Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Деятели --> Мирошниченко (Основные работы)

"Как украинцы капитализм себе строили. Новейшая история Украины (1991 ? 2001)"

5. УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО В 90-е ГОДЫ ХХ ВЕКА.


Идеи равенства и братства
Хотя и скисли,
Но очень стыдно за злорадство
При этой мысли.

1. Общая характеристика населения Украины и его динамики.

По последней переписи населения СССР 1989 года в Украине проживал 51 400 000 человек. Наиболее густо были заселены восточные (Донбасс) и западные области. Самым редким было население южных областей (Херсонщина, Николаевщина).

Доля мужчин составляла 46%, женщин – 54%. Это объяснялось относительно меньшей продолжительностью жизни мужчин и последствиями II мировой войны, выкосившей преимущественно мужскую часть населения.

На протяжении всего ХХ века происходила урбанизация Украины: переселение её жителей из сёл в города. Численность городов с 1940 г по 1990г выросла с 225 до 450. Больше всего городов приходилось на Донецкую (49), Львовскую (39), Луганскую (37), Киевскую (24), Днепропетровскую (19) области. В конце 80-х годов в городах проживало свыше 63% населения страны.

“В нагрузку” к независимости украинское общество получило мучительный и затяжной социальный кризис. Состояние большинства его членов было подобно состоянию человека, вышедшего на волю после многолетнего тюремного заключения. Нет гарантированной пайки, от которой не разжиреешь, но и не умрёшь с голоду. Нет своего места на нарах под убогой крышей. Нет охраны. Никто не гонит на работу. Напротив, теперь нужно самому за ней гоняться. Нет привычных правил и законов. Непонятно: кому и что можно? Что нельзя? Кто на самом деле главный? Кого слушать? Кому верить? Нет своих - все чужие! Нет ни гарантированной работы, ни стабильной, хотя и нищенской зарплаты, ни пенсии. Некому на всё это безобразие жаловаться и не на кого. И непонятно: кто виноват?

Людям, привыкшим жить плохо, пришлось выживать. Рабы, получившие волю после смерти Хозяина, редко бывают счастливы. Хозяйская забота лишает раба способности заботиться о себе.

Состояние немногих, очутившихся на вершине социальной пирамиды, тоже не вызывает зависти. Прохвосту, вору или разбойнику хорошо, пока они среди честных людей. А среди себе подобных да при такой концентрации и им очень неуютно. Нужно постоянно быть настороже и вечно ожидать худшего. Нет друзей – одни партнёры, союзники и враги. Причём никогда неизвестно кто, когда и почему окажется с тобой или против тебя? Кто и когда тебя “кинет” или предаст? Даже власть не прибавляет ни силы, ни уверенности. Неправедно нажитое не бывает источником счастья. Оно не даёт жить свободно, сковывая собой, порабощая своего Хозяина, превращая его в своего Слугу, Сторожа, заставляя во всех окружающих искать и находить своё опасное подобие и подозревать источник угрозы.


2. Социальная и имущественная дифференциация общества.

Под покровом сказок о всеобщем равенстве, братстве и социальной справедливости были в СССР свои и “нищие”, и “бедные”, и “обеспеченные”, и даже “богатые” люди. Но достаток и имущественное благосостояние добывались там иначе. Доступ к ним открывало восхождение по ступеням бюрократической лестницы. Чем выше были чин и должность, тем больше материальных благ полагалось их обладателю.

В условиях хронического дефицита самых необходимых средств существования – продовольствия, качественных одежды, обуви, бытовых приборов… особые преимущества всегда имели люди, занятые их производством, хранением, распределением и продажей. Обходя и нарушая официальные правила распределения дефицитного добра среди членов общества, они имели свой “маленький” бизнес и “левый” доход. За взятку или ответную услугу они нарушали порядок очерёдности доступа к дефицитным благам в пользу своих клиентов. Это было незаконно и формально преследовалось властью. Но чем развитее становился советский социализм, тем больше коррупция поражала всё общество. К 70-м годам ХХ века сформировались и утвердились двойные стандарты общественного поведения:
• официальный Конституционный закон, существовавший лишь в пропагандистских текстах коммунистических агитаторов, и
• закон жизни, по которому дефициты доставались тому, кто был готов и способен за них заплатить дополнительно, помимо их официальной установленной государством цены или по блату – тому, кто был способен отблагодарить за преимущественный доступ к одному дефициту, в свою очередь, доступом к другому дефициту или помощью в уклонении от ответственности за нарушение советских законов.

К концу 80-х годов ХХ века блатные связи опутали советское общество сверху донизу, исказив официальный правопорядок. Из сферы быта их личинки проникли в большую экономику и, источив её корпус и фундамент, подготовили крушение и замену рыночными товарно-денежными отношениями.

