Главная > Архив >> № 2 за 2007 год. |
106 |
Книжные рецензии
|
107 |
тичностями, полемика вокруг важнейших исторических событий велась еще со второй половины XIX в. и начала XX в., причем накал дискуссий со временем только нарастал. Не менее богатой является и историография вопроса. Характер¬но, что научные исследования нередко, помимо исторических аспектов, так или иначе касались и вопросов общественно-политических, и наоборот, полемика вокруг комплекса проблем, которые можно охарактеризовать как «украинский вопрос», обязательно обращалась к истории, филологии, археологии и т.д. Но в со¬ветские годы на данную проблематику было наложено табу. В условиях официально провозглашаемого «торжества ленинской национальной политики» вспо¬минать лишний раз об украинском национализме и тем более о крайне неприятном для властей «русском вопросе» (с которым тот был напрямую связан) было не принято. «Забытыми» оказались и труды дореволюционных исследователей, писавших об «украин¬ском вопросе», и обширная полемика между сторонниками общерусской и украинской идентичностями вообще. Правда, деятелей украинского лагеря это коснулось в гораздо меньшей степени: их работы издавались в украинской эмиграции, их имена остава¬лись на слуху. После 1991 г. именно их точка зрения, их мировоззрение и трактовка прошлого были пере¬несены на Украину и утверждены в качестве един¬ственно правильных. Труды же тех, кто выступал или писал с общероссийских позиций, ратовал за национальное и политическое единство Малороссии и Великороссии, вместе составляющих Россию (в первую очередь это относилось к наследию именно этниче¬ских малороссов), да и сами их имена, казалось, навсегда ушли в небытие. Однако на волне нового интереса к отечествен¬ной истории, а также растущего понимания важности украинской проблемы для духовного и физического существования России идейное наследие этих авто¬ров вновь стало сегодня актуальным и востребован¬ным. Работу по возрождению наследия деятелей общероссийского направления взял на себя «Православный центр имперских политических исследований», занимающийся изданием трудов российских ученых и мыслителей консервативного, православного и почвеннического направлений. Обращение Центра к «украинскому вопросу» было продиктовано прежде всего общественно-политическими соображениями. Вот как об этом говорит один из его руководителей, М.Б. Смолин: «Сегодня “украинскую” нацию хотят сформировать как политическую группировку, как антирусскую партию», поэтому Центр «считает своей обязанностью всячески развенчивать антирусскую мифологию “мазепинцев”»1, в частности пере¬издавая противников украинства. Некоторые из этих трудов и составили рецензируемый сборник. Его составители выступают с позиций единства большого русского народа, а к украинству относятся как к национальному расколу и измене русским корням, ставших следствием внутренних духовных болезней русского мира и воздействия внешних факто¬ров. В этом можно убедиться из вступительной статьи составителя серии М.Б. Смолина. История и специфика «украинского вопроса» в России подается в ней в виде полемики с небезызвестной книгой с говорящим на¬званием «Украина — не Россия» теперь уже бывшего президента Украины Л.Д. Кучмы, где повторяются главные идейные постулаты украинства. Порой под¬ход составителей выглядит излишне резким (например, слова Украина, украинский даются в кавычках). Однако если даже бегло ознакомиться с тем, что пи¬шет большинство украинских коллег, их позиция ста¬новится вполне понятной. Вполне оправдано с исто¬рической точки зрения и то, что в сборнике представ¬лены авторы лишь одного идейного направления, ведь в отличие от работ оппонентов их труды почти неизвестны. Рецензируемый сборник — не первая книга по указанной тематике, изданная Центром. Еще в 1998 г. был выпущен сборник «Украинский сепаратизм в России»2, куда вошли работы ряда известных дорево¬люционных и эмигрантских авторов, писавших об «украинской проблеме». За ним последовало переиз¬дание известной до 1917 |
108 |
