-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Литература

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/193/

Литература. Особую остроту приобрела борьба между прогрессивным революционно-демократическим и реакционным направлениями в литературе. Близость к социалистической идеологии, неразрывная связь с народными массами, с их революционным авангардом — рабочим классом открывали для передовых деятелей литературы новые пути, способствовали формированию основ нового творческого метода — социалистического реализма. Партия большевиков упорно боролась за создание свободной, связанной с рабочим классом и проникнутой идеей социализма литературы, призванной служить «миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность»{Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 12, с. 104.}. В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.) В. И. Ленин подчеркивал необходимость усиления борьбы за победу пролетарской идеологии в области культуры.



В. Н. Перетц.

Под влиянием идей марксизма находились многие представители украинской литературы, в частности писатели-реалисты революционно-демократического направления — Леся Украинка, И. Я. Франко, М. М. Коцюбинский{Революційне оновлення літератури. К., 1970, с. 50, 51; «Український історичний журнал», 1971, № 2, с. 44—48.}. Из письма Леси Украинки И. Я. Франко (1901 г.) известно, что она передала редакции Львовского журнала «Воля» свой украинский перевод «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса (издан в 1902 г.) и работу Ф. Энгельса (возможно, «Развитие социализма от утопии к науке»){Леся Українка. Публікації. Статті. Дослідження. К., 1973, с. 24.}. Близость поэтессы к ленинской «Искре», к партии революционного пролетариата обусловили твердость ее политических убеждений, принципиальность, широту взглядов{Українка Л. Зібрання творів, т. 1. К., 1975, с. 13.}. Эпиграфом к одной из революционных листовок «4 августа 1789 — 19 февраля 1861», изданной в феврале 1903 года оргкомитетом по созыву II съезда партии, были взяты слова известного стихотворения Леси Украинки «Слово, зачем ты не сталь боевая», переведенные на русский язык:

    «Звякнет клинок и о цепи ударит,
    Эхо к твердыням тиранов направит,
    Встретит бряцание братских мечей,

    Звуки иных, не тюремных речей»
    {Дейч А. Леся Украинка. М., 1953, с. 50.}.

Леся Украинка принимала активное участие в деятельности Литературно-артистического общества, созданного в Киеве в 1897 году, сотрудничала (в 1899— 1901 гг.) в близком к социал-демократии литературно-политическом журнале «Жизнь», в котором печатались В. И. Ленин и А. М. Горький. В статьях, помещенных в этом журнале, и особенно в таких, как «Два направления в новейшей итальянской литературе», «Новые перспективы и старые тени», «Новейшая общественная драма» (1900—1901 гг.), писательница защищала реалистические традиции в литературе, выступала против национализма и декадентства{Леся Українка. Публікації. Статті. Дослідження, с. 54.}. В «Заметках по поводу статьи «Политика и этика» (1903 г.) она связывала задачи развития литературы с задачами классовой борьбы революционного пролетариата, в письмах к М. И. Павлику, О. Ю. Кобылянской, И. Я. Франко широко поднимала проблему революционного действия. Когда украинский буржуазный националист С. Ефремов в статье «В поисках новой красоты» пытался доказать, что для украинской литературы не характерно отображение классовой борьбы, Леся Украинка в письме в редакцию «Киевской старины», решительно отвергая этот тезис, говорила о наличии двух проти-/194/воборствующих направлений в литературе: передового демократического и реакционного буржуазно-националистического{Дейч А. Леся Украинка, с. 25.}.

Прогрессивные украинские писатели, не имея своего печатного органа, вынуждены были печататься в буржуазных изданиях. В начале XX в. в журнале либерально-буржуазного направления «Киевская старина» были опубликованы произведения И. Я. Франко «Родина», «Чума», Леси Украинки — «Приязнь», роман «Пропащая сила» П. Мирного и И. Билыка. В 1902—1905 гг. в этом журнале напечатаны рассказы жившего тогда в Чернигове М. М. Коцюбинского «Дорогой ценой», «Куколка», «Под минаретами». В 1903 году в Киеве вышел сборник его рассказов.

С 1902 года развернулась деятельность известного ученого и общественного деятеля Б. Д. Гринченко. Во многих его стихотворениях, повестях и рассказах, в частности «9 января» (1906 г.), «История одного протеста» (1905 г.) и других, напечатанных в Киеве, выразительно звучат социальные мотивы, показаны нужда и страдания крестьянской бедноты, критикуются царские законы и порядки. Писатель боролся за обучение на родном языке, создание учебников для народных школ, популяризацию произведений украинских писателей. Он составил четырехтомный словарь украинского языка (издан в 1907—1909 гг.), за который получил премию Петербургской Академии наук. Однако как в литературном творчестве, так и в его общественной деятельности проявилась ограниченность мировоззрения, свойственная либеральной интеллигенции Украины конца XIX — начала XX в. Б. Д. Гринченко выступал против социальной программы революционной демократии, проповедовал теорию «малых дел», идеи аполитичного культурничества{Історія української літератури, т. 4, кн. 2. К., 1969, с. 37—39.}.

