О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Индустриальное развитие города в период завершения социалистической реконструкции народного хозяйства и победы социализма в СССР

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/295/

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА В ПЕРИОД ЗАВЕРШЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОБЕДЫ СОЦИАЛИЗМА В СССР

В начале 1934 года XVII съезд ВКП(б) утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства страны (1933—1937 гг.), главная хозяйственная задача которого заключалась в завершении технической реконструкции народного хозяйства, освоении новой техники и новых производств, а политическая — в окончательной ликвидации капиталистических элементов. Исключительное значение для подъема промышленности и всего хозяйства города имело постановление XII съезда КП(б)У (январь 1934 года) о перенесении в Киев столицы УССР. 24 июня 1934 года в Киев переехали ЦК КП(б)У и СНК УССР. Член Политбюро ЦК ВКП(б), секретарь ЦК КП(б)У С. В. Косиор, кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б), секретарь ЦК КП(б)У и первый секретарь Киевского обкома партии П. П. Постышев, член Политбюро ЦК КП(б)У, председатель СНК УССР П. П. Любченко оказывали повседневную помощь партийным и советским органам города в их деятельности по развитию промышленности, городского хозяйства и культуры. В 1934 году на эти цели было ассигновано 285 млн. руб., т. е. на 322,5 проц. больше, чем в 1933 году{«Соціалістичний Київ», 1934, № 9—10, с. 4.}. Значительные средства вкладывались в промышленное строительство. Только за 1934—1935 гг. они составили 135 млн. руб., т. е. превысили капиталовложения, выделенные на развитие промышленности города в течение всей первой пятилетки./296/ 50 млн. руб. были направлены на сооружение станкостроительного, дорожных машин, вагоноремонтного и других заводов{«Соціалістичний Київ», 1936, № 5, с. 3.}.



П. П. Постышев.

Завод станков-автоматов им. А. М. Горького — гигантская новостройка Киева во второй пятилетке, первенец станкостроения в городе — был объектом всесоюзного значения и его сооружением непосредственно руководили ЦК КП(б)У и Совнарком республики. К началу 1936 года намечалось также построить и сдать в эксплуатацию Дарницкий вагоноремонтный завод, один из крупнейших в СССР{«Соціалістичний Київ», 1934, № 5—6, с. 38, 39; 1936, № 5, с. 4.}.

Большое внимание партия и правительство уделяли развитию энергетической базы города. В декабре 1933 года Президиум ВУЦИК и Совнарком УССР приняли решение об ускоренном строительстве второй очереди КРЭС и теплоэлектроцентрали в связи с тем, что к концу первой пятилетки наметился разрыв в 38 тыс. квт между мощностью киевских электростанций и потребностью промышленности в электроэнергии. Для этой цели было выделено 29 млн. рублей{«Соціалістичний Київ», 1934, № 1—2, с. 12.}.

Планировалась также дальнейшая реконструкция заводов «Большевик», «Ленинская кузница», «Арсенал», авторемонтного, им. Артема, им. Ф. Э. Дзержинского, им. И. И. Лепсе, а также судоверфи, трикотажных, швейных, кондитерской фабрик.

В августе 1935 года Киевский горсовет, руководствуясь решением союзного правительства о строительстве на Украине фабрики искусственного волокна, выдвинул предложение о сооружении такого предприятия в Киеве{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР (1933—1941), ч. 1, с. 296, 297.}. Это предложение было принято, и в 1936 году на левом берегу Днепра развернулось строительство комбината искусственного волокна. Здесь же возводились корпуса заводов тонкого сукна и резинорегенератного, что положило начало развитию в Украинской ССР резиновой промышленности{«Соціалістичний Київ», 1937, № 2, с. 27.}.

Уже в 1935 году начал выпускать продукцию завод «Советская Украина», первое в УССР и второе в СССР предприятие по производству пишущих машинок{«Соціалістичний Київ», 1937, № 3, с. 27.}.

