О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Высшая школа

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/424/

Высшая школа. Задачи послевоенного восстановления народного хозяйства обусловили огромную потребность страны в специалистах с высшим образованием. Уже в первой послевоенной пятилетие (1946— 1950 гг.) планировалось не только достичь довоенного уровня подготовки специалистов высшей квалификации, но и значительно превзойти его. Наряду с восстановлением сети высших учебных заведений и увеличением количества студентов необходимо было значительно укрепить и расширить материально-техническую базу вузов. Высшие учебные заведения в первые послевоенные годы испытывали острую потребность в преподавательских кадрах, учебно-методической литературе, учебных помещениях, общежитиях для студентов.

В июне 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, в котором определялись пути скорейшего восстановления и дальнейшего развития одного из крупнейших вузов страны — Киевского политехнического института. Если до войны в нем обучалось более 3 тыс. студентов, то в первые послевоенные годы количество их должно было увеличиться до 5 тысяч{Вища школа Української РСР за 50 років, ч. 2. К., 1968, с. 14.}.

Значительную роль в возрождении высших учебных заведений Киева сыграло решение ЦК КП(б)У и Совета Министров Украины «Об улучшении материально-технических условий Киевского государственного университета» и ряд других, принятых в 1945—1946 гг. и направленных на быстрейшую ликвидацию последствий оккупации и организацию нормального учебно-воспитательного процесса в вузах. Только на восстановление аудиторий и лабораторий, кабинетов, служебных помещений и учебных корпусов университета правительство Украины ассигновало 30 млн. руб.{«Вестник высшей школы», 1947, № 11, с. 44.}. Значительные средства на восстановление и развитие выделялись Киевскому государственному педагогическому институту им. А. М. Горького, сельскохозяйственному институту, технологическому институту легкой промышленности и другим вузам города. Для ведения восстановительных работ был создан специальный строительный трест «Киеввузстрой».

Широко развернулось строительство специальных помещений для высших учебных заведений. Были сооружены новые корпуса для автодорожного и медицинского институтов, технологического института пищевой промышленности, финансово-экономического института, консерватории.

В 1946 году в Киеве работали 23 вуза, в которых обучалось 22 776 студентов. В 1947 году возобновил работу Киевский авиационный институт. В следующем году в/425/ один вуз были объединены институты инженерно-строительный и гражданских инженеров. Тогда же открылся Киевский педагогический институт иностранных языков. К высшим учебным заведениям была отнесена Республиканская партийная школа при ЦК Компартии Украины.

Большое внимание уделялось укреплению научно-педагогическими кадрами вузов. В 1947/48 учебном году в Киевском государственном университете работали 33 действительных члена и члена-корреспондента АН СССР и АН УССР, более 100 докторов наук и профессоров, свыше 150 кандидатов наук и доцентов; кафедры возглавляли ученые с мировым именем: президент АН УССР академик А. В. Палладии, академики М. А. Лаврентьев, А. Н. Динник, члены-корреспонденты А. И. Белецкий, Н. Н. Боголюбов, Л. А. Булаховский и др. В политехническом институте в это время работали шесть академиков АН УССР, 20 докторов наук, 34 профессора, 77 доцентов.

Многое делалось для совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузах. ЦК КП(б)У принял постановление «Об улучшении преподавания и политико-воспитательной работы в высших учебных заведениях УССР». Под руководством партийных организаций педагогические коллективы вузов города осуществили ряд важных мероприятий, направленных на улучшение учебных планов и программ, повышение успеваемости студентов, укрепление учебно-материальной базы институтов.

Успешное восстановление вузов дало возможность в значительной степени улучшить обеспечение народного хозяйства специалистами. По данным 1950 года, количество выпускников киевских вузов по сравнению с 1946 годом возросло более чем в два раза и составляло 4590 человек.

За достигнутые успехи в деле подготовки кадров для народного хозяйства и в связи с 50-летием со времени основания Президиум Верховного Совета СССР наградил в 1948 году Киевский политехнический институт орденом Ленина. Высокими правительственными наградами была отмечена большая группа профессоров и преподавателей института. В том же году орденом Трудового Красного Знамени награжден Киевский сельскохозяйственный институт, также отметивший свое 50-летие.

Большое значение для дальнейшего развития высшей школы имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 августа 1954 года «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием». Выполняя его, коллективы киевских вузов осуществили значительную работу по усовершенствованию учебного процесса: были укрупнены кафедры и факультеты, перестроены учебные планы и программы.

