-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Кино

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/253/

Кино. В огне гражданской войны родилась и украинская советская кинематография, колыбелью которой стал Киев. Уже в начале 1919 года при Наркомпросе УССР создается Всеукраинский кинокомитет, развернувший работу по организации кинодела в республике. Многое делал также по налаживанию кинопроизводства в Киеве созданный в начале марта при киносекци агитпросвета Киевского военно-окружного управления киноцентр, объединявший писателей, кинорежиссеров, актеров, художников, работников агитационно-просветительных учреждений. Для производства кинофильмов было создано киноиздательство «Красная звезда». Базой для съемок явилась национализированная киностудия «Художественный экран»{История советского кино, т. 1. М., 1969, с. 164.}.



Сцена из спектакля «Гайдамаки» в постановке Первого театра Украинской Советской Республики им. Т. Г. Шевченко. 1920 г.

Согласно указаниям В. И. Ленина производство советских фильмов было начато с хроники, с отражения реальной жизни, важнейших событий на фронте и в тылу. В апреле 1919 года при Всеукраинском кинокомитете образован отдел кинохроники под руководством журналиста М. Е. Кольцова, который стал выпускать еженедельный «Живой журнал», отображавший важнейшие события на фронтах и в тылу. В июне на экранах Киева появились первые четыре номера журнала. В четвертом номере его содержались, например, сюжеты: «Открытие Всеукраинского съезда волостных исполкомов», «Вручение знамени от Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов Киевскому гарнизону»{ЦГАОР УССР, ф. 1738, оп. 1, д. 62, л. 68.} и др. В документальном фильме «59-летие со дня смерти Т. Г. Шевченко» запечатлены демонстрация на улицах Киева в честь Великого Кобзаря, закладка памятника Т. Г. Шевченко, выставка, посвященная поэту-революционеру.

Хроника демонстрировалась непосредственно на улицах и площадях Киева. Для этой цели был приспособлен трамвай. Так, в первой половине 1919 года демонстрировались картины «Празднование дня Красной Армии в Киеве», «Захваченные Красной Армией под Березовкой танки», «Парад войск 1 Мая в Киеве», «Освобожденный Киев», «Рейс агитпоезда имени Ленина», «Праздник всеобуча в Киеве» и другие{История советского кино, т. 1, с. 168.}.

Кроме хроникальных кинолент, в годы гражданской войны в Киеве снимался ряд агитфильмов, утверждавших идеи революции, советского патриотизма, братства народов, интернационализма («Да здравствует Красная Армия!», «Красные по белым», «Красная звезда», «Всеобуч», «Под красной звездой», «Это будет последний и решительный бой», «Вставай, проклятьем заклейменный», «Прежде и теперь», «Братский союз города и села»)./254/

Герои агитфильмов являлись выразителями революционного духа и стремлений народа, его веры в победу, его решимости и стойкости в борьбе. Так, в фильме «Мир хижинам — война дворцам» (1919 г.) режиссера М. М. Бонч-Томашевского герой-коммунист изображен как вожак и воспитатель масс в борьбе против врагов революции. В одном из наиболее впечатляющих фильмов — «Прозревший» режиссера Л. С. Замкового по сценарию Н. Анина — показана судьба белого офицера, осознавшего, что правда на стороне Советской власти, и присоединившегося со своим отрядом к Красной Армии{ЦГАОР УССР, ф. 1778, оп. 1, д. 38, л. 73.}.

Значение труда как средства, могущего изменить психологию и характер людей, ранее общественно бесполезных, показывал фильм «Советское лекарство» режиссера М. Е. Вернера по сценарию Л. В. Никулина и Я. Ядова. Лейтмотив ряда агитфильмов, например «Цветы на камнях» А. Ф. Лундина по сценарию Г. Н. Тасина, составляла идея единства братских русского и украинского народов.

Наряду с профессиональными актерами в агитфильмах часто исполняли роли люди, которые играли самих себя. Например, в фильме «Вставай, проклятьем заклейменный» роль комиссара исполнял подлинный комиссар коммунистического полка.

Демонстрация картин велась в городе систематически и при переполненных залах. Только за 21 и 22 апреля 1919 года кинотеатры Дома рабочих и «Коммунист» посетило более 6 тыс. человек. С 1 по 15 июля 1919 года научно-педагогический отдел кинокомитета устроил свыше 30 показов для детей и 20 — для рабочих, на которых демонстрировались научные и художественные картины, экранизации литературных произведений. Сфера художественных интересов киевских кинематографистов быстро расширялась. Готовилась постановка кинодрамы «Жизнь и смерть Льва Николаевича Толстого»{«Красная звезда», 1919, 18 апреля.}. 20 марта 1919 года в газете «Коммунист» было опубликовано обращение кинокомитета к литераторам и журналистам с призывом написать сценарий о жизни и творчестве Т. Г. Шевченко. А в мае 1919 года сообщалось о начале съемок картины «Красный Кобзарь»{ЦГАОР УССР, ф. 1738, оп. 1, д. 38, л. 60.}.

Интерес киевской общественности к кинематографу и его проблемам побудил Всеукраинский кинокомитет приступить в мае 1919 года к изданию двухнедельного журнала «Народный экран» под редакцией М. Е. Кольцова и Г. Н. Петникова.

В 1920 году в центре внимания кинематографистов продолжает оставаться борьба трудящихся за установление и укрепление Советской власти. В киноочерке «Неделя помощи фронту» был показан революционный труд рабочих на заводах и фабриках, служащих — в учреждениях для обеспечения нужд армейских частей и госпиталей. Киносекция Всеукрревкома в Киеве выпустила игровой фильм, снятый по сценарию А. С. Вознесенского режиссером М. Е. Вернером,— «Все для фронта». Но основное производство агитфильмов в 1920 году развернулось в Одессе.