Строительство и ввод в эксплуатацию ряда предприятий, реконструкция на новой технической базе 30 старых заводов и фабрик окончательно определили промышленную специализацию города как центра среднего и точного машиностроения и легкой промышленности. Киев был также единственным на Украине городом, где строились и оснащались речные суда, производились станки-автоматы, оборудование для кожевенной, мукомольной промышленности и коммунального хозяйства, а также изготовлялись лабораторные приборы, химические реактивы, фотопластинки, фотобумага.

В 1933 году рабочие и инженерно-технический персонал «Ленинской кузницы» наладили серийное производство клапанных паровых машин, которые устанавливались на новых колесных буксирных пароходах, построенных на судоверфи этого завода{Байбаков О., Кац Р. Героїчні сторінки. К., 1968, с. 71.}. Только в 1934 году завод выпустил 200 паровых машин, а также много другого судового оборудования. Усовершенствовалась конструкция и производимых здесь водотрубных паровых котлов.

В городе успешно развивались моторостроение, электротехническая промышленность, машиностроение для химической промышленности, т. е. новые отрасли, возникшие в годы первой пятилетки. Так, в 1936 г. коллектив завода «Большевик» освоил производство печей «Вагнер» для бумажно-целлюлозной промышленности, гигантских вакуум-фильтров, автоклавов для сушки торфа, прессов для кирпичных заводов и других видов новой продукции на сумму 9,7 млн. руб., что: составляло 20 проц. всей его годовой производственной программы{«Радянський Київ», 1940, № 11, с. 11.}. За успешное освоение производства печей «Вагнер» коллектив получил премию в сумме 85 тыс. рублей.

Намного расширилась энергетическая база города. В 1934 году электростанции Киева давали уже 184,8 млн. квт-час. электроэнергии{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР (1933—1941), ч. 1, с. 271.}. Значительно увеличилось количество рабочих в городе. Если в 1932 году на заводах и фабриках Киева насчитывалось 48,6 тыс. рабочих, то в 1937 году — 73,7 тыс., а вместе с рабочими, занятыми на предприятиях промышленной кооперации, — 91,2 тыс. человек.

Благодаря героическим усилиям трудящихся города, руководимых коммунистами, значительно ускорились темпы роста промышленности. Если в 1934 году прирост промышленной продукции Киева составлял 27 проц., то в 1936 году — почти 32 проц.{«Соціалістичний Київ», 1937, № 10, с. 20.}. Объем промышленной продукции, выпускаемой предприятиями города в 1936 году, достиг 880,6 млн. руб., вдвое превысив уровень 1932 года.

Уже 12 декабря 1936 года промышленные предприя-/297/тин Киева рапортовали о досрочном завершении пятилетнего плана выпуска продукции. XIII съезд КП(б)У, состоявшийся 27 мая — 3 июня 1937 года в Киеве, подвел итоги борьбы за досрочное выполнение плана второй пятилетки, отметив значительные успехи хозяйственного и культурного строительства в республике. Киевская промышленность за годы второй пятилетки увеличила выпуск продукции в 2,5 раза, металлообрабатывающие предприятия — почти в 3 раза, а химические — в 4 раза. Объем промышленного производства в Киеве по сравнению с дореволюционным периодом возрос в 15,7 раза, а по сравнению с первой пятилеткой — более чем в 10 раз. Ведущее место среди киевских предприятий занимали металлообрабатывающие заводы, дававшие 31,6 проц. всей промышленной продукции столицы УССР против 17 проц. в начале первой пятилетки. В результате успешного выполнения второй пятилетки в стране была создана мощная материально-техническая база социализма. XVIII съезд ВКП(б), состоявшийся 10—12 марта 1939 года в Москве, утвердил третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1938—1942 гг., который должен был стать крупным шагом на пути завершения строительства социалистического общества в СССР.