При социализме удельный вес в обществе различных по имущественному положению и достатку прослоек и классов распределялся иначе. Индивидуальные потребительские стандарты и потребности были невысоки и примитивны. Полюса абсолютной бедности и абсолютного богатства были не так многолюдны, как в новое время. Статистическое большинство населения располагалось в промежутке между порогами нищеты и роскоши – в зоне достатка и большей или меньшей обеспеченности.

На фоне качества жизни народов капиталистических стран советский уровень жизни выглядел откровенно убого. Но знали об этом лишь те немногие, кто бывал за “железным занавесом”. Остальные равенство в нищете и тождество примитивных материальных потребностей воспринимали как торжество социальной справедливости. Большинство советских людей заботились не о том, чтобы жить комфортнее, богаче, а о том, как бы соседи не зажили лучше их. Колхозный инстинкт требовал: пусть лучше всем будет одинаково плохо, чем по-разному хорошо.


В результате капиталистической трансформации украинского общества его социальная структура изменилась:
• корпоративный капиталист, каким всегда, по сути, было Советское государство, приобрёл конкретный человеческий облик и от этого стал понятнее и узнаваемее;
• углубилась дифференциация среди класса капиталистов: появились финансисты, промышленники, аграрии, торговцы;
• среди наёмных рабочих, батрачивших до сих пор исключительно на государство, стала множиться прослойка занятых в частном бизнесе;
• изменилось значение и положение в обществе “старых” классов – чиновников (служащих), обладателей “свободных” профессий, воров и бандитов, безработных,
• существенно перераспределился удельный вес бедных, зажиточных и богатых прослоек населения.

В 1990 году нищих и бедных в Советской Украине было чуть больше 11% населения, в 1992 – 64%, а в 1996 – 74%.За тоже время численность очень богатых выросла с 5% до 8%. Между ними располагался “зажиточный” или “средний” класс, насчитывавший 18% населения.

В структуре национального дохода упал удельный вес заработной платы – с 60% в 1990 году до 25% в 1997 году. Её место заняли капиталистические прибыли, доходы от приватизации государственной собственности и от воровства из государственной казны. “Укради!” - стало первой заповедью отечественного капитализма.

Возникла огромная разница между минимальной и средней заработной платой. В Украине она достигла 10-кратного размера. В то время как в странах с развитой рыночной экономикой эта разница не превышает 3-4 раз.


Правящая страной номенклатура обеспечила себе благоприятные условия для быстрого и беспрепятственного превращения в буржуев:
1) Используя мощь советского государства с его всемогущим репрессивным аппаратом, охраняющим интересы чиновничества;
2) неорганизованность, неумение и нежелание простых тружеников бороться за свои интересы;
3) жульничая и грабя население и казну;
4) черпая гигантские доходы от контролируемого криминального бизнеса, она в рекордно короткие сроки накопила стартовые капиталы, которые затем “отмыла”, вложив их в легальный бизнес.

Поскольку ни гражданских традиций, ни опыта, ни механизмов демократического контроля и сдерживания произвола властей в постсоветском обществе не существует, оно раскололось на два полюса: богатых всемогущих прохвостов, присвоивших казённое имущество и приватизировавших власть, и наёмных рабов – нищих, потерявших остатки человеческого достоинства, чести, гордости и самоуважения, трусливых, завистливых, озлобленных, готовых за копейку горбатиться на хозяев, воровать, пьянствовать и мстить.


Между этими полюсами сверхбогатства и сверхбедности существует весьма тонкая и зыбкая прослойка так называемого “среднего” класса – сравнительно зажиточных, на фоне всеобщей нищеты, и обеспеченных людей, преуспевающих благодаря личному усердию, смекалистости, трудолюбию, инициативе и добросовестности.


Рабочий класс (промышленные рабочие) утратил искусственно созданное для него коммунистами привилегированное положение в обществе. Его доходы сравнялись с доходами других прослоек населения. С исчезновением товарных дефицитов и расширением сферы товарно-денежных отношений исчезли льготы в доступе к легковым автомобилям, дачам, бытовой, электронной технике, путёвкам и т.п. благам распределявшимся в советские времена в качестве поощрения преимущественно среди “передовиков производства”. Теперь доступ к изобилию товаров был открыт всякому, у кого были деньги.

Исчезла разница в уровнях оплаты труда и обеспеченности городских и сельских наёмных рабочих. Резко снизилась цена наёмной рабочей силы. В Украине она одна из самых низких в Европе и мире и редко превышает $50 в месяц. Велика доля тяжёлого, неквалифицированного, ручного труда. Закупка современного автоматизированного наукоёмкого оборудования иногда не по карману молодому отечественному капиталу. А иногда именно дешевизна ручного труда делает отечественные товары конкурентоспособными на мировом рынке.

В условиях хронического экономического кризиса растёт прослойка безработных. В 1993г году службой занятости было зарегистрировано 128. 000 человек, ищущих работу. В 1995 году их стало уже 527.000. На самом же деле безработных было ещё больше. Далеко не все, лишившиеся работы, регистрировались в государственных учреждениях, потеряв доверие к какой бы то ни было власти.

