Ставропигийское Братство

Главная Статьи Братчики Публикации Ссылки
{стр.3}

Адріанъ Копыстянскій. Патріаршая грамота отъ 1-го ст. ст. января 1586 г. и ея значеніе въ исторіи львовскаго Ставропигіона и Галицкой Руси.

Цѣль и задачи Ставропигіи.

Грамота антіохійскаго патріарха Іоакима, изданная 350 лѣтъ тому назадъ, т.е. 1-го ст. ст. января 1586 г., имѣетъ громадное значеніе для исторіи львовскаго Ставропигіона. Она не только опредѣлила основную линію организаціи Братства, но, что важнѣе, ясно поставила его главную цѣль и намѣтила всѣ средства, ведущія къ достиженію этой цѣли.

Общенародный характеръ Ставропигіона.

Каждая общественная организація зиждится на ея членахъ, какъ живыхъ людяхъ, вслѣдствіе чего отъ личнаго состава даннаго общества зависитъ его болѣе или менѣе широкій кругъ дѣятельности и въ связи съ этимъ, внѣшній характеръ. Хотя ядро львовскаго Ставропигіона, въ моментъ его возникновенія, составляли граждане г. Львова, однако, упомянутая патріаршая грамота имѣла въ виду не только городское сословіе, но значительно расширила рамки Ставропигійскаго Братства въ отношеніи соціальнаго положенія его членовъ и территоріальной ихъ принадлежности. „А хто бы хотѣлъ вступити въ сіе Братство или мещанинъ или шляхтичъ или предмещанинъ или посполитыхъ людей вшелякого стану, якъ тутешнии такъ стороннии, маєтъ дати вступного грошей шесть“. Дверь въ львовскій Ставропигіонъ{стр.4} была открыта для всѣхъ соціальныхъ слоевъ, т. е. дворянъ, гражданъ и „посполитыхъ людей вшелякого стану“, и то не лишь „тутешнихъ“ т. е. и для проживающихъ внѣ предѣловъ г. Львова. Необыкновенное на эти времена явленіе! Въ эпоху соціальной дифференціаціи, когда еще не кристаллизировалась идея народа, какъ одного органическаго цѣлаго, когда общественность была разбита на отдѣльныя, неравныя въ своихъ правахъ сословныя группы, на почвѣ львовскаго Ставропигіона, благодаря упомянутой патріаршей грамотѣ, исчезали всѣ соціальныя перегородки. Львовскій Ставропигіонъ съ самаго своего начала получилъ характеръ настоящаго народнаго, демократическая учрежденія и этотъ народный обликъ сохранилъ до сихъ поръ.

Члены, ихъ обязанности и права.

Лучшимъ мѣриломъ процвѣтанія или паденія любой общественной организаціи является отношеніе членовъ къ своему учрежденію. Если члены охотно жертвуютъ на цѣли организаціи, точно уплачивая установленный членскій взносъ, и интересуются жизнью, принимая живое участіе въ сходкахъ и собраніяхъ, данное общество развивается, а въ противоположномъ случаѣ оно дряхліетъ и, становясь ненужнымъ, непремѣнно замираетъ. Неудивительно, что на эту слабую сторону всѣхъ общественныхъ организацій патріархъ Іоакимъ обратилъ сугубое вниманіе. Въ его грамотѣ читаемъ: „И повиненъ кождый братъ въ четыри недѣли полъ гроша дати до скринки (кассы) братское... А который бы братъ мешканье малъ далекое отъ сего Братства, тогды въ рокъ по шести грошей маетъ дати до скринки братское“. Такимъ образомъ всѣ братчики платили членскій взносъ въ суммѣ 6 грошей въ годъ, съ той лишь разницей, что жители г. Львова уплачивали ежемѣсячно, а всѣ остальные разъ въ годъ.

