Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Деятели --> Мончаловский, Осип Андреевич (Мончаловский, Осип Андреевич)
     Движения --> Русские (Русские корни)
     Факсимиль материала на МНИБ

"Святая Русь, О.А. Мончаловский, Львовъ 1903г."

I. Славяне.

Народы, заселяющіи землю, роздЪляются по сво- ему происхожденію на расы или поколЪнья. Головныи расы людей суть: 1) индо-европейская или кав- казская раса; 2 монгольская: 3) африкан- ско-семитская; 4) paca дpaвидскихъ пле- менъ въ Aзіи; 5) aвcтpaлiйcкaя раса и 6) aме- риканская.

Народы сихъ расъ розличаются межи собою цвЪ- томъ (фарбою) кожи (есть цвЪтъ бЪлый, чорный, жол- тый и мЪдный), цвЪтомъ волосья, формою головы, чела, очей, носа, ушей, бороды, ростомъ и т. д. Най- больше красивая раса людей, — ведля нашихъ поня- тій, понеже каждый народъ уважае себе найболь- ше красивымъ — то индо-европейская или кавказская раса. До той расы принадлежитъ те- перь 700 миліоновъ людей на землЪ. До монголь- ской расы принадлежитъ около 600 миліоновъ; до африканско-семитской около 200 миліоновъ; до расы дpaвидскихъ  племенъ въ Азіи около 50 миліоновъ; до австралійской расы около 40 ми- ліоновъ, a до aмepикaнской расы до 10 миліо- новъ.

Русскій народъ принадлежитъ до индо- европейской или кавказской расы. До той-же расы принадлежатъ всЪ народы Европы, исключивши: Турковъ, Татаръ, Мадьяръ, Финновъ н Жи- довъ. По за Европою до кавказской расы принадле-

8

жатъ: жители Азіи межи рЪками Обь и Гангъ, сЪвер- ныи африканцы и всЪ европейскіи поселенцы въ Азіи, АфрицЪ, АмерицЪ и Австраліи.

Расы людей роздЪляются ведля языковъ, якими они говорятъ, на племена. Въ ЕвропЪ живутъ слЪду- ющіи племена : Слaвяне (около 145 миліоновъ); A н- гло-саксонцы (НЪмцы, Англичане, Датчане, Гол- ландцы, Шведы) около 115 миліоновъ; Романы (Фран- цузы, Итальянцы, Испанцы, Португальцы, Румуны) около 100 миліоновъ; Жиды, около 8 миліоновъ; Ма- дьяры, около 5 миліоновъ; Финны, около 6 миліо- новъ: Турки и Татаре, около 6 миліоновъ; Ли- товцы, около 3 миліоновъ; Кельты, около 2 миліо- новъ; Албанцы, около 1 мил.; наконецъ, Баски и Цыгане, которыхъ числятъ по одному миліону.

Pусскій нapoдъ нринадаежитъ ко слaвян- скому племени. КромЪ него ко славянскому племени принадлежатъ: Поляки, Чехи, Словаки, Сеpбы, Xopвaты, Болгapе, Словинцы и Лужицкіи С е p б ы.

Каждая изъ сихъ частей славянского племени на- зываеся народомъ, именно суть народы: рус- скій, польскій, чешскій, словацкій, сербскій, хopвaтскій, болгapскій, словинскій и лу- жицко - сеpбскій.

Найбольшій межи славянскими народами есть pусскій нapoдъ, числящій въ ЕвропЪ, Азіи и АмерицЪ (галицко-русскихъ эмигрантовъ есть въ Аме- рицЪ больше якъ 300.000 душъ) около 100 миліоновъ. ПослЪ русского народа идутъ: польскій нapoдъ— около 18 миліоновъ: чешскій народъ — около 9 миліоновъ; болгapскій нapoдъ — около 4 миліо- новъ; сербскій народъ — около 4 1/2 миліона; хор- ватскій народъ — около 3 миліоновъ; словац- кій нapoдъ — около 3,800.000; словинскій на- родъ — около 3 миліоновъ; и лужицко - сербскій народъ — около 200.000 людей.

9

Языки,   которыми   говорятъ   славянскіи   народы, суть близки межи собою и понятны всЪмъ Славянамъ безъ особной науки. Щобы наглядно представити, о сколько славянскіи языки межи собою близки, пода- емъ молитву Господню „Отче нашъ" на всЪхъ сла- вянскихъ языкахъ.

По старо-славянски (церковному);

Отче нашъ, иже еси на небесЪх, да святится имя Твое, да прiидеъ царствiе Твое, да будетъ воля Твоя, яко на неьеси и на земли; хлЪбъ нашъ насущный даждь намъ днесь и остатки намъ долги нашо, яко-же и мы оставляемъ должникомъ нашим; и не введи насъ во иску шенiе, но избави насъ отъ лукаваго. Аминь. 1)

По русски (въ скобкахъ по малорусски).