Множество работников государственных предприятий и учреждений распоряжениями администрации были отправлены в долгосрочные и бессрочные неоплачиваемые отпуска из-за отсутствия заказов и работы. Уволить их администрация не могла и не хотела, поскольку в таком случае по закону длительное время пришлось бы выплачивать из бюджета предприятия или отрасли пособия по безработице. В 1996 году в таких “отпусках” “отдыхало”более 4.000.000 человек. И ими далеко не исчерпывалась вся так называемая“скрытая безработица”. Недобросовестная официальная статистика говорит о 4% безработных среди трудоспособного населения страны, но ей, как и всему, что исходит от государства, трудно поверить.

Немало работников, главным образом высокой квалификации, людей профессионально зрелых и семейных, упорно ходили на работу и даже трудились, если были заказы, месяцами и годами либо вообще не получая заработной платы, либо, время от времени, получая жалкие крохи. Бросить такую “работу” у них не хватало ни сил, ни смелости. Их сбивала с толку надежда на совесть администрации и власти. Было страшно очутиться “на улице” без средств к существованию и какой-то поддержки. Очень хотелось верить в то, что государство, в конце концов, вспомнит о своём “золотом фонде” тружеников, что экономика, наконец, заработает и, терпение и “верность” предприятию и профессии будут вознаграждены.

Неизбежность масштабной безработицы была запрограммирована ещё в годы советской власти:

1)Огромный военно-промышленный комплекс и предприятия тяжёлой индустрии, производившие промышленное оборудование, в новых условиях остались не у дел. Стране с миролюбивой внешней политикой не нужна такая масса оружия, которая производилась в СССР. Продукция тяжёлого машиностроения осталась невостребованной даже на внутреннем рынке, стоило поднять “железный занавес” и пустить сюда высокотехнологичных зарубежных конкурентов. Занятые в этих отраслях работники стали лишними в новой политической ситуации.

2) Техническая и технологическая отсталость предприятий лёгкой, пищевой промышленности, производства бытовых приборов и механизмов стали причинами их экономического краха и разорения.

3) Развал СССР уничтожил все хозяйственные связи между субъектами бывшего социалистического рынка. Лишившиеся поставщиков и потребителей предприятия умирали, плодя новые толпы безработных.

4) Отсутствие опыта хозяйничания без государственной протекции в условиях острой рыночной конкуренции мешало руководству потенциально жизнеспособных, но развращённых монополией предприятий, гибко перестроить производство в соответствии с потребностями рынка. Разорённые по вине руководства, они становились новыми источниками безработицы.

5) Немало предприятий были искусственно разорены накануне приватизации, чтобы уменьшить остаточную стоимость, по которой их приобретал частный капитал. Их работники пополняли ряды армии безработных.

6) В советском государстве был чрезвычайно раздут бюрократический аппарат, а также штаты многообразных научно-исследовательских институтов и отделов на предприятиях. В условиях рынка непроизводственные расходы по их содержанию ложились на себестоимость продукции и вели к её удорожанию. Поэтому администрация предприятий стала сокращать всех, кто непосредственно не участвовал в создании товара. Нищий государственный бюджет в условиях строгого хозрасчёта, тотального уклонения от налогов субъектов хозяйственной деятельности и инфляции не мог прокормить массу служащих разнообразных контор и управлений, инженерно-технических работников, научных сотрудников, которые вынуждены были по сокращению штатов искать себе новое место работы.

7) Вечная проблема советской экономики – связь науки и производства была разрешена в новых условиях…путём уничтожения науки. Поскольку модернизация производства требует масштабных капиталовложений, на которые были неспособны ни уже разворованная казна, ни ещё молодой частный капитал, на ней поставили крест, а заодно прекратили финансирование многочисленных научно-исследовательских институтов, научных проектов вузовских кафедр. Наука стала лишней в независимой Украине и от неё легко избавились. Научные сотрудники, кандидаты, доктора наук, профессоры пополнили ряды безработных и составили 35% их общей массы. Украина прославилась на весь мир высочайшим научным потенциалом... (!) национальной армии безработных.


Резко ухудшилось положение интеллигенции служащих: упали заработки, исчезли льготы, снизился престиж профессии, закрылись многие учреждения, сотрудники которых были уволены. Предприимчивая молодёжь ушла в бизнес, в услужение к частному капиталу. Кто мог, эмигрировал. Общество лишилось огромной части интеллектуальной элиты, на возобновление которой уйдут годы и огромные средства.