Разъ въ мѣсяцъ, а въ случаѣ надобности почаще, устраивались сходки членовъ созываемыя „за обсыланємъ знамене братского“, изображающаго успеніе Пресвятой Богородицы. Всѣ члены обязаны были являться на сходки, а свое отсутствіе они оправдывали передъ „старшимъ Братомъ“, т. е. сеніоромъ. Въ случаѣ, если бы оказалось, что членъ Братства во время своего отсутствія въ собраніи не былъ „затрудненъ“, „маєтъ быти каранъ фунтомъ воску“. Всіхъ членовъ обязывала тайна въ тѣхъ дѣлахъ, которыя обсуждались на сходкахъ или собраніяхъ. „Вшелякая справа братская не маєтъ быти выношена далей отъ порога дому братского“.

Взаимныя отношенія между ставропигійскою братіею равнымъ образомъ опредѣляла патріаршая грамота, обязывая всѣхъ относиться другъ къ другу „съ любовию и тихостию, другъ друга честию болъша себѣ творяще“. Всѣ споры между ними рѣшалъ братскій церковный судъ, которому обѣ стороны должны были подчиняться. Замѣчательно, что за совершенный проступокъ старшіе наказывались 2 или 3 раза больше, чѣмъ младшіе братья.

Организація Ставропигіи.

Ни одна общественная организація не можетъ обойтись безъ соотвітствующихъ органовъ. Первое місто среди органовъ Ставро-{стр.5}пигіи занимало общее собраніе членовъ, которое собиралось разъ въ годъ для выбора старѣйшины. „А братья спольне кождого року маютъ выбирати зъ межи себе старшихъ четыри браты, поручаючи имъ все старѣйшинство церковного братства“. Дѣятельность выборной старѣйшины провѣряло тоже общее собраніе, которое одновременно было органомъ постановляющимъ и контролирующимъ. Кромѣ общаго собранія созывались ежемѣсячно сходки членовъ, какъ говорится въ грамотѣ, „въ четыри недѣли или якъ потреба и часъ прилучится“.

Собранія и сходки рѣшали всѣ дѣла и намѣчали общій планъ діятельности. Но всякое постановленіе, и наилучшее, пропадетъ безъ пользы, если оно не будетъ точно исполнено, и если въ данномъ учрежденіи не окажется соответствующее количество людей, готовыхъ къ честному и самоотверженному труду. Исполнительнымъ органомъ Ставропигіи въ это время была выборная старѣйшина въ составѣ 4 лицъ. Никто изъ братьевъ подъ угрозою строгаго наказанія не могъ отказаться отъ выборной должности, развѣ что имѣлъ важныя причины. „А кого бы братья выбирали на старѣйшинство, а онъ бы ся зборонялъ безъ причины слушное, виненъ дати три безмены воску“. Въ сеніоры избирали того, который имѣлъ желаніе трудиться въ пользу общаго блага. „А естли кто хочетъ старій (сеніоромъ) быти, да будетъ всѣмъ слуга по Христову евангелию“. Патріаршая грамота требовала отъ старѣйшины точнаго исполненія принятыхъ на себя обязанностей. „А братья старшии мають пилне перестерегати повинности своей, проклятъ бо всякъ творяй дѣла Господня съ небрежениемъ“. Считаясь съ тімъ, что Ставропигія можетъ достичь своей цѣли лишь подъ условіемъ соблюденія ея членами полной дисциплины, патріаршая грамота налагала соотвѣтствующія наказанія на недобросовѣстныхъ членовъ. Наказанія были разнаго рода: 1) платежъ воскомъ на церковныя цѣли; 2) арестъ въ церковной колокольнѣ, „казнь всѣмъ посполитая на звонници сидѣти“; 3) анаѳема, т. е. отлученіе отъ церкви.

Цѣль и задачи Ставропигіи.

