Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Вопросы --> Вера (Автокефалия)

"Автокефалистское движение в Украине и возникновение украинского самосвятства. (1917-1921 годы), В.Чернышов"

 

ГЛАВА 2.
ЦЕРКОВЬ И АВТОКЕФАЛИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 1918 Г. ВСЕУКРАИНСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР

 

2.1. ЗИМНЯЯ СЕССИЯ ВСЕУКРАИНСКОГО СОБОРА И СИТУАЦИЯ В УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ ДО ПАДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАДЫ.

 

Основным событием церковной жизни Украины в 1918 г. был Всеукраинский Церковный Собор, продолжавшийся почти целый год. Противоборствующие в Украинской Церкви силы надеялись одержать на нем свою победу и тем самым определить ее будущее.

Заседания Всеукраинского Собора начались 7(20) января 1918 г. За день до этого на совещании украинского епископата был запрещен в служении почетный председатель ВПЦР архиеп. Алексий (Дородницын) и это запрещение было утверждено спец. представителем Патриарха митр. Платоном (Рождественским).

К этому времени в Киеве собралось 279 делегатов Собора. Вследствии сложной политической ситуации, вызванной разрастанием революционной анархии и войной между большевицким режимом и Центральной Радой, не были проведены выборы в Полтавской и Херсонской епархиях, а также отсутствовали представители восточно- украинских губерний, находившихся в зоне военных действий. Исходя из этой ситуации несмотря на отсутствие кворума решено было начать работу Собора.

1-я сессия продолжала свою работу с 7(20)января по 26 января(8 февраля) 1918 г.

8(21)-11(24) января Собор занимался выборами Президиума и комиссий. За пост председателя Собора разгорелась острая борьба. За митр. Антония (Храповицкого) было подано 109 записок, за митр. Владимира (Богоявленского) - 85 записок, за архиеп. Евлогия (Георгиевского) - 35, за еп. Димитрия (Вербицкого) - 32 и за еп. Пимена (Пегова) - 11. Затем при тайном голосовании при поддержке украинской группы председателем был избран еп. Балтский , викарий Подольской епархии, Пимен (Пегов). Товарищем председателя стал еп. Уманский Димитрий (Вербицкий), а митр. Киевский Владимир (Богоявленский) был избран почетным председателем.

В Президиум вошли еп. Черниговский Пахомий (Кедров), священники А. Марычев и Е. Капралов, диакон Дурдуковский, псаломщик С. Боваровский и миряне И. Черниенко, Ястребцов, проф. Ф. Мищенко, П. Янченко. Членами Соборной Рады были избраны архиеп. Екатеринославский Агапит (Вишневский), свящ. И. Ботвиновский, проф. В. Зеньковский, Погребной и Заболотный. Получалось что "в руководящих органах Собора преобладала группа Церковной Рады с явной национальной направленностью и с идеей автокефалии".

Засилье украинствующих в руководящих органах Собора не могло не сказаться и на его атмосфере. Согласно эмоциональному свидетельству архиеп. Евлогия (Георгиевского): "с самого начала определилась непримиримая по отношению к Русской Церкви позиция Собора. Крики "Долой Москву", "Освободимся от московского гнета"… имели большой успех. Заседания проходили в горячих митинговых речах". Другой участник Собора архим. (впоследствии - митр.) Вениамин (Федченков) свидетельствовал о давлении и угрозах сторонников ВПЦР на делегатов не разделявших их позиции.

Однако судя по ходу I сессии Собора можно заключить что значительное число участников Собора не разделяло автокефалистских настроений.

9(22) января 1917 г. Центральная Рада приняла IV Универсал, объявивший Украинскую Народную Республику “самостийной, ни от кого независимой, вольной, суверенной Державой Украинского Народа”. После провозглашения независимости ужесточается позиция украинских властей, усиливающих давление на Церковь с целью принятия автокефалии. На заседании Собора 11(24) января комиссар по делам исповеданий А. Карпинский заявил что Правительство УНР "не допустит московской гвардии в нашей Церкви", далее обращаясь к Собору он сказал: "Если вы желаете служить народу и поддерживать Украинскую Державу,- пред вами лишь один путь: дать Украинской Церкви автокефалию. Таким образом вы выполните задание, которое преследует Правительство УНР."

