Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Деятели --> Мирошниченко (Основные работы)

"Как украинцы капитализм себе строили. Новейшая история Украины (1991 ? 2001)"

13. Роль отечественной интеллигенции в развитии современной духовной культуры.


Я, дружа по жизни с разным сбродом,
Знал от паханов до низкой челяди;
Самым омерзительным народом
Были образованные нелюди.

1.“Интеллигент”, как общественно-исторический феномен.

Интеллигент – это человек, создающий духовные ценности – главный источник развития духовной культуры. В советские времена было два типа интеллигентов, которых условно можно назвать: “служители муз” и “государственные холопы”. И те, и другие имели высшее образование и получали зарплаты за непотный умственный труд. Различие заключалось лишь в том, что первые трудились, движимые инстинктом познания, рефлексом передачи культурного наследия новым поколениям, стремлением выразить себя. Их таланты и мастерство приносили радость им самим и пользу другим людям.

Пока первые служили обществу, вторые ублажали державу, выполняя государственные заказы по оболваниванию населения: сочиняли и распространяли мифы научного коммунизма и социалистического реализма, громили и разоблачали идейных противников советской власти, обслуживали государственное хозяйство и командовали талантами.


2. Место интеллигенции в советском обществе и её роль в истории СССР.

За годы советской власти служащая интеллигенция подверглась духовному террору монопольной коммунистической идеи, развращающему влиянию бюрократического паразитизма, безответственности и недобросовестности. Сросшаяся с державой, она разделила её судьбу, пройдя все фазы гниения и деградации. В погоне за карьерой она растеряла главные признаки своей социальной “породы”: свободу воображения и мышления, независимость суждений и право на ответственное исключительно перед своей индивидуальной совестью профессиональное творчество.

“Служители муз”прославились небывалой при социализме политической активностью. Ещё в дремучие доперестроечные времена они смело выражали недовольство политикой державы. Ими было создано движение диссидентов и правозащитников, члены которого пытались доказать, что не так надо управлять страной. Советская власть, согнувшая под себя население огромной страны, так и не смогла сломить волю кучки “упёртых” интеллектуалов, которые фанатично бодались с ней до самой Перестройки.

В годы Перестройки интеллигенты стали опорой реформаторского руководства партии. Сначала они доказали всему народу, что у нас не такой социализм, каким он должен быть. Потом – будто социализма вообще не должно быть. И, наконец, что не нужен не только социализм, но и СССР.

Обаяние интеллигенции опасно всякой власти. Ленин и Сталин это хорошо понимали. Поэтому при них интеллигенцию безжалостно уничтожали или держали в узде. Первые вожди социализма – люди умные и начитанные– чувствовали и вели себя на равных по отношению к своим интеллигентным современникам. Обуянные сверхценной идеей строительства социализма, они обладали самосознанием новых мессий. У них не было сомнений в истинности своей коммунистической веры, а следовательно и комплекса неполноценности по поводу собственной умственной ущербности.

Иначе осознавали себя следующие поколения советских руководителей. Несмотря на покорённые вершины власти, им так и не удалось избавиться от ощущения собственной интеллектуальной ограниченности. Жажда быть или хотя бы казаться не только могущественными, но ещё и умными требовала удовлетворения. Её утоляли фиктивными дипломами о высшем образовании, “липовыми” диссертациями, фальшивыми учёными степенями, литературным плагиатом, лауреатскими значками и премиями, громкими титулами покровителей наук и искусств…. Но символическая атрибутика интеллигентности лишь подчёркивала духовное ничтожество её обладателей, делая посмешищем в глазах подлинных интеллигентов. Однако, по мере неизбежного при советской власти исчезновения интеллигенции как социального вида, “планка” критериев интеллигентности неуклонно снижалась.


К концу ХХ столетия остатки “служителей муз” были замещены дипломированными чиновниками. Некоторые, не пожелавшие изменять призванию, уехали за границу, где ум в цене сам по себе – без “довесков” из чинов и капиталов. Оставшиеся не ограничиваются неприбыльной “чисто” духовной деятельностью, сочетая её с политикой и бизнесом, где помимо духовного богатства можно заработать деньги или хотя бы политический капитал.


3. Интеллигенция в суверенной Украине.

“Незалежнизация” Украины и становление рыночных отношений нанесли сокрушительный удар по интеллигенции как общественному классу, и по интеллигентности, как признаку культурности души.
Воровской, по своему характеру украинский капитализм не нуждается в интеллекте в принципе. За исключением, разве что, области бухгалтерской деятельности, где развитые мозги всё-таки нужны для выдумывания способов ухода от налогообложения. Богатство и экономический успех доступны, главным образом, обладателям связей с властными людьми, с чьей помощью можно беспрепятственно пастись в “закромах родины”. Высокий ум, образованность, нравственная щепетильность и прочие признаки изощрённости души, органически сочетающиеся с развитым чувство собственного достоинства не только не способствовали деловой успешности, но, напротив, мешали ей.

Политика украинской державы по отношению к просвещению, медицине, искусству, науке привела, с одной стороны, к потере огромного числа добросовестных специалистов, изменивших профессии, призванию - делу всей своей жизни ради биологического выживания и перешедших в поисках спасения от голодной смерти в мир бизнеса или вовсе эмигрировавших. С другой стороны, было нарушено воспроизводство кадров интеллигенции. И хотя высшие учебные заведения Украины не испытывают недостатка в студентах, уровень их подготовки снизился во много раз даже по сравнению с советскими временами. Кроме того, наличие диплома о высшем образовании является формальным, но не единственным и, главное, даже не самым важным критерием интеллигентности. Отечественную интеллигенцию всегда отличал высокий нравственный потенциал, от которого её не успела освободить даже Советская власть. Но с тех пор, как зарплата украинских “интеллигентов” сравнялась с ценами на жильё, одежду и продовольствие, а затем безнадёжно отстала от них, незыблемые моральные устои, на которых с самого ХVIII века держалась вся субкультура гордых своей неподкупностью и честностью образованных умников, превратились в иллюзорную субстанцию.

В советские времена зарплата интеллигента позволяла ему выжить хотя и ценой предельного ограничения своих материальных потребностей. Аскетическое отношение к своему телу было той жертвой, которую “очкастый умник” легко приносил на алтарь личного Духовного богатства. В суверенной Украине интеллигенцию напрочь лишили какой-либо материально-экономической почвы, заставив либо воровать вместе со всеми, либо менять профессию и социальный статус, либо эмигрировать, либо кончить жизнь на мусорнике.

Граница с Россией отделила Украину от традиционных источников духовного прогресса и центров высокой культуры - российских театров, библиотек, университетов, музеев, издательств..., став труднопреодолимым препятствием на путях культурных движений. Цены на услуги пассажирского транспорта надёжнее колючей проволоки и минных полей оградили основную массу населения Украины от “тлетворного” влияния российской духовности. А пропаганда державного украинского национализма замещает образовавшийся в душах соотечественников вакуум продуктами примитивной и убогой хуторской ментальности.


В эпоху научно-технической и информационной революции во всём мире возрастает роль интеллигенции в обществе и значение её творчества для прогрессивного развития страны. В борьбе за мировое лидерство больше шансов на успех и процветание имеют те страны, где интеллигенция имеет неограниченные условия для творчества, где она заинтересована в нём и не имеет препятствий для духовного развития. Судя по состоянию отечественной интеллигенции, по её положению в обществе и государстве, Украине не грозит стать лидером мирового прогресса.


"Как украинцы капитализм себе строили. Новейшая история Украины (1991 ? 2001)"

Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.