В самом плачевном состоянии оказалось сельское население. И в советские годы жители села были гораздо хуже прочего населения страны обеспечены товарами и услугами, медицинской, социальной помощью, информацией, доступом к достижениям духовной культуры. С приходом новых времён качество жизни сельских жителей упало ниже некуда. Спасаясь от романтики сельской жизни, молодежь сбегала в города. Старшее поколение спивалось от беспросветной нужды и каторжного труда. Фермеры героически боролись с непогодой и кознями колхозно-совхозной администрации. Сёла превратились в заповедники престарелых –13 часть сельского населения (5.000.000 человек) были пенсионного возраста. Падает рождаемость. В 1994 году в 15 украинских сёл в течение года не родилось ни одного ребёнка.


Выросла люмпенская прослойка общества: нищие, бомжи, беженцы из разорённых гражданской войной регионов бывшего СССР, алкоголики, наркоманы, проститутки, сутенёры, уголовники, пенсионеры, безработные, беспризорные дети алкоголиков, наркоманов, морально сломленных или погибших родителей, молодёжь, не способная найти работу в государственном или частном секторе экономики, уволенные в запас военнослужащие, инвалиды и больные, одинокие и незащищённые люди, потерявшие жильё, сбережения, имущество – жертвы жульничества и разбоя, разорившиеся предприниматели…


Наряду с социальной структурой в условиях развивающегося капитализма стала меняться и профессиональная структура общества. При советской власти основная часть населения Украины была занята в производственной сфере (1990 – 54%), а в сфере обслуживания 27%. Для сравнения в Великобритании и Франции в производстве занято более 30% населения, а в сфере обслуживания – соответственно 68% и 63%.

С 1992 по 1997 годы население, занятое в материальном производстве, сократилось с 20 млн. до 15,6 млн. человек. Но это не означает, что освободившиеся рабочие, сменив квалификацию, перешли в обслуживающие отрасли хозяйства. В этом сокращении виновато не столько расширение сферы услуг, сколько спад производства, вызванный убыточной экономикой.


3. Уровень жизни населения.


Во 2-й пол. 80-х годов ХХ века СССР по уровню потребления находился на 77 месте в мире. В 1-й пол. 90-х годов Украина отступила с “завоёванных рубежей” на 83 место. В 1992 году уровень потребления большинства населения Украины снизился до уровня конца 50-х годов, когда расходы на продовольствие в семейном бюджете составляли 70-75%.

Инфляция и денежные “реформы” последних советских правительств “съели” трудовые сбережения основной массы населения, доверчиво размещавшего свои накопления в государственных банках и сберкассах. Конвертировать советские деньги в иностранную валюту считалось уголовным преступлением. Население было беззащитно перед произволом власти, способной как ей заблагорассудится распоряжаться вкладами подданных. Абсолютное большинство соотечественников оказалось за гранью нищеты.

Отнятые у населения сбережения были пущены в банковский оборот:
• на них скупалась валюта,
• из них давались кредиты,
• финансировались разнообразные политические акции правительства и родственных ему организаций.

Власть использовала сбережения населения как стартовый капитал для скачка в капитализм. Поэтому так быстро разбогател высший слой общества (чиновники, депутаты, опекаемые правительством банкиры, коммерсанты, администрация промышленных, транспортных, сельскохозяйственных предприятий и бандиты), оставив в нищете абсолютное большинство ограбленных сограждан.

Заработная плата. В национальном доходе доля заработной платы упала с 1990 по 1994 годы с 60% до 25% и ниже. В Украине средняя заработная плата в 2,5 раза ниже, чем в России. Доходы от эксплуатации дешёвой рабочей силы выросли с 54% (1990г) до 80% (1994). Государство и частный бизнес увеличивали доходность своих предприятий, интенсифицируя эксплуатацию наёмных рабочих, а не модернизируя производство. Отставание темпов роста заработной платы от роста цен стало законом социальной жизни в Украине.


В Советском Союзе средняя пенсия по возрасту превышала размер минимальной заработной платы. В 1997 году в Украине она составляла менее 50% минимальной зарплаты. Размеры пенсий большинства населения страны были в 3 – 5 раз меньше даже официально установленного прожиточного минимума. Это означало, что шансы не умереть голодной смертью и не копаться на помойках в поисках еды имели только те, кто мог рассчитывать на денежную помощь своих детей или не потерял способности работать. Стоимость лекарств, продовольствия, одежды, плата за жильё намного превышали размеры пенсий. Жизнь в независимой Украине стала для стариков роскошью. Но и смерть не приносила избавления от “радостей” новой жизни. Украв у стариков “гробовые” накопления на сберкнижках, держава обрекла их на нищенские похороны в целлофановых кульках в общих могилах вместе с бомжами и неизвестными. Нередко многие дни лежали умершие “строители коммунизма”, ожидая пока различные государственные ведомства решат наконец, кому и за чей счёт оформить смерть и закопать своего бывшего раба.

Коррумпированные чиновники превратили пенсионный фонд в свою кормушку. Махинации с его средствами стали одним из самых безопасных источников обогащения. Чем могли ответить, как могли постоять за себя немощные старики? И кто в этой стране мог и хотел за них заступиться? В казне, из которой “хапали” миллионы, никогда не хватало средств на пенсии.