года, а затем запрещенной большевиками монографии С.Н. Щеголева — обшир¬ного, основанного на широкой источниковой базе аналитического исследования истории и сущности украинского движения3. Данный сборник, таким об¬разом, продолжает эту тематическую серию. В кни¬гу, названную издателями «“Украинская” болезнь русской нации», вошли в общей сложности 20 работ 12-ти авторов. Среди них — ученые с мировым име¬нем, академики и профессора, известные в начале XX в. публицисты, общественные и политические де¬ятели (в том числе депутат австрийского парламен¬та). Всех их объединяет внимание к проблеме укра¬инско-русских отношений, понимание ее важности для России, а главное — общее мировоззрение. Эти люди — и великороссы, и малороссы, и галицкие руси¬ны, и люди нерусского происхождения — считали себя русскими и выступали против попыток разорвать это уникальное внутреннее единство во множестве на ряд «самостийных» наций. Большинство из представленных работ впервые увидело свет в России в виде брошюр и статей в са¬мом начале XX века, две были изданы в межвоенный пе¬риод в эмиграции и в Галиции, а исследование К.Фотиева — уже после Второй мировой войны. Книга со¬стоит из нескольких тематических разделов. Первый — «Национальное единство русского народа»— включает в себя работы знаменитого филолога-слависта ака¬демика А.И. Соболевского, известного историка и филолога А.С. Будиловича, антрополога И.И. Пантюхова, галицкого публициста О.А. Мончаловского. В них рассматриваются вопросы общности, сходства и различий между различными ветвями русской на¬родности, исследуются мировоззренческие, истори¬ческие, культурные основы, на которых базируется их национальное единство. Во втором, самом обширном разделе основное внимание уделено противнику этого единства — укра¬инскому движению, его идеологии и практической деятельности. Сюда вошла книга православного ис¬торика и богослова К.В. Фотиева о попытках созда¬ния украинскими националистами собственной авто¬кефальной церкви и критическая рецензия профес¬сора Н.М. Павлова на историческую концепцию «отца» украинского движения М.С. Грушевского. В раздел включен также очерк знаменитого галицко-русского политического деятеля Д.А. Маркова об истории противоборства общерусской и украинской идей в русинских землях Австро-Венгрии, статьи из¬вестных российских и галицких общественных деяте¬лей и публицистов В.В. Шульгина, С.Ю. Бендасюка, О.А. Мончаловского, в которых идет речь о различ¬ных аспектах идеологии украинства, об основных ве¬хах развития этого движения в Малороссии и ав¬стрийской Галиции. Особо следует отметить поме¬щенную здесь же информативную аналитическую записку об истории украинского движения и его со¬стоянии в годы Первой мировой войны, составлен¬ную в Департаменте полиции российского МВД и впервые опубликованную в 1916 г. Записка является весьма ценным историческим источником, и введе¬ние ее в широкий научный оборот имеет большое на¬учное значение. Работы, вошедшие в третий раздел, посвящены лингвистическим проблемам, которые находятся в прямой связи с во¬просами национально-политическо¬го развития. В них рассматривается происхождение русского литературного языка, соотношение между ним, разговорной малорусской речью и тем особым украинским литературным языком, который созда¬вался адептами украинства как альтернатива русско¬му. В разделе также затрагиваются вопросы языко¬вого развития юго-западных русских земель, литера¬турно-языковой ситуации в Галиции и Буковине. Это работы А.И. Соболевского, А.С. Будиловича, а так¬же профессора П.Е. Казанского. В раздел вошла и известная в свое время статья П.Б. Струве «Общерус¬ская культура и украинский партикуляризм», напи¬санная в защиту культурного единства русского мира. Четвертый раздел посвящен региону, который в настоящее время называется Западной Украиной и по праву считается оплотом украинского национализма. Одна- |
109 |
ко украинский облик закрепился за ним относительно недавно. То, что теперь является ду¬ховным центром украинства, раньше было Галицкой Русью. Население этого региона — в прошлом одного из главных культурных и политических центров Руси — на протяжении сотен лет, вплоть до первой трети XX века, во многом продолжало сохранять память о своих исторических корнях и сознание принадлеж¬ности к русской ойкумене. Судьбе Галицкой, Подкарпатской, Холмской Руси — самых западных русских земель, прежде всех других испытавших политиче¬скую и культурную экспансию католической Евро¬пы, их положению на начало XX в., религиозному и культурному облику местного русинского населения посвящены работы А.И. Соболевского, П.Е. Казанского, публициста и педагога Е.