Подъем рабочего движения в России, в т. ч. и на Украине, накануне первой русской буржуазно-демократической революции вынудил царское правительство ослабить преследование украинской культуры и языка. В 1904 году в Киеве вышел в свет литературный сборник «На вечную память Котляревскому», сборник стихов Леси Украинки «На крыльях песен», произведения Марко Вовчок «Кармелюк», «Сестра», И. Я. Франко «Без работы», Панаса Мирного «Морозенко» и др. Большим событием для украинской общественности явилось празднование в Киеве в 1904 году 35-летия творческой деятельности выдающегося украинского писателя И. С. Нечуя-Левицкого. Участники состоявшегося в те дни юбилейного собрания приняли резолюцию с требованием отменить запрет украинского языка и послали ее министру внутренних дел.

Революция 1905—1907 гг. содействовала подъему творчества писателей революционно-демократического направления, стала мощным источником их вдохновения. В 1905 году Леся Украинка написала фантастическую драму «Осенняя сказка», в которой в аллегорической форме изобразила борьбу трудящихся против самодержавия. Считая народ единственным творцом материальных и духовных ценностей, она в произведении

«Надпись в руине» провозгласила: «Да сгинет царь!». Призывом к решительной, бескомпромиссной борьбе, к активному общественному действию звучала ее драматическая поэма «В катакомбах» (1905 г.). В том же году в Киеве был издан сборник И. Я. Франко «Бориславские рассказы». В помещенных в нем рассказах «Полуйка», «Овчар» писатель правдиво изобразил поднимающихся на революционную борьбу рабочих. Сатирические стихи В. И. Самийленко «Мечта бюрократа», «Новый строй», «Министерская песня» высмеивали монархическо-бюрократический строй.

В Киеве стали выходить украинские журналы и газеты, в основном органы украинских либерально-буржуазных кругов: с конца 1905 года — газета «Громадська думка», с начала 1906 года — газета «Боротьба», журнал «Нова громада», с 1907 года — историко-этнографический и беллетристический журнал «Україна» (как продолжение «Киевской старины»). С января по июль 1906 года издавался украинский сатирический журнал революционного направления «Шершень».

Киевская пресса этого периода отражала острую идейную борьбу в общественно-политическом движении и культурной жизни таких направлений, как пролетарское, революционно-демократическое и буржуазно-либеральное, националистическое.

Большое значение в возрастании роли прессы в общественной жизни имело участие в ней И. Я. Франко, Леси Украинки, М. М. Коцюбинского, В. С. Стефании и др. Первоначально издатели литературно-художественного ежемесячника «Нова громада» — украинские помещики Леонтович и Чикаленко — планировали его как орган украинской буржуазии, однако подъем общественного движения, участие в нем передовой писательской общественности способствовали проникновению в журнал либеральных и даже демократических идей. В нем были опубликованы произведения революционера-демократа А. Б. Тесленко «За паспортом», «Радости», «Любовь к ближнему», «У схимника» и др., в которых автор развенчивает наивные надежды части крестьянства на царскую думу, разоблачает реакционную сущность религии. Он остро критикует самодержавие, украинское панство и зажиточную верхушку села, царских чиновников, клеймит отступников от революции (в 1905 году А. Е. Тесленко приехал в Киев, где скрывался от преследований за участие в крестьянском движении, однако вскоре его арестовали и выслали в Вятскую губернию).

В 1905 году в «Киевской старине» опубликована часть произведения М. М. Коцюбинского «Fata morgana», в котором впервые в украинской литературе изображены массовое революционное движение крестьянства, участие в нем рабочих.

Газета «Боротьба» стала выступать с критикой либерализма и национализма, поддерживать революционную борьбу пролетариата. Первая легальная большевист-/195/ская газета на Украине «Работник» положительно оценивала деятельность «Боротьби».

На страницах журнала «Шершень» прогрессивные украинские писатели критиковали самодержавие, царскую бюрократию, либеральных господ{Історія української літератури, т. 5, с. 60, 61.}. За короткое время журнал сумел объединить основные силы украинской демократической культуры. В нем печатались И. Я. Франко, Леся Украинка, В. И. Самийленко, О. С. Маковей и другие. Некоторые демократические тенденции проявляли либерально-народнические газеты «Громадська думка» и «Рада» (редактор Б. Д. Гринченко){«Український історичний журнал», 1971, № 10, с. 48—52.}.

