Малорусская Народная Историческая Библиотечка | |||||||
история национального движения Украины | |||||||
Главная | Движения | Регионы | Вопросы | Деятели |
Вопросы --> Вера (Автокефалия) |
|
"Автокефалистское движение в Украине и возникновение украинского самосвятства. (1917-1921 годы), В.Чернышов" |
Одной из основных проблем украинского общества является духовное и национальное возрождение, которое невозможно без возрождения Православной веры и Церкви. И. Ильин так определил роль религии на формирование национальной духовной культуры: "Национальная духовная культура творится из поколения в поколение не сознательной мыслию и не произволом, а целостным длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа; и прежде всего инстинктом и бессознательными, ночными силами души. Эти таинственные силы души способны к духовному творчеству только тогда, если они озарены, облагорожены, оформлены и воспитаны религиозной верою. История не знает культурно-творческого и духовно-великого народа, пребывающего в безбожии. Самые последние дикари имеют свою веру. Впадая в безверие, народы разлагались и гибли. Понятно что от совершенства религии зависит и высота национальной культуры."
Как известно история Украины неразрывно связана с Православием, которое духовно сформировало ее национальный и культурный облик и определило ее судьбу. На протяжении многих столетий Православие было той силой, которая консолидировала украинский народ, как в мирной жизни, так и его борьбе с многочисленными иноверными и иноплеменными захватчиками. Нередко самосознание религиозное и национальное переплетались в нашей истории. Защита Православной веры была основным лозунгом многочисленных народных движений XVI-XVII вв., которые предшествовали национально-освободительной войне под предводительством Б. Хмельницкого. После окончания этой войны и вхождения украинских земель в состав Российского государства, а Киевской Митрополии в состав Русской Церкви представители Украины стали играть большую роль как в религиозной, так и в культурной и политической жизни огромной Российской Империи.
К сожалению в процессе украинского национального возрождения основную роль играл светский элемент, воспитанный на отвлеченных западных теориях, весьма далекий от Православия и воспринимающий все сквозь призму, узко понимаемых ими, национальных задач.
Революция 1917 г. поставила Украинскую Церковь трудное положение выбора между верностью Православному вероучению и подчиненностью политическим задачам, которые ставила радикальная революционная интеллигенция.
Поставив превыше всего политические и национальные задачи, автокефалистское движение в Украинской Церкви, являющееся частью революционного украинского движения, шаг за шагом отошло от Православной Церкви сначала в раскол, а потом и в ересь, отринув полностью Православное вероучение. Погоня за модой века сего и забвение вечного, привели в конце концов к тому, что автокефалисты стали орудием атеистической власти в их деле разрушения Церкви и привели УАПЦ к полной ликвидации когда надобность в ней у большевиков пропала.
К сожалению в современной Украине ряд влиятельных политических сил, весьма далеких от религии, стремится подчинить своим целям деятельность Церкви, что уже и привело в начале 90-х гг. к ряду расколов в украинском Православии и усилению напряженности в украинском обществе.
Исследование истории автокефалистского движения началась вскоре после возникновения УАПЦ. В СССР первыми попытками исследовать эту проблему, если не считать брошюр большевицких агитаторов, были работы обновленческих авторов. В 1925 г. вышла брошюра "архиеп." Иосифа (Кречетовича) "Происхождение и сущность самосвятства липковцев", а в 1929 г. "еп." Лоллий (Юрьевский) защитил в Московской Духовной Академии докторскую диссертацию по церковной истории "Украинская лжеиерархия-липковщина", конспект которой лег в основу ряда статей униатского священника о. Макария Каровца. Для работ обновленческих авторов характерны лояльность к советскому режиму, отрицательное отношение к УАПЦ и разбор многочисленных канонических и догматических прегрешений автокефалистов. В силу известных причин дальнейшее изучение этой темы в СССР вскоре было свернуто.
Большой вклад в изучение истории УАПЦ внесли католические авторы. Уже в 1923 г. орган Ватиканского Понтификального Восточного Института "Orientalia Christiana" опубликовал материалы по истории возникновения УАПЦ в переводе кн. П. Волконского и комментарии к ним. В 1929-1930 гг. ряд публикаций об УАПЦ принадлежащих перу о. М. Каровца появились в галицийских изданиях "Нова Зоря" и "Лiтературно-Науковом Вiснику". Позднее в 40 -50-е гг. вышел ряд серьезных исследований по истории УАПЦ униатских авторов. Наиболее известны из них историко-догматические диссертации о. Иоанна Биляныча "Развитие Православной Церкви украинцев в 1917-1942 гг.(автономия или автокефалия)" и о. Климента Корчагина "Украинская Автокефальная Православная Церковь(1917-1937 гг.)", а также работа о. Мелетия Соловия "Доля УАПЦ Липкiвського", опубликованная первоначально в журнале "Свiтло", а затем помещенную в качестве приложения к первому изданию воспоминаний В. Липковского. Работы Корчагина и Биляныча в основном сосредоточены на каноническо-догматическом анализе идеологии УАПЦ 20-30-х гг. историческая их часть несколько слаба вследствии узкой базы источников, Соловий же использует большую часть доступных тогда на Западе источников и анализирует историографию данной темы. Истории автокефалистского движения посвящаются несколько разделов в книге И. Нагаевского "Iсторiя Украiнськоi держави ХХ ст.", а также в некоторых курсах по истории украинских церквей. В целом, не смотря на явные симпатии ряда авторов к национальным стремлениям автокефалистов, католическая историография в основном оценивает это движение с церковно-канонических позиций.