Планом третьей пятилетки намечались быстрые темпы развития промышленности Киева, строительство новых заводов — автосборочного, радиозавода, электролампового, часового, фарфорового; камвольного, льно- и трикотажного комбинатов; фабрик — чулочной, парфюмерно-косметической; хлебо- и молокозаводов, макаронной фабрики{«Соціалістичний Київ», 1937, № 5, с. 4.}. Планировались также реконструкция завода стройматериалов, строительство предприятий силикатного кирпича и сухой штукатурки, цементного, керамического комбинатов и др. Общий объем промышленной продукции города должен был в 1942 году достичь 2,5 млрд. руб. против 1 млрд. руб. в 1937 году. Мощность энергетической базы Киева предполагалось увеличить до 240 млн. киловатт.

Осуществление этих планов требовало дополнительных крупных ассигнований. В промышленное строительство города планировалось вложить свыше 450 млн. руб., стоимость основных фондов промышленности к началу 3-й пятилетки достигла более полумиллиарда рублей. Столица УССР стала значительным индустриальным центром страны. В 1939 году в Киеве действовало более 200 предприятий крупной фабрично-заводской промышленности, а всего в 1940 году в городе насчитывалось 1228 промышленных предприятий{Народне господарство міста Києва. Статистичний збірник. К., 1963, с. 11; «Радянський Київ», 1940, № 23—24, с. 15.}. К тому времени были построены и оснащены новейшей техникой такие промышленные гиганты, как завод станков-автоматов им. А. М. Горького, вагоноремонтный завод, комбинат искусственного волокна, а также заводы «Спецшвеймашина», контрольно-измерительной аппаратуры, силикатного кирпича, бетонных изделий, камфорный, 2 хлебных{«Радянський Київ», 1939, № 19—20, с. 8.}.



Новый котельный цех завода «Ленинская кузница». 1931 г.

В процессе строительства находились тонкосуконный комбинат производительностью 4 млн. метров сукна в год, две книжно-журнальные фабрики, рыбный комбинат, холодильник с цехом мороженого и др. Большие реконструктивные работы были проведены на «Большевике», «Ленинской кузнице», заводе им. Артема, кабельном, весовом, трамвайном им. Ф. Э. Дзержинского, химическом им. М. В. Ломоносова, фабрике им. В. Н. Боженко, мясокомбинате, кондитерской фабрике им. К. Маркса{Там же, с. 9.}. Только в Петровском (теперь Подольский) районе города построили 39 новых и реконструировали 23 старых предприятия.

Резко изменился ассортимент изделий, вырабатываемых на киевских предприятиях. Было освоено производство новых видов машин, аппаратов и другой продукции, ранее импортируемой. В 1938 году завод им. А. М. Горького выпускал только два типа станков, а в 1939 году — семь.

Завод «Большевик» превратился в крупнейшее в стране предприятие, изготовлявшее технологическое оборудование и снабжавшее им резиновую промышленность и производство синтетического каучука. За два года (1938—1939) коллектив этого предприятия освоил 42 вида новых аппаратов и машин. Здесь впервые в СССР построен турбокомпрессор мощностью 500 куб. метров воздуха в минуту. К 1940 году завод давал продукции по стоимости в полтора раза больше, чем вся дореволюционная промышленность Киева{«Радянський Київ», 1940, № 11, с. 11.}.

Машиностроительные заводы города наряду с увеличением выпуска станков-автоматов, судов и оборудования для химической и легкой промышленности, сложных механизмов для строительных работ изготовляли весы для торговой сети, пишущие машинки, огнеупорные кассы, электроизмерительные приборы, радиоприборы и другую продукцию. Расширение существующих и сооружение новых предприятий строительных материалов позволили значительно увеличить производство кирпича, керамических труб и этернита.

Химические предприятия выпускали резиновые изделия, сложные эфиры, терпентинное масло, новые фармацевтические препараты. В 1939 году завод «Ренток» освоил производство новейшей рентгеноаппаратуры./298/



В. Ф. Донец — стахановец завода «Транссигнал» им, Ф. Э, Дзержинского. 1937 г.

Впервые в СССР он начал выпускать универсальные столы для внутренней рентгеноскопии, которые ранее ввозились из-за границы.

