Украинские Страницы
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Деятели --> Корнилов, Дмитрий (О языковой политике на Украине)

В языковом отношении на Украине все равны.
Но одни более равны, чем другие.

Опубликованный “Донецким кряжем” в прошлом номере материал о так называемых “Рекомендациях круглого стола” по внедрению украинского языка в информационное пространство Украины вызвал большой резонанс в Донбассе.

Оказалось, что у этой истории есть еще и продолжение. Мы давно привыкли к тому, что националисты с трудно объяснимым упрямством стремятся физически изжить русский язык. Но это рвение до сих пор оставалось их личной проблемой. Можно сказать, проблемой психического здоровья. Ибо до начала нового года то, что выплескивалось из частной националистической лохани в посудину большой государственной политики, оказалось лишь легкими дождевыми капельками по сравнению с тем антирусским потопом, который захлестнул сейчас всю Украину.

Трудно сказать, связаны ли непосредственно “Рекомендации” и поручение Президента Украины, попавшее на днях в распоряжение “Донецкого кряжа”. Поручение президента ссылается на некое “совещание по вопросам о состоянии исполнения законодательства о языках в Украине”. Мы пока не знаем, то ли президент так отреагировал на пресловутый круглый стол, разразившийся “Рекомендациями”, то ли в один и тот же день в Киеве помимо него состоялось другое, более загадочное и более широкое по содержанию, действо. Если это так, то кампания против русского языка действительно приобрела нешуточный оборот.

Некоторые из положений подписанного Л.Кучмой поручения в принципе особых возражений вызвать не могут.

Например, введение в рамках Госкомитета Украины по делам национальностей и миграции новой должности заместителя Председателя Комитета для “осуществления координации и контроля за проведением языковой политики в Украине”, а также создание соответствующего отдела может вызвать нарекания в свете все большего и большего разбухания бюрократического аппарата. Но, повторимся, в принципе против самой должности возражений нет. Если, конечно, новый чиновник будет блюсти интересы всех граждан Украины безотносительно к их национальной принадлежности.

Вряд ли кто будет спорить с тем, что надо “принять меры относительно усиления технических возможностей для принятия отечественных телепрограмм во всех районах Украины”.

Можно согласиться и с другим пунктом поручения: “Принять меры относительно улучшения финансирования подготовки и издания украиноязычных учебников и другой учебной литературы для учебных заведений”. Действительно, учебники, издававшиеся до сих пор на Украине, производили куда более жалкое впечатление по сравнению с московскими учебниками.

Но все это приемлемо лишь при одном условии: права и интересы других граждан Украины, не этнических украинцев, при этом не будут нарушаться.

Однако, как видно из других пунктов президентского поручения, национального равноправия на Украине не будет.

Вот лишь некоторые из этих пунктов:

“Рассмотреть вопрос относительно введения льготных условий для издания и реализации украиноязычной печатной продукции”.(Почему русскоязычные граждане, коих на Украине как минимум треть населения, должна платить за то, чтобы другой части того же населения было дешевле покупать газеты?)

“Рассмотреть вопрос о финансовой поддержке программ обществ “Просвита”, “Знання” и “Украина” в деле реализации языкового законодательства”. (В самом деле, почему я из своего кармана налогоплательщика должен финансировать мероприятия националистических общественных организаций? И почему эти негосударственные организации наделяются правом “реализации законодательства”? Последнее - вообще какой-то нонсенс.)

“Предусмотреть в Положении о лицензии, что обязательным условием выдачи лицензий телекомпаниям должно быть функционирование программ преимущественно на украинском языке” и др.

Многие из пунктов президентского поручения откровенно нарушают то самое законодательство Украины о языках, которое, якобы, это поручение призвано защитить.

Нелишне напомнить статью 24 Конституции Украины: “Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, места жительства, по языковым или иным признакам”(подч. нами).

Почему же у части населения должно быть право смотреть передачи на своем языке, а у другой части - нет? В том, что украинские националисты всегда относились с согражданам-неукраинцам как к “врагам рейха”, ничего удивительного нет. Им дай волю, и они шустро введут что-нибудь вроде “гражданства первого и второго сорта”. Но почему президент не признает языкового и национального равноправия тех самых граждан, которые и обеспечили ему своими голосами президентский пост?

Люди, составлявшие это поручение, основательно “подставили” своего президента. Подобные документы давно не выходили из под пера руководителей цивилизованных держав мира. Причем составители, видимо, знали, о том, что их предложения не имеют законной базы. Потому-то они и предусмотрели в поручении пункт о необходимости разработки “новой редакции Закона Украины о языках”. Сделать это рекомендовано до 15 января. А вот вопрос о финансировании “Просвиты” в деле реализации этого самого закона уже должен был быть рассмотрен.

Кстати, редакции стало известно, что группа народных депутатов Украины готовится опротестовать поручение президента в Конституционном суде. Подробнее о том, насколько согласуется с украинским законодательством нынешняя волна украинизации вы сможете прочитать в следующем номере “ДК”.

Дмитрий КОРНИЛОВ.


Copyright © 1997 Dmitry Kornilov
Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.