-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Участие киевлян в освободительной войне 1648—1654 годов

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/65/

УЧАСТИЕ КИЕВЛЯН В ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЕ 1648—1654 ГОДОВ

Накануне освободительной войны трудящиеся массы Украины подвергались особенно жестокой феодально-крепостнической эксплуатации со стороны польских магнатов и шляхты. Эта эксплуатация дополнялась национальным и религиозным гнетом.

Киев в то время был т. н. королевским городом и резиденцией воеводы. Стремясь иметь опору в лице зажиточных слоев киевских мещан, польское правительство продолжало сохранять за ним магдебургское право. Большинство населения города составляли украинцы. Жили здесь также русские, поляки, белорусы, армяне, молдаване, евреи, греки и другие. По социальному составу население Киева было разнородным. В городе преобладали мещане, проживали также казаки и крестьяне. Привилегированное положение занимали польская и украинская шляхта, духовенство.

Утверждая свое экономическое и политическое господство, польская шляхта захватывала земли мещан и православного духовенства, административные должности. Огромные земельные владения имели православная, католическая и униатская церкви, в частности многочисленные киевские монастыри. В Киеве, как и в других королевских городах, существовали т. н. юридики — шляхетская и церковная собственность на территории города (дворы, дома и прочее), не подлежавшая власти магистрата. Владельцы юридик — в обход королевских указов — селили в своих владениях ремесленников, которые выполняли в их пользу различные повинности.

В зависимости от имущественного положения киевское мещанство делилось на несколько групп. Господствующее положение среди них занимала богатая верхушка — городская аристократия, или патрициат, в состав которого входили самые зажиточные семьи (Балыки, Ходыки и другие), жестоко эксплуатировавшие народные массы. Сосредоточив в своих руках внутреннюю и внешнюю торговлю, они брали на откуп сбор податей, арендовали фольварки. В их руках находились самые главные в городе должности — войта, бурмистров, лавников, райцев. Ремесленники и мелкие торговцы представляли среднюю группу киевского мещанства, а низшую группу населения составляла масса городского плебса: разорившиеся мастера, подмастерья, ученики, внецеховые ремесленники, батраки, огородники и другие. Материальное положение этих двух групп (особенно последней) было очень тяжелым.

1. О бесчинствах польско-шляхетских чиновников в Киеве накануне освободительной войны свидетельствовал игумен Киево-Межигорского монастыря Ф. Васьковский: «Наместник воеводский замку киевского и судил ремесников всяких киевских, и владел оными как подданными пана своего»{Чтения в историческом обществе Нестора Летописца, кн. 1. К., 1879, с. 312.}. Всячески притесняло киевских мещан и духовенство католических монастырей. Оно брало с мещан «десятину рыбную» (за торговлю рыбой), захватывало их земли и т. д. Большое количество поборов, различные принудительные работы в пользу города, церквей, монастырей и шляхты еще более ухудшали положение киевских низов и не раз вызывали выступления против угнетателей.

2. Освободительная война 1648—1654 гг. явилась одним из выдающихся событий в истории украинского народа, поднявшегося на вооруженную борьбу за освобождение от польско-шляхетского гнета и за воссоединение Украины с Россией. Вместе с крестьянством в освободительной войне выступали широкие массы казачества и городского населения{Тезисы о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654—1954 гг.). Одобрены Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза, с. 8.}.



Портрет Богдана Хмельницкого. Успенский собор Киево-Печерской лавры. Вторая половина XVII в.

Восстание против шляхетской Польши под руководством Б. Хмельницкого, которое вспыхнуло в начале 1648 года на Запорожье, вскоре охватило значительную часть Украины. Уже в мае восставшие казаки и крестьяне одержали первые победы над польскими вой-/66/сками, разгромив их под Желтыми Водами и под Корсунем.

После Корсунской битвы 16 мая 1648 года киевская шляхта вместе с зажиточными мещанами начала спешно выезжать в Польшу. К началу июля из Киева бежала почти вся знать, а также часть шляхты и богатого мещанства.