Продукция предприятий Киева шла в самые отдаленные уголки страны: станки-автоматы можно было видеть на новых промышленных объектах Дальнего Востока; аппаратурой, изготовленной в столице Украины, оснащались химические предприятия Урала, сахарные заводы Казахстана. Мощные машины «Красного экскаватора» работали на стройках Балхаша и Забайкалья, а суда с маркой «Ленинской кузницы» плавали по Волге, Северной Двине, Амударье, Печоре, Иртышу, Лене, Дунаю, озеру Балхаш, Черному и Азовскому морям{Байбаков О., Кац Р. Героїчні сторінки, с. 72.}.

Значительное место среди продукции киевских предприятий занимали товары широкого потребления. В 1940 году государственная промышленность Киева изготовила 11,8 млн. пар различной обуви, около 800 тыс. пальто и костюмов для взрослых, более 650 тыс. предметов детской одежды, свыше 14,2 млн. трикотажных изделий, около 35 тыс. тонн конфет, свыше 3,8 млн. штук папирос{Соціалістична Київщина напередодні виборів у місцеві Ради депутатів трудящих. К., 1939, с. 12; Народне господарство міста Києва, с. 42, 43.}. Намного увеличился выпуск культтоваров — фотоаппаратов, музыкальных инструментов, кинокопировальной аппаратуры и т. д. Было развернуто ватоткацкое и войлочное производство. Пищевые предприятия города выпускали в широком ассортименте мясные и молочные продукты, консервы, различные кондитерские изделия, фруктовые воды, пиво, а также макароны, крупы, дрожжи и прочее.

Большую роль в производстве товаров широкого потребления сыграла промысловая кооперация. В 1939 году она дала на 370 млн. руб. продукции, или в 2,75 раза больше, чем в 1934 году{«Радянський Київ», 1939, № 19—20, с. 9, 10.}.

Крепла энергетическая база промышленности. В 1934—1939 гг. на расширение энергосистемы Киева израсходовано почти 65 млн. руб. К 1935 году пущена вторая очередь КРЭС. Электроснабжение столицы в 1939 году увеличилось в 2,3 раза по сравнению с 1934 годом.

После ввода в эксплуатацию третьей очереди КРЭС-3 производство электроэнергии на киевских электростанциях планировалось довести до 453 млн. квт-час, т. е. на 11,6 проц. больше, чем в 1938 году.

Потребление электроэнергии на одного киевлянина возросло по сравнению с 1913 годом более чем в 6 раз. Широкий фронт промышленного строительства и переоснащение существующих предприятий потребовали увеличения количества квалифицированных рабочих. Только в 1935—1938 гг. в промышленное производство города было вовлечено свыше 20 тыс. человек. Значительно увеличилась также численность инженерно-технического персонала. В 1939 году на предприятиях Киева трудилось 10 218 инженеров и техников — почти в 27 раз больше, чем до революции.

Широкий размах приобрело социалистическое соревнование. В 1935 году в ответ на лозунг Коммунистической партии «Кадры решают все!» в Киеве, по примеру шахтеров Донбасса, развернулось массовое движение новаторов производства — стахановцев. На заводе «Арсенал» одним из первых последователей А. Г. Стахм нова стал токарь коммунист Г. Я. Царик. Усовершенствовав технологию обработки металла на токарном станке, он выполнял за смену по 2,5—3 нормы. Распространению этого передового метода способствовало производственное совещание токарей завода, проведенное 8 декабря 1935 года. Лишь за два месяца (ноябрь—декабрь 1935 года) число стахановцев на предприятии увеличилось в 20 раз.

Активно включились в стахановское движение рабочие и других предприятий города. 13 декабря 1935 года каменщик Киевского станкостроя стахановец Сопирняк за 7 часов работы выполнил норму на 1869 проц., установив мировой рекорд кладки, а плотник этого же строительства Курченко, работая на установке стаканов и башмаков из сборного железобетона, выполнил производственное задание на 643 процента{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР (1936—1941), ч. 1, с. 334.}.