Патріархъ Іоакимъ въ своей грамотѣ ясно опредѣлилъ задачи Ставропигіи слѣдующими словами: „Того ради мы смирении по дару святого духа... повелѣваемъ и благословляемъ ихъ на сиє Братство духовное, утверждающе ихъ евангельски жити по апостольскимъ и святыхъ отецъ правиломъ и учениємъ“. Чтобы осуществлять въ жизни заповѣди Христа, члены Ставропигіи были обязаны совершенствовать себя въ нравственномъ отношеніи постояннымъ общимъ трудомъ. Надо помнить о томъ, что XVI. ст. — это время реформацій, когда люди не удовлетворялись внѣшнимъ блескомъ обрядовъ, но искали прежде всего внутренней правды. Выступленіе М. Лютера и И. Кальвина, выдвинувшихъ св. Евангеліе, какъ опору своего вѣрованія, не осталось безъ вліянія на современныхъ православныхъ. „Повелѣваемъ всякому стану людемъ христианскимъ — приказываетъ патр. Іоакимъ — сходячися до священника или въ Братствѣ: почитайте свитыя книги ветхаго и новаго закона по святыхъ отецъ преданію, или сошедшеся любовию не въ пиянственный домъ до которого брата не{стр.6} въ пиянство, но во славу божию, глаголюще себѣ во псалмехъ и пениихъ и пѣснехъ духовныхъ воспѣвающе и поюще во серцехъ вашихъ господеви“. Такимъ образомъ по примѣру протестантовъ члены Ставропигіи собирались на сходки, гдѣ читали книги ветхаго и новаго завѣта, пѣли псалмы и церковныя пѣсни, нравственно совершенствуя себя и приготовляясь къ истинно христіанской жизни.

Но „вѣра безъ дѣлъ мертва“. Исходя изъ этой точки зрѣнія, патр. Іоакимъ приказалъ Братству „промышляти добрая предъ Богомъ и человѣки“, начиная прежде всего отъ самихъ себя. „Аще бо кто о своихъ не промышляетъ, вѣры отвергся и невѣрнаго горши естъ“. Всѣ члены Ставропигіи обязаны любить другъ друга, избѣгать личныхъ недоразумѣній, во всѣхъ дѣлахъ поддерживать совѣтомъ, а въ случаѣ какого-нибудь несчастья оказывать пострадавшему также матеріальную помощь въ видѣ пособій или безпроцентнаго займа. Братство не забывало и о потребностяхъ души своихъ членовъ. Во всѣ „дни памятныя“ и „въ великій постъ“ священникъ Успенской церкви читалъ братскій помянникъ, въ который каждый членъ вписывалъ имена упокоившихся своихъ родителей и родственниковъ. Ежегодно въ Успенской церкви читались двѣ литургіи: „заздоровная“ и „памятная“, т. е. заупокойная.

Патр. Іоакимъ надѣлилъ львовскую Ставропигію правомъ контролировать духовную жизнь не только своихъ членовъ, но также всѣхъ другихъ Братствъ безъ различія, гдѣ и кѣмъ бы они ни были основаны. Такимъ образомъ, львовское Братство считалось первымъ и старѣйшимъ во всей Руси. „И тежъ естли бы где въ которомкольвекъ мѣсте было Братство, а не справовалибыся водле права сего церковного братъского, которое мы перше во Львове старейшинство законне подаемъ“... „Повелѣваемъ же да сему Братству всѣ повсюду повинуются“. Изъятая изъ подъ власти мѣстныхъ епископовъ и непосредственно подчиненная цареградскому патріарху, львовская Ставропигія получила право обличать людей мірскихъ и духовныхъ, „не по закону живущихъ“, и даже оказывать сопротивленіе епископамъ, „аще же епископъ спротивится закону истинѣ и не по правиломъ святыхъ апостолъ и святыхъ отецъ строяще церковь“.

Кругъ дѣятельности Ставропигіи значительно расширилъ цареградскій патріархъ Іеремія въ своихъ грамотахъ отъ 1587 г. и 1589 г., предоставивъ Братству возможность содерживать во Львовѣ училище, бурсу, типографію, а также право избирать священниковъ для Успенской церкви во Львовѣ.

Откуда вышелъ починъ къ основанію Ставропигіи!

