Не проспите выборы


Время вперед! В следующее воскресенье мы приблизим свое будущее. Но не подумайте, что я - о выборах. Вряд ли они станут судьбоносными. Речь о том, что мы просто переведем стрелки на час вперед, на летнее время. А то, что это событие выпало на день выборов, скорее всего, случайность.

Потому на последнем крупномасштабном совещании в областном Совете, где рассматривался ход подготовки к выборам, в числе прочих поводов для беспокойства был и вопрос о переводе стрелок часов. А ну как кто-нибудь забудет перевести и придет голосовать под самый конец?

Если бы существовала только эта проблема, все было бы и не так уж плохо. Само по себе совещание, особенно последовавшая за ним "полузакрытая" часть, где решались практические проблемы и шел оживленный диалог областного начальства с членами избирательных комиссий, больше всего походило на авральное мероприятие, где в основном все кричали "Караул!", а наиболее типичной реакцией на это было разведение руками.

Что делать, к примеру, с итоговыми протоколами, где будут зафиксированы результаты голосования, если кандидатов в округе до 40 человек, а в соответствующих бланках - всего 26 отведенных под это дело граф?

Или как быть с предусмотренными Центризбиркомом контрольными сроками представления результатов голосования? Одна из председателей комиссии встала и заявила, что, по ее подсчетам, ей придется запаковать в итоге 119 строго отсортированных пачек с бюллетенями. Где уж тут уложиться до восьми утра...

В некоторых районах Советы не в состоянии открыть счет для использования выделенных на выборы средств. Причина до смешного проста - многие председатели Советов выставили свои кандидатуры и сняли с себя, согласно закону, полномочия. Подписать бумаги для открытия счета некому.

Еще раз встал вопрос о проверках. И половины предназначенных для выборов средств еще не поступило, а стаи проверяющих из контролирующих органов уже слетелись.

Особый вопрос - голосование в областные и районные (не те районы, что в городах) Советы. Здесь впервые созданы мажоритарные многомандатные округа. То есть в этом случае мы можем отметить в бюллетене не одного, как раньше, а любое количество кандидатов. Комиссия подсчитает, кто сколько в сумме получил, расположит кандидатов по количеству полученных голосов и, грубо говоря, "подведет черту", когда будет исчерпано заранее определенное количество мест в Совете.

На бумаге это описать легко, но вся отлаженная десятилетиями методика подсчета голосов уже не годится для многомандатных округов. Нельзя будет просто разложить бюллетени по "кучкам" - отдельно за каждого кандидата - и потом пересчитать бюллетени. Теперь придется готовить совершенно непривычные таблицы, где "галочками" отмечать все поданные голоса.

В некоторых местах (например, в Мариуполе и Дружковке) прокуроры вынесли протесты по поводу уже отмеченных нарушений в ходе выборов. Рассматриваются и другие жалобы. Суды (всех уровней вплоть до Конституционного) выносить по ним свои вердикты не спешат. Что будет, если уже после 29 марта суды вынесут обвинительные приговоры? Во многих округах придется выборы проводить повторно?

Есть проблемы с хранением бюллетеней. Они уже доставлены в область. В Артемовске они хранятся в банке - под надежной защитой железных сейфов. В Старобешево их передали под присмотр местной милиции. А в Славянске - просто сложили на первом этаже исполкома, где не то что сейфов, а даже элементарной решетки нет. Как сообщил замначальника УМВД Украины в Донецкой области по общественному порядку Анатолий Королев, милиции пришлось в Славянске для охраны бюллетеней выставить два поста - снаружи и внутри. А что будет, когда все бюллетени развезут по тысячам мелких участков? Помнится, на прошлых выборах в Макеевке кто-то умудрился похитить бюллетени.

У милиции работы будет много. Работники ГАИ, например, должны сопровождать пакеты с использованными бюллетенями в ночь на 30 марта.

Особое место в дискуссии заняла проблема голосования заключенных, которым, по словам А. Королева, "впервые предоставлена возможность голосовать" (глава облсовета Иван Пономарев уточнил: "Там впервые"). Проблема нешуточная - в 19 заведениях будут голосовать 32 тысячи заключенных. И как теперь там организовать голосование, если обычные законы в этом месте уже не действуют? А. Королев описал предложенную милицией схему: 24-го прекращается всяческое движение заключенных (в смысле - этапы, суды, следствие); 25-го их должным образом зафиксируют (составят списки избирателей, выражаясь гражданским языком); 29-го милиция "предоставит заключенных для голосования".

Но вот комиссиям свободы движения там тоже не будет. Дескать, "мы - деполитизированы": "Вы привезете урны, народ и помещение мы обеспечим" (цитируется дословно). Гражданский народ был несколько возмущен такой позицией. "Как вы не понимаете? Ваши генералы идут в народные депутаты, а вы не допускаете комиссии!" - раздавалось с мест. Но милиция была непоколебима.

И наконец, о том, что официально именуется "схема передачи результатов голосования". Окружные комиссии по выборам в Верховную Раду (в Донецкой области их - 23, в целом по Украине - 225), по закону, напрямую связаны с Центризбиркомом. Мало кто знает, что в областях есть некие, назовем их, "площадки" Центризбиркома, куда будет стекаться информация с области. По слухам, там будут находиться люди, прошедшие специальное обучение в Киеве. Проконтролировать эти "филиалы" почти невозможно.

Встает вопрос: как в целом проверить подлинность объявленных результатов выборов? Это возможно, и не только теоретически. Прежде всего это реально могут осуществить крупные партии. Их представители имеются почти во всех 225-ти окружных комиссиях. Каждая из этих комиссий обязана опубликовать результат голосования в округе. Если члены партий на местах сообщат в свой координирующий орган эти итоги, свести их воедино и сопоставить с объявленной официально цифрой будет несложно. Интересно, отважится ли кто-либо на такую проверку или на то, чтобы в этих условиях сжульничать?

Чтобы узнать это, нам надо дожить до понедельника.

Дмитрий КОРНИЛОВ


Copyright (c) 1998 Donetsky Kriazh