Киевское же «поспольство» — мещане, казаки, крестьяне, сочувствовавшие восстанию, с нетерпением ожидали прихода казацкого войска. В начале июня 1648 года Б. Хмельницкий прислал трехтысячный отряд казаков, которые с помощью «поспольства» овладели Киевом. В июне того же года севские воеводы сообщали в Москву, что «мещане и мещанские дети, и с буд будники к казакам пристают»{Акты Московского государства, т. 2. СПб., 1894, с. 225.}.

Отряд казаков, находившийся в Киеве, в середине июня 1648 года выступил в поход против польских войск на Брацлавщину. Воспользовавшись этим, польская и часть украинской шляхты при помощи киевского митрополита С. Косова восстановили в городе власть польско-шляхетской администрации.

В сентябре 1648 года на речке Пиляве крестьянско-казацкое войско нанесло сокрушительное поражение

польско-шляхетским войскам. В этой битве активное участие приняли и казаки-киевляне. Затем крестьянско-казацкое войско двинулось в Западную Украину. Польское правительство вынуждено было начать с Б. Хмельницким переговоры.

После победного похода на западноукраинские земли крестьянско-казацкая армия возвратилась на Поднепровье. При ее подходе к Киеву мещане вновь поднялись против шляхты. 11 декабря 1648 года здесь вспыхнуло восстание, в котором приняли участие мещане и казаки. Восставшие «шляхту... топили, ...убивали», захватили киевский замок с пушками и боевыми припасами, а также городскую ратушу. Власть в Киеве перешла в руки восставших. 23 декабря освобожденный Киев торжественно встретил крестьянско-казацкое войско во главе с Б. Хмельницким. «Весь народ вышел из города, вся чернь приветствовала его»,— писал представитель польского правительства{Наукові записки Інституту історії АН УРСР, т. 12. К., 1958, с. 18; Михайлина П. В. Визвольна боротьба трудового населення міст України (1569—1654), с. 159; Памятники, изданные Временной комиссией для разбора древних актов, т. 1. К., 1845, с. 337.}. Через Золотые ворота Б. Хмельницкий въехал в город. Во всех церквах звонили колокола. Стреляли из пушек. Около Софийского собора Б. Хмельницкого приветствовали митрополит, духовенство и горожане. Студенты Киево-Братской коллегии читали в его честь стихи.

Б. Хмельницкий хорошо понимал значение Киева как национального, экономического и культурно-идеологического центра. Он подчеркивал право восставшего украинского народа на Киев как «мисто наше столичное». «Мой Киев, я пан и воевода киевский»,— так заявил он польским комиссарам в начале 1649 года на переговорах{«Киевская старина», 1888, № 7, с. 69, 74.}.

В Киеве Б. Хмельницкий встретился и беседовал с иерусалимским патриархом Паисием, который проездом в Москву остановился в городе. Патриарх от лица всей православной церкви одобрил его борьбу против политики Ватикана на украинских землях. Б. Хмельницкий просил патриарха передать русскому правительству, что если царь поможет, украинские казаки «вперед ему... будут надобны». Выражая стремление украинского народа, Б. Хмельницкий в январе 1649 года послал из Киева в Москву посольство во главе с полковником С. А. Мужиловским, которому поручил поставить вопрос о воссоединении Украины с Россией и об оказании помощи украинскому народу ратными людьми{Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы, т. 2. М., 1954, с. 99—100; Козаченко А. И. Борьба украинского народа против иноземных поработителей за воссоединение с Россией. М., 1954, с. 135.}.

Б. Хмельницкий в феврале 1649 года начал переговоры с представителями польского короля в Переяславе, на которых он, в частности, требовал для киевлян, Киево-Братской коллегии и православных монастырей не-/67/прикосновенности и свободы действий. Эти переговоры привели лишь к временному перемирию{Памятники, изданные Временной комиссией для разбора древних актов, т. 1, с. 312—360, 372—376.}. Во время переговоров в Переяславе казаки и мещане во главе с Д. Нечаем выступили против шляхты, католического и униатского духовенства в Киеве. По свидетельству очевидца, городская беднота и казаки «выискивали ляхов и под землей..., одних топили, других... стенали»{Михайлина П. В. Визвольна боротьба трудового населення міст України (1569—1654), с. 160.}. В мае 1649 года жители Киева — мещане и казаки — снова поднялись против панов. Во главе выступления стал киевский мещанин Полегенький. Восстание продолжалось три дня. За это время в городе была уничтожена почти вся шляхта.