Однако этот призыв значительная часть Собора проигнорировала отложив рассмотрение статуса УПЦ и ограничившись лишь призывом защитить Украину от большевиков.

Целую неделю 11(24)-18(31) января деятельность Собора прошла в работе комиссий и слушании различных докладов. Приближение к Киеву большевицких войск, а также политическая нестабильность в городе привела к тому, что число участников Собора стало сокращаться. 19 января(1 февраля) 1918 г. на пленарном заседании Собора было рассмотрено заявление 79-ти(к которым вскоре добавились еще 15) участников Собора, которые предлагали в связи с "трудностями в работе Собора в военных условиях и политической нестабильности, обеспокоенностью долей своих семей, нервоза и прекращения работы железных дорог" прервать до мая работу Собора. Авторы заявления настаивали что ряд вопросов, например об автокефалии и украинизации должны быть еще обсуждены на местах, и указали на отсутствие кворума.

Украинизаторско-автокефалистское крыло Собора в противовес этому заявлению подало свое заявление 49-ти в котором предлагалось немедленно до окончания сессии Собора решить важнейшие вопросы: о структуре Высшей Церковной Власти и статусе УПЦ, также предлагалось избрать Всеукраинскую Церковную Раду во главе с митр. Киевским- единственный высший орган УПЦ до созыва новой сессии Собора. Заявление подписали ряд активистов ВПЦР как оо. А. Марычев, Н. Шараевский, Маринич, Е. Сицинский и др.

Во время голосования большинство проголосовало за роспуск Собора до 10(23)мая 1918 г. (94 - за; 42 - против). В постановлении по данному вопросу говорилось, что новую сессию Собора только комиссия с митр. Киевским во главе, в состав комиссии должны войти по 2 представителя от каждой епархии из участников Собора, до начала новой сессии Собора вопрос о статусе УПЦ должен быть вынесен и обсужден на епархиальных съездах.

Того же дня "украинские члены Собора от Киевской епархии" приняли свое заявление, в котором говорилось, что из-за объявления Советской Россией войны против УНР какие-либо связи с российскими учреждениями в т.ч. и церковными необходимо прервать, и объявили о создании временной епархиальной Церковной Рады, состоявшей из известных деятелей автокефалистского движения (В. Липковского, П. Тарнавского, С. Филипенко, Е. Капралова, Ф. Поспеловского, Н. Шараевского, Дурдуковского, Корсуновского и др.).

I сессия Всеукраинского Церковного Собора закончилась. Для автокефалистов несмотря на отсутствие представителей ряда епархий, где движение за автокефалию практически отсутствовало, и их преобладание в руководящих органах Собора и давление на Церковь государственных структур эта сессия закончилась провалом.

Организационно автокефалисты в январе объединяются в "Братство свв. Кирилла и Мефодия", которое возглавили такие известные деятели как С. Шелухин, В. Липковский, Н. Шараевский, Ив. Тарасенко, Мадзюкевич и др. В январе эта организация насчитывала до 100 членов, а к лету его численность возросла до 160 человек. Целью "Братства" было "возрождение Православной Церкви на Украине и преобразование ее в национальную соборноправную и автокефальную".

Вскоре после окончания Собора 26 января(8 февраля) 1918 г. Киев был занят большевицкими войсками Муравьева, который так охарактеризовал свои действия в Киеве: "Я занял город, бил по дворцам и церквам, по попам и монахам, никому не давая пощады." Во время боевых действий погибла вся документация I сессии Всеукраинского Собора и одним из отрядов красной гвардии был зверски убит митр. Киевский Владимир.

На этот раз большевицкое владычество долго не продержалось и уже 16 февраля(1 марта) 1918 г. Киев был занят войсками Центральной Рады совместно с войсками Германии.

