Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Движения --> Самостийники (Идеология cамостийничества)

"Историческая правда и украинофильская пропаганда"

Историческая правда и украинофильская пропаганда

Александр Волконский

Приложение 2
Еще о единстве домонгольской Руси

Украинская пропаганда любит заверять иностранную публику, будто Киевское государство обнимало лишь юг России и что юг ("Украина") несравненно древнее севера ("России"). Когда, говорят украинофилы, при Ярославе I Киев был уже столицей могущественного государства, Москва (упоминаемая впервые под 1147 годом) еще не существовала. Довод для не знающих истории представляется убедительным; на самом деле — это явная мистификация. Город Москва действительно на полтысячелетия моложе Киева, но та территория, где позднее зародилось Московское государство, заселена была славянами в дорюриковы времена. Ростов был славянским городом и тяготел к Новгороду еще до призвания князей. С первых же времен киевской государственности территория эта входит в состав Русской земли: среди городов, которым по договору Олега 911 года греки обязались платить уклад, значится и Ростов; Владимир Святой княжит в Киеве, а сыновья сидят у него один в Ростове (к северу от будущей Москвы), другой в Муроме (к востоку от нее). Не забудем, что русская власть родилась на севере; впервые новорожденную спеленали в Новгороде, а потом уже перенесли на юг, где в Киеве оказалась удобная колыбель. Олег и Ольга пришли с севера. Олег пришел походом с ратью северных племен. Владимир Святой, строя на юге пограничные города-крепости, заселял их переселенцами с севера. Ярослав построил Ярославль на верхней Волге.

Мы уже говорили о племенном, лингвистическом, вероисповедном и культурном единстве всех областей в домонгольский период. Доказывать общность жизни севера и юга значило бы пересказывать русскую историю за это время. Приведем только список великих князей за период до Андрея Боголюбского, то есть до того времени, когда центральная власть перешла из Киева во Владимир-на-Клязьме, и отметим, где каждый из них княжил до того, как стал великим князем (см. таблицу).

Юг

Века

Название

Кто называет

Х-ХХ

Русь (Русь)(1)

русские (как юга, так и севера)

Х (2)-ХV

Rvsia (греч.)

византийцы

ХVII-XX

Россия

русские

XIII (3)-XX

Russia

зап.европейцы

XIV (4)-XVII

Ruthenia (5)

зап.европейцы

XIV (6)

Minor Russia (GiV)

зап.европейцы

XIV (7)

Minon Rvsia (греч.) (GiV)

византийцы

XIV

Малая Русь (GiV)

русские

XVII-XX

Малая Русь, Малороссия

русские

Не ранее XIV (8)-XX

Украйна (NS)

русские

Не ранее XIV-XX

Ucraina (NS)

зап.европейцы

XVIII-XX

Новороссия (MS)

русские

С 1914 года

Украйна (AS)

украинофильская пропаганда,

С 1917 года

Ucraina (AS)

а за нею зап. европейцы

GiV - для Галиции и Волыни
NS - для небольшой части юга
MS - для наиболее южной полосы
AS - для всего юга

Север

Века

Название

Кто называет

X-XX

Русь

русские

X (9)-XV

Rvsia (греч.)

византийцы

XVI (10)-XX

Россия

русские

XIII (11)-XX

Russia

зап.европейцы

?-XVII

Ruthenia (5)

зап.европейцы

XVI - XVIII

Moscovia

зап.европейцы

  1. Пишу Русь и (Русь), чтобы отличить более древнее употребление этого имени как главного наименования от позднейшего, когда оно сохранилось как название бытовое или поэтическое.
  2. В уставе императора Льва Философа (886—911) "О чине митрополичьих Церквей, подлежащих патриарху Константинопольскому" в списке Церквей находим церковь Русскую — Rvsia.
  3. Грамота папы Гонория III 1227 г. — universis Regibus Russae; она относится также и к северным князьям, ибо говорит об отношениях к христианам в Ливонии и Эстонии.
  4. Грамота Венгерского короля Людовика от 20 мая 1344 г. Дмитрию Дядьке, правителю Галицкой Руси.
  5. Выражение Ruthenia применяется крайне редко, в особенности для северо-востока, где князей сперва титулуют по уделам (например, в грамоте папы Иннокентия IV князю Александру Невскому 1248 г. — Nobili Viro Alexandra Duci Susdaliensi), потом — князьями Russiae, а с XVI в. преимущественно государями Moscoviae. Зато слово "ruteni" встречается часто. Оно применяется для Галиции (с XIII в., если не ранее), для Литвы (обычное титулование Гедимина — Rex Letwinorum et Ruthenorum multonim) и для Москвы (папа Юлий III титулует Иоанна Грозного в 1550 г, universorum Ruthenorum Imperator). Ввиду наличия вероисповедного элемента в значении термина "ruteni" он встречается чаще для западной России (для Галиции и Литвы), но применение его в титуле Иоанна Грозного показывает, что термин этот в смысле этнографическом означал всех русских вообще, а не только малороссов и белорусов.
  6. Грамота Юрия П, последнего князя всей Малой Руси, от 20 октября 1335 г. магистру Немецкого ордена. Факсимиле ее приложено к сборнику "Болеслав-Юрий II, князь всей Малой Руси", изданному Императорской Академией наук в 1907 г. Кстати, заметим, что в этом сборнике по адресу г-на Грушевского сделано несколько весьма веских замечаний, свидетельствующих о недопустимой тенденциозности его выводов.
  7. Грамота короля Польского к патриарху Филофею (не позднее 1370 г.).
  8. Пишу "XIV" из осторожности. Был бы признателен тому украинофилу, который приведет цитату XIV или XV в. с именем Украйна или Ucraina.
  9. Константин Багрянородный (901—959) называет Новгород внешняя Rvsia.
  10. По документам времени Ивана Грозного.
  11. Грамота папы Григория IX 1231 г. великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому (на Клязьме) — Regi Russiae (Historica Russiae Monumenta. Т. 1. С. IX и д. 30.).