В ходе развертывания освободительной войны Киев становился одним из центров сосредоточения сил повстанцев для борьбы с польско-шляхетскими войсками. Еще в 1648 году был создан Киевский полк — крупная административно-территориальная и военная единица во главе с полковником М. Кричевским. Полк состоял из 17 сотен: Белгородской, Броварской, Васильковской, Обуховской и других. Откликнувшись на призыв Б. Хмельницкого, население города активно пополняло крестьянско-казацкое войско. В мае 1649 года севские воеводы сообщили в Москву, что в «Киеву и в польских (украинских—ред.)... городех остались только самые старые люди, да самые малые...»{Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы, т. 2, с. 201.}.

Учитывая важное стратегическое значение Киева, польско-шляхетское правительство стремилось захватить его. В мае 1649 года с запада двинулась польская армия под командованием короля, с севера через Полесье — армия литовского гетмана Радзивилла. В августе Киевский полк оказал под Лоевом упорное сопротивление преобладающим силам литовских феодалов. Тяжело раненный полковник М. Кричевский попал в плен, где покончил с собой. Восстание крестьян в Белоруссии заставило Радзивилла приостановить наступление на Киев.



Казацко-крестьянское оружие и атрибуты власти казацкой старшины времен освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг.

После победы над польским войском под Зборовом 8 августа 1649 года был заключен Зборовский договор. Согласно договору польско-шляхетское войско не должно было размещаться в Киевском, Черниговском и Брацлавском воеводствах, где административно-судебная власть передавалась казацкой старшине. Договор в основном защищал интересы казацкой старшины, украинской шляхты и высшего православного духовенства. Положение народных масс оставалось тяжелым. Крестьяне, которые не вошли в казацкий реестр, должны были возвратиться к своим владельцам. В марте 1650 года в Киев прибыл воевода А. Кисель. Однако власть его была номинальной, в городе он не чувствовал себя в безопасности. Русские послы, в частности, сообщали о том, что киевский воевода А. Кисель живет в «великом страхованье, а расправных никаких дел чинить не смеет». А. Кисель намеревался выехать из Киева, но казаки его не пустили, задерживая как заложника. В «великом страхованье», по сообщению тех же послов, жили также и прибывшие с воеводой шляхтичи-чиновники{Шевченко Ф. П. Політичні та економічні зв'язки України з Росією в середині XVII ст. К., 1959, с. 265.}, которые встретили сопротивление не только со стороны мещан и казаков, но и казацкой старшины, не хотевшей терять свою власть в Киеве. 7 ноября 1650 года в Житомире состоялся сеймик шляхты Киевского воеводства, где отмечалось, что до сих пор шляхта не только не может владеть своими имениями на казацкой территории, но даже проводить «рочки» (судебные заседания){Там же, с. 267.}. Народные массы Украины, недовольные условиями Зборовского договора, продолжали борьбу за освобождение от польско-шляхетского гнета. В марте 1650 года, когда Б. Хмельницкий приехал в Киев для переговоров с киевским воеводой А. Киселем, на Подоле собралась большая толпа киевлян, требовавших роспуска польского вооруженного отряда и протестовавших против присутствия в городе воеводы.

Летом 1650 года снова начались вооруженные выступления крестьян и городских низов против польских властей. В своем письме от 10 сентября того же года польскому королю в Варшаву А. Кисель жаловался, что «вся чернь... снова восстала», что восставшие «пришли к Киеву, к перевозу, целую неделю, день и ночь, все паромы захватив, перевозились; полный Киев, полные горы их вокруг..., оставаясь здесь, в какой я опасности, легко понять»{Хрестоматія з історії Української РСР, т. 1. З найдавніших часів до кінця 50-х рр. XIX ст. К., 1959, с. 272—273.}.



Универсал Б. Хмельницкого о привилегиях Киеву. 1654 г.