Триумф пенсионной политики “самостийной” Украины отбил охоту у многих её жителей делать взносы в пенсионный фонд. По всей стране многомиллионные накопления “на старость” изымались из оборота, переводились в иностранную валюту и оседали “мёртвым” грузом в домашних хранилищах, становясь лакомой добычей уголовников. Недоверие населения к государству лишало обе стороны возможных доходов от коммерческого использования сбережений. О том, что честность может быть источником инвестиций и доходов, жителям Украины ещё предстояло узнать.


Сокращение доходов населения в результате лишения банковских сбережений, снижения, задержек и невыплат зарплаты, инфляции привело к падению уровня потребления, а значит и спроса на товары и услуги. С 1991 по 1994 год покупательная способность населения уменьшилась в 5 раз. Заработная плата не способна была обеспечить прожиточного минимума. 70% семейных бюджетов тратилась на продукты питания, 30% приходилось на одежду, обувь, лекарства. На оплату жилья, коммунальных услуг денег уже не хватало. Это лишило капиталовложений коммунальное хозяйство и привело его в критическое состояние.

Ухудшилось снабжение населения электричеством и топливом. Особенно в сёлах и маленьких городках. Менее 10% их жителей могли пользоваться природным газом. Сократились поставки газа, угля, электричества. Цены на энергоносители выросли, и платить за них было нечем. Многие государственные и частные предприятия и учреждения умышленно задерживали оплату услуг энергетиков, “коммунальщиков”, обслуживавших электрические, водопроводные, канализационные, тепловые коммуникации населённых пунктов. “Сэкономленные” таким образом средства использовались для внутренних нужд предприятий и их администрации.

Кризис пришёл и в сферу бытовых услуг. Людям нечем платить в парикмахерских, банях, прачечных.
Обострилась нехватка жилья. Государственное жилищное строительство умерло. С 1991 по 1997 годы новые строительные объекты не закладывались, а недостроенные остались брошенными. Возродилось гражданское строительство уже в качестве частного бизнеса, ориентированного только на платёжеспособных богачей. Многоэтажные “новострои”с крупногабаритными квартирами повышенной комфортности, приватные коттеджи и дворцы полностью вытеснили из репертуара строительных фирм скромные дома для людей, живущих на одну зарплату. Поэтому 13% жителей Украины проживают в общежитиях. Около 3.000.000 семей нуждаются в улучшении жилищных условий. В абсолютном большинстве это семьи наёмных работников, доходы которых и цены на жильё несопоставимы.

В 1998 году правительство создало программу долгосрочного финансирования строительства жилья для молодых граждан. Она ориентирована на небольшую прослойку зажиточных людей, имеющих стабильный источник доходов и поэтому не способна обеспечить жильём основную массу населения, нуждающегося в нём.


Зарубежные экономисты подсчитали, что общий уровень потребления продуктов питания у трети населения Украины (17 млн. чел.) на 10% ниже уровня физического выживания. Хроническое недоедание, некачественное питание стали распространёнными источниками болезней населения. Участились случаи голодных обмороков и смерти, особенно среди пенсионеров.

Болеть в условиях безденежья стало роскошью. Повысился уровень смертности от ухудшения медицинского обслуживания и экономии на лекарствах. В начале 90-х годов население было обеспечено медикаментами и медицинской аппаратурой лишь на 30%. Многократно увеличилась смертность от несчастных случаев непроизводственного характера. С 1991 по 1998 годы от них погибло 568.000 человек, из них: в транспортных авариях – 76.000, отравились – 82.000, покончили самоубийством – 108.000, погибли от рук бандитов – 51.000, утонули – 37.000, сгорели в пожарах – 13.000. За это же время на производстве погибло ещё около 15.000 человек. Десятки тысяч стали инвалидами, потеряв трудоспособность.

Уголовная преступность унаследована независимой Украиной от СССР. В свободной от законов, морали и здравого смысла стране она нашла для себя благодатную почву, унавоженную хроническим экономическим кризисом и коррупцией. В 1994 году было зарегистрировано 572.000 преступлений. На самом деле их было во много раз больше, но население редко заявляет о преступлениях против себя. Люди не верят правоохранительным органам, справедливо полагая, что, либо они не могут выявить и наказать преступников, либо не хотят, имея с ними общие интересы.

Криминальный бизнес стал одним из самых доходных. Торговля наркотиками, оружием, людьми и человеческими органами для трансплантации, заказные убийства, азартные игры, проституция, жульничество, воровство, порнография, грабёж… приносят их участникам такие заработки, какие немыслимы в легальном бизнесе, а для организаторов и покровителей преступного бизнеса фантастические барыши. Не находя иных источников существования, население избавляется от брезгливости перед преступной деятельностью.