После своего возвращения Центральная Рада ужесточило свою политику по отношению к Церкви. Проводил эту политику Департамент исповеданий Министерства внутренних дел. Возглавлял это учреждение Николай Безсонов, бывший епископ Красноярский Никон, известный до революции своими либеральными и левацкими взглядами, и лишенный сана за аморальное поведение и многочисленные злоупотребления. После лишения сана сей бывший владыка некоторое время подрабатывал в бульварной прессе, пописывая нередко, кроме театральных рецензий, и богохульные статейки. Назначение расстриги начальником Департамента исповеданий было оскорблением для Православной Церкви.

Архиеп. Евлогий пытался добиться отставки Н. Безсонова у Премьер-Министра Голубовича. Евлогий так описал этот эпизод: "Я высказал Голубовичу мое глубокое возмущение назначением министром исповеданий ренегата, человека осквернившего сан. Однако на мою просьбу пожалеть Церковь и ее защитить он не отозвался, ссылаясь на техническую осведомленность Безсонова в делах церковного управления.

-Но в Церкви первое - нравственный ценз,- горячо возражал я.- Неужели в Киеве не найти другого знающего человека?

Мой протест ни к чему не привел."

Попытки вмешательства государства в дела Церкви бойкотировались иерархией. "Меры Департамента во главе с расстриженным епископом не воспринимались всерьез. Несерьезным было и само обсуждение положения и реформ в Православной Церкви без участия ее основных деятелей- епископата."

 

2.2. ЦЕРКОВЬ И РЕЖИМ ГЕТМАНА ПАВЛА СКОРОПАДСКОГО.

 

Усиливающийся кризис, некомпетентность Центральной Рады в вопросах управления, склонность ее руководителей к радикально-социалистическим эксперементам и непопулярность ее в массах подтолкнули немцев к смене режима на Украине. 16(29) апреля 1918 г. в киевских одном из цирков открылся Всеукраинский хлеборобский съезд, на который съехалось около 8 тыс. делегатов. Согласно донесению германского посла, "частично депутации съезда состояли из bone fide (настоящих) крестьян, частью же эти депутации были инспирированы крупными помещиками и вновь организующийся национально-демократической партией, за которой, как передают, стоит ген. Скоропадский". Съезд проходил под охраной немецких патрулей. В ходе съезда гетманом Украины был объявлен ген. Павел Скоропадский. Принимая власть ген. Скоропадский сказал: "Господа! Я благодарю вас за то, что доверили мне власть. Не для личной выгоды беру я на себя эту тяжесть временной власти. Вы же знаете, что повсюду ширится анархия и только твердая власть может навести порядок. На вас хлеборобы и на солидные слои населения я буду опираться и молю Бога, чтобы дал нам силы и твердость спасти Украину." После выборов участники съезда перешли в собор св. Софии, где еп. Никодим (Кротков) помазал избранного гетмана на правителя Украины. Тем временем военные под руководством ген. Дашковича-Горбацкого заняли при поддержке немцев все государственныя учреждения. Режим Центральной Рады был свергнут.

Заместитель германского главнокомандующего ген. Эрих фон Людендорф писал впоследствии о результатах переворота для немцев: “С гетманом Скоропадским в Киеве к власти пришел человек с которым было легко работать… Главнокомандывание было довольно переменой власти в Киеве, ибо сия перемена была полезна для дальнейшего продолжения войны.”

Новый режим подчеркивал свой консервативный характер. Было восстановлено право частной собственности, все распоряжения Украинской Центральной Рады и Всероссийского Временного Правительства ограничивающие и отменяющие это право были отменены. Свою национальную политику Скоропадский характеризовал так : "В национальном вопросе я считал нужным поддерживать украинские национальные требования, но не культивировать особенно ненависти к России, и не навязывать насильно украинскую культуру, зная, что для развития всякой культуры более полезен ее свободный, органический рост нежели поверхностное и принудительное насаждение. Усвоение украинцами шовинистических тенденций я со стороны государства считал вредным. Желая наоборот развития территориально-державнического патриотизма."