На 4-й обувной фабрике в октябре 1935 года стахановскими методами труда овладели 28 рабочих, а в августе 1936 года в рядах стахановцев уже было 1650 производственников. Выработка на одного рабочего за тот же период возросла с 4,47 пары до 5,57 пары обуви, кожи сэкономили 2 млн. кв. дециметров. Рабочий А. Я. Г| мулько в октябре 1935 года установил рекорд по обтяжке обуви: вместо запланированных 720 пар за смену дал 2170, а в июле 1937 года — 5500 пар. Славными трудовыми делами отличились тогда же работница Киевского паровозовагоноремонтного завода орденоносец М. С. Прудько, стахановец завода «Транссигнал» В. Ф. Донец. К концу 1935 года среди рабочих города было 20 проц./299/ стахановцев, к началу 1937 года — 25,8 проц., а к июлю 1939 года — 53,5 процента{Киевский госгорархив, ф. Р-19, оп. І, д. 7955, л. 2.}.

Самоотверженный труд рабочих Киева, вооружение предприятий новой техникой способствовали повышению производительности труда, которая только за годы второй пятилетки увеличилась на 62,5 процента{Очерки истории Киевских городской и областной партийных организаций. К., 1981, с. 344.}. Благодаря массовому стахановскому движению промышленность Киева в 1935 году перевыполнила план выпуска продукции на 50 млн. рублей.

Первые годы третьей пятилетки ознаменовались новыми успехами в социалистическом соревновании. В 1939 году коллектив завода им. И. И. Лепсе добился лучших результатов роста производительности труда и качества выпускаемой им продукции. Его передовые рабочие, инженеры, техники были отмечены денежными премиями{«Соціалістичний Київ», 1936, № 5, с. 3; 1937, № 10, с. 20.}. Партийная организация радиозавода мобилизовала коллектив на перевыполнение плана 1939 года. За 6 месяцев было изготовлено продукции на 111,9 проц., повысилась производительность труда, укрепилась дисциплина. Завод дважды завоевывал переходящее Красное знамя{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР (1933—1941), ч. 2. К., 1977, с. 90, 91.}.

В 1939 году по почину стахановцев Уралмаша и Харьковского станкостроительного завода началось движение многостаночников. Строгальщик завода станков-автоматов им. А. М. Горького И. Н. Шуваев одним из первых в Киеве перешел на многостаночное обслуживание, совмещая две профессии — строгальщика и фрезеровщика. В сентябре 1939 года, работая на 4 станках, стахановец перевыполнил производственное задание на 869 проц.{«Радянський Київ», 1939, № 15, с. 4.}, а токарь этого же завода Н. Я. Швиненко, применив изобретенное им же устройство для токарного станка, установил мировой рекорд производительности труда. На Всесоюзной выставке станков и инструментов в Москве изобретение Н. Я. Швиненко было признано уникальным по простоте и эффективности. В апреле 1939 года Н. Я. Швиненко награжден орденом Ленина. Машинист паровоза депо им. Андреева В. П. Косик в августе 1938 года, работая по кольцевому графику без захода в депо, наездил 15 тыс. км при норме 5 тыс. км. Он выступил инициатором соревнования паровозных бригад{«Радянський Київ», 1939, № 16, с. 6.}.

Фрезеровщик завода «Транссигнал» В. П. Давиденко, применяя передовые методы труда на фрезеровании диска к блок-штангам, выполнил за смену почти 28 норм. Сделанное им приспособление к станку давало возможность фрезеровать сразу несколько деталей. Кадровые рабочие «Арсенала» В. Бондаренко, П. Гиро, М. Довгалюк, А. Матвиенко и мастер участка А. Котовский, усовершенствовав технологию электросварки, перевыполняли норму на 300 и более процентов.

В 1939 году бюро рационализации и изобретательства Киевской трикотажной фабрики им. Р. Люксембург объявило конкурс на лучшее изобретение. Из 150 поступивших на конкурс рацпредложений лучшим было признано предложение об изменении конфигурации шпулек, что на 45 проц. увеличивало производительность труда и давало предприятию 28 тыс. руб. ежемесячной экономии{«Радянський Київ», 1939, № 9—10, с. 49.}.