Особенно активно в неё включается молодёжь, не обременённая воспитанием, моральными предрассудками и заботой родителей и государства. Каждое шестое преступление совершается несовершеннолетними. В поисках средств к существованию, лишённые поддержки и помощи родственников, государственных и социальных институтов, дорогостоящего образования, молодые люди берутся за любое дело, сулящее хоть какой-то доход. Этим пользуется криминальный мир, рекрутируя среди молодёжи кадры своих солдат, проституток, сутенёров, кидал, воров, мошенников, наркодельцов…. Так формируется и быстро растёт социальная среда, в которой действуют иные нормы поведения и ценности. К посягательству на человеческую жизнь, здоровье и собственность здесь относятся, как к специфике бизнеса и не находят в них ничего предосудительного, если это приносит доход.

Социальный статус украинской преступности растёт год от года. Из явления бытового, за десять лет “незалежности” она превратилась в полноценный государственный институт, органично вписавшийся в систему власти. Уголовная власть и уголовники у власти стали национальными особенностями украинской политической системы. Криминальное государство стало мощным катализатором ускоренной криминализации всего общества.

Уголовная субкультура проникла и отравила собой и духовную жизнь общества – от эстрады до разговорного языка. “По фене ботают” все – от мала до велика. И в детском саду, и в школе, и в парламенте, и на телевидении и радио, и на производстве, и в быту граждане Украины искуссно выражают сложную гамму обуревающих их мыслей и чувств с помощью универсального уголовного жаргона.

Администрация всех уровней обогатила арсенал профессиональной деятельности и политические технологии методами уголовного террора, вымогательства, воровства, мошенничества. Заказные убийства языкастых журналистов, политических конкурентов, автомобильные катастрофы, фальшивые судебные процессы против оппозиции, искусственное разорение целых банков (банк “Украина”), финансовые пирамиды, грабёж благотворительных фондов, вымогательство средств на благоустройство городов муниципальными администрациями… давно стали привычными и ненаказуемыми.

Уголовники пришли в парламент, в кабинеты исполнительной центральной и муниципальной власти, став “уважаемыми” “государственными” людьми. И вряд ли кто-то из живущих в Украине заметил, как спор между украинским и русским литературными языками был “по жизни” решён в пользу интернационального матерного уголовного сленга.

Снижение уровня жизни украинского населения сузило внутренний рынок, лишив его платёжеспособной массы потребителей, а значит и возможностей саморазвития.
Социальная напряжённость в результате недовольства политикой правящего класса постепенно усиливалась. Это выражалось в росте забастовочного движения и криминализации общества.


4. Межнациональные отношения и миграционные процессы.

В начале 90-х годов в Украине проживало около 130 национальностей и народов. Среди них: 37,4 млн. украинцев, 11,4 млн. русских, 483,6 тыс. евреев, 440 тыс. белорусов, 324,5 тыс. молдаван, 134,8 тыс. румын, 233,8 тыс. болгар, 219,2 тыс. поляков, 163 тыс. венгров, 99 тыс. греков, 87 тыс. татар, 54 тыс. армян, 48 тыс. цыган, 47 тыс. крымских татар, 38 тыс. немцев, а также - чехи, словаки, албанцы, гагаузы, испанцы, корейцы, литовцы, латыши….

1 ноября 1991 года Верховный Совет принял: Декларацию прав национальностей Украины, провозглашающую государственные гарантии равных экономических, политических, социальных и культурных прав всем народам, проживающим на территории Украины. На её основе был разработан и принят Закон “О национальных меньшинствах в Украине”который дал каждому народу право на культурно-национальную автономию:
• возрождение и развитие историко-культурных традиций,
• использование национальной символики,
• свои праздники,
• свою религию,
• издание этнической литературы,
• средства массовой информации на этническом языке,
• получение образования на этническом языке.

1 декабря 1991 года абсолютное большинство многонационального населения Украины проголосовало за её самостоятельность “в составе обновлённого СССР”. С первых дней независимости Украины было провозглашено равноправие всех граждан независимо от национальности. Запрещены нагнетание межнациональной напряжённости, попытки провозглашения верховенства одной нации над другими.

Украинское государство:
• сняло все запреты на развитие этнических культур, оставшиеся в наследство от советской власти.
•разработало законодательную базу, регулирующую межнациональные отношения и позволяющую в зародыше устранять причины межнациональных конфликтов.
• Для координации действия общества и государства в разрешении межнациональных проблем, для выработки политического курса, отражающего этнические интересы многонационального населения, при Кабинете Министров Украины был создан Комитет по делам национальностей, который через некоторое время был преобразован в министерство.

К 1994 году зарегистрировано более 300 организаций национальных меньшинств, представляющих 38 народов, проживающих в Украине.

