-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Народное образование

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/242/

Народное образование. 14 февраля 1919 года было опубликовано постановление коллегии народного образования при исполкоме Киевского Совета рабочих и солдатских депутатов об осуществлении декрета Временного рабоче-крестьянского правительства Украины «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Коллегия определила порядок передачи всех церковноприходских школ в ведение органов народного образования, указала сроки постепенного перехода их на новые принципы обучения согласно принятому в РСФСР «Положению о единой трудовой школе». Народный комиссариат просвещения УССР принял постановление, призывавшее учителей активно включиться в борьбу за развитие украинской советской культуры, за воплощение в жизнь идей пролетариата — перестройку общества на социалистических принципах.

Руководство школами осуществлялось через местные отделы народного образования. Одним из первых организационных мероприятий, связанных с перестройкой системы руководства школами, было создание школьных советов, в которые вовлекались, кроме педагогов и ученических организаций, также представители фабрик, заводов, учреждений. Активными строителями новой школы стали выдающиеся педагоги-математики К. Ф. Лебединцев, А. М. Астряб.

Развертывалась работа по ликвидации неграмотности среди рабочих, красноармейцев. К культурно-просветительной работе приобщалась также ученическая молодежь. В марте 1919 года на Соломенке была открыта общеобразовательная вечерняя школа для взрослых. К середине апреля 1919 года открылось еще 17 таких школ. Занятия в них проводились на родном языке.

В Киеве, как и по всей Украине, осуществлялась реформа школы — преобразование ее в общедоступную единую трудовую школу. Первым шагом на этом пути явилась организация в городе при школьном отделе Наркомпроса УССР комиссии, которая должна была выработать «Положение о единой трудовой школе УССР».

Большой объем работ планировался на лето 1919 года (массовая переподготовка учителей, обеспечение школ учебниками, организация оздоровления детей в окрестностях Киева й на городских детских площадках и т. п.). Но они были прерваны в связи с наступлением на Киев войск Деникина./243/

С приходом деникинцев половина школ была закрыта. Тяжелое положение создалось и в детских приютах; из-за отсутствия продовольствия, топлива большинство из них прекратило существование.

Общее направление культурного строительства после изгнания белогвардейцев было тесно связано с ленинской национальной политикой, последовательно проводимой партией большевиков. В марте 1920 года Всеукраинское совещание по просвещению утвердило советскую систему народного образования на Украине, включавшую детские учреждения, общеобразовательные школы, учебные заведения низшего, среднего и высшего профессионального образования, училища и школы для взрослых. К этому времени в Киеве уже работало 150 начальных школ, 19 высших начальных, 8 реальных училищ, 23 других средних учебных заведения, 9 коммерческих училищ, 2 торговых училища, учительский институт.

Важной задачей советских органов являлось обеспечение учебных заведений топливом, педагогического персонала — продуктами. Острой была борьба с враждебными элементами, пытавшимися использовать просветительные учреждения в своих классовых целях.

При поддержке профсоюзов губернский отдел народного образования начал восстанавливать школы для взрослых. В начале января 1920 года уже функционировали семь таких школ. Готовились к нормальным занятиям и другие школы и курсы. 1 марта 1920 года в Киеве открылся Рабочий университет, который должен был давать законченное среднее образование рабочим, осуществлять подготовку работников в области советского строительства, а также слушателей для Единой трудовой высшей школы (так в то время называли вузы). Курс университета был рассчитан на 2 года. Его слушатели учились без отрыва от производства. В университет принимали в первую очередь рабочих и лиц, которых посылали на учебу профсоюзы. Но эта огромная работа была прервана в связи с нападением на Страну Советов войск буржуазно-помещичьей Польши. Она вновь развернулась после освобождения города от оккупантов.

8 августа 1920 года в бывшем царском дворце открылся Дом красноармейского ребенка. Там же состоялся праздник по случаю открытия нового культурно-просветительного учреждения для детей, названного именем великого Ленина. На праздник собрались дети из всех школ и приютов, для них показали представление, устроили игры, вручили подарки.



Занятие красноармейцев в школе по ликвидации неграмотности. 1919 г.

Организация и проведение «Недель защиты детей», «Недель образования», «Походов за образование», которые тогда широко практиковались, были направлены на то, чтобы как можно быстрее наладить работу школ, детских домов.

Демократизация школы, перестройка ее работы на новых, социалистических началах были непосредственно связаны и с повышением активности и сознательности подавляющего большинства учительства.