На некоторых заводах и фабриках, в частности на 6-й обувной, стахановскими методами труда овладели 70 проц. всех рабочих, 40 проц. из них совмещали несколько профессий. В 1940 году орденом Ленина был награжден за успешное выполнение производственной программы 1939 года П. Возный — стахановец, рабочий 1-й обувной фабрики{«Радянський Київ», 1940, № 21, с. 7.}.

Примеры самоотверженного труда показывали и женщины. Далеко за пределы Киева разнеслась слава о работнице кабельного завода П. В. Гусятниковой, машинисте паровоза депо Дарница Г. Тодчук, которая первой в республике возглавила женскую паровозную бригаду{Нариси історії Київської обласної партійної організації, с. 413.}.

Дальнейшему развитию движения способствовали стахановские школы, организованные на предприятиях. На заводе «Большевик» в сентябре 1939 года работало 35 таких школ, в них обучалось 2072 рабочих. Свыше 100 ударников и стахановцев Киевского паровозовагоноремонтного завода посещали школу мастеров социалистического труда. Кроме того, каждый стахановец обучал передовым методам труда одного-двух молодых рабочих. Благодаря этому становились стахановскими и перевыполняли производственные нормы на 200—250 и более проц. целые бригады. 13 июля 1940 года газета «Комуніст» опубликовала открытое письмо стахановцев завода «Большевик», призывавших ознаменовать 5-ю годовщину стахановского движения в стране новыми трудовыми успехами. Лучшие многостаночники завода «Укркабель» Куриленко, М. Петренко, Закусило и другие, выполнявшие нормы на 120—130 проц., 18 июля 1940 года обратились к рабочим с призывом в честь пятилетия со дня славного стахановского почина повысить социалистические обязательства{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР (1933—1941), ч. 2, с. 154, 155.}. Коллектив Московского инструментального завода им. М. В. Фрунзе призвал развернуть соревнование за выполнение заданий пятилетки по повышению производительности труда за 4 года. Это движение охватило всех рабочих столицы УССР.

Новаторы производства Киева внимательно изучали передовой опыт стахановцев РСФСР и других республик, внедряя его у себя. 1 февраля 1940 года в доме культуры завода «Большевик» открылась общегородская конференция многостаночников. 300 стахановцев поделились своим опытом. Это способствовало дальнейшему углублению и усовершенствованию ценного на-/300/чинания. В Российской Федерации получил широкое распространение передовой опыт киевского стахановца Н. Я. Швиненко. Ленинградский Дом техники, например, издал специальную листовку — обращение к рабочим, разъяснившую методы его работы. Рабочие, инженеры, техники «Большевика» широко обменивались производственным опытом с коллективами предприятий Москвы и Ленинграда, изучали технологический процесс производства новых машин, осваиваемых заводом. В годы третьей пятилетки по инициативе городской партийной организации началось социалистическое соревнование между производственными коллективами Киева и Тбилиси. В декабре 1938 года рабочие, служащие, инженерно-технические работники Киевского паровозовагоноремонтного завода обратились к коллективу Тбилисского паровозовагоноремонтного завода с предложением включиться в движение за досрочное выполнение заданий третьего пятилетнего плана. Предложение киевлян встретило горячую поддержку грузинских рабочих. Вскоре станкостроители киевского завода им. А. М. Горького подписали договор на соревнование с рабочими Тбилисского машиностроительного завода им. 26 бакинских комиссаров.

Особое внимание рабочих коллективов было обращено на обеспечение строгого учета, сохранность и правильное использование оборудования, сырья, топлива, электроэнергии, техники, выпуск продукции высокого качества и снижение ее себестоимости. Борьба за искоренение расточительства проходила на каждом предприятии, в каждом цехе, участке, бригаде. Соревнование, руководимое партийными организациями, явилось залогом успешного выполнения трудящимися Киева заданий третьего пятилетного плана.