Украинское государство заботится о преимущественном развитии украинской национальной культуры. Для этого оно финансирует средства массовой информации и книгоиздательство на украинском языке. Внедряет украинский язык в педагогику. Растёт количество украиноязычных учебных заведений. В 1993 году более половины учащихся школ (преимущественно сельских) обучались на украинском языке. Города, за исключением западных областей, оставались русскоязычными.

Власти Украины бдительно следят, чтобы на почве национально-культурной автономии не вырос национальный сепаратизм. И среди граждан Украины, принадлежащих к неукраинским этносам, и среди её соседей встречаются авантюристы, проповедующие идеи, угрожающие суверенитету и территориальной целостности страны. Например:
• о передаче Крыма России или о его самоопределении, как татарского государства,
• о создании разнообразных политико-административных автономий на востоке, юге и западе страны,
• о передаче Северной Буковины, острова Змеиный и ряда других территорий Румынии….

С точки зрения Конституции Украины территориальная и политическая автономия не принадлежат к числу неотъемлемых прав национальных меньшинств. Создание их чревато кровавыми межэтническими и межгосударственными конфликтами.

Миграционные процессы. После провозглашения независимости в Украину стали возвращаться военнослужащие, пожелавшие стать гражданами Украины, репрессированные украинцы и их потомки, проживавшие в местах ссылки, депортированные народы. По инициативе Украины в 1992 году главы государств СНГ подписали соглашение о восстановлении прав депортированных народов. В Украине была создана правительственная комиссия по делам депортированных народов, фонд депортированных народов Крыма.

В 1991 – 1996 годах в Украину вернулись на постоянное место жительства 1.200.000 человек, среди них более 240.000 крымских татар.

Либерализация пограничного контроля и правил въезда в страну, относительная политическая стабильность, развитие международного сотрудничества, туризма, миролюбие внешней политики привлекают сюда иностранцев, особенно из ещё более отсталых и нищих стран Азии и Африки. Многие приезжают сюда на учёбу и остаются навсегда. С каждым годом увеличивается прослойка беженцев из районов гражданских войн и этнических конфликтов. В Украине ищут убежища афганцы, турки-месхетинцы из Закавказья, чеченцы, грузины, азербайджанцы, абхазы, армяне, жители Приднестровья (60.000 человек), вьетнамцы, китайцы, пакистанцы, арабы, африканцы. Законодательство Украины позволяет им получить статус беженца и вид на жительство.

Однако среди эмигрантов растёт прослойка нелегалов. Только в Киеве и области в 1999 году их проживало около 20.000 человек.

Экономический и социальный кризисы породили негативную динамику населения Украины. Навсегда покидает страну людей больше, чем прибывает сюда на постоянное жительство. В 1994 году отсюда выехало на постоянное жительство за рубеж 346.000 человек, а прибыло из-за границы – 201.000 человек. В последующие годы эта тенденция не изменилась.

Украину покидают наиболее энергичные, жизнестойкие, умелые, опытные, предприимчивые, способные и образованные люди. С 1987 по 1992 в Израиль, Германию, США, Канаду и другие страны с более высоким жизненным уровнем выехало более 300.000 граждан Украины. Это были главным образом учёные, интеллигенция, деятели литературы и искусства, квалифицированные рабочие, специалисты высокого класса. Среди них преобладала молодёжь: 76% из них не было ещё 30 лет. Страна потеряла главный капитал: образованных, квалифицированных специалистов, мастеров своего дела, умеющих и желающих честно трудиться. Им не нашлось места в независимой Украине. Зато здесь всегда хватает места для паразитов и прохвостов всех мастей и оттенков. “Дурнiв не сiють, не орють, вони самi родяться”– говорит народная пословица. А квалифицированных, добросовестных тружеников, учёных, мастеров искусства нужно учить и воспитывать не один год. Кто теперь займётся этим в Украине? И во что ей это обойдётся?


5. Природная среда обитания и экологические проблемы населения Украины.

Социалистические эксперименты проводились в нашей стране полуграмотными фанатиками. Сосредоточив в своих руках неограниченную власть, они не щадили ни людей, ни природную среду их обитания. В стране, где даже человеческая жизнь утратила ценность, ещё меньше ценились леса, реки, озёра, горы, луга, пастбища, пашни, звери и птицы…. Руководство воспринимало всю живую и неживую природу, как своего холопа, обязанного исполнять любую прихоть господина. Поэтому Советская власть эксплуатировала природу так же безжалостно, бесполезно и беспощадно, как и людей.

Месть Природы за варварское отношение к ней превратила территорию бывшего СССР в зону сплошного экологического бедствия. Украина унаследовала от Советской власти:
• последствия Чернобыльской катастрофы;
• загрязнённые промышленными стоками водоёмы;
• эрозию и химическое загрязнение почвы;
• загрязнение атмосферы промышленными выбросами и дымами… Наша страна перенасыщена предприятиями с отсталыми и вредными для жизни технологиями. Ни государство, ни общество никак не контролируют накопление и хранение вредных отходов промышленного производства. Никто не занимается их утилизацией. Государство не способно обеспечить:
• экологически безопасный уровень технологической дисциплины;
• создать научные теории экологической безопасности;
• законодательную базу эффективной природозащитной деятельности;
• её финансирование.