В 1908 году в Киев из Львова переехала редакция журнала «Літературно-науковий вісник», стоявшего на демократических позициях до того времени, пока в нем работали И. Я. Франко, В. М. Гнатюк и др. С 1907 года, когда журнал возглавил М. С. Грушевский, в нем начали печататься произведения, изображавшие мещанскую жизнь, публицистические статьи, проповедовавшие буржуазно-националистические идеи{Історія української літератури, т. 5, с. 50, 51.}.

Важную роль в развитии демократической украинской прессы сыграли представители передовой русской интеллигенции. Так, в ряде украинских журналов сотрудничали выдающиеся русские художники И. Е. Репин, В. Е. Маковский и другие. В Киеве началась творческая деятельность известного русского писателя А. И. Куприна, работавшего фельетонистом в местных газетах. Отдельными изданиями вышли здесь его очерки «Киевские типы» (в 1896 и 1902 годах), сборник «Миниатюры» (в 1897 году). Прочное место в советской литературе заняли произведения уроженцев города М. А. Булгакова (учился в 1-й мужской гимназии, а затем — в Киевском университете) и И. Г. Оренбурга. Известными советскими писателями стали также учившиеся в Киеве К. Г. Паустовский и А. А. Ахматова.

После поражения первой русской революции в городе были закрыты украинские культурно-просветительные учреждения, прекратилось фактически издание украинских газет и журналов.

Но и в тяжелые годы реакции литературная жизнь в Киеве не угасала. В 1907 году здесь состоялся литературный вечер, посвященный творчеству М. М. Коцюбинского. В следующем году М. М. Коцюбинский вместе с литературной общественностью принял участие в праздновании 80-летия великого русского писателя Льва Толстого. На литературно-музыкальном вечере, устроенном в честь приезда в Киев И. Я. Франко в апреле 1909 года, М. М. Коцюбинский прочитал отрывки из повести «Fata morgana», артист П. К. Саксаганский продекламировал «Каменоломов», Н. В. Лысенко исполнил в фортепианном переложении «Вечный революционер». Выступили также Леся Украинка, И. Я. Франко, прочитавший свою поэму «Моисей»{М. М. Коцюбинський. Збірник 4. К., 1960, с. 18, 19.}.



В. Г. Короленко.



А. И. Куприн.

Передовые литераторы города боролись против декадентов, проповедовавших лозунг «искусство для искусства». Киевская группа декадентов, объединявшаяся вокруг журнала «Українська хата», выступала последователями идей Ницше с его культом «сверхчеловека», утверждала вечность и незыблемость классового общества, одновременно воспевала раздвоение души, крайний индивидуализм{Історія української літератури, т. 5, с. 30.}.

Настроения неверия и отчаяния проявились в творчестве поэта А. Олеся (А. И. Кандыбы), в свое время приветствовавшего революцию 1905—1907 гг. Его более поздние произведения свидетельствовали об отходе от революционной борьбы, от позиций передовой литературы. Открыто перешел в лагерь реакции и национализма писатель либерально-буржуазного направления С. Ф. Черкасенко.

Для произведений В. Винниченко этого периода характерны прославление лжи, измены, клевета на революционеров, проповедь индивидуализма, цинизма, морального разложения. Леся Украинка считала «пагубным его проповедничество новых моральных теорий»{Леся Украинка в воспоминаниях современников. М., 1971, с. 227.}. А. М. Горький отказался напечатать в сборнике «Знание» контрреволюционную повесть В. Винниченко «На весах жизни»{Горький М. Материалы и исследования. М.—Л., 1941, т. 3, с. 65.}. Резко осудил роман В. Винниченко «Заветы отцов» В. И. Ленин в письме к И. Ф. Арманд (июнь 1914 года).



А. М. Горький.



М. М. Коцюбинский.

Прогрессивные общественные деятели и писатели, вынужденные сотрудничать в «Літературно-науковому віснику», разоблачали деятельность националистов и реакционеров. В 1910—1912 гг. в этом журнале печатались Леся Украинка, М. М. Коцюбинский, О. Ю. Кобылянская и другие писатели. Так, в новеллах «Что записано в книгу жизни», «Сон», «Лошади не виноваты», «Подарок на именины» М. М. Коцюбинский, высмеивая либерализм украинского панства, мещанство, рисовал картины нужды и бесправия трудящихся масс, прославлял мужество революционеров, их непоколебимую веру в победу народа. Часто бывая в Киеве,/196/ М. М. Коцюбинский принимал участие во всех прогрессивных общественных мероприятиях, общался с передовыми деятелями и революционной молодежью.