В 1954 году на базе Киевского ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственного и Киевского лесохозяйственного институтов создана Украинская сельскохозяйственная академия (в 1957 году в ее состав вошел и Киевский ветеринарный институт). С Киевским политехническим институтом были объединены Киевский технологический институт силикатов, а с Киевским медицинским — Киевский стоматологический институт. Укрупнение вузов дало возможность рациональнее использовать учебные площади, сэкономить значительные государственные средства.

За 1951—1955 гг. вузы республики дали стране 200 тыс. молодых специалистов, из них 35 тыс.— высшие учебные заведения Киева. В 1955/56 учебном году в вузах города насчитывалось 54,8 тыс. студентов.

С каждым годом вузы Киева увеличивали выпуск специалистов для новейших отраслей науки и техники. С 1955 года политехнический институт начал готовить кадры по таким специальностям, как электронные приборы, промышленная электроника, математические и счетно-решающие приборы, автоматизация металлургических процессов, гидроакустика, электроакустика, конструирование и технология производства радиоаппаратуры; технологический институт легкой промышленности — инженеров по технологии искусственного волокна, а инженерно-строительный — специалистов по производству бетонных и железобетонных конструкций для сборного и поточного строительства{Вища школа Української РСР за 50 років, ч. 2, с. 54.}. Больших успехов в подготовке специалистов гражданской авиации добился Киевский институт гражданского воздушного флота (до 1947 года — авиационный институт).

В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.) в киевские вузы стали намного больше принимать юношей и девушек с производственным стажем. Из 5772 студентов, которые поступили на первый курс в 1959 году, 3935 проработали до этого не менее двух лет на производстве или же демобилизовались из Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В ходе перестройки учебно-воспитательного процесса устанавливались тесные контакты между вузами и крупнейшими предприятиями города. Уже в 1959/60 учебном году студенты Киевского технологического института легкой промышленности проходили практику на 20 заводах и фабриках Киева. На предприятиях овладевали профессиями во время практики также студенты автодорожного, политехнического, инженерно-строительного и других институтов города.



Профессор Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко С. К. Всехсвятский. 1959 г.

Значительным событием в жизни высшей школы Украины явилось празднование в 1959 году 125-летнего юбилея Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко и награждение его орденом Ленина. В своем приветствии университету Центральный Комитет Компартии Украины и Совет Министров Украинской ССР отмечали: «Киевский университет является одним из старейших высших учебных заведений Украины. Его многолетняя история неразрывно связана с развитием передовой общественно-полити-/426/ческой мысли и революционно-освободительной борьбы на Украине. Университет внес значительный вклад в развитие советской науки, в дело подготовки научно-педагогических кадров и специалистов для народного хозяйства и культуры нашей страны»{«Правда Украины», 1959, 25 сентября.}. Так, за годы Советской власти (к 1959 году) в нем было подготовлено 25 тыс. специалистов, в то время как за 83 дореволюционных года — около 20 тысяч.

Коммунистическая партия и Советское правительство много внимания уделяли расширению системы заочного и вечернего обучения. Только в 1955—1957 гг. заочные и вечерние отделения и факультеты открылись при политехническом, финансово-экономическом, технологическом легкой промышленности и инженерно-строительном институтах. В последующие годы во многих вузах Киева открылись новые вечерние и заочные отделения, общетехнические и общенаучные факультеты. В 1960 году обучавшиеся в вузах без отрыва от производства составляли половину всех студентов города, в частности в Киевском государственном университете их насчитывалось 7 тыс. человек.

В 1960 году при университете открылся подготовительный факультет для студентов из стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Немало юношей и девушек из разных стран мира занималось в других вузах города.

В начале 1960/61 учебного года в 18 вузах Киева обучалась 71 тыс. человек. Хотя общее количество высших учебных заведений после укрупнения уменьшилось, численность студентов в них продолжала возрастать.

Дальнейшему развитию высшей школы способствовало принятое в 1961 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки ученых и научно-педагогических кадров»{КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 8. М., 1972, с. 163—167.}. Выполняя это постановление, партийные и советские органы Киева оказывали вузам конкретную, действенную помощь. Особое внимание уделялось подбору научно-педагогических кадров, комплектованию вузов студентами за счет передовиков производства, совершенствованию учебных планов и программ в соответствии с новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки, организации производственной практики студентов, более широкому привлечению их к активному участию в научно-исследовательской работе, в общественно-политической жизни. Большое значение придавалось идейной закалке студенческой молодежи, формированию у нее марксистско-ленинского мировоззрения.