О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Красный Лиман,
Краснолиманский район - Донецкая область

Донецкая обл.

Краснолиманский район
  Красный Лиман
  Дробышево
  Кировск
  Кривая Лука
  Новоселовка
  Редкодуб
  Рубцы
  Терны
  Шандриголово
  Ямполь
  Яровая
  Яцковка


Почтовый индекс: 84400
Тип населённого пункта:
Украинское название: Красний Лиман
Подчинённые населённые пункты: Брусовка, Старый Караван, Щурово







<< Том Донецкая область, стр. 470-483 >>

/470/

Красный Лиман (до 1938 года — поселок Лиман) — город районного подчинения, центр района. Расположен в 105 км к северу от областного Центра на железнодорожной магистрали Москва — Ростов. Важный железнодорожный узел. Население — 32,4 тыс. человек. Краснолиманскому городскому Совету подчинены поселок Ставки и села Брусовка, Старый Караван, Щурово.

Территория, на которой расположен Красный Лиман, была обитаема издавна. В бассейне Северского Донца археологи П. П. Ефименко и Н. В. Сибилев обнаружили ряд ценных археологических памятников. В частности, в западной части Красного Лимана, которая подходит к реке, найдены остатки стоянок рыболовов и охотников эпохи неолита, вблизи села Щурова — остатки поселения эпохи бронзы{Н. В. Сибилев. Древности Изюмщины, вып. 2. Изюм. 1928, стр. 20—25.}. На берегу озера Лиман раскопано скифское поселение IV—III вв. до н. э.{Институт археологии АН УССР. Научный архив, фонд экспедиции 1950/6, стр. 58, 59.}. Кроме того, пайдены каменные скульптуры кочевников IX—XIII вв. н. эры./471/

Оседлое население на территории современного Красного Лимана появилось в XVII в., когда Русское государство с целью обороны от крымских татар укрепляло сторожевую службу на Северском Донце. Возникновение поселения Лиман тесно связано с историей Маяцкой крепости, расположенной от него в 14 км. Невдалеке проходил Изюмский шлях, которым пользовались крымские татары, совершая набеги на украинские и русские земли. Вблизи Маяцкой крепости для охраны этого степного района от кочевых орд было основано ряд поселении, в т. ч. слобода Лиман, возникшая в 1667 году{Д. И. Багалей. Материалы для истории колонизации и быта Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губ., т. 2, стр. 170.}. Свое название она получила от одноименного озера. Кроме поселенцев, занятых военно-сторожевой службой, земли вдоль Северского Донца заселяли казаки и беглые крестьяне с Приднепровья{ЦГИА УССР в Киеве, ф. 353, оп. 1, д. 135, л. 38.}.

Укрепляя оборонительные рубежи, царское правительство всячески содействовало росту крупного феодального землевладения, щедро раздавая земли как русским помещикам, так и украинской казацкой старшине. Служилые люди, казаки-подпомощники, проживавшие в Лимане, выполняли обременительные повинности в пользу казны и старшины: строили дороги, возили дрова и пр. Это вызывало возмущение, протест, жалобы у трудовой части населения. Так, в июле 1763 года от их имени С. Шрамко, Ф. Боровенский, П. Моспан обратились в «Комиссию слободских полков» с жалобой на сотника Богуславского за притеснения, произвол, поборы. Они сообщали, что и ранее обращались с подобными жалобами в «Комиссию», но положение их не только не улучшилось, а все более ухудшалось{Там же, ф. 271, оп. 1, д. 15, л. 1.}.

После ликвидации украинских слободских полков казаки были лишены казацких привилегий и превращены в военных обывателей, близких по своему положению к государственным крестьянам. В 1767 году в Лимане проживало 1337 обывателей{Там же, ф. 378, оп. 1, д. 73, л. 23.}. В 1818 году в Изюмском уезде произошли выступления местных жителей против создания здесь военных поселений. Власти прибегли к оружию. Для предотвращения новых волнений царское правительство временно отказалось от устройства здесь военных поселений. Поэтому слобода Лиман была преобразована в военное поселение лишь 18 февраля 1825 года{ЦГИА СССР, ф. 379, оп. 1, д. 702, лл. 2, 3.}. В 1830 году в ней насчитывалось 258 дворов военных поселенцев{ЦГИА УССР в Киеве, ф. 1353, оп. 1, д. 241, л. 15.}. Жители распределялись по ротам, была введена суровая военная дисциплина. Тяжелое положение поселенцев усугубило и запрещение заниматься ремеслом и торговлей, что отрицательно сказалось на развитии хозяйства. После ликвидации в 1857 году царским правительством военных поселений, поселяне были переведены на положение государственных крестьян.

В соответствии с царскими указами 1866—1867 гг. о поземельном устройстве государственных крестьян самый высокий земельный надел на ревизскую душу в Лимане равнялся четырем десятинам и был значительно меньше среднего надела в Харьковской губернии. Кроме того, часть крестьян вынудили переселиться на худшие земли{ЦГИА СССР, ф. 577, оп. 45, д. 632, лл. 12, 13, 15; д. 664, лл. 5, 6.}. На смену крепостнической эксплуатации пришла другая — капиталистический грабеж.

Реформа способствовала дальнейшему развитию ремесел и внутреннего рынка, вовлечению основной массы крестьян в сферу товарно-денежных отношений. В 1879 году в Лимане имелись три маслобойни, две кузницы, две лавки и магазин{Харьковский календарь на 1886 год. X., 1885, стр. 28.}. Ежегодно в селе устраивались две ярмарки, еженедельно, по воскресеньям,— базары, где торговали хлебом, скотом, рыбой и ремесленными изделиями.

В начале XX в., в связи с ухудшившимся экономическим положением трудящихся масс и под влиянием нарастающего революционного движения в стране, крестьяне Лимана включились в борьбу с самодержавием. В 1903 году харьковские социал-демократы привозили в село прокламации и листовки, разоблачавшие политику царизма и призывавшие к борьбе с ним. Их распространяли революционно настроенные жители села.

Многие безземельные крестьяне и батраки, уходившие из Лимана в поисках работы на предприятия Харькова, Изюма, Таганрога, Славянска, Бахмута, Краматорска, пополняли ряды рабочего класса и принимали участие в его борьбе против самодержавия.

В период первой русской буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. харьковские большевики вели активную политическую агитацию среди жителей Лимана, организовывали митинги и сходки, на которых выдвигались требования раздела помещичьей земли и политических свобод. Под их руководством в 1905 году в селе была организована первомайская демонстрация. 25 июня 1905 года трудящиеся Лимана участвовали в антиправительственной демонстрации, состоявшейся в Изюме; 2 июля этого же года — в митинге на Краматорском машиностроительном заводе{Научные записки Харьковского педагогического института им. Г. С. Сковороды, т. 19. X., 1957, стр. 99, 101, 102.}. 14 сентября 1907 года жители Лимана избрали своим делегатом на собрание выборщиков по выборам в III Государственную думу А. А. Дегтярева — организатора антиправительственных выступлений{Харьковский облгосархив, ф. 3, оП. 287, д. 1989, лл. 26, 27.}.

На экономическое развитие поселка оказало влияние строительство железнодорожной линии Льгов — Лиман. Железнодорожный участок Лозовая — Славянок — Никитовка, построенный в 1869 году, не обеспечивал своевременного вывоза грузов из Донбасса. В 1907 году акционерное общество Северодонецкой железной/472/


<< Том Донецкая область, стр. 470-483 >>