Патріаршая грамота отъ 1-го I. 1586 года не только положила основаніе львовской Ставропигіи, но во многихъ своихъ точкахъ стала первообразомъ устава почти всѣхъ общественныхъ организацій на территоріи Галицкой Руси. Кто является вдохновителемъ этой грамоты, объ этомъ разсказываетъ самъ патріархъ Іоакимъ въ упомянутой грамотѣ въ слѣдующихъ простыхъ словахъ: „Сего ради мы смиреннии... Іоакимъ патриархъ... посѣщающе Христову соборъную и апостольскую вселенъскую церковь православия греческого и въ землю русскую достигъшу мы во господаръство богохранимого и христолю-{стр.7}бивого Стефана короля польского... И пришедшу мы во градъ Илвовъ (Львовъ) во епископию въ лѣто отъ создания миру... (1586) мѣсяца генуария въ первый денъ. Въ то время пришли придъ насъ и предъ наше право духовное мещане львовские вси посполе ктитори храма Успения Пречистыя Божия Матере въ градѣ Лвовѣ, хотячи Братство устроити“. Уже на основаній выше приведенныхъ словъ патріарха можно принять, какъ неподлежащій никакому сомнѣнію фактъ, что починъ къ основанію Ставропигіи во Львовѣ вышелъ изъ мѣщанскихъ круговъ этого города, которые, пользуясь пріѣздомъ патр. Іоакима, предложили ему готовый проектъ устава къ утвержденію. Въ моментъ основанія Ставропигіи, т. е. въ 1586 г., ея членами были: 1) Степанъ Мороховскій, 2) Алексѣй Малецкій, 3) Фома Бабичъ, 4) Дмитрій Деомидовичъ Красовскій, 5) Дороѳей Саприка, 6) Василій Теневичъ Кгдешицкій, 7) Константинъ Корніактъ, 8) Іоаннъ Демидовичъ Красовскій, 9) Лука Григорьевичъ Губа, 10) Манолисъ Арфанисъ Маринетосъ, 11) Юрій Козмичъ Рогатинецъ, 12) loаннъ Козмичъ Рогатинецъ, 13) Іоаннъ Зеньковичъ, 14) Іоаннъ Бруханскій. Кто изъ нихъ былъ авторомъ устава, можно лишь догадываться: его составилъ, повидимому, Юрій Козмичъ Рогатинецъ, одинъ изъ виднѣйшихъ членовъ львовской Ставропигіи и авторъ „Перестороги“.

Причины преуспѣванія Ставропигіи.

Основанное въ 1586 г. антіохійскимъ патріархомъ и утвержденное въ своихъ правахъ цареградскимъ патріархомъ Іереміею, львовское Ставропигійское Братство, благодаря интервенціи кн. Константина Острожскаго и Феодора Скумина-Тышкевича, получило 15. X. 1592 г. отъ короля Сигизмунда III. Вазы широкіе привилеи и права, которые затѣмъ подтверждались всѣми его наслѣдниками вплоть до послѣдняго короля, Станислава Августа Понятовскаго.

Итакъ, съ 1. I. 1586 г. львовская Ставропигія начала свою широкую деятельность во славу Божію и въ пользу русскаго народа, безпрерывно продолжающуюся полныхъ 350 лѣтъ до сихъ поръ. И хотя въ теченіе этого времени были моменты, когда паденіе Ставропигіи казалось неизбѣжнымъ (нар. послѣ перехода Галичины подъ власть Австріи или во время міровой войны), все-таки лихолѣтье проходило, государства розваливались, но львовская Ставропигія, хотя и въ измѣненномъ видѣ, живетъ и — вѣримъ крѣпко — вѣчно жить будетъ. — Чѣмъ же объяснить этотъ знаменательный фактъ, что въ то время какъ могучія общества уже по истеченіи нѣсколькихъ лѣтъ прекращаютъ свое существованіе, львовскій Ставропигіонъ живетъ и славно подвизается полныхъ 350 лѣтъ?

