Въ связи съ празднованіемъ 350-лѣтняго юбилея Ставропигійскаго Братства (Института), взоры русскихъ людей обращаются опять въ сторону этого національно-культурнаго учрежденія, какъ обращались неразъ за время его долгой и многокрасочной жизни. Все, что такъ или иначе связано съ Институтомъ, привлекаетъ вниманіе даже тѣхъ людей, которые обычно жизнью и дѣятельностью Ставропигіи совершенно не интересуются. Одной изъ точекъ, къ которой устремляются сегодня взоры русскихъ людей, является несомнѣнно составляющая собственность Ставропигійскаго Института церковь во имя Успенія Пресвятой Богородицы.
Древній Успенскій Храмъ во Львовѣ прздставляетъ собою не только одинъ изъ замѣчательныхъ памятниковъ церковной архитектуры и не только одно изъ лучшихъ украшеній стольнаго города Галицкой Руси. Храмъ этотъ — одна изъ величайшихъ святынь галицко-русскаго и всего южно-русскаго народа, связанная неразрывными узами съ ходомъ его національнаго и культурнаго развитія въ теченіе послѣднихъ четырехъ столѣтій. Неудивительно, поэтому, если Успенская церковь нашлась теперь на нѣкоторое время въ центрѣ вниманія нашего общества.
Церковь Ставропигійскаго Института имѣетъ за собой длинную и весьма интересную исторію, которая неоднократно привлекала къ себѣ вниманіе вдумчивыхъ изслѣдователей нашей старины. Писалъ объ этой церкви Шараневичъ, Барвинскій и др. ПослѢдней работой, посвященной Успенской церкви, былъ весьма содержательный очеркъ д-ра А. В. Копыстянскаго, написанный по случаю 300-лѣтія со дня ея освященія. Въ виду той огромной роли, которую Ставропигійскій Институтъ и, въ частности, Ставропигійская церковь сыграли въ жизни нашего народа, желательно было бы, чтобы каждый галицко-русскій интеллигентъ познакомился съ работами упомянутыхъ выше историковъ.
Какъ сообщаетъ д-ръ Копыстянскій, церковь Успенія Пресвятой Богородицы въ томъ видѣ, который она теперь имѣетъ, состоитъ изъ трехъ частей, сооружавшихся отдѣльно и независимо другъ отъ друга.{стр.49} Первой была сооружена колокольня (1572—1578 г.г.), затѣмъ часовня Трехъ Святителей (1591), наконецъ, самъ храмъ Успенія Пресвятой Богородицы (1591—1631 г.г.).
Постройка колокольни началась собственно еще въ 1568 году, на средства богатаго купца Давида Фомы Русина, подъ наблюдеиіемъ архитектора-итальянца Петра Красовскаго, получившаго свою славянскую фамилію вѣроятно отъ красовской каменоломни. Выведенная уже до третьяго этажа, колокольня въ 1570 году обрушилась. Средства на сооруженіе новой колокольни далъ поселившійся во Львовѣ богатый грекъ-кандіецъ Константинъ Корніактъ. Постройка началась въ 1572 году подъ руководствомъ итальянца Петра изъ Барбони и въ 1578 году закончилась. Колокольня была построена изъ тесаннаго камня и состояла изъ трехъ неодинаковыхъ этажей. Въ то же время на средства Корніакта былъ отлитъ и помѣщенъ на колокольнѣ большой колоколъ, получившій наименованіе Кирилла. Колоколъ этотъ послѣ пожара отлитый заново въ 1780 году сохранился на колокольнѣ по нынѣшній день. Послѣ того, какъ колокольня была во время осады города турками повреждена, Ставропигійское Братство въ 1695 году перестроило ее. Съ помощью Братству пришелъ король Янъ III. Собѣскій, предоставившій матеріалъ изъ своихъ лѣсовъ и приславшій архитектора Петра Бебера. Колокольня, увеличившись тогда еще на одинъ этажъ изъ кирпича, получила свой нынѣшній видъ. Высота колокольни довольно значительна (65.85 м.).