После этого переворота изменились отношения Украинского государства к Православной Церкви. Принятый в день переворота "Закон о временном государственном устройстве Украины" подчеркивал что "первенствующей в Украинской Державе верой является христианская православная". Сам гетман, хоть и был масоном, но всегда подчеркивал свою православность, в резиденции его имелась часовня и он вместе с членами своей семьи нередко принимал участие в богослужениях.

Политика его в отношении статуса Украинской Церкви отражала присущие этому режиму колебания между автономизмом и сепаратизмом и в государственной сфере. Для взаимоотношений государства с Православной Церковью и другими религиозными конфессиями было создано Министерство исповеданий. Министром исповеданий был назначен умеренный украинский деятель проф. Василий Зеньковский, стремившийся к поиску компромисса между враждующими течениями в Украинской Церкви на основе широкой автономии Украинской Церкви в составе Русской Православной Церкви.

Автокефалисты продолжали тем временем активную деятельность. Основную свою работу они проводили в рамках Кирилло-Мефодиевского братства, хотя на его основе и создавались и другие недолговечные структуры, деятельность коих ограничивалась составлением петиций и возваний о необходимости украинской автокефалии. 28 апреля инициативная группа "православных украинских христиан из разных краев Украины" (38 чел.) создает "Украинский православно-церковный комитет" известный также как и "Комитет возрождения Украинской Православной Церкви". Основу комитета составили члены указанного братства. Председателем комитета стал Павел Мазюкевич, в состав его вошли Олимпий Витвицкий, Павел Пащевский, Витт Серговский, Павел Тушкан, почетными членами были приглашены архиеп. Алексий (Дородницын), а также работающие в госструктурах Василий Рафальский и Владимир Чеховский. Комитет просил власти обратиться к Константинопольскому Патриарху за благославлением на провозглашение автокефалии УПЦ и помочь "реализовать государственно-важные намерения". После парочки подобных петиций и докладных записок работа сего органа как-то прекратилась.

Весной 1918 г. среди украинского духовенства наблюдается процесс консолидации консервативных кругов, ориентированных на сохранение канонического единства Русской Церкви.

5(18) мая открылся Киевский епархиальный Собор, главной целью которого было избрание митрополита Киевского. На его открытии присутствовало 268 делегатов (из 390). В работе Собора принимало участие 7 епископов: архиеп. Волынский Евлогий (Георгиевский), архиеп. Кишеневский Анастасий (Грибановский), еп. Черниговский Пахомий (Кедров) и викарии Киевской епархии: епископы Никодим (Кротков), Назарий (Блинов), Димитрий (Веррбицкий) и Василий (Богдашевский). Председательствовал на Соборе архиеп. Евлогий.

На открытии Собора выступил министр исповеданий В. Зеньковский. Министр подчеркнул, "что правительство вовсе не желает вмешиваться в церковные дела, но не может быть равнодушным к острым церковным разногласиям", и настаивал на том, что выборы митрополита Киевского должны быть перенесены на Всеукраинский Собор, поскольку киевский владыка является не епархиальным архиереем, а первоиерархом всей Украинской Церкви.

Однако епархиальный Собор решил провести выборы немедленно (279 голосов - за и только 5 против), и утверждение кандидатуры киевского митрополита оставить за Патриархом Московским и всея Руси (273 голоса - за).

6(19) мая 1918 г. в Софийском соборе состоялись выборы. Митрополитом Киевским был избран харьковский митр. Антоний (Храповицкий), известный богослов, один из признанных лидеров консервативного направления в РПЦ, убежденный сторонник единства Русской Церкви. За Антония проголосовало 164 делегата, за еп. Димитрия (Богдашевского) было подано 117 голосов, а за митр. Платона (Рождественского) и архиеп. Евлогия (Георгиевского) по одному голосу.

Другим вопросом обсуждавшимся на Соборе был статус Украинской Церкви.

Большинство выступавших было против автокефалии за автономный статус Украинской Церкви, а за автокефалию защищало лишь трое выступавших: свящ. Григорий Грушевский, свящ. Иоанн Рымаренко и Лысенко. Речи данных лиц пестрели выпадами против "гнета московской иерархии" и были наполнены революционной демогогией, когда стал ясен их провал то о. И. Рымаренко стал обвинять собор в антигосударственной деятельности и самозванстве.