Другим направлением является автокефалистско-националистическая историография. Главными ее чертами являются подчиненность национальной идее, стремление оправдать все канонические нарушения, умолчание фактов тесного сотрудничества автокефалистов с большевиками, окружить деятелей УАПЦ ореолом мученичества. Наиболее значимыми трудами этого направления по интересующему периоду являются работы И. Власовского, Д. Бурка , А. Жуковского, М. Явдася и комментарии к 1-му тому сборника документов "Мартирологiя Украiнських Церков". Особняком среди этого направления стоят некоторые авторы Украинской Греко-Православной Церкви Канады в частности авторы многотомной "Iсторii Украiнськоi Греко-Православноi Церкви в Канадi" С. Савчук и Ю. Мулик-Луцик. Несколько сот страниц этого труда посвящено церковной истории Украины и они отличаются стремлением к объективной оценке событий, столь редкой среди данного направления.
Занимались изучением развития автокефалистского движения и русские православные авторы. До начала 90-х гг. основные работы по данной тематике выходили за границей. Одной из первых работ была брошюра С. Раневского "Украинская Автокефальная Церковь", впервые изданная в США в 1947 г. и носящая популярный характер. События 1917-1921 гг. изображены в ней предельно схематично. Другим исследованием по истории УАПЦ явилась книга прот Кирилла Фотиева "Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ веке", впервые вышедшая в Париже в 1956 г. К сожалению в книге о. К. Фотиева при описании развития автокефалистского движения 1917-1921гг. из-за узкой базы источников имеются многочисленные неточности при наличии блестящего богословско-канонического анализа его природы. Известен также ряд статей посвященных истории УАПЦ в русской эмигрантской печати. Немало места посвящено развитию автокефалистского движения во многотомном "Жизнеописании блаженнейшаго Антония, митрополита Киевского и Галицкого" составленном еп. Никоном (Рклицким). Отдельные разделы о развитии автокефалистского движения имеются в вышедших в последнее время в России трудах по истории РПЦ ХХ столетия Д. Поспеловского и прот. В. Цыпина. В последнее время немало статей посвященных данной теме появилось на страницах российской и украинской(УПЦ-МП) церковной печати из которых следует выделить статьи В. Полякова и архим. Евлогия (Гутченко). В целом работы русских православных историков отличает церковно-канонический подход к этой теме, недостатком является несколько упрощенная трактовка природы автокефализма и некоторое преувеличение его пробольшевицких тенденций.
С конца 80-х гг. на Украине началось широкое изучение истории УАПЦ, связанное прежде всего со снятием многочисленных запретов и открытием до того недоступных архивов. Изучение доселе закрытых архивов привело к введению в научный оборот многих неизвестных фактов и документов. В ряде украинских журналов появились многочисленные статьи посвященные различным аспектам автокефалистского движения 1917-1921гг. Изучением этой проблемы на Украине занимаются занимаются следующие авторы: Ф. Турченко, А. Игнатуша, И. Ильченко, В. Сергийчук, Л. Пилявец, А. Зинченко, И. Преловская, Б. Андрусишин, В. Ульяновский и др. Наибольший интерес представляет совместный труд В. Ульяновского и Б. Андрусишина "Церква в Украiнськiй Державi 1917-1920 рр.", полностью основанный на архивном материале. Несмотря на изучение ряда аспектов все еще отсутствуют обобщающие труды по данной проблеме. Не смотря на введение в оборот нового материала работы многих украинских авторов страдают различной степенью идеализации автокефалистского движения и преобладанием светского "нацiонально-украiнського" подхода.
Целью данной работы является систематизация основных событий и
фактов для получения развернутой картины развития движения за автокефалию
Украинской Церкви 1917-1921гг.Для ее достижения в работе ставятся следующие
задачи:
-показать этапы развития автокефалистского движения и их особенности;
-дать анализ взаимоотношений этого движения и существовавших на
Украине политических режимов;
-показать взаимоотношения автокефалистов и церковных властей.
При написании данной работы были использованы различные виды источников.
Широко были использованы сборники официальных документов различных режимов, существовавших на Украине в период 1917-1921 гг., а также официальные документы Православной Церкви и автокефалистского движения.
Другой основной группой источников являются мемуары и сочинения современников данных событий. Эта группа источников отличается большой субъективностью, ввиду того, что на них лежит печать личностного восприятия происходивших событий, в тоже время мемуары помогают лучше воспринять закулисные пружины многих явлений и сообщают некоторые подробности событий, не получившие освящение в других источниках. При написании данной работы были использованы мемуары деятелей различных направлений как сторонников и руководителей автокефалистского движения (В. Липковского, И. Огиенко, Д. Дорошенко, А. Лотоцкого и др.) так и его противников(митр. Евлогия, архиеп. Леонтия, митр. Вениамина, ген. Лукомского), а так же сочинения современников( С. Мельгунова и А. Царинного).
В вопросах догматических и канонических данная работа основывается на "Книге Правил Свв. Апостол, Свв. Соборов Вселенских и Поместных и Свв. Отец", символической книге Православной Церкви "Православная Вера Единой Святой и Апостольской Церкви. Послания восточных Патриархов", "Полном Православном богословском энциклопедическом словаре" и "Основах Христианской Православной Веры" прот. В. Глиндского, раздел об автокефалии и правилах ее получения основан на соотвествующем разделе книги проф. богословия К. Скурата "История Поместных Церквей".
"Автокефалистское движение в Украине и возникновение украинского самосвятства. (1917-1921 годы), В.Чернышов" |
Украинские Страницы,
http://www.ukrstor.com/ История национального движения Украины 1800-1920ые годы.
| |