После поражения крестьянско-казацкого войска под Берестечком в июне 1651 года шляхетская армия стала продвигаться с боями к Белой Церкви, чтобы оттуда /68/ идти на Киев. В это же время с севера начало наступление на Киев литовское войско во главе с гетманом Радзивиллом, угрожая тылам крестьянско-казацкого войска. Б. Хмельницкий еще в начале 1651 года предпринял решительные меры по укреплению подступов к Киеву. К границам Белоруссии он направил Черниговский и Нежинский полки, а к северу от Киева расположился Киевский полк во главе с полковником А. Ждановичем. Несмотря на героическое сопротивление казацких полков и жителей местечек, окружавших Киев, польско-литовскому войску удалось захватить Чернобыль, Дымер и Вышгород. Путь Радзивилла на Киев был отмечен жестокими расправами над крестьянами и мещанами. 24 июля на подступах к Киеву между войсками Радзивилла и казаками под командованием А. Ждановича начались упорные бои. Не выдержав натиска превосходящих сил врага, Киевский полк, оборонявший город, вынужден был отступить. Вместе с казаками за Днепр ушло много мещан. Ворвавшись в Киев 25 июля, польско-литовские захватчики стали грабить население, монастыри, церкви. Вспыхнули пожары. Два дня горел город. Только на Подоле было уничтожено 2 тыс. домов. Больше месяца хозяйничали здесь оккупанты. В конце августа их начали теснить казаки Киевского и Переяславского полков и, нанеся с помощью населения несколько ударов, 1 сентября освободили город{Літопис Самовидця. К., 1971, с. 61—62; Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы, т. 3. М., 1954, с. 130.}.

18 сентября 1651 года Б. Хмельницкий подписал с польско-шляхетским правительством Белоцерковский договор, по которому на Украине восстанавливалась власть польской шляхты. Один из пунктов его касался Киева. В нем говорилось, что жители Киева, которые находились в повстанческом войске, «должны иметь амнистию, и их жизнь, личные права и имущество должны быть неприкасаемы»{Памятники, изданные Временной комиссией для разбора древних актов, т. 2. К., 1846, с. 118—139.}. Таким образом, договор признал активное участие киевлян в освободительной войне. Магнаты и шляхта пытались ограничить количество казаков в Киеве. В целом договор предоставлял некоторые права только казацкой верхушке, зажиточным реестровым казакам и духовенству на территории одного лишь Киевского воеводства. Тяжелые условия Белоцерковского договора вызвали недовольство народных масс. Повсеместно вспыхивали восстания крестьян и мещан. Летом 1652 года они начались и на Киевщине. Шляхта бежала на запад. Горожане при поддержке казаков изгнали польских чиновников из города. Едва удалось выбраться из Киева и воеводе А. Киселю.

В феврале 1653 года польские войска вместе с немецкими ландскнехтами вновь подошли к Киеву, где «сполох был великий». Б. Хмельницкий приказал защищать город Киевскому полку под командованием А. Ждановича. В то же время Б. Хмельницкий в Чигирине энергично проводил подготовку к новым военным действиям против польско-шляхетских войск.

Столкновения с шляхетскими войсками под Киевом продолжались в течение всего 1653 года. Но все набеги польско-шляхетских войск на город были отражены. Медленно, но неуклонно восстанавливалась экономическая жизнь города. Этому в значительной степени содействовал гетман Б. Хмельницкий. Еще в 1652 году он издал специальный универсал, которым запрещал войсковые постои в городе. В универсале указывалось, чтобы проезжающие через Киев казацкие отряды «жодних становиск, ночлегов и попасов в оном не отправовали»{Документы Богдана Хмельницкого. 1648—1657. К., 1961, с. 265.}.

2 июня 1653 года Б. Хмельницкий в своем универсале подтвердил право киевлян на угодья — луга и пастбища вокруг города{Там же, с. 290—291.}. Киевские монастыри получили подтверждение своих феодальных прав на крестьян, им жаловались новые села. Киево-Братский монастырь по универсалу Б. Хмельницкого от 9 января 1656 года получил села Базар, Ксаверов, Мухоеды, Обиходы, Плисецкое, Сарновичи и Черногородку. Крестьяне должны были отбывать повинности в пользу монастыря{Акты, относящиеся к истории Западной России, т. 5. СПб., 1853, с. 96—97.}.

