Талергофский Альманах
Выпуск II. Терроръ въ ГаличинЪ. Терроръ въ БуковинЪ. Отзвуки печати. Терезинъ, Гминдъ, Гнасъ и др. Беллетристика.
Главная » Талергофский Альманах 2

П. В. ЮРЬЕВ.

* * *

Старинный город русской славы,

ГдЪ бились, Русь спасая, Львы,-

И южнорусскіе Мстиславы

И братья сЪверной Москвы.

С холмов напЪвных и зеленых

Зовет их жертвенная кровь, -

В их приношеніях священных

Была сыновняя любовь.

Нам, умирая, завЪщали

0ни бороться до конца,

Хотя-бы путь борца вЪнчали

Шипы терноваго вЪнца.

Был день: в расплывчатом туманЪ

Вставала красная заря,

Как кровь запекшаяся в ранЪ

Морозным утром января, -

Звеня ножными кандалами

В невЪрном отблескЪ штыков

Прошли несчетными рядами

Они в далекій Талергоф...

 

Горит луна над небосклоном

Уходят в небо тополя

И зеленЪющим восходом

Покрыта руская земля:

Она дала благіе всходы,

СумЪла крестный путъ пройти

И в край прадЪдовской свободы

Поможет правнукам войти.

III


Наша дорогая Галичина. Смотри брате - и помни.

1914-1917.

Описывая счастье народа, добрыя, свЪтлыя минуты его жизни, изображая героическіе подвиги богатырей военнаго времени или мирнаго государственнаго строительства, или доторкаясь хотя-бы только его литературы и культуры, — вы всегда найдете массу интереснаго матеріала, который переплетая собственными соображеніями и наблюденіями изъ прошлаго, сумЪете представить глазамъ читателя въ менЪе или болЪе яркомъ свЪтЪ. Отъ такъ изложеннаго вами матеріала повЪетъ теплотой, ибо вы въ свой трудъ кромЪ сухой истины вложили часть души своей, нЪкоторую долю поэзіи, присущую каждому человЪку. „ДЪла давно минувшихъ дней" — которыя зарыты въ запавшихся подъ бременемъ времени родныхъ могилахъ, или которыя покрылись уже пылью въ хранилищахъ музеевъ, где они лежатъ вЪками, станутъ предъ вами живой картиной. Описывая героевъ и оставшіеся послЪ нихъ памятники, или читая о ихъ дЪятельности, вы вторично переживаете то, что давно совершилось, о чемъ лишь сказка повЪтвуетъ, какъ о „преданіяхъ старины глубокой". Все это объясняется, природой человЪческаго ума и сердца — человЪческой души. Вы переноситесь мысленно въ бывальщину, безсознательно принимаете участіе въ возстановленныхъ вами историческихъ событіяхъ, переживаете вмЪстЪ съ воскресшими героями ихъ радость и горе. Изучаемая вами старина подсказываетъ вамъ новыя мысли; —изложенныя вами мысли воспринимаются вашими читателями.

IV

Попробуйте, въ свою очередъ, передать словами постигшее народъ несчастье, горе, которое пришлось и вамъ лично перенести или бытъ его косвеннымъ свидЪтелемъ. Тутъ вы встрЪтитесь съ тяжелой задачей, которая окажется не подъ силу даже недюжинному уму. Какъ бы вы ни старались скрасить нагую правду, убавить впечатлЪній, — на дЪлЪ получатся одни лишь факты, отъ которыхъ всегда пахнетъ свЪжей кровью невинно замученныхъ жертвъ, заноситъ дымомъ сожженныхъ жилищъ, построенныхъ упорнымъ трудомъ многихъ поколЪній и исчезнувшихъ съ лица земли по беззаконію, неисправимой ошибкЪ судей, по злобной ненависти инакомыслящихъ, у которыхъ звЪриные инстинкты выходятъ наружу съ особой яркостью во время войны. Мечъ и пуля заступаютъ тогда законъ. Культурныя пріобрЪтенія духа, отличающія человЪка отъ звЪря, какъ по мановенію волшебной палочки, исчезаютъ или подавляются. На ихъ мЪсто выступаетъ звЪриный, кровожадный инстинктъ. Этотъ инстинктъ заразителенъ. Онъ передается толпЪ, а та уже вымещаетъ свою злобу за дЪйствительную или воображаемую обиду на противникахъ. Стоитъ указать пальцемъ на человЪка какъ на виновника, и толпа его растерзаетъ.

