Талергофский Альманах
Выпуск IV. ТАЛЕРГОФЪ. Часть вторая.
Главная » Талергофский Альманах 4
116

Богослуженія.

Какъ только допущены были служить Литургію и бородатые іереи, оказалась крайняя необходимость имЪть второй литургиконъ большого формата, чтобы можно было по немъ читать издали (были два служебника жолковскаго иаданія, но они изъ-за слишкомъ малыхъ буквъ были очень неудобны), такъ, вотъ, принялись два молодыхъ священника, о. Богданъ и о. Константинъ Пеленскіе, написать печатными большими буквами Литургію Іоанна Златоустаго, и написавъ ее и переплетши, отдали къ общему употребленію. A такъ какъ было очень неудобно служить проскомидію при жертвенникЪ изъ большого и малаго литургикона, то написалъ я печатными буквами „проскомидію" и умЪстилъ надъ жертвенникомъ. И ставало служить Литургію по трое и по пятеро священниковъ одновременно. Фелоны и прочія ризы нашлись скоро, ибо ревностные священники жертвовали охотно на покупку нужныхъ церк. ризъ, a o. Богд. Полянскому прислалъ шуринъ его, священникъ изъ Прелукъ, одинъ фелонъ съ прочими частями.

Со временемъ достались намъ еще два литургикона, одинъ малый болЪе ранняго изданія, и одинъ большой — новЪйшаго Ставропигійскаго изданія. ПослЪдній привезъ намъ о. д-ръ Жукъ изъ ВЪны, дЪйствительный нашъ парохъ, ибо о. Карпякъ, какъ выяснилось, былъ только его замЪстителемъ.

Постепенно налаживалось служеніе Литургіи и прочихъ богослуженій, съ помощью ревнителя о. Василія Курилла, совсЪмъ какъ слЪдуетъ, и могло происходить съ 5 ч. утра (а въ великіе праздники даже съ 3 ч. утра) до самого полудня, въ теченіе трехъ четвертей часа и по 8-ми священниковъ вмЪстЪ, если столько ихъ къ служенію записывалось.

Служилось, разумЪется, наибольше „читанныхъ литургій". По воскресеньямъ и праздникамъ служилась съ 9 ч. утра всегда поемая, соборная литургія. Въ такой поемой литургіи былъ начальствующимъ всегда о.Карпякъ, по его заболЪніи и смерти, о. Зарыцкій, a по отпущеніи его на конфинацію, о. Курдыдикъ, — всЪ безбородые. Если явился къ намъ о. Жукъ, или присланный имъ о. Лижегубскій, то начальствовали они и проповЪдали. Священникамъ оо. Зарыцкому и Курдыдику не было разрЪшено произносить проповЪди, но o. Курдыдикъ, иногда оповЪщая и объясняя кое-что о праздникахъ или постахъ, дерзалъ, размахнуться на рЪчь характера проповЪди.

ЗамЪчательный былъ одинъ случай съ фелономъ и эпитрахилью тЪхъ священниковъ, которые пріЪхали къ намъ въ Талергофъ вмЪстЪ со многими мірянами обоего пола изъ тюрьмы въ ТерезіенштадтЪ. Такъ - какъ было между всЪми нами, заточниками, и множество православныхъ, — насъ не хотЪли или боялись называть православными — то они постарались о полученіи разрЪшенія на постройку особой, православной часовни. И они построили себЪ, стараніемъ братьевъ КисЪлевскихъ, Діонисія и Юліана, іерея и мірянина, часовню, a съ помощью большихъ мастеровъ, плЪнныхъ русскихъ солдатъ, снабдили и украсили они часовню хорошимъ иконостасомъ и престоломъ. Не имЪя съ начала церк. ризъ, брали они секретно наши фелонъ и эпитрахиль, привезенные изъ Терезина: Конечно, о. Карпякъ не зналъ о томъ, что выдавались иногда фелонъ и эпитрахиль изъ нашей церкви православнымъ оо. Кисилевскому или ГудимЪ къ употребленію въ ихъ часовнЪ. Но однажды встрЪтилъ o. Kapпякъ кого-то несущаго эти ризы въ нашу церковь. „Откуда ты это несешь?"

117

- спросилъ о. Ярославъ. — „Изъ православной часовни",—отвЪтилъ несущій. "Какимъ образомъ?" — „Мы заняли эти ризы къ нашему богослуженію", — сказалъ несущій, — „Такъ? То отнеси ризы обратно въ часовню; я не позволю ихъ больше употреблять въ нашей церкви".

Какой фанатизмъ — говорилось въ лагерЪ — уже будто и ризы пропитаны „схизмою". Удивительное опасеніе, смЪшное даже!...

Буковинскіе православные служили себЪ въ своей миловидной (особенно внутри) часовнЪ всЪ богослуженія, кромЪ св. Литургіи, ибо всЪ ихъ старанія получить отъ своего архіерея изъ Черновецъ все нужное къ служенію св. Литургіи, кончились ничЪмъ.

Чтобы могли иногда буковинскіе православные причащаться, привозилъ имъ изъ Граца (кажется изъ сербской церкви о. Преличъ) освященные дары сюда въ Талергофъ и передавалъ ихъ о. КисЪлевскому, a онъ сохранялъ ихъ въ кивотЪ на престолЪ.


А.Г. Винничукъ, б. узникъ австрiйскихъ военныхъ тюремъ въ Венгрiи, *) нынЪ директоръ издательства "Хуторъ" въ ПрагЪ, Чехословакiя


knigi@malorus.ru,
malorus.ru 2004-2021 гг.