Укреплялись экономические связи Киева с городами России. Развивалась торговля. Русские купцы вели оживленную торговлю на ярмарках и торгах Киева, а киевские — на торгах городов России. Киевский купец Мезынский в 1650 году закупил в русских городах, наряду с другими товарами, «куниц добрых 6 сороков» и 200 лисьих шкур{Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы, т. 2, с. 476—477.}. В мае того же года польские чиновники задержали под Киевом нескольких русских купцов, прибывших из Севска. В их защиту выступили киевские казаки и мещане. Они заявили чиновникам, что в России «тесноты де нам никоторые не чинитца», /69/что только благодаря этому «ныне мы и сыти», что и «ныне де нашей братьи для хлеба и соли в его государеву сторону поехоли многие тысечи»{Козаченко А. И. Борьба украинского народа против иноземных поработителей за воссоединение с Россией, с. 166.}.

В годы войны окончательно созрела в народе мысль, подготовленная всем ходом исторического развития, о воссоединении Украины с Россией{«Правда Украины», 1978, 17 сентября.}. Еще летом 1648 года севские воеводы сообщили царю, что в Киеве и в других украинских городах «та молва и желание есть, чтоб им (жителям — ред.) всем быть под твоею царскою высокою руною во крестьянской вере»{Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, т. 3. СПб., 1861, с. 206.}.

Многие киевляне бежали в Россию, находя там защиту и помощь. В одном из документов, датированном июнем 1651 года, отмечено, что «мещане ис Киева и из иных многих мест в царское величества сторону утекают»{Михайлина П. В. Визвольна боротьба трудового населення міст України (1569—1654), с. 195.}. Русское правительство способствовало переселению мещан, и в частности жителей Киева, в русские города, отказывалось выдавать беглых польским властям. Так, в 1651 году польские чиновники сообщали в Варшаву, что в России казаков и мещан из Киева и других городов «принимают и жалованье им дают, а назад их из царского величества стороны не выдают и не высылают». В августе 1652 года на «вечное житье» в Москву переехали киевские мастера но обработке стекла братья Юрьевы{Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы, т. 3, с. 491.}.

8 января 1654 года состоялась историческая Переяславская рада, на которой представители широких кругов украинского народа единодушно высказались за воссоединение Украины с Россией. «Решение Переяславской рады явилось завершением общенародной борьбы за воссоединение Украины с Россией, выражением вековых стремлений и надежд украинского народа и знаменовало поворотный этап в его жизни»{Тезисы о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654—1954 гг.). Одобрены Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза, с. 10.}. 14 января из Переяслава в Киев выехало большое полномочное посольство во главе с боярином В. В. Бутурлиным принимать присягу от населения города. Киевляне приняли это посольство с большими почестями. С тысячью казаков, со знаменем, встретил послов за пределами города киевский полковник. На воеводском дворе был дай салют из пушек. 17—19 января жители Киева приняли присягу на верность России{Визвольна війна 1648—1654 рр. і возз'єднання України з Росією. К., 1954, с. 256—260.}.

В марте 1654 года после переговоров между русским правительством и казацкой старшиной Киеву была выдана грамота, согласно которой город сохранял местное самоуправление и судоустройство.

«В годину тяжелых испытаний украинский народ ощущал постоянную помощь и поддержку России. Историческая заслуга Богдана Хмельницкого в том, что он сделал все,— отмечал В. В. Щербицкий,— чтобы объединить украинский народ с русским... Освободительная война еще более сблизила народы-братья»{«Коммунист», 1979, № 1, с. 26.}.

Воссоединение Украины с Россией имело прогрессивное значение для дальнейшего политического, экономического и культурного развития украинского народа. Оно укрепило союз и дружбу двух братских народов, совместно боровшихся против иноземных захватчиков, за свое национальное и социальное освобождение{Тезисы о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654—1954 гг.). Одобрены Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза, с. 10.}.