Въ напечатанномъ нами изданіи изображены именно такіе безхитростные, но вмЪстЪ съ тЪмъ кошмарные факты, имЪвшіе мЪсто въ жизни галицко-русскаго народа съ 1914 года до развала Австріи. ПредвЪстникомъ воспоминаемыхъ ужасовъ былъ рядъ политическихъ процессовъ въ ГаличинЪ, БуковинЪ и Угорской Руси, начиная съ 80-ыхъ годовъ XIX столЪтія. Обвиняемые русскіе люди оправдывались коронными судами за неимЪніемъ доказательствъ, ибо исповЪдываніе культурнаго и національного единства галицко-русской вЪтви съ остальнымъ русскимъ міромъ не подлежало наказанію по австрійскимъ законамъ. Какъ видимъ, почва къ обговариваемымъ событіямъ подготовлялась австрійскимъ правительствомъ зараніе.

Въ Прикарпатскомъ КраЪ живутъ три племена: русское, польское и еврейское.

Каждое изъ нихъ пропитано разною кулътурой, характеромъ и особенностями. Евреи устраиваютъ свое благополучіе на экономическомъ порабощеніи ими поляковъ и русскихъ. Поляки, собственно ихъ духовенство и шляхта проникнуты культурными налетами западной Европы стараются устроить благополучіе своего народа на счетъ закрЪпощеннаго ими еще въ средневЪковьЪ части русскаго народа.

Галицко-русскій народъ несмотря на продолжительное подневольное пробываніе его подъ польскимъ и австрійскимъ владычествомъ благодаря своей стойкости, не потерялъ русско-восточного облика

V

и всегда относился съ предубЪжденіемъ къ западнымъ завоевателямъ. Онъ смотрЪлъ на западъ, какъ на культурнаго хищника, стремящагося его съЪсть культурнымъ образомъ. Не по душЪ было галицко-русскому народу отдать западу свои русскія культурныя пріобрЪтенія и растворится въ его стихіи. Онъ мечталъ о культурномъ возсоединеніи съ ближайшимъ, роднымъ востокомъ и лЪлЪялъ надежду, что раньше или позже настанетъ пора, когда онъ освободится изъ подъ чуждаго ему владычества.

Сохраненіе русской души въ русскомъ населеніи Прикарпатской Руси объясняется еще и тЪмъ, что русское боярство очень скоро ополячилось, пропиталось западной культурой и совершенно денаціонализировалось, а тЪмъ самымъ и подрЪзало въ корнЪ довЪріе къ себЪ галицкаго простонародья и избавило его отъ нежелательнаго вліянія запада, стремившагося проникнуть въ русскую среду посредствомъ отпавшаго отъ народа высшаго сословія. Доказательствомъ сего служатъ разныя уніи, сулившія галицко-русскому народу блага на землЪ и небесЪ, а между тЪмъ послужившія только для вящаго его закрЪпощенія иноплеменному элементу.

И русское населеніе Прикарпатья чувствовало эту чужую экспанзію. Оно сослужило русскому міру службу внЪшней предохраняющей оболочки, черезъ которую Западу необходимо было проникнуть въ русскую сердцевину. УразумЪла это Австрія, которая, считая Прикарпатье Ахиллесовой пятой русскаго народа, пошла на него приступомъ.

ПослЪднія описываемыя нами событія изъ жизни галицко-русскаго народа являются завершеніемъ движенія западно - европейской культуры на русскій Востокъ.

Въ дни великой войны грянулъ на нашу голову громъ и посыпались удары за ударомъ. Ополчились тогда противъ насъ представители австрійской власти съ своими аничарами галицкими украинофилами. ВсЪ вражія силы въ союзЪ съ украйнофильствующей австрійской мірской и духовной іерархіей использовали войну дпя уничтоженія галицко-русскаго населенія, исповЪдующаго свое единство съ остальнымъ русскимъ народомъ.

Въ чемъ обвиняли насъ? Въ измЪнЪ и предательствЪ. По ихъ мнЪнію исконное русское населеніе Галичины, не можетъ не чувствовать симпатіи къ своимъ закордоннымъ братьямъ.

Основываясь на этомъ мнЪніи, а не на содЪянныхъ преступленіяхъ противъ существующихъ законовъ, требующихъ положительныхъ фактовъ, — они искали лишь примЪтъ русскости, и безъ разбора возраста, пола и сословія вели на смерть тысячи галицко- и угро-русскаго народа. Разнузданность достигла крайнихъ предЪловъ. Австрійскія власти не имЪя прямыхъ

VI

доказательствъ на которыхъ можна бы было опереться и судитъ законнымъ порядкомъ русскій народъ Прикарпатья и Закарпатья, пошла по примЪру средневЪковой инквизиціи. Руководствуясь однимъ только подозрЪніемъ, Австрія наказывала жестоко за одни русскія убЪжденія, воспринятыя русскими галичанами, буковинцами и угророссами отъ предковъ и передаваемыя отъ рода въ родъ — за духовное единство Руси, котораго не отрицаетъ ни наука, ни австрійскіе императоры присоединившіе Галичину къ своей имперіи, за идею, которую разрЪшала исповЪдывать австрійская конституція, давшая всЪмъ націямъ на территоріи Австріи свободу культурнаго развитія и національнаго исповЪдыванія.

