-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Музыка

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/196/

Музыка. Борьба между прогрессивными и реакционными буржуазно-националистическими направлениями шла и в музыкальной жизни города. Ведущая роль/197/ в развитии украинской демократической музыкальной культуры принадлежала Н. В. Лысенко. В произведениях композитора, его учеников и последователей К. Г. Стеценко, Я. С. Степового, Н. Д. Леонтовича и других нашли отражение образы революционеров, массовые народные выступления против царизма.

В условиях революционного подъема особенно возросла роль революционной песни. На демонстрациях в Киеве звучали «Интернационал», «Марсельеза», «Здравствуй, свободы вольное слово» (на мотив украинской казацкой песни «Гей, не дивуйте, добрії люди»), «Смело, товарищи, в ногу», «Шалійте, шалійте, скажені кати» (в русском переводе, сделанном Г. М. Кржижановским, она известна под названием «Беснуйтесь, тираны»){Михайлов М. Дожовтневі революційні пісні на Україні. К., 1968, с. 6—94.}. Старые украинские песни исполнялись с новым революционным текстом — «Ревет и стонет люд голодный», «Засвистали арестанты».

Неоднократно выступал перед широкими слоями населения города с произведениями ярко выраженного социально-освободительного содержания хор, руководимый Н. В. Лысенко. В 1901 году композитор организовал концерт в пользу 183-х студентов Киевского университета, отданных в солдаты за участие в демонстрации против царизма. В 1907 году по инициативе Н. В. Лысенко состоялся большой концерт в пользу студентов и рабочих, высланных полицией в Вологодскую и Архангельскую губернии.

На революцию 1905—1907 гг. Н. В. Лысенко отозвался выдающимся хоровым произведением на слова И. Я. Франко «Вечный революционер». Произведение это, запрещенное к публичному исполнению цензурой, звучало на подпольных сходках и во время демонстраций.

Постоянно обращаясь к поэзии Т. Г. Шевченко, Н. В. Лысенко в послереволюционные годы создает хор «Давидов псалм», в котором звучал протест против тирании.

В 1910 году композитор создал свое крупнейшее произведение — сатирическую оперу «Энеида» (либретто Н. К. Садовского по И. П. Котляревскому). 23 ноября 1910 года «Энеида» была впервые поставлена в театре Н. К. Садовского. В опере в аллегорических образах высмеивались самодержавие, быт господствующей верхушки общества. Спектакль шел под аплодисменты и смех зрителей — студентов, рабочих киевских заводов.

Н. В. Лысенко активно работал в основанном в 1905 году музыкально-хоровом обществе «Бонн». Будучи его председателем, композитор пропагандировал среди широких масс лучшие произведения отечественных и зарубежных композиторов.

В 1908 году создано литературно-художественное общество «Украинский клуб» под председательством Н. В. Лысенко. Эта организация стала ареной борьбы двух противоположных художественно-эстетических течений: прогрессивного, основывавшегося на демократическом мировоззрении, на эстетических традициях лучших представителей отечественной музыки, и упадочнического, оторванного от народа и его художественных запросов. Н. В. Лысенко, который представлял реалистическое направление, активно боролся против модернизма и декадентства. Своей неутомимой творческой и общественной деятельностью композитор поднял на высокий уровень музыкальную культуру Киева{Булат Т. П. Героїко-патріотична тема в творчості М. В. Лисенка. К., 1965, с. 122—151.}.

Идейно-образная направленность хоровой музыки Н. В. Лысенко оказывала большое влияние на формирование творческих принципов К. Г. Стеценко, вокальные произведения которого (хоры, романсы) уже в ранний период творчества отличались яркостью художественных образов, мелодичностью, эмоциональностью. Лучшими произведениями этого периода были его хоровая поэма «Рано-вранці новобранці», романс «Плавай, плавай, лебедонько», дума «Кряче ворон» и др. В годы революции (1905—1907) центральное место в творчестве композитора занимают образы борцов за социальное и национальное освобождение. Выдающимися произведениями этого периода были хор «Как умру, похороните», созданный на слова Т. Г. Шевченко, хор «Содом», романс «В долине село лежит» (на слова И. Я. Франко), в котором композитор продолжает рабочую тематику в украинской музыке. Большой интерес представляет незавершенная опера «Кармелюк». Критическое отношение к царизму нашло проявление в романсе «Царь Горох» (на слова Беранже, в переводе В. И. Самийленко). Самобытностью отличаются кантаты «Єднаймося», «Шевченкові» — они закрепили созданное Н. В. Лысенко демократическое направление в этом монументальном вокально-инструментальном жанре{Лісецький С. Кирило Стеценко. К., 1974, с. 12—33.}. В ноябре 1907 года за пропаганду украинской народной песни и произведений Н. В. Лысенко среди революционно настроенной студенческой молодежи К. Г. Стеценко был выслан из Киева; через год ему удалось вернуться назад. Здесь он активно включился в музыкально-общественную жизнь, организовал издательство «Кобза», выступал с рецензиями в киевских газетах.