Одною изъ главныхъ причинъ этого является, внѣ всякаго сомнѣнія, благословеніе Господне, осѣнившее нашу крѣпость вѣры и народности, благословеніе, высказанное патріархомъ Іоакимомъ въ концѣ грамоты въ слѣдующихъ словахъ: „Благословение же божие и благодать святого духа буди на всѣхъ вѣрующихъ заповедемъ его и на творящихъ волю его и благословение святыхъ отецъ вселенскихъ седьми соборовъ и благословение вселенскихъ четирехъ патриарховъ и благословение Іоакима патриарха великія Антиохія о Христь Ісусѣ господе нашимъ“. Одновременно патріархъ Іоакимъ проклялъ всѢхъ{стр.8} тѣхъ, кто стремился бы къ разрушенію этого Братства. „А кто бы тому былъ противенъ и разорялъ бы тое право духовное, аще архиепископъ или епископъ или протопопъ или попъ или диаконъ или диакъ или который причетникъ церковный или отъ княжескихъ или отъ мирскихъ, на таковомъ буди неблагасловение наше и клятва всѣхъ четырехъ патриарховъ вселенскихъ и клятва святыхъ богоносныхъ отецъ вселенскихъ седми соборовъ“.

Другая причина долговѣчности Ставропигіи — это то, что она, задавшись высокою цѣлью „промышляти добрая предъ Богомъ и человѣки“, никогда не измѣнила своему идеалу. Прекрасная церковь Успенія Пресвятой Богородицы, которая и нынѣ является украшеніемъ г. Львова, братское училище, бурса, типографія, госпиталь при св. Онуфріевскомъ монастырѣ, въ новѣйшее же время музей, въ которомъ собраны памятники нашей родной старины — вотъ наглядные результаты многосторонней дѣятельности Ставропигійскаго Института.

Наконецъ, къ причинамъ, по которымъ Ставропигія, несмотря на весьма тяжелыя обстоятельства, сохранилась до сихъ поръ, должно причесть мудрую тактику ея старѣйшины. Хотя Ставропигія постоянно боролась за вѣру и русскую народность, хотя эту борьбу она вела твердо и упорно, все же она никогда не сошла съ законнаго пути и умѣла согласовать свои русскіе народные интересы со своими обязанностями по отношенію къ государству, какъ это проявилось въ критическіе для Польши моменты XVII вѣка. Лояльное отношеніе львовской Ставропигіи къ Польшѣ офиціально отмѣтилъ король Янъ Собѣскій въ своемъ документѣ отъ 7. X. 1678 г., признавъ „merita“ (заслуги) Ставропигіи для государства и г. Львова: „którego Bratstwa tako s. Pamięci Ąntecessorowie nasi, iak my za panowania naszego iako w inszych okazyjach merita, tak w kilku ciężkich miasta Lwowa nieprzyiacielsfcich obsidach stateczney wiary doznaliśmy“ (Ставроп. Архивъ № 587). Равно же и король Августъ II въ своемъ письмѣ къ львовскому магистрату отъ 25. VI. 1699 г. подчеркнулъ фактъ, что „Natia Ruska miasta naszego Lwowa wierności miastu nienaruszoney dotrzymała“ (Ставр. Apx. № 629).

И такъ, благодаря благословенію Господню и самоотверженному труду въ пользу русской церкви и русскаго народа, а также продуманному политическому поведенію въ отношеніи государства, Ставропигія нынѣ празднуетъ 350-лѣтній юбилей своего существованія.

Намъ же, ея современнымъ членамъ, которые являемся лишь звеномъ въ процессѣ историческаго бытія Ставропигіи, нынѣ, по истеченіи 350-лѣтія, дана возможность не только видѣть плоды трудовъ нашихъ славныхъ предковъ, но и продолжать ихъ дѣятельность.

Въ это 350-лѣтіе, предъ нами лежитъ та патріаршая грамота отъ 1. ст. ст. января 1586 г., которая стала основой Ставропигіи. Какъ прекрасна она, какъ свѣжа, будто только вчера издана! Глядя на эту грамоту, я позволю себѣ выразить сердечное пожеланіе, чтобы львовская Ставропигія, несмотря на весьма почтенный 350-лѣтній возрастъ, осталась въ своей дѣятельности все такой же молодой, такой свѣжей, какъ эта патріаршая грамота, и чтобы съ юношескимъ порывомъ продолжала трудъ минувшихъ поколѣній, т. е. все „промышляла добрая предъ Богомъ и человѣки“.

malorus.ru, 2009