* * *
Исторія возникновенія часовни Трехъ Святителей, составляющей въ настоящее время часть Успенскаго храма, связана тѣсно, съ одной стороны, съ исторіей Успенской церкви вообще, а съ другой съ процессомъ, который долго тянулся между Ставропигіей и львовскимъ епископомъ Гедеономъ Балабаномъ. Послѣ того, какъ въ 1571 году Успенская церковь сдѣлалась жертвою пожара, православное населеніе г. Львова (преимущественно русскіе и греки), построивъ, при главномъ содѣйствіи Корніакта, прекрасную колокольню, стало думать о постройкѣ новаго храма. — На это время пришлось учрежденіе Ставропигійскаго Братства (1586 г.), надѣленнаго широкими правами и привиллегіями. Къ сожалѣнію, Братство не могло направить своей энергіи на постройку церкви, такъ какъ должно было выступить въ защиту полученныхъ привиллегій противъ львовскаго епископа Балабана, не брезговавшаго въ борьбѣ со Ставропигіей никакими средствами и попавшаго даже изъ-за нея въ конфликтъ съ кіевскимъ митрополитомъ Михаиломъ Рагозой. Чтобы дать львовскому русскому населенію, вслѣдствіе пожара 1571 года лишенному фактически Успенской церкви, возможность удовлетворять свои духовныя нужды, прибывшій въ 1591 г. во Львовъ кіевскій митрополитъ совершилъ чинъ освященія алтаря въ колокольнѣ Успенскаго храма. Таково было начало часовни Трехъ Святителей, которая въ теченіе 40 лѣтъ замѣняла львовскому православному населенію церковь. Какой видъ имѣла тогда часовня Трехъ Святителей, изъ какого матеріала была построена и т. п., неизвѣстно. Нынѣшній видъ получила часовня послѣ пожара, который въ 1671 г. повредилъ Успенскую церковь. Сооруженная изъ тесаннаго камня, часовня Трехъ Святителей является{стр.50} въ настоящее время одной изъ лучщихъ построекъ ренесансоваго стиля во Львовѣ. Первоначально часовня составляла особую отъ Успенской церковь и только въ 1847 году она была соединена съ Успенской церковью — дверью.
* * *
Прошедшій лѣтомъ 1527 года пожаръ уничтожилъ почти весь Львовъ, въ томъ числѣ также церковь Успенія Пресвятой Богородицы, представлявшую, по выраженію д-ра Копыстянскаго, настоящую крѣпость религіозно-національной жизни львовскаго русскаго населенія. Ясно, что русскіе львовяне должны были подумать объ отстройкѣ своего храма. Сначала церковь была только отремонтирована и въ такомъ видѣ служила русскому Львову еще 20 лѣтъ. Только въ 1547 году львовскіе мѣщане, посредствомъ перемышльскаго епископа и кіевскаго митрополита, обратились ко всѣмъ православнымъ людямъ въ Польшѣ и на Литвѣ съ просьбой о помощи. Главныя надежды возлагались мѣщанами на помощь русской аристократіи. Къ сожалѣнію, надежды эти не оправдались. Тогда русскіе львовяне выслали своихъ пословъ къ молдавскому господарю Александру Лопушанину (1558). Господарь принялъ постройку львовской русской церкви близко къ сердцу. Согласившись принять на себя роль ктитора Успенской церкви, господарь поддерживалъ ея постройку матеріально, отпуская на эту цѣль большія суммы, и морально, выступая передъ польскимъ королемъ Сигизмуидомъ Августомъ въ защиту львовскихъ русскихъ мѣщанъ, подвергавшихся придиркамъ со стороны львовской городской управы. Работами по постройкѣ Успенскаго храма руководилъ архитекторъ итальянецъ Петръ изъ Лугано, постановившій построить храмъ въ ренесансовомъ стилѣ, но — по настоянію молдавскаго господаря — съ соблюденіемъ всѣхъ требованій восточнаго обряда. Отстроенная церковь была освящена въ 1558 году. Господарь не переставалъ интересоваться Успенскимъ храмомъ и позже, обращая вниманіе на внутреннее благолѣпіе церкви, на пѣніе и т. д. Благодаря заботамъ молдавскаго господаря объ Успенской церкви, церковь получила популярное, до сихъ поръ сохранившееся, названіе волошской церкви.