Обретение Украиной независимости пока что не изменило существа “природоохранной” политики власти. И хотя принято несколько законов о природоохранной деятельности и создано целое Министерство охраны окружающей среды, но кроме говорильни и бумажно-кабинетной возни вокруг экологических проблем ничего полезного для природы не делается. Министерские чиновники в лучшем случае констатируют её дальнейшее погубление, но никак не могут ему помешать. У них для этого нет ни реальной власти, ни средств, ни знаний. Власть и бизнес по-прежнему “экономят” на природоохранных технологиях, чтобы увеличить доходы. Они не способны предвидеть смертельных для самих же себя и для своих потомков последствий своей деятельности. Поэтому:
• ежегодно с дымами в атмосферу над Украиной поступает 17 млн. тонн вредных веществ.
• В 21 городе, где проживает 22% населения страны загрязнение воздуха в 15 раз превышает предельно допустимые концентрации.
•Донецко-Приднепровский экономический район на 1месте в Европе по убийству окружающей среды.
• В Кривом Роге только из стационарных источников ежегодно в воздух попадает 1,2 млн. т. вредных веществ.
• Ежегодно в 4 искусственных днепровских водохранилища попадает 8 млн. т. грязных веществ.
• Только по официальной (лживой и недобросовестной) статистике 15 часть населения страны снабжается водой, не отвечающей санитарным нормам. Днепр – главный источник водоснабжения страны–сам безнадёжно заражён радионуклидами вследствие Чернобыльской катастрофы и несёт радиационную смерть в Чёрное море соседям Украины – Румынии, Болгарии, Молдавии, Турции, России.
• Уничтожается, используясь не по назначению, уникальное богатство Украины – чернозём. Земли сельскохозяйственного назначения отводятся под застройку промышленными и гражданскими сооружениями. За последние 30 лет ХХ века сельским хозяйством были потеряны более 2 млн. гектаров угодий. Снижается плодородие почвы. В конце ХХ века в украинском чернозёме содержалось уже меньше 3% гумуса (плодородного компонента почвы) – в 6 раз меньше, чем в начале века (18%). Площадь закисленных почв увеличилась на 30%, а засоленных и солонцеватых – на 25%. 13 пахотной земли подверглась эрозии. В результате неграмотной мелиорации многие земли юга Украины приходят в негодность, 5 млн. гектаров оказались в зоне Чернобыльской катастрофы и на многие века потеряны для жизни.
• В ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС сотни тысяч людей получили повышенные дозы облучения и вымирают от онкологических заболеваний. Миллионы жителей Украины, России, Белоруссии и других соседних стран вынуждены жить в болезнетворных условиях повышенной радиации.


К началу 90-х годов естественный прирост коренного населения за счёт рождаемости неуклонно падал. Её население увеличивалось лишь за счёт эмиграции.

Семья, как социальный институт оказалась в состоянии глубокого кризиса: с 1991 по 1997 количество браков на тысячу жителей Украины уменьшилось с 8,8 до 7,4, а количество разводов увеличилось с 3,8 до 4,2.

В 1991 смертность превысила рождаемость на 40.000, в 1992 – на 100.000 человек. В последующие годы этот показатель стабилизировался на уровне 150.000 человек в год. Продолжительность жизни в Украине на 6-7 лет меньше, чем в развитых странах мира. Каждый третий мужчина умирает в трудоспособном возрасте. По детской смертности Украина стала непревзойдённым чемпионом Европы.

85% женщин репродуктивного возраста имеют заболевания, затрудняющие беременность и рождение ребёнка. Чернобыльская катастрофа искалечила генофонд страны на 5-7 поколений.

Из 50.200.000 населения страны 15.000.000 – пенсионеры (из них 12.000.000 ветеранов войны и труда), 2.300.000 – инвалидов, 3.500.000 – пострадавших от аварии Чернобыльской АЭС. Растёт удельный вес старших поколений в населении страны. Украина стареет на глазах. Около 13 её населения достигло пенсионного возраста.

С 1991 по 1997 годы население Украины сократилось на 1.200.000 человек. Если социальная ситуация не улучшится, то при сохранении данных темпов рождаемости и такой средней скорости вымирания (1.200.000чел. : 6 лет = 200.000чел. год) страна лишится коренного населения через (51.400.000чел. – 1.200.000чел.) : 200.000чел.= 251 год.
Общество Украины оказалось в состоянии безвыходного хронического социально-экономического и экологического кризиса, чреватого биологическим вырождением населения страны.



"Как украинцы капитализм себе строили. Новейшая история Украины (1991 ? 2001)"

Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.