Большой популярностью среди общественности Киева пользовались произведения Н. Д. Леонтовича, для творчества которого было характерно органическое сочетание черт народной песни с высокими достижениями профессиональной хоровой культуры. В своей деятельности композитор никогда не стоял в стороне от народных чаяний и надежд, народной борьбы за лучшую долю. В 1903 году опубликован в Киеве «Второй сборник песен из Подолии» Н. Д. Леонтовича с посвящением Н. В. Лысенко. В 1916 году хор студентов Киевского университета и курсисток Высших женских курсов под управлением А. А. Кошица с успехом исполнил произведение Н. Д. Леонтовича «Щедрик»{Гордийчук Н. Николай Леонтович. К., 1977, с. 5, 9, 35.}./198/

Большим успехом у киевлян пользовались романсы композитора Я. С. Степового из цикла «Барвинки» на слова Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, Леси Украинки, фортепианный «Прелюд памяти Тараса Шевченко».

В начале XX в. Киев стал ведущим на Украине центром музыкального образования. В это время в городе функционировали училище Русского музыкального общества, Высшие оперно-драматические музыкальные курсы профессора М. Е. Медведева, музыкально-драматические курсы Е. К. Лесневич-Носовой, музыкальные школы, курсы пения и другие.

В 1904 году открыта музыкально-драматическая школа, основанная Н. В. Лысенко и дававшая высшее музыкальное и драматическое образование. В ней обучались такие деятели украинской музыкальной культуры, как К. Г. Стеценко, М. В. Микиша, Л. Н. Ревуцкий, В. Н. Верховинец и многие другие. В 1913 году на базе училища Русского музыкального общества была создана консерватория, которую вначале возглавлял В. В. Пухальский, а с 1914 года — Р. М. Глиэр. В ней учились Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский, впоследствии видные советские композиторы. Еще будучи студентом и обучаясь в классе Р. М. Глиэра, Л. Н. Ревуцкий написал ряд фортепианных пьес и начал работу над своей первой симфонией, а Б. Н. Лятошинский создал свое первое значительное произведение — струнный квартет (1915 г.).

В Киевском оперном театре, как и раньше, осуществлялись постановки лучших опер выдающихся русских и зарубежных композиторов: М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Р. Вагнера, Дж. Россини и др. Киевский оперный театр пользовался славой одного из лучших в стране. Солистами оперы были П. И. Цесевич, Ф. Г. Орешкович, М. М. Скибицкая, К. И. Брун, Е. Д. Воронец, О. И. Камионский. Ярким событием в музыкальной жизни Киева явились гастроли выдающегося украинского певца А. Ф. Мишуги.

Огромным праздником для киевлян были гастроли в Киеве выдающихся представителей культуры великого русского народа. В апреле 1906 года в город приезжал Ф. И. Шаляпин. Он пел в операх «Борис Годунов» и «Фауст», в концерте для рабочих, состоявшемся в помещении цирка, исполнил «Дубинушку». В 1908 и 1916 гг. состоялись концерты А. К. Глазунова, в 1915 году — А. П. Скрябина, в период с 1906 по 1917 год неоднократно приезжал на концерты в Киев выдающийся русский пианист и композитор С. В. Рахманинов. Симфоническим оркестром дирижировали М. М. Ипполитов-Иванов, С. А. Кусевицкий. В оперных спектаклях с неизменным успехом перед киевлянами выступали солисты Большого театра А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Г. А. Бакланов, Д. А. Смирнов.

Постановка украинских опер не разрешалась царскими властями. Однако театральные труппы, гастролировавшие в Киеве,— М. Л. Кропивницкого, М. П. Старицкого, Н. К. Садовского — имели в своем репертуаре ряд музыкальных спектаклей. Исполнялись оперы «Черноморцы» и «Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко, «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулака-Артемовского, «Катерина» Н. Н. Аркаса. Спектакли шли в летнем театре в Купеческом саду (теперь Пионерский сад), затем в помещении театра (не сохранился) на нынешней улице Заньковецкой, в театре Бергонье (сейчас театр им. Леси Украинки).

Важными очагами демократической музыкальной культуры в Киеве были Лукьяновский народный дом (теперь — клуб трамвайщиков) и Народная аудитория на Бульварно-Кудрявской улице (ныне ул. Воровского), здесь часто давались концерты, музыкальные представления. Оперные спектакли занимали большое место в репертуаре первого стационарного украинского театра Н. К. Садовского, созданного в 1907 году в Троицком народном доме. В работе театра принимали участие музыканты и композиторы Н. В. Лысенко, К. Г. Стеценко, А. А. Кошиц, художники В. Г. Кричевский и И. М. Бурячок. На высокий художественный уровень поднял дирижер Г. Елинек оркестр, а хормейстер В. Н. Верховинец — хор театра. Одними из лучших оперных постановок были оперы Б. Сметаны «Проданная невеста» (сезон 1907/08 гг.), С. Монюшко «Галька» (сезон 1909/10 гг.). В сезон 1911/12 года поставлена опера Д. В. Сичинского «Роксолана». 25 сентября 1913 года состоялась премьера лирико-фантастической оперы Н. В. Лысенко «Утопленница». В сезон 1915/1916 года осуществлена постановка его же оперы «Рождественская ночь». С успехом шли в театре также оперы «Пан сотник» Г. А. Козаченко, спектакли, насыщенные народными песнями, хорами и танцами: «Вечерницы» П. И. Нищинского, «Сватанье на Гончаровке» К. Г. Стеценко и другие.

Творчество Н. В. Лысенко, К. Г. Стеценко, Н. Д. Леонтовича, деятельность музыкально-драматической школы Н. В. Лысенко и театра Н. К. Садовского заложили прочную основу для дальнейшего развития украинской музыкальной культуры после победы Великого Октября.