-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Кино

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/283/

Кино. Важную роль в культурном процессе играл советский кинематограф. Планомерное развитие кинематографии на Украине началось после того, как в феврале 1922 года Всеукраинский кинокомитет был реорганизован во Всеукраинское фотокиноуправление — ВУФКУ{ВУФКУ имело 4 отдела — Харьковский, Киевский, Одесский и Донецкий. Правление находилось в Харькове.}, получившее большие полномочия в области производства фильмов, кинофикации и кинопроката. Ему подчинялись кинофабрики в Одессе и Ялте, съемочная база в Киеве, все кинотеатры республики. В том же году в Киеве стало работать областное отделение ВУФКУ. Открылась художественная мастерская экранного творчества, готовящая киноактеров. В мае 1923 года начался набор слушателей во вновь организованную студию экранного искусства. В ней преподавали известные кинематографисты — теоретик кино и сценарист А. С. Вознесенский, режиссер А. Ф. Лундин, актриса В. Л. Юренева. Подготовку киноактеров осуществляло и киноотделение Киевского театрального техникума. В 1923 году стал выходить журнал «Экран», освещавший вопросы кино.

К тому времени в Киеве функционировало 26 государственных кинотеатров. Расширялась сеть клубных кинозалов, которые снабжались в первую очередь фильмами революционного содержания. Всего насчитывалось 34 клубных и 18 передвижных киноустановок.

В городе велись съемки документальных картин, отражавших советскую действительность. Кинолаборатория ВУФКУ, находившаяся в Киеве, создавала главным образом хроникальные ленты для киносборников и хро-/284/никального журнала. К концу 1925 года вышло 7 киносборников «Маховик» и 20 номеров журнала «Кинонеделя». К 5-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции был выпущен документальный монтажный фильм «Великий Октябрь».

В Киеве снимались некоторые эпизоды фильмов Одесской кинофабрики, например революционных картин «Остап Бандура» В. Р. Гардина (1924 г.) и «Арсенальцы» А. С. Курбаса (1925 г.) с участием М. К. Заньковецкой и А. М. Бучмы. Здесь же началась работа над приключенческим героико-революционным фильмом «Ванька и Мститель» А. Ф. Лундина. А. С. Курбас, придававший большое значение массовым сценам, особую режиссерскую изобретательность проявил в передаче сражения в «Арсенальцах»: кадр делился на две части, в каждой из которых показывались отдельные моменты боя. Этот прием был новым в кино. Благодаря ему сражение приобретало на экране необычайную динамичность{История советского кино, т. 1, с. 574.}.

С расширением отечественного кинопроизводства все большее место в репертуаре кинотеатров города занимали советские картины. Здесь демонстрировались художественные фильмы «Помещик», «Остап Бандура», «Хозяин черных скал», «Укразия», «Степан Халтурин», «Чудотворец», «Дворец и крепость», «Комбриг Иванов», «Аэлита» и др. Особый интерес вызвал фильм «Его призыв» Я. А. Протазанова о ленинском призыве рабочих в Коммунистическую партию. Большим успехом пользовалась приключенческая лента Госкинпрома Грузии «Красные дьяволята», поставленная И. Н, Перестиани.

В 1925 году по решению партийных органов было организовано Общество друзей советского кино. Его целью являлись содействие становлению советского кинематографа, приближение кино к рабоче-крестьянским массам. Рабочие, служащие, учащиеся Киева вступали в это общество и активно включались в его работу. Многим это помогло впоследствии прийти в профессиональное кино.

Кинематограф тех лет выполнял очень важную роль — был коллективным агитатором и пропагандистом передовых революционных идей и приобщал к ним широкие массы трудящихся.