И. де Витте. Вообще тема галицкой земли и галицко-русского движения XIX — начала XX века в сборнике представлена широ¬ко: ей посвящены 7 отдельных статей, а в ряде других также нередко заходит речь о проблемах ее национального развития. Среди авторов трое галичан. И в этом нет ничего странного, ибо данный регион был важен и для поляков, и для украинского движения с его концепцией соборной (то есть единой) Украины, и для сторонников единой русской нации (как в России, так и в самой Галиции), считавших ее Галицкой Русью, ве¬ковечной русской землей. Борьба за тот или иной на¬циональный облик региона (польский, галицко-русский, украинский) велась там особенно ожесточенно, чему способствовала историческая, религиозная и политическая специфика Галиции и внешнеполитический контекст. Украинское движение, несмотря на довольно благоприятную для него ситуацию, долгое время не могло там полновластно утвердиться и преобразо¬вать русинов в «украинцев». Поэтому в начале XX в. борьба между галицко-русским и украин¬ским движе¬ниями была очень острой. Для первого она закончи¬лась весьма трагически. В годы Первой мировой вой¬ны десятки тысяч идейных русофилов и просто русин¬ских крестьян были подвергнуты геноциду, брошены в лагеря или истреблены австро-венгерскими военными и гражданскими властями при активном участии в этом украинских националистов. О трагической судь¬бе галицко-русского движения рассказывается в еще одной изданной Центром книге4. Одна из главных заслуг составителей видится в том, что множество очень интересных и ценных, с на¬учной и общественно-исторической точки зрения, трудов было извлечено из искусственно созданного небытия и возвращено в научный оборот. Конечно, не все представленные работы равнозначны. Одни из них — это научные исследования, другие — материалы историко-ознакомительного характера, третьи — пуб¬лицистические и полемические статьи. Некоторые публикации могут быть дополнены и исправлены с учетом известного сейчас фактического материала. И это при желании (а тем более при неприятии кон¬цепции сборника) могут поставить составителям в укор. Однако ценность его не¬оспорима. Во-первых, для многих будет открытием уже само наличие ино¬го, «неукраинского» взгляда на историю, на прошлое и настоящее украинско-русского идейно-политиче¬ского противостояния. Знакомство с материалами сборника поможет им не только узнать много нового, но и по-новому взглянуть на, казалось бы, затвержен¬ные «истины». Во-вторых, многие работы не потеря¬ли актуальности и до сих пор. И в-третьих, они явля¬ются замечательными источниками по общественно-политической жизни России (а также Австро-Вен¬грии) начала XX в., истории общественной мысли, культуры и т.д. Они отражают знания и представле¬ния того времени, и в таком качестве, со всеми свои¬ми достоинствами и недостатками, интересны как сви¬детельства определенной эпохи. Налицо разноплано¬вость и многофункциональность сборника. Составителям удалось ознакомить читателя с проис¬хождением, целями, идеологией и практикой украин¬ского движения. А главное (что и было их важнейшей задачей) показать и другую сторону этого националь¬ного противостояния — сторонников единства, предоставить им воз- |
110 | ||||
можность изложить свою позицию, дать аргументированный ответ украинству по клю¬чевым моментам идейного спора, обосновать те постулаты, на которых базируется идея и сознание об¬щерусского единства. К достоинствам работы следует отнести сделан¬ные составителями примечания, в которых приводят¬ся биографические сведения об авторах статей и о том, где и когда впервые была напечатана данная ра¬бота. Кроме того, даются краткие сведения об упомя¬нутых в тексте лицах, многие из которых практиче¬ски неизвестны читателю. Надо ли говорить, что это облегчает работу и повышает познавательную цен¬ность сборника. Подводя итоги, отмечу, что сборник послужит немалым подспорьем при изучении разно¬образных проблем отечественной истории. Кроме того, он будет способствовать более глубокому пони¬манию проблем украинского национализма, украин¬ско-русского национального спора, а значит, и фор¬мированию гражданской позиции, ответственности за доставшееся нам историческое наследие и целост¬ность России.
Андрей МАРЧУКОВ, кандидат исторических наук (Институт российской истории РАН)
1 Смолин М.Б. «Украйна» — не Россия, «Украйна» — это болезнь //«Украинская» болезнь русской нации. М., 2004. С. 18. 2 Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола. М., 1998. 3 Щеголев С.Н. История «украинского» сепа¬ратизма. М., 2004. Это точное воспроизведение его книги «Украинское движение как современный этап южнорусского сепаратизма». Киев, 1912. Издатели позволили себе лишь изменить название работы. 4 Русская Галиция и «мазепинство». М., 2005.
|