Отче нашъ, который еси на небесахъ, да (нехай) святится имя Твое, да (нехай) придетъ царствіе Твое, да (нехай) будетъ воля Твоя, какъ (якъ) на небЪ такъ и на землЪ; хлЪбъ нашъ насущный (потребный) дай намъ днесь и прости намъ долги наши, какъ (якъ) и мы прощаемъ должникамъ нашимъ; и не введи насъ во искушеніе (покусу), но избави насъ отъ лукаваго (лукавого). Аминь.

По болгарски.

Отче нашъ, кой-то си на небеса-та, да ся святи име-то твое, да прійде царство-то твое, да буде воля- та твоя, каково-то на небо-то, така и на земя-та; хлЪбъ- атъ нашъ катадневны-атъ дай ны го днесъ, и прости ны долгове наши, каково-то и ніе ги прощиваме на наши-те должницы и не воведи ны въ напасть, но избави ны отъ лукавыя-тъ. Аминъ.

1) Старославянскій текстъ молитвы Господней  употребля- ютъ слЪдующіи славянскіи   народы въ богослуженіи и въ  мо- литвЪ: русскій, болгарскій и сербскій:

10

По сербски.

Отче нашъ, кой си на небесима, да се свети име твое, да додье царство твое, да буде воля твоя, као на небу тако и на земли;. хлЪбъ нашъ потребный дай намъ данасъ и одрости намъ дугове наше, као што и мы опраштамо дужницима своимъ; и не наведи насъ у напасть, но избави насъ ода зла. Аминъ.

 

По хорватски.*)

Отче нашъ, кой си на небесихъ, свети се име твое, додьи кралевство твое, буди воля твоя, како на небу, такъ и на земли; крухъ нашъ всакдашній дай намъ данасъ и отдусти намъ дуге наше, какъ и мы отпуштамо дужникомъ нашимъ; и не уведи насъ въ на- пасть, него ослободи насъ одъ зла. Аменъ.

По словински.

Отче нашъ, ки си въ небесихъ, посвечено боди твое яме; приди твое кралевство, сгоди се твоя воля, какоръ въ небесихъ, тако на земли; дай намъ данасъ нашъ всакдайни крухъ, инъ одпусти намъ наше доуге, какоръ туды мы одпущамо нашимъ доужникамъ, инъ не впеляй насъ въ скушняво, темучъ насъ реши одъ злега. Аменъ.

По чешски.

Отче нашъ, еижъ си на небесихъ, посвЪть се ймено тве; пршійдь кральовстви тве; будь воля тва, яко въ неби, такъ и на земи; хлЪбъ нашъ вездЪйши дей намъ днесъ и одпусть намъ наше вины, якожь и мы одпоуштиме нашимъ винникомъ, и не уводь насъ въ покушени, але збавь насъ одъ злего. Аменъ.

*) Хорваты, Словинцы, Чехи, Поляки, Словаки и Лужи- чане пишутъ латинскими буквами, но для лучшого поровнанья съ русскимъ языкомъ мы печатаемъ тутъ ихъ молитву русски- ми буквами.

11

По словацки.

Отче нашъ, который си на небесахъ, посвать са мено тве, придь кральовство тве, будъ воля тва, яко въ неби, такъ и на земи; хлЪбъ нашъ вездайши дай намъ днесъ, a одпусть намъ наши вины, яко и мы одпущаме нашимъ виникомъ, a не уводь насъ въ по- кушенье, але збавь насъ оде злего. Аменъ.

По польски.

Ойче нашъ, ктурись естъ въ ньебье, свьенць сье имье твое, пщійдзь крулевство твое, бондзь воля твоя, яко въ ньебье, такъ и на зьемЪ; хльеба нашего пов- шедньего дай намъ дзисяй и одпусць намъ наше ви- ны, яко и мы одпущамы нашимъ виновайцомъ и не водзь насъ на покушенье, алье насъ збавъ оде злего. Аменъ.

По лужицки.

Вотце нашъ, ки-жъ си въ небесахъ, свечене буджь твое мено; пшиндзь къ намъ твое кралевство; твоя воля со стань, ка-жъ на небю, такъ тежъ на земи: нашъ вшедный хлЪбъ дай намъ дженса, a водай намъ наше вины, яко мы водавамы нашимъ винникамъ, a не веждъ насъ до спытованья, але вуможъ насъ водъ злего. Аменъ.

Такое подобіе славянскихъ языковъ свЪдчитъ, що въ давніи  времена Славяне составляли одинъ   на- родъ, который жилъ на одномъ   мЪстЪ,  говорилъ од- нимъ языкомъ и творилъ одну родину. Для того ны- нЪшніи славянскіи народы, хотя и живутъ въ розлич- ныхъ сторонахъ и называютъ  себе  розлично, уважа- ютъ себе потомками  или дЪтьми однихъ предковъ, братьми, связанными  кровъю и языкомъ. И сознанія; сего братства у славянъ не могутъ заглушитя ни от- даленность, ни политичныи границы,   ни   рознород- ность историчныхъ событій, ни агитація ихъ вороговъ.


"Святая Русь, О.А. Мончаловский, Львовъ 1903г."

Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.