Великие князья киевские

Великие князья киевские

Годы великого княжения

Город, где княжил раньше

Владимир Святой

972-1015

Новгород

Святополк 1

1015-1016

Туров

Ярослав 1

1019-1054

Ростов и Новгород

Изяслав 1 Ярославич

1054-1078

Туров и Новгород

Всеволод Ярославич

1078-1093

Переяславль и Чернигов

Святополк 2 Изяславич

1093-1113

Полоцк, Новгород и Туров

Владимир Всеволодович Мономах

1113-1125

Смоленск, Чернигов и Ростов

Мстислав 1 Владимирович

1125-1132

Новгород и Белгород (на Днепре)

Ярополк Владимирович

1132-1139

Переяславль

Всеволод Ольгович

1139-1146

Чернигов

Изяслав 2 Мстиславич

1146-1154

Пинск, Минск, Туров, Владимир-Волынский и Переяславль

Изяслав Давидович

1154, 1157-1159, 1161

Чернигов

Юрий 1 Владимирович

1149-1151, 1154-1161

Ростов и Суздаль

Ростислав Мстиславович

1159-1168

Смоленск, в перерыве великого княжения - Новгород

Мстислав 2 Изяславич

1168-1169

Переяславль, Владимир-Волынский и Белгород

Из пятнадцати поименованных великих князей девять побывали сперва князьями в далеких северных областях. Ярослав I, олицетворяющий собою величие Киевской Руси, прожил на севере 28 лет.
Перечислим еще, где княжили сыновья или братья, когда отец или старший брат сидел великим князем в Киеве.

Святослав Игоревич (964—972) перед отъездом в Болгарию посадил сыновей своих: Ярополка — в Киеве, Олега — в земле Древлянской, Владимира — в Новгороде.

Владимир Святой в 988 году разослал сыновей: Вышеслава — в Новгород, Изяслава — в Полоцк, Святополка — в Туров, Ярослава — в Ростов, потом в Новгород, Всеволода — во Владимир-Волынский, Святослава — в землю Древлянскую, Мстислава — в Тмуторакань, Станислава — в Смоленск, Судислава — во Псков, Бориса—в Ростов (Муром), Глеба — в Муром (Суздаль), Позвида — ?

Ярослав I. По его смерти сыновья его получили: Изяслав — Туров, Новгород и Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль (позднее Чернигов и Киев), Вячеслав — Смоленск, Игорь — Владимир-Волынский (позднее Смоленск).

Изяслав I. Это распределение волостей сохраняется и в велико-княжение Изяслава, причем наблюдается зависимость Новгорода от Киева, всего востока (от Мурома до Тмуторакани) — от Чернигова, а Ростова, Суздаля, Белгорода и верхнего Поволжья — от Переяславля.

Внуки Ярослава сидят: Святополк — в Киеве и Турове, Владимир Мономах — в Переяславле, Смоленске и Ростове (сыновья его: Мстислав в Новгороде, Юрий в Ростове), Святославичи — в Чернигове: один из них — в Муроме.

По мере размножения семьи Рюриковичей число городов, где они княжат по всей Русской земле, постоянно увеличивается. Князья эти как-то мало связаны с данной областью; образование местных линий — явление позднее(122); на протяжении двух веков все князья чувствуют себя членами единого киевского рода; они постоянно передвигаются из одного города в другой; с ними переходит и часть их дружины; смерть одного из крупных князей вызывает перетасовку целого ряда других членов семьи. Города будущего Московского великого княжества входят при этом в общий распорядок.

Можно ли при наличии этих фактов, оставаясь добросовестным, уверять, что Северная Русь не составляла части единой Руси киевского периода?

После монгольского нашествия разрыв севера и юга не был полным. Первое время духовная связь не прекращалась, церковная жизнь была общей. Киевские митрополиты, переселившись (с 1299 года) на север, титулуются: одни — митрополитами "всея Руси", другие "Киевскими и всея Руси". Святой Петр, митрополит всея Руси (1308—1326), столько сделавший для духовного возвеличения Москвы, был сыном волынского крестьянина, родился на Волыни и игуменствовал в тамошнем монастыре. Можно ли провести точную грань между югом и севером? Реки соединяли их. Ока, тогда многоводная, как бы нарочно создана для связи Черниговщины с Москвой. Черниговское княжество заходило далеко на север; имеем сведение от 1174 года, что Лопасня (ныне станция Московско-Курской железной дороги) входила в его пределы, а она отстоит от Москвы лишь на 70 верст. Напротив, Любеч в XV веке принадлежал Москве; он лежит на Днепре выше Киева всего на 130 верст. В 1500 году князь Семен Стародубский перешел к Иоанну III с Черниговом, Стародубом, Любечем и Гомелем, а Василий Шемячич — с Рыльском и Новгород-Северским. Мысль о единстве никогда не угасала; об этом свидетельствуют и литература, и титулы князей. Так, на юге летописец называет Романа Галицко-Волынского (?—1205) "самодержцем всей Русской земли"; на севере московские князья начиная с Иоанна Калиты (1328— 1341) зовут себя князьями "всея Руси"; с Василия Васильевича Темного (1425—1462) встречаем титул "великий князь Московский и всея Руси".

Разрыв был следствием внешних причин; он утвердился в силу запустения юга. С исчезновением этих причин единство, естественно, восстановилось.


"Историческая правда и украинофильская пропаганда"

Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.