-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Ясиноватая,
Ясиноватский район - Донецкая область
Почтовый индекс: 86000
Тип населённого пункта:
Украинское название: Ясинувата







<< Том Донецкая область, стр. 748-759 >>

/748/

Ясиноватая — город районного подчинения, центр района. Расположена в 21 км к северу от Донецка, в верховьях рек Кальмиус и Кривой Торец. Крупный железнодорожный узел. Через город проходит автодорога Донецк—Харьков. Население — 39 тыс. человек.

Территория, где расположена Ясиноватая, была заселена еще в глубокой древности. В окрестностях города обнаружена неолитическая стоянка, раскопаны 25 курганов, в которых выявлены 47 погребений — эпохи меди-бронзы, 21 — кочевников, в т. ч, одно погребение торка середины XI в.{Труды XIII археологического съезда, т. 1. М., 1907, стр. 325—350.} На территории города найден клад с украшениями кочевников (XI—XIII вв.). История Ясиноватой тесно связана с развитием промышленности Донбасса. Одновременно с сооружением/749/ в 1869 году Юзовского металлургического завода началось строительство Константиновско-Еленовской железнодорожной линии, которая должна была соединить завод с К урско-Харьковско-Азовской железной дорогой и районом Еленовки с залежами железной руды и флюсовых известняков{ЦГИА СССР, ф. 268. оп. 1, д. 115, лл. 179, 180.}. 25 марта 1872 года открылось движение на первом ее участке Константиновка — Александровка{Там же, д. 558, л. 77.}, на котором построили и станцию Ясиноватая. Около нее вырос небольшой поселок — несколько землянок и бараков для строителей. Название станция и поселок получили от села Ясиноватого, расположенного в 4 км к северо-востоку от станции. В 1879 году вступила в строй линия Ясиноватая—Криничная—Хацапетовка, в 1883 году — Ясиноватая—Макеевка, через год — Ясиноватая—Синельниково, а в 1893 году—Ясиноватая—Мушкетово. Станция из линейной превратилась в узловую Екатерининской железной дороги.

С расширением станции росло количество рабочих-железнодорожников. Это были бывшие строители железной дороги, в основном выходцы из густонаселенных районов Украины и центральных губерний России, обедневшие местные крестьяне и ремесленники. Труд большинства железнодорожников, особенно станционных рабочих, оплачивался низко.

Жили рабочие в землянках и бараках, часто по две семьи в одной комнате. Некоторые из них снимали углы в ближайших селах, другие вынуждены были ютиться в приспособленных под жилье товарных вагонах. Еще более ухудшилось положение трудящихся в годы экономического кризиса в начале XX в. и в период русско-японской войны. Росту политического сознания ясиноватских железнодорожников способствовали их тесные связи с рабочими Екатеринослава и Юзовки. В начале лета 1905 года на станции создается социал-демократическая группа{Н. Маценко. Большевики Донбасса в период подъема первой русской революции, стр. 11.}. Под ее влиянием ясиноватские железнодорожники приняли участие в Октябрьской всероссийской политической стачке. В ноябре делегация трудящихся Ясиноватой отправилась в Екатеринослав, чтобы предъявить администрации железной дороги требования об улучшении условий труда и быта. Делегаты побывали на митингах в рабочих клубах, получили немало революционной литературы. После возвращения в Ясиноватую они развернули агитацию среди рабочих. 8 декабря 1905 года на станции была получена телеграмма Екатеринославского боевого стачечного комитета с призывом присоединиться ко всеобщей забастовке. Состоялся митинг, на котором решили создать боевую рабочую дружину и немедленно начать забастовку. Перед администрацией железной дороги были выдвинуты требования — ввести восьмичасовый рабочий день, увеличить заработную плату. Оружия не хватало, поэтому кузнецу И. Д. Кравченко поручили ковать пики. 9 декабря на митинге избрали распорядительный комитет, который фактически взял власть в свои руки{Донецкий облпартархив, ф. 7, оп. 1, д. 13, л. 137.}. В тот же день в Ясиноватую прибыла 12-я рота 280-го Балаклавского пехотного полка. Это еще более обострило обстановку. 10—12 декабря состоялись митинги, в которых принимали участие не только трудящиеся Ясиноватой и жители окрестных сел, но и часть солдат из прибывшей роты. На митингах провозглашался лозунг: «Долой самодержавие!»{ЦГИА УССР в Киеве, ф. 346. оп. 1, д. 11, л. 13.}

13 декабря в Ясиноватой было объявлено положение «усиленной охраны». Власти запретили всякие митинги и сходки. У входа в вокзал, у кассы и аппаратной телеграфа выставили часовых. Но железнодорожники собрались на митинг протеста, предлагая солдатам сдать оружие и оставить станцию. Когда солдаты разогнали демонстрантов, боевая дружина Ясиноватой обратилась за помощью к дружинникам других станций. Вскоре в Ясиноватую прибыла авдеевская, гришинская и дебальцевская дружины. Вместе с ясиноватцами они разоружили жандармов и часовых, а затем отправились к продовольственному складу, где разместились солдаты. Дружинники арестовали командира роты. Он обещал приказать роте сложить оружие, но, появившись перед ней, скомандовал: «В ружье!». Однако прежде чем солдаты успели выполнить этот приказ, офицер был убит. Между солдатами и дружинниками началась перестрелка. Вскоре рота прекратила сопротивление и сложила оружие{Революция 1905—1907 гг. в России. Высший подъем революции 1905—1907 гг. Сборник документов и материалов, ч. 3, кн. 1. М., 1956, сто. 152.}. Это было первое вооруженное столкновение рабочих Донбасса с царскими войсками в 1905 году. В память об этом событии на здании вокзала установлена мемориальная доска.

Весть о победе дружинников в Ясиноватой быстро облетела все окрестные заводы, шахты, железнодорожные станции и еще больше подняла боевой дух рабочих. 17 декабря ясиноватская дружина вместе с другими боевыми дружинами приняла участие в вооруженном восстании в Горловке.

Почти две недели в Ясиноватой продержалась власть восставших рабочих{Ф. Е. Лось. Революция 1905—1907 годов на Украине, стр. 321.}. Только 21 декабря правительственные войска овладели станцией. Наиболее активные участники восстания были арестованы. В обвинительном акте Одесского военно-окружного суда, рассматривавшего в декабре 1908 года дело о вооруженном восстании на Екатерининской железной дороге, значились 18 ясиноватцев. Большинство из них суд приговорил к различным срокам каторжных работ.

На формирование политического сознания трудящихся Ясиноватой в годы нового революционного подъема большое влияние оказала газета «Правда». Через Ясиноватую ее доставляли для рабочих близлежащих предприятий. Революционные волнения охватывали все более широкие слои трудящихся. Только в сентябре 1912 года за участие в революционных выступ-/750/


<< Том Донецкая область, стр. 748-759 >>

Сообщения от незарегитрированных посетителей публикуется после модерации сообщений. Просьба оставить свой eMail для связи

eMail