Въ 1571 году грозный пожаръ уничтожилъ часть г. Львова, не пощадивъ также Успенской церкви. Вслѣдствіе разныхъ обстоятельствъ, не благопріятствовавшихъ развитію и укрѣпленію религіозной жизни православнаго населенія въ Польшѣ, львовскіе мѣщане приступили къ постройкѣ новаго храма только въ 1591 г. Высшая православная іерархія, въ лицѣ патріарховъ, выпускаетъ посланія съ призывомъ жертвовать на эту цѣль. Ставропигійское Братство, учрежденное въ 1586 году, старается тоже собирать жертвы. Въ 1591 году были освящены фундаменты новаго храма. Въ виду борьбы Ставропигіи съ львовскимъ епископомъ Балабаномъ, чинъ освященія совершилъ кіевскій митрополитъ Рагоза. Строителемъ Успенскаго храма былъ итальянецъ Павелъ Римлянинъ, построившій во Львовѣ рядъ зданій въ стилѣ ренесанса. Въ виду громадныхъ суммъ, какія были нужны на постройку храма, Ставропигійское Братство возлагало всѣ свои надежды на помощь единовѣрныхъ православныхъ государей. Такъ какъ Молдавія переживала тогда тяжелый внутренній кризисъ, на помощь{стр.51} ея господарей трудно было разсчитывать. Взоры Ставропигіи обратились въ сторону московскаго царя. Возвращавшійся въ 1592 году изъ Москвы и содержавшійся во Львовѣ терновскій митрополитъ Діонисій составилъ письмо къ царю Федору, царицѣ Иринѣ и царскому шурину Борису Годунову, представляя имъ тяжелое положеніе львовскаго населенія и умоляя ихъ придти съ помощью. Интересно, что Ставропигійское Братство мотивировало свою просьбу царю ссылкой, между прочимъ, на племенное родство русскихъ львовянъ съ многоплеменитымъ родомъ россійскимъ. Лѣтомъ 1592 года послы Ставропигіи отправились съ письмомъ въ Москву. Царь Федоръ принялъ пословъ ласково и отпустилъ ихъ, снабдивъ крупной жертвой на постройку храма. — Въ слѣдующемъ 1593 году Ставропигія отправила въ Москву второе посольство, однако результаты этого посольства неизвѣстны. Позже, уже послѣ смерти царя Федора, Дмитрій Самозванецъ пожертвовалъ тоже нѣкоторую сумму на сооруженіе церкви. Такимъ образомъ сооруженіе Успенскаго храма, въ которомъ — посредствомъ своихъ царей — приняла участіе сѣверная Русь, способствовало укрѣпленію идеи русскаго національнаго единства. Слѣдъ участія Москвы въ постройкѣ Успенской церкви сохранился до сихъ поръ въ видѣ надписи, помѣщенной въ среднемъ копулѣ храма: Пресвѣтлый царь и великій князь Москвороссіи Федоръ Ивановичъ бысть благодѣтель церкви. Когда на сѣверной Руси разразилась смута, благодѣтелемъ Успенской церкви сдѣлался молдавскій господарь Іеремія Могила, а послѣ его смерти его братъ, сынъ и внучатный племянникъ.
Слѣдуетъ, однако, замѣтить, что въ пользу Успенской церкви жертвовали также русскіе львовяне и русскіе люди вообще, напр. гетманъ Петръ Конашевичъ, Сагайдачный и др. Постройка Успенскаго храма, пріостановлявшаяся двукратно вслѣдствіе пожаровъ, была закончена въ 1630 году и 16 января ст. ст. 1631 г. храмъ былъ освященъ львовскимъ епископомъ Евстафіемъ Тисаровскимъ, при участіи архимандрита Кіево-Печерской Лавры, представителя рода Могилы, славнаго впослѣдствіи Петра Могилы.
Такъ, поборовъ всѣ препятствія, съ помощью единовѣрцевъ и единоплеменниковъ, львовское русское мѣщанство построило великолѣпный храмъ. Съ тѣхъ поръ, въ теченіе полныхъ трехъ столѣтій Успенскій храмъ красуется въ столицѣ Галицкой Руси, являясь забраломъ вѣры, національности и культуры русскаго народа Галицкой Земли.
Правда, судьба посылала неразъ на Ставропигію и ея церковь тяжелыя невзгоды и бури, но храмъ устоялъ и будетъ стоять и дальше, какъ бастіонъ русской вѣры, національности, культуры на землѣ, удобренной костями и кровью нашихъ предковъ, доблестныхъ и храбрыхъ русичей.