В 1939 году только 200 крупных предприятий Киева выпускали валовой продукции на 1316 млн. руб. (в ценах 1926/27 г.) т. е. почти в 2,5 раза больше по сравнению с 1934 годом. Все государственные предприятия за один месяц производили продукции в 1,5 раза больше, чем вся дореволюционная промышленность города на протяжении целого года. Прирост продукции в 1939 году увеличился на 12 проц. против 1938 и на 30,4 проц.— против 1937 года{Матеріали до господарського плану та бюджету м. Киев на 1940 рік. К., 1940, с. 5.}.

Возрос удельный вес предприятий, производивших средства производства. Металлообрабатывающие заводы в 1939 году давали 32,8 проц. всей продукции промышленности Киева. Машиностроение почти в 30 раз превысило объем производства 1913 года. Удельный вес химической промышленности в 1939 году достиг уже 6,8 проц., а выпуск продукции легкой промышленности вырос в 200 раз{Соціалістична Київщина напередодні виборів у місцеві Ради депутатів трудящих, с. 12.}. За 4 года стахановского движения (1935—1939) производительность труда рабочих столицы УССР увеличилась на 56 проц.{«За винахідництво», 1936, № 9, с. 22.}, а в 1939 году по сравнению с 1913 — в 3,5 раза{«Радянський Київ», 1939, № 19—20, с. 12.}. Коллектив завода «Большевик» в 1940 году дал стране станков на 13,2 проц. больше, чем в 1939 году, повысил производительность труда на 17,9 процента{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР (1933—1941), ч. 2, с. 196.}.

Стахановцы «Большевика» Пилькевич, Мазуренко, Мороз в 1940 году выполнили по 2,5 годовой нормы, формовщик Ланик в декабре 1940 года выполнил месячную норму на 419 проц., а формовщик Вильк — на 367 проц. Шлифовщик В. Гуменюк ежедневно выполнял по четыре нормы.

Накануне XVIII конференции ВКП(б) начался новый подъем в работе всех промышленных предприятий, в движении передовиков производства. Городская партийная организация мобилизовывала производственников на творческий ударный труд, поддерживала и распространяла опыт передовиков. Машинист Дарпицкого депо А. И. Перебеленко, став на стахановскую вахту в честь XVIII партийной конференции, обязался значительно увеличить среднесуточный пробег паровоза. 16 января 1941 года он совершил рекордный для Юго-Западной железной дороги пробег в 594 км при суточной норме 293 км{«Пролетарська правда», 1941, 24 января.}. Рабочий-строгальщик завода им. А. М. Горького И. Н. Шуваев освоил работу одновременно на двух больших четырехшпиндельных станках, чем заменил восьмерых строгальщиков{«Пролетарська правда», 1941, 15 февраля.}, а рабочий В. Рушковский совмещал профессии слесаря и сверлильщика. Усовершенствовав производственный процесс, он просверлил за 30 минут 89 деталей, что составило 1200 проц. производственной нормы{«Радянський Київ», 1940, № 22, с. 11.}. Все 500 стахановцев завода «Большевик», включившись во всесоюзное соцсоревнование, посвященное XVIII конференции ВКП(б), выполнили по две и более нормы.

Рабочие и инженерно-технический персонал «Красного экскаватора», претворяя в жизнь решения XVIII конференции ВКП(б), направленные на дальнейшее развитие промышленности и транспорта, выполнили квартальный план 1941 г. по валовой продукции на 103,1 проц. Завод им. Ф. Э. Дзержинского выпустил 16 проц, сверхплановой продукции. Перевыполнили квартальные производственные задания рабочие заводов им. А. М. Горького, «Укркабель», «Ленинская кузница», им. И. И. Лепсе, химико-фармацевтического завода им. Я. М. Свердлова, швейной фабрики им. И. Ф. Смирнова-Ласточкина, 8-й обувной фабрики и других киевских предприятий{Нариси історії Київської обласної партійної організації, с. 427.}.

Трудящиеся города успешно выполняли третий пятилетний план развития народного хозяйства и вместе со всем советским народом, руководимым Коммунистической партией, шли по пути завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму./301/