Из противников автокефалии наиболее аргументированные были выступления проф. Ясинского, проф. прот. Николая Гроссу и прот. Феодора Титова.

Ясинский в своей речи подчеркнул, что он потомок казаков и сторонник украинского языка, на исторических примерах опроверг утверждение о. Гр. Грушевского о постоянном московском гнете над украинской Церковью, подтвердил необходимость автономии для Украинской Церкви, назва автокефалию “тщеславной мечтой”.

Прот. Н. Гроссу остановился на канонических условиях получения автокефалии.

Прот. Ф. Титов в своем выступлении опроверг инсинуации автокефалистов о насильственном присоединении Украинской Церкви к Московской в XVII ст., подчеркивая свое украинофильство. Далее выступающий подчеркнул опасность и безпочвенность украинского шовинизма: “Переживаемое и наблюдаемое нами стремление сделать Украину страной нетерпимости, человеконенавистнического филетизма, не исходит из недр украинской жизни или русской природы: это нерусское, неславянское, нехристианское явление”. Указав на опасность униатства, оратор высказался о сущности автономии, считая безосновательными требования немедленной автокефалии.

После обсуждения собор 233 голосами против 3 отклонил автокефалию, признав 228 голосами против 2 желательность автономии. Собор выступил против украинизации богослужения, разрешив лишь проповедь на украинском языке.

Результаты Киевского епархиального собора было крупным поражением автокефалистской фракции и правительства. Новоизбранный митрополит Киевский был твердым сторонником общерусского церковного единства и пользовался среди народа огромной популярностью, которая доходила до того, что узнав об избрании Антония на Киевскую кафедру верующие Харькова не хотели отпускать владыку, и приходские советы Харьковской епархии отправили Патриарху телеграмму с просьбой не утверждать его и оставить на Харьковской кафедре.

Избрание Антония митрополитом Киевским вызвало недовольство украинских национальных кругов и гетман Скоропадский не признал этих выборов и обратился по этому поводу к Патриарху Тихону.

22 мая(4 июня) 1918 г. указом Патриарха и Св. Синода Антоний был утвержден митрополитом Киевским. В отправленом в тот же день послании к Премьер-Министру Украины Патр. Тихон пояснил что не выполнил просьбу не утверждать выборы Киевского митрополита без согласия Гетмана, так как это требование есть посягательство светской власти на соборное решение Киевской епархии и на компетенцию Всероссийской Высшей Церковной Власти.

Украинское правительство было недовольно этим утверждением. Некоторые министры предлагали не допускать владыку в Киев, отцепив жел.-дорожный вагон с митрополитом на одной из станций. Однако министр исповеданий Зеньковский заявил, что насилие недопустимо и предложил не признавать Антония митр. Киевским, продолжая именовать его владыкой Харьковским. Премьер Лизогуб поддержал это предложение. Поезд с владыкой однако был задержан на сутки и Антоний прибыл в Киев 5(18) июня, из-за чего была сорвана торжественная встреча митрополита.

После прибытия в Киев Антоний встретился с министром исповеданий. Министр во время аудиенции заявил, что не имеет личных претензий к владыке, однако не может признать митр. Киевским до решения Всеукраинского собора.

Тем временем министр исповеданий совместно с духовенством начинает работу над созывом летней сессии Всеукраинского Собора. 14(27) мая в Киеве состоялось совещание украинских епископов с участием министра исповеданий В. Зеньковского. На совещании присутствовали митр. Антоний (Храповицкий) и митр. Платон (Рождественский). Вначале совещание высказалось против созыва новой сессии Собора, но "под давлением П. Скоропадского согласились созвать летнюю сессию". 19 мая(1 июня) 1918 г. министр провел совещание с деятелями автокефалистского движения о созыве летней сессии Собора. Были проведены довыборы в епархиях, которые не были представлены на зимней сессии Собора.