Въ Австріи — при наличіи правового порядка, установленнаго народнымъ представительствомъ — царствовало во время войны беззаконіе. ОтвЪтственность за содЪянныя въ ГаличинЪ звЪрства несетъ правительственный центръ, и поощрявшіе его къ тому галицкіе предатели украинофилы, задумавшіе по трупамъ своихъ кровныхъ братьевъ добиться при помощи нЪмцевъ господства надъ малорусскимъ населеніемъ.

Повторяемъ, что Австрія подготовляла почву къ уничтоженію галицко-русскаго народа давно. Во имя принципа Dіvіde еt іmрerа, стала пропагировать въ русскомъ народЪ идею національнаго отщепенства. Идея измЪнника Мазепы дала неожиданные для самыхъ нЪмцевъ плоды. Нашлись среди галицко-русскаго населенія люди, которые за іудины сребренники, получаемые отъ австрійскихъ властей въ видЪ жалованія, отреклись русской народности и положили основаніе подъ „украинскій" народъ, развращая русскій народъ Галичины извращеніемъ исторіи. Съ помощью правительственныхъ пособій воспитались кадры галичской молодежи въ слЪпой ненависти ко всему русскому. Такимъ образомъ за нЪсколько лЪтъ до войны габсбургскій тронъ располагалъ внушительнымъ количествомъ мазепинской интеллигенціи, являющейся съ одной стороны рабской опорой династіи и сохранившей эти традиціи до сихъ поръ (Василь Вишиваный-Габсбургъ), съ другой стороны продолжавшей насаждать въ народЪ мысли зародившіяся въ умЪ Мазепы и его послЪдователей. Внутренная борьба съ мазепинцами была для насъ страшнЪе всего. Они съ помощью австрійскихъ властей вытЪсняли насъ систематически изъ одной культурной позиціи на другую. Рядъ русскихъ обществъ и институцій захватываютъ мазепинцы въ свои руки. Взбогатившись нашимъ трудомъ и имуществомъ, тЪмъ энергичнЪЪ ведутъ они свою пропаганду до настоящаго времени.

Въ мЪсяцъ послЪ объявленія мобилизаціи и воинственнаго воззванія дряхлаго императора Франца Іосифа „Къ моимъ народамъ", розосланнаго по всей ГаличинЪ при сопроводительномъ

VII

пастырскомъ архіерейскомъ посланіи — львовскій греко-католический митрополитъ Шептицкій разослалъ, независимо отъ перваго, второе пастырское посланіе, въ которомъ взываетъ галицко-русскій народъ схватить за оружіе. „Война ведется ради насъ, ибо лютый врагъ царь московскій не смогъ стерпЪть того, что мы въ австрійской державе имЪемъ свободу. ИзмЪною хочетъ нашихъ людей побудить къ измЪнЪ" — гласитъ посланіе.

Въ то время, когда греко-кат. митрополитъ такъ писалъ, мадьяро-австрійцы вели этапнымъ порядкомъ тысячи крестьянъ и сотни священниковъ на смерть; и ни одного слова защиты для своей паствы.

Годъ 1917 принесъ облегченіе. „Талергофы" кончились. Одни остались въ ТалергофЪ „подъ соснами", другіе потянули въ родную Галичину.

Въ 1918 г. развалилась Австрія; родилась Украина; но и она сошла скоро со сцены.

Галицко-русскій народъ медленно приходитъ къ себЪ. Начинаетъ возстанавливать разрушенныя хижины, берется за мирный, созидательный, культурный трудъ.

А какъ бытъ съ недавнимъ прошлымъ? Должно ли оно быть забытымъ? НЪтъ, это было бы преступленіемъ, большимъ того, какое совершили враги. Пусть-же кровь галицко-русскаго народа, его страданія, слезы женъ и дЪтей, вдовъ и сиротъ, пепелища его усадьбъ и селеній будутъ, хотя бы въ маленькой части занесены на страницы исторіи русскаго народа.

 

 

10


mnib-msk@yandex.ru,
malorus.ru 2004-2018 гг.