Талергофский Альманах
Выпуск IV. ТАЛЕРГОФЪ. Часть вторая.
Главная » Талергофский Альманах 4
115

Принудительныя моленія.

ПослЪ каждой Литургіи и вечерни или молебна велЪлъ о. Карпякъ пЪть „Боже буди покровитель". И народъ пЪлъ, ибо какъ же было не пЪть. Одни, можетъ быть, пЪли думая, что это поможетъ кое-что къ выходу изъ Талергофа, a иные, просто, "стpaxa ради іудейска"...

ВЪроятно пЪлось это „Боже буди покровитель" повсюду и денно и нощно и во всей австрійской державЪ, ибо требовала этого державная политика, но къ чему было все это? Въ 1918 году Австрія разсыпалась! Въ польской газетЪ „Depesza Lwowska" помЪстилъ кто-то къ сообщенію о распаденіи Австріи такія слова: „Австрія велЪла всегда и всюду молиться и служить Литургіи за свою цЪлость и за свое величіе, a что ей помогли эти молитвы и Богослуженія? A неумолимый рокъ готовилъ ей неминуемое распаденіе". На такія слова не могу не возразить: Молитвы и Литургіи за цЪлость и величіе Австріи были бы ей навЪрно спасительны, если бы совершались онЪ не какъ „за панщину", не по принужденности, не такъ, чтобы надо было бояться за немоленіе, непЪніе „Боже буди покровитель" и за неслуженіе предписанныхъ молебновъ о сохраненіи и благополучіи цЪсарскаго дома, не изъ боязни быть обвиненнымъ въ нелойяльности, a только если бы возносились и совершались отъ искренняго и благодарнаго сердца всЪхъ гражданъ, затвореніе имъ добра и правды. Но именно этого не испытали, ни чехи, ни словаки, ни хорваты, ни словенцы, ни дальматинцы, ни сербы, ни румыны, ни италіанцы, ни галицко-угорско-буковинскіе русины. Ко всЪмъ этимъ своимъ вЪрноподданнымъ народамъ относилось австрійское правительство крайне враждебно и вопіюще несправедливо. Въ Австріи добро и правда давались всецЪло только нЪмцамъ, a послЪ нихъ покровительствовало австр. правительство преимущественно евреямъ, дальше благоволило мадьярамъ ну и полякамъ.

Бородатые священники стали энергично требовать разрЪшенія служить

116

литургіи и въ концЪ концовъ добились этого права. Но пока это наступило, многіе священники шли только къ исповЪди и св. причащенію. Въ томъ же, въ сущности похвальномъ дЪлЪ, поступали одни священники, какъ подобало ихъ достоинству, иные несоотвЪтственно: одни старались приступать къ св. причастію въ эпитрахили вмЪстЪ со священникомъ, служащимъ Литургію при престолЪ, иные, стоя на колЪняхъ вмЪстЪ съ мірянами.


mnib-msk@yandex.ru,
malorus.ru 2004-2018 гг.