7(20) июня 1918 г. открылась летняя сессия Всеукраинского Церковного Собора. Приветствуя Собор, министр исповеданий В. Зеньковский заявил, что вопрос автокефалии не является главным, и что нужно побыстрей создать руководящие органы УПЦ.

Одним из первых решений Собора было признание действительности избрания митрополитом Киевским Антония (Храповицкого). За это решение было подано 213 голосов и только 128 - против. После решения Собора гетман Скоропадский также признал Антония митрополитом Киевским.

Главным вопросом на этой сессии был статус Украинской Церкви. На одном из пленарных заседаний, согласно воспоминаниям Корсуновского, "было заслушано два проекта административного устройства Церкви на Украине: один (подготовленный уставной комиссией), согласно которому "Церковь на Украине является составной частью обще-русской с Патриархом Всероссийским во главе", другой от украинцев (т.е. автокефалистов), подготовленный и зачитанный прот. В. Липковским, был полностью противоположный: Церковь на Украине должна быть независимой от Москвы, какой она раньше была, не разрывая однако духовного братского единства как с Российской так и со всею Вселенской Церковью ".

Большинство Собора склонялось к принятию первого проекта. Чтобы как-то повлиять на решение Собора, 23 июня(6 июля) 1918 г. гетман Скоропадский посетил Собор и выступил на нем с речью, в которой он сказал следующее:

"Я думаю, что наша Православная Церковь которая одновременно с Украинской Державой встала на свободный путь жизни, станет ближе к своему народу и поведет его по тому пути веры и правды, по которому его вели славные великие духом владыки: Петр Могила и др. ... Расцвет национального духовенства- это расцвет свободной Украинской Державы. Желая уверенного и свободного развития Православной веры и духовенства, я хочу, чтобы все дела Украинской Церкви решались у нас тут на Украине и только тогда будут полезные результаты и ваших трудов и желаний народа."

На заседаниях Собора шла ожесточенная борьба большинства и сторонников автокефалии. Церковномыслящие консервативные круги решили противостоять дезорганизующему и политиканствующему влиянию руководителей автокефалистского движения, которые хотели "террором захватить власть над Собором". Центром консолидации консервативных сил Собора стал так наз. "Тайный Совет" куда "от каждой из 10 украинских епархий было выбрано по одному светскому и духовному лицу, а кроме того еще 10 человек из наиболее влиятельных членов Собора". Основной задачей "Тайного Совета" было лишение членов ВПЦР мандатов как органа самочинного.

Начавшись еще на первых заседаниях противостояние достигло апогея на 9-м заседании 24 июня (7 июля) 1918 г. На данном заседании обсуждалось законность присутствия членов ВПЦР на Соборе.

В защиту ВПЦР выступали священники А. Марычев и Филипенко. Марычев в своей речи делал упор на роли ВПЦР в возрождении церковной жизни, оратор подчеркивал, что созывая Собор, ВПЦР действовала по благославению Патриарха Тихона. В конце речи о. Александр призвал: “Не судите о Раде по некоторым членам ея и их поступкам; помните, какое это было тяжкое время, когда начиналась новая жизнь на Украине, когда каждый день менялась политическая ситуация, когда невозможно было бы ввести жизнь в какие-нибудь формы. Всеукраинский Православный Собор – это следствие работы Рады и ее задание.”

Свящ. Филипенко в своем выступлении оправдывал деятельность ВПЦР. Он подчеркивал, что нельзя судить о ней по газетным публикациям. По его словам члены ВПЦР думали только лишь о “пользе Церкви” и количество членов ВПЦР настолько мала, что “не представляет никакой опасности” для Собора.

Главным обвинителем ВПЦР выступил архим. Вениамин (Федченков). В начале архимандрит подчеркнул позитивные стороны деятельности ВПЦР: “Стала на национальный народный путь и стала твердо и в то время,когда социализм и интернационализм поставили дело так, что многие боялись слова “патриот”… Спасение России началось с Украины… Рада этому способствовала – за это ей похвала”. Далее шли негативные стороны деятельности ВПЦР и обвинения в ее адрес:

1.Идея созыва Всеукраинского Собора принадлежит не ВПЦР, а III войсковому съезду.

