Украинские Страницы
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Регионы --> Карпатская Русь (Церковный вопрос в Карпатской Руси)
     Вопросы --> Вера (Церковный вопрос в Карпатской Руси)
     Организации --> Вестник Юго-Западной Руси (Вестни Юго-Западной Руси 2 (3) / 2007)

Книжные рецензии - Максимишинец Василий, протоиерей. История Православной Церкви в <a href="http://malorus.ru/karpaty.html" target="_blank" style="text-decoration: none;"></u>Карпатской Руси</a>.
110

Книжные рецензии
Максимишинец Василий, протоиерей. История Православной Церкви в Карпатской Руси.
Ужгород, 2004. — 160 с.

Прошло уже несколько лет со времени выхода монографии протоиерея Василия Максимишинца «История Православной Церкви в Карпатской Руси». Несмотря на то что книга была снабжена «шапкой» кафедры истории Русской Церкви МДА, а ее рецензентом выступил известный церковный историк к.и.н. В.Д. Юдин, вышедшая в Ужгороде работа о. Василия Максимишинца, по нашим наблюдениям, осталась без должного внимания читателей. Причем это касается не только интересующейся подобной тематикой российской читательской аудитории, но и профессиональных русинистов в Карпатском регионе. Виной тому, вероятно, недостаточный тираж (всего 300 экземпляров) и отсутствие информации о книге в периодике. Сама же «История Православной Церкви в Карпатской Руси», несомненно, заслуживает того, чтобы славистическая общественность хотя бы знала о ее существовании.

В своей работе автор постарался обобщить основные вехи нелегкого исторического пути Православия за Карпатами вплоть до наших дней. Итогом стало сравнительно краткое для подобного экскурса, но гармонично структурированное повествование, разделенное на шесть глав, а именно: «Христианство в Карпатской Руси в первое тысячелетие по Рождестве Христовом», «Православная Церковь в Карпатской Руси от ХІ столетия до введения унии», «Православие в Карпатской Руси от введения унии до конца ХІХ века», «Православное возрождение в Закарпатье в конце ХІХ и в начале ХХ столетия», «Православная Церковь в Закарпатье от конца Первой мировой войны до воссоединения с Русской Православной Церковью», «История Мукачевской епархии после воссоединения с Русской Православной Церковью».

В качестве квинтэссенции взглядов о. Василия Максимишинца мы приведем последний абзац Заключения книги: «Насильственное введение унии в Карпатской Руси,

111

действительно, открыло новую, но, к большому прискорбию, черную страницу в истории закарпатского народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть вековой борьбы против феодально-католического духовного и социального порабощения. Уния была террором навязана нашему народу, держалась столетиями только на штыках. Но к большой чести нашего закарпатского народа, невзирая на все жестокие преследования со стороны чужеземных ассимиляторов: тарасовцев, ростошинцев, де-камелисов — население Закарпатья с достоинством сохранило свою русскость — свою духовную и культурную ценность — святую Православную веру».

Говоря о коренном восточнославянском населении Карпатской Руси, автор именует его в тексте русинами, карпаторуссами, карпатороссами, а в широком смысле — русскими. Русофильские воззрения о. Василия Максимишинца не подвергаются ни малейшему сомнению (подтверждением является и то, что книга написана именно на русском языке, пускай и с иногда попадающимися карпатскими диалектными особенностями). Поэтому тем более странным выглядит неоднократно встречающееся словосочетание «русско-украинский народ». Вероятно, оно является лишь неудачной калькой с подобных словосочетаний в использованных при написании монографии украинофильских работах.

Без сомнения, и в методологии, и особенно в стиле изложения остро чувствуется, что автор — не профессиональный историк, а теолог, который может себе позволить пристрастные и эмоциональные высказывания. Вместе с этим, думается, ценно само стремление священника-патриота к написанию на основе скромной доступной литературы собственной версии церковной истории родного края. Ведь издание подобных работ, во-первых, позволяет познакомиться с историческим прошлым и неподготовленным читателям — рядовым верующим, а во-вторых, служит стимулом для появления дальнейших, быть может, более отвечающим научным стандартам публикаций на эту тему. В любом случае монография о. Василия Максимишинца представляет несомненный интерес для всех неравнодушных к истории Православия на западе Руси и судьбам подкарпатских русинов.

Михаил ДРОНОВ


Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.