Революционный подъем 1910—1914 гг. дал толчок развитию украинской демократической литературы. С 1910 года в Киеве начал работать журналистом С. В. Васильченко, со временем известный украинский советский писатель. Здесь он издал два сборника рассказов, в которых выступал против самодержавия, социального и национального гнета. В 1910 году началась литературная деятельность М. Ф. Рыльского, впоследствии выдающегося украинского советского поэта и ученого. В 1911 году в Петербурге издан двухтомник произведений М. М. Коцюбинского на русском языке. Писатель торячо приветствовал намерения прогрессивных украинских литераторов перевести на украинский язык произведения А. П. Чехова, А. М. Горького, В. Г. Короленко. Первый том своих произведений, изданный в 1903 году в Киеве, М. М. Коцюбинский послал А. М. Горькому, В. Г. Короленко и А. П. Чехову{Иванов Л. Михаил Коцюбинский. М., 1956, с. 76.}.

Из выходивших в то время газет и журналов наиболее демократические позиции занимала литературная газета «Маяк» (издавалась в Киеве в 1912—1914 гг.). В ней нередко печатались статьи по крестьянскому и национальному вопросам, в которых выражалось сочувствие освободительной борьбе народа. Общедемократические позиции, несмотря на колебания в сторону либерализма, занимал журнал «Рідний край», выходивший в Киеве с 1907 по 1914 год. На его страницах публиковались произведения писателей демократического направления — Грицька Григоренко, Т. Н. Романченко, П. Г. Тычины (в 1912 году).

В то же время ряд украинских буржуазно-националистических газет и журналов («Українська хата», «Сніп») враждебно относились к делу интернационального сплочения трудящихся Украины. Издаваемый в Киеве украинский журнал «Дзвін» (1913—1914 гг.), прикрываясь лжемарксистской фразеологией, стремился стать идейным руководителем украинского пролетариата. Группировавшиеся вокруг него буржуазно-националистические деятели Д. Донцов, Л. Юркевич, В. Винниченко, С. Черкасенко и др., проповедуя националистические взгляды, стремились оторвать украинский пролетариат от русского. Критикуя антинародную суть этого ренегатского органа, осуждая его руководителей, Леся Украинка потребовала исключить ее имя из списков постоянных сотрудников «Дзвону»{Українка Л. Зібрання творів, т. 1, с. 32.}. Порывает с журналом и М. М. Коцюбинский. На полях номера, в котором была напечатана декадентская пьеса В. Винниченко «Ступени жизни», он написал: «Свинство, еще одна апология скотства»{Иванов Л. Михаил Коцюбинский, с. 102.}. М. М. Коцюбинский решительно отверг предложение украинских буржуазных националистов войти в состав редколлегии газеты «Рада», отказался сотрудничать и в националистическом органе «Нова громада». В. И. Ленин в труде «Критические заметки По национальному вопросу» разоблачил и осудил враждебные действия буржуазно-националистических «теоретиков», охарактеризовав их как оппортунистов, как группу националистических мещан, которые раскалывают пролетариат и тем самым изменяют «интересам не только демократии вообще, но и своей родины, Украины»{Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 24, с. 128.}.

В 1913 году последний раз приезжала в Киев Леся Украинка. В честь писательницы передовая общественность города устроила литературный вечер. После ее смерти (похоронена в Киеве на Байковом кладбище) большевистская «Правда» в некрологе великой украинской поэтессе писала: Леся Украинка «стояла близко к пролетарскому движению», «отдавала ему все силы»{Дооктябрьская «Правда» об искусстве и литературе. М., 1937, с. 192.}.

Творчество И. Я. Франко, Леси Украинки, М. М. Коцюбинского, их деятельность составили эпоху в развития интернациональных связей украинской литературы в дооктябрьский период. Значительную роль в укреплении этих связей сыграли переводы Леси Украинки произведений И. С. Тургенева, А. М. Горького, В. Г. Короленко, русских поэтов-демократов, а также славянских литераторов, европейских писателей и поэтов.

Неоднократно бывал в Киеве В. Г. Короленко. В ряде своих статей и очерков писатель нарисовал картины быта киевлян, пейзажи города. В очерке «На Лукьяновке» он дал яркое описание этой окраины Киева, показал социальное положение и раскрыл психологию ее трудового населения.

Большой популярностью пользовались в Киеве произведения русских писателей и особенно А. М. Горького. В 1914 году киевляне горячо приветствовали приезжавшего в город великого пролетарского писателя. Творческое содружество передовых украинских и русских писателей свидетельствовало о дружбе двух братских народов — русского и украинского.