2.Революционная деятельность и самочинное провозглашение себя единственной церковной властью.

3.Открытое неповиновение Патриарху и провозглашение автокефалии.

4.Травля митр. Владимира.

5.Политиканство.

6.Продолжение деятельности ВПЦР после начала Всеукраинского Собора под вывеской “Кирилло-Мефодиевского братства”

7.Деструктивная деятельность ВПЦР на Соборе.

Архим. Вениамин (Федченков) далее “предложил выход: их (членов ВПЦР) около 50 человек, т.е. приблизительно столько же, сколько профессоров и служащих в Киевской Духовной Академии, откуда "наказом" разрешено выбрать лишь трех. Так как Рада образовалась не выборным путем, а самопроизвольным собранием, то из нее следует им самим избрать тоже трех человек."

Выступивший следом за ним Скрынченко повторил многие пункты обвинения и потребовал, чтобы все члены ВПЦР покинули Собор, “дабы в будущем не могли повториться подобныя действия…, чтобы совесть православных была успокоена”.

За изгнание всех членов ВПЦР проголосовало 108, против – 198, воздержалось 9. Большинством голосов (172 – за, 142 – против, 13 воздержалось) ВПЦР предлагалось три мандата.

Бывшая ВПЦР "отклонила предложение об избрании от себя трех членов на Собор, подала Собору протест и заявление, что она не признает его далее Всеукраинским Собором и считает его постановления недействительными".

Протестовал против данного решения и министр исповеданий который заявил: "Факт изгнания с Собора бывшей Украинской Церковной Рады - очень важный и неслыханный в истории и поэтому об этом должен иметь свое мнение Совет Министров, и государство не может оставить этот факт без внимания."

После изгнания членов бывшаго ВПЦР работа Собора приняла более спокойный характер.

Большинство участников Всеукраинского Собора высказалось за единство Русской Церкви и 26 июня (9 июля) 1918 г. был принят автономистское "Положение о Высшем Церковном Управлении на Украине" (213 голосов – за, 128 воздержалось).

После голосования представитель автокефалистской фракции Собора А. Павлюк зачитал заявление 52-х в котором говорилось, что они воздержались, ибо “Положение” “не отвечает национально-демократическому и соборноправному устройству Церкви”.

"Положение" это говорило следующее:

" I

§1. Православная Церковь на Украине, высшее временное управление которой организовывается на принципах автономии, пребывает в канонической связи с Патриархом Всероссийским.

§2. Патриарху Всероссийскому в отношении Православной Церкви на Украине принадлежат следующие права:

а) Патриарх утверждает и благословляет Киевского митрополита, а всех епископов украинских епархий утверждает Священный Собор украинских епископов и благословляет Святейший Патриарх;

б) Патриарх принимает жалобы на Киевского митрополита и имеет право высшего (апелляционного) суда над всеми епископами украинских епархий;

в) Патриарх благословляет созыв Церковного Собора на Украине;

г) Патриарх утверждает положение о Временном Высшем Управлении Православной Церкви на Украине.

II

§3. Высшим органом Церковной законодательной, правительственной и судебной власти является Украинский Церковный Собор.

§4. Украинский Церковный Собор созывается периодически раз в 3 года, а в случаях исключительной потребности и чаще.

§5. Украинский Церковный Собор состоит из правящих и викарных епископов украинских епархий по должности, а также клириков и мирян согласно выборам на уездных собраниях.

§6. Непрерывно действующим исполнительным органом Высшего Церковного Управления на Украине является Священный Собор всех правящих епископов украинских епархий и Высший Церковный Совет (Найвища Церковна Рада).

§7. Священный Собор епископов созывается не менее 1 раза в год, поручая свои полномочия во время пребывания в епархиях тем епископам, которые состоят в Высшем Церковном Совете, в состав которого входят на 1 год по очереди, установленной Священным Собором епископов.

§8. Высший Церковный Совет состоит из 3 епископов (помимо митрополита Киевского), 4 клириков (в т.ч. 1 псаломщика), и 6 мирян причем клирики и миряне избираются Украинским Церковным Собором на 3 года.

§9. На Украинском Церковном Соборе, Священном Соборе епископов и в Высшем Церковном Совете председателем по должности является митрополит Киевский и Галицкий.

III

§11. Священный Собор епископов ведает вопросами иерархично-пастырского характера, кои относятся в основном к внутренней жизни Церкви: а) вероучения; б)богослужения; в) церковного управления; г) церковного суда и д) церковной дисциплины.

§12. Высший Церковный Совет ведает вопросами церковно-общественного характера, относящимися в основном к внешней стороне церковной жизни: а) церковно-административные; б) церковного хозяйства; в) школьно-просветительские; г) ревизии и контроля; и д) церковно-правовых отношений.

§13. Для разрешения особо важных вопросов как: а) рассмотрение отчетов о деятельности Священного Собора епископов и Высшего Церковного Совета, б) утвержде-ния бюджета церковных учреждений, в) вопросы созыва Украинского Церковного Собора и г) любые вопросы, которые Священный Собор епископов и Высший Церковный Совет найдут нужным перенести на совместное заседание Священного Собора и Высшего Церковного Совета.

§14. Священный Собор епископов и Высший Церковный Совет подают на очередной Всеукраинский Церковный Собор планы, проекты, законопроекты и отчеты о своей деятельности.

IV

§15. Украинской Державе принадлежит право контроля над расходом сумм, которые отпускаются из государственной казны и надзор за деятельностью органов церковного управления с точки зрения соответствия их государственным законам.

§16. Представителем Православной Церкви в Державе Украинской и посредником между Церковью и государством является митрополит Киевский, как глава всех органов Высшего Церковного Управления.

§17. Со стороны Державы Украинской посредником между государством и Церковью является министр исповеданий, который должен быть православного вероисповедания.

§18. Митрополит Киевский и Галицкий принимает участие в высшем представительном государственном органе.

§19. Сие Положение… прежде чем будет утверждено Святейшим Патриархом, подается на одобрение Верховной государственной власти с точки зрения соответствия государственным законам."

28 июня(11 июля) 1918 г. состоялась последнее заседание II сессии Всеукраинского Церковного Собора. На этом заседании было принято постановление что "все постановления Всероссийского Церковного Собора и Святейшего Патриарха... должны безусловно быть обязательными для всех епархий Украины", и был избран Высший Церковный Совет во главе с митрополитом Киевским Антонием. В состав Совета вошли в основном представители русофильского большинства Собора. От епископата в Совет вошли митр. Одесский Платон (Рождественский), архиеп. Волынский Евлогий (Георгиевский), еп. Черниговский Пахомий (Кедров); от клира- прот. Ф. Титов, проф. Н. Гроссу, о. Г. Лобов и дьяк А. Цуйманов; от мирян - И. Бич-Лубенский, проф. Ясинский, проф. И. Морачевский, Д. Марченко, К. Тюльпанов и В. Чернявский.

Летняя сессия Всеукраинского церковного Собора показала убедительную победу консервативно-русофильских кругов и слабость автокефалистов, опирающихся на незначительную кучку "нацiонально-свiдомих" политиканов и не поддержанных большинством духовенства и мирян.

В это же время сторонники автокефалии не сидели сложа руки и активизировали свою деятельность, вскоре после окончания Собора лидеры автокефалистов выпустили обращение к украинскому народу, в котором оправдывалась деятельность ВПЦР и осуждались "враги и изменники украинского народа", к коим было причислено большинство Собора, которые "глумились над украинцами, давили их… затыкали им рот". Изгнание членов ВПЦР определялось "как неслыханное в мире злое дело". Послание призывало к борьбе за "украинские приходы", рукоположению во священники и архиереи "національно-свідомих українців" и организовываться против наступления "врагов Украины". Также шло проникновение автокефалистов во властные структуры, в Министерстве исповеданий они заняