Ставропигийское Братство

Главная Статьи Братчики Публикации Ссылки
{стр.52}

И. А. Сметанскій. Музей Ставропигійскаго Института

Музей Стазропигійскаго Института былъ основанъ его старѣйшиной Исидоромъ Ив. Шараневичемъ, профессоромъ львовскаго университета и изслѣдователемъ родной старины, 13-го марта 1889 года, и составленъ изъ Братскаго Архива и Братской церковной Библіотеки. Много способствовала зтому особенно археологическо-библіографическая выставка въ 1888—1889 гг., по случаю 100-лѣтнаго юбилея переименованія Братства въ Ставропигійскій Институтъ имп. Іосифомъ II. 7. сентября н. ст. 1788 г.

Самый богатый отдѣлъ Музея — это рукописи въ 143 н-ровъ. Первое мѣсто между ними принадлежитъ Кристимополв»скому Апостолу (ХII в.), потомъ Бучацкому Евангелію (XIII в.), хранящемуся въ настоящее время въ библіотекѣ о. о. василіанъ во Львовѣ. Обѣ рукописи написаны кириллицей, на пергаментѣ. Къ сожалѣнію, Бучацкое Евангеліе не сохранилось въ цѣлости. Въ немъ не хватаетъ четвертой части, оно содержитъ только 160 стр. въ листъ. Особаго вниманія заслуживаетъ художественный орнаментъ Евангелія съ прекрасными иниціалами.

Такими же художественными иниціалами отличается писанный на бумагѣ Номоканонъ (XV. в.), заключающій въ себѣ законы и правила различныхъ соборовъ греческой церкви, собранныхъ Іоанномъ Схоліастомъ (564 г.) на греческомъ языкѣ. Рукопись Номоканона въ музеѣ Ставропигіона является переводомъ свода Схоліаста. Любопытна приписка, находящаяся подъ заглавіями отдѣльныхъ правилъ, слѣдующаго содержанія: „Почася и дописася въ обытели пртыя и пречистыя и прно Двы Марія въ монастыре зименьскомъ близъ града Володымера, при дръжавѣ кроля польскаго Августа и иныхъ земли панъ и дедичъ при архіепки митрополите ншемъ Сильвестре{Сильвестръ Белькезичъ, правосл. митрополитъ отъ 1556 г.; епископомъ былъ 12 лѣтъ.} Киевскимъ и галицкомъ и всея Руси, при нереченомъ епкпе володимерьскомъ и берестискомъ Іоанне прозвищемъ борзобогатымъ, за архимадрита Арсенія подъ властію его мсти кнзя Олександра Федовича Чорторыского и княгини его Мріи Деспотовны и сна его кнзя Гаврила и княжны Марины. А за тымъ млсть Бжіа на всехъ васъ въ вѣки, аминь“.

Сравнивая иниціалы Бучацкаго Евангелія съ иниціалами Галицкаго Четвероевангелія 1144 г., въ изданіи архиманд. Амфилохія (Москва, 1883), видимъ ихъ сходство. По этому случаю приходимъ къ заключенію, что Бучацкое Евангеліе было написано въ XIII. в. Иниціалы этого драгоцѣннаго памятника выведены въ романскомъ стилѣ четырьмя красками: красной, желтой, синей и зеленой. Орнаментика Номоканона съ иниціалами расписана только одной красной краской.

Наиболѣе цѣнной церковной рукописью является Перемышльское Евангеліе, XVI в. Оно сохранилось въ цѣлости. Иниціалы выве-{стр.53}дены очень старательно золотомъ и нѣсколькими свѣтлыми красками.

Музей содержитъ внушительное количество церковныхъ рукописей, а именно: 37 Четвероевангелій, 1 Евангеліон, 1 Евангеліе-апракос, 7 Апостоловъ, 6 Октоиховъ, 14 Миней, 13 Тріодей, 17 Ирмологіоновъ, 2 Псалтыри, 7 метрик крещеній. На нѣкоторыхъ изъ нихъ видимъ очень хорошіе орнаменты и начальныя буквы лучшаго византійскаго стиля.

Среди прочихъ рукописей, отмѣченыхъ въ „Описи Музея Ставропигійскаго Института“ (Львовъ, 1908), большой цѣнностью выдѣляются т. н. Помянники, содержащіе списки именъ, за души которыхъ должна была молиться Успенская церковь. Первое мѣсто занимаетъ здѣсь Анамнизисъ, 1695 г.

Кромѣ очень цѣнныхъ рукописей церковнаго содержанія, въ музеѣ хранится много другого рукописнаго матеріала. Гораздо богаче музей старопечатными книгами: библіи, евангелія, апостолы, псалтыри, октоихи, тріоди, часословы, служебники, требники, молитвословы, уставы и пр. Среди нихъ находится славная „грамматика еллинославенскаго языка п. з. „Адельфотесъ“ съ 1591 г. Дальше идутъ рѣдкіе печатные русскіе документы, кіевскіе, московскіе (XVIII в.), острожскіе, виленскіе, кременецкіе, и прочіе, важные для исторіи Руси и Ставропигіона, матеріалы.

Къ третьему отдѣленію Музея принадлежитъ архивъ, состоящій изъ 870 грамотъ, актовъ, оригинальныхъ писемъ, на пергаминѣ и бумагѣ, 248 копій. Среди нихъ находимъ привилеи, мандаты и рескрипты польскихъ королей времени Казиміра Великаго (1356 г.), Владислава Опольскаго (1372), Людовика Угорскаго (1373) и всѣхъ послѣдующихъ польскихъ правителей, документы, привилеи и корреспонденціи высокихъ іерарховъ: патріарховъ, митрополитовъ и епископовъ, молдавскихъ государей: Стефана, Петра, Іереміи, Могилы и пр.

Четвертое отдѣленіе Музея составляютъ памятники живописи, а именно: 1) иконы — а) на доскѣ (196), б) на металлѣ, фарфорѣ и картонѣ (8), в) на холстѣ (25), 2) печатныя гравюры (21), 3) живопись мірского содержанія, портреты и гербы (61), 4) фотографическіе снимки и планы (45) штукъ.

Матеріалы, составляющіе пятое отдѣленІе Музея, насчитываютъ 104 позицій. На ваяніе въ металлѣ и камнѣ параетъ 97, на медальоны и монеты 103 н-ра. Музей насчитываетъ 532 предмета изъ раскопокъ въ Галичинѣ, собранныхъ трудами и заботами проф. И. И. Шараневича.

Въ послѣднее время Музей обогатился уцѣлѣвшими памятниками изъ австрійскихъ тюремъ, въ особенности Талергофа.

Слѣдуетъ подчеркнуть, что музей Ставропигіона является обильнымъ источникомъ для разслѣдованія Руси, древней и новой, и исторіи Ставропигіона.

malorus.ru, 2009