-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Архитектура

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/151/

Архитектура. В период промышленного капитализма усилились творческие связи русских и украинских архитекторов. Большинство зодчих Украины получало образование в Москве и Петербурге. Многие русские архитекторы выполняли конкурсные и заказные проекты зданий и комплексов для Украины и в частности для Киева.

Развитие промышленности, транспорта, торговли существенно повлияло на формирование общей планировки Киева, на масштабы и темпы его застройки. В связи с постройкой железной дороги в городе появились различные транспортные сооружения. Определялись места расположения промышленных предприятий (возле железной дороги и речной гавани, на Шулявке, Демиевке) и одновременно — жилищ рабочих. Город расширялся преимущественно в южном, западном и северо-западном направлениях. Продолжалась застройка исторически сложившихся Старокиевского района, Печерска и Подола, появились новые кварталы с прямоугольной системой планировки на территориях, примыкавших к Васильковской дороге (теперь улица Красноармейская), Бибиковскому бульвару (ныне бульвар Т. Г. Шевченко) и Большой Дорогожицкой улице (ныне улица Мельникова). В основном сформировался новый торговый центр, ведущая роль в котором принадлежала Крещатику. Крупнейшей городской магистралью стало Брест-Литовское шоссе. Образовались новые улицы и площади, появился ряд новых архитектурных ансамблей, расширилась парковая зона.



Владимирский собор. Фото конца 90-х годов XIX в.

Архитектурный облик Киева определялся градостроительной политикой местных органов власти и условиями капиталистической действительности с ее частнособственнической стихией. Сохранялось и усугублялось различие между центром и окраинами города. Сложившаяся типологическая структура архитектуры отражала, с одной стороны, новый этап развития экономики и культуры (фабрично-заводские, транспортные, торговые, банковские сооружения, гимназии, театры, народные дома, музеи и т. д.), а с другой — растущее социальное неравенство населения города. Роскошные особняки буржуазии соседствовали с неблагоустроенными рабочими колониями, доходные дома с многокомнатными комфортабельными квартирами для зажиточных слоев населения — с тесными и темными жилищами для малоимущих. В большой массе киевских новостроек этого периода выделяется ряд произведений архитектуры, воплотивших в себе достижения инженерной мысли и характерные архитектурно-художественные тенденции своего времени. К их числу относятся первый киевский железнодорожный вокзал, сооруженный в 1870 году по проекту архитектора Вишневского с применением готических форм, и крупнейший по тому времени в Европе Дарницкий железнодорожный мост через Днепр, построенный тогда же по проекту инженера А. Е. Струве. В общей композиции Крещатика большую роль играло здание Киевской городской думы, возведенное в необарочных формах в 1876 году по проекту архитектора А. Я. Шилле на Крещатикской площади (ныне площадь Октябрьской революции). Невдалеке от Крещатика по конкурсному проекту московского архитектора Г. П. Бойцова, переработанному киевским архитектором-художником В. В. Городецким, было сооружено с использованием элементов древнегреческого дорического ордера здание Городского музея древностей и искусств (ныне Государственный музей украинского изобразительного искусства УССР по улице Кирова). В т. н. «русско-византийском стиле» на протяжении 1862—1882 гг. строился Владимирский собор. Авторы первоначального проекта — архитекторы И. В. Штром и П. И. Спарро, окончательного — архитектор А. В. Беретти. Особую ценность представляют монументальные росписи, выполненные в соборе крупными мастерами живописи. Простота и ясность пространственных решений характерны для здания купеческого собрания, возведенного в 1882 году по проекту академика архитектуры В. Н. Николаева (ныне здание Украинской государственной филармонии). Он же руководил строительством в 1897—1901 гг. здания оперного театра, которое было сооружено по проекту петербургского архитектора В. А. Шретера в стиле неоренессанса на месте сгоревшего городского театра. На новообразованной Николаевской площади (теперь площадь И. Я. Франко) в 1898 году построено здание театра «Соловцов» (ныне здесь Киевский государственный академический украинский драматический театр им. И. Я. Франко). Авторы проекта — архитекторы Э. П. Брадтман и Г. П. Шлейфер. Благоустроенная площадь с театром, сквером и другими архитектурными объектами стала одним из лучших планировочных узлов Киева. По проектам этих же архитекторов в конце XIX в. велось строительство крупных доходных домов по улице Николаевской (ныне ул. Карла Маркса), являющихся характерными примерами городского жилища с новой, секционной, системой планировки. Крупная новостройка того времени — архитектурный комплекс Киевского политехнического института на Шулявке (создан в 1898—1901 гг. по проекту архитектора И. С. Китнера), отличающийся своеобразным градостроительным решением./152/



Н. К. Пимоненко.



Н. И. Мурашко.

В 1870 году по проекту К. Я. Маевского восстановлен Мариинский дворец, сгоревший еще в 1819 году. Архитектор воссоздал характерные черты архитектурного стиля В. В. Растрелли.

На Софийской площади в 1888 году был открыт памятник Богдану Хмельницкому, сооруженный по проекту известного русского скульптора и графика М. О. Микешина. Это — один из лучших монументов конца XIX в. на Украине, он воспринимается потомками как символ общности исторических судеб, единения украинского и русского народов.