунистический труд города и области. Его участники обратились к юношам и девушкам, ко всем трудящимся Киевщины с призывом включиться в это патриотическое движение. К концу года свыше 400 молодежных коллективов области соревновались за право носить высокое звание коллективов коммунистического труда.

Социалистическое соревнование за коммунистическое отношение к труду впервые приняло многоплановый, комплексный характер: наряду с производственными стали учитываться показатели, характеризующие культурно-технический уровень трудящихся, морально-этические нормы.

Горячее одобрение среди трудящихся Киева нашел патриотический почин прядильщицы Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината В. И. Гагановой. Более 300 бригадиров и новаторов производства киевских предприятий по ее примеру перешли работать в отстающие бригады и на участки, чтобы вывести их в число передовых. Среди них: И. С. Крахмальный — машинист паровозного депо Киев-Пассажирский, М. М. Корх — бригадир конвейера фабрики им. Р. Люксембург, депутат Верховного Совета УССР, Е. М. Шкробко — бригадир формовщиков завода «Красный экскаватор» и многие другие.

По почину комсомольских организаций заводов и строек в городе были созданы школы передового опыта. На «Красном экскаваторе» такую школу возглавил депутат Верховного Совета УССР, лауреат Государственной премии В. К. Семинский, на «Арсенале» им. В. И. Ленина — член Президиума Верховного Совета УССР, Герой Социалистического Труда Г. Я. Царик. В стройуправлении № 3 треста «Киевкрещатик-/411/строй» школой руководил Герой Социалистического Труда, бригадир комплексной бригады П. А. Степанчук.

Эффективной формой приобщения трудящихся к решению важных производственных задач явилось массовое движение — общественные смотры по выявлению и использованию внутренних резервов производства. На предприятиях города создавались общественные комиссии содействия техническому прогрессу. Так, на заводе «Красный резинщик» рационализаторы и изобретатели при содействии таких комиссий создали 5 машин новой конструкции, более 55 станков, 32 новых устройства и 16 приборов.

В народном хозяйстве Киева за 1956—1960 гг. было введено основных фондов государственных и кооперативных предприятий и организаций на сумму 1310 млн. руб. (в сопоставимых ценах){Київ у цифрах. Статистичний збірник. К., 1977, с. 45.}, или в 2,3 раза больше, чем за пятую пятилетку. Такой рост основных фондов стал возможен благодаря значительному увеличению капитальных вложений. За 1956—1960 гг. объем капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций возрос до 1464 млн. руб. (в сопоставимых ценах), т. е. на 130 проц. по сравнению с пятой пятилеткой. Объем строительно-монтажных работ в связи с этим увеличился до 826 млн. руб. (в сопоставимых ценах), или в 2,3 раза по сравнению с пятой пятилеткой. В Киеве в 1956—1960 гг. было введено в действие 13 крупных государственных предприятий.

Большие количественные и качественные изменения произошли в составе рабочего класса. В 1960 году среднегодовая численность рабочих в промышленности города увеличилась против 1940 года более чем в 2 раза{Народне господарство міста Киева. Статистичний збірник. К., 1963, с. 29.}. Производительность труда в 1960 году возросла по сравнению с 1955 годом на 37 проц.{Київ у цифрах. Статистичний збірник. К., 1966, с. 24.}. Выпуск валовой продукции в 1960 году увеличился по сравнению с 1955 годом в 1,8 раза и в 4,2 раза — против 1950 года. Уровень довоенного 1940 года по валовой продукции был превзойден в 1960 году в 5,7 раза. Наибольший рост выпуска валовой продукции за пятилетку наблюдался в таких важных отраслях, как промышленность строительных материалов (259 проц.), машиностроение и металлообработка (248 проц.), резино-асбестовая промышленность (219 проц.) и в других.

Новым трудовым и политическим подъемом встретили киевляне, как и все советские люди, постановление январского (1961 г.) Пленума ЦК КПСС о созыве 17 октября 1961 года очередного XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза. Бригадир шлифовально-фрезеровальной бригады завода станков-автоматов им. А. М. Горького В. С. Бахмут по поручению своего коллектива обратился с призывом ко всем производственникам города включиться в соревнование за досрочное выполнение годового плана ко дню открытия XXII съезда КПСС. Этот почин был подхвачен бригадой токарей завода «Арсенал», возглавляемой Г. Я. Цариком, и другими коллективами.

Коллектив Украинского института синтетических сверхтвердых материалов и инструментов Госплана УССР впервые в Советском Союзе разработал технологию опытно-промышленного производства искусственных алмазов. В подарок XXII съезду КПСС институт досрочно изготовил 2 тыс. каратов таких алмазов.

Широкий размах социалистического соревнования, развитие творческой инициативы трудящихся, стремление трудовыми победами ознаменовать XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза, который утвердил новую Программу партии, внес изменения в Устав КПСС и призвал советских людей приложить все усилия для решения задач коммунистического строительства, дали хорошие результаты. Уже 22 декабря 1961 года производственники города рапортовали о досрочном выполнении годового плана по выпуску валовой продукции.

Продукция киевских предприятий получила высокую оценку не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Она отправлялась в 57 стран. В 1961 году на 23, а в 1962 году более чем на 20 международных выставках и ярмарках были представлены изделия киевских заводов и фабрик, в частности заводов «Точэлектроприбор», станков-автоматов им. А. М. Горького, «Красный экскаватор», «Укркабель» и других.

Достижения трудящихся Киева в развитии экономики города в 50-е годы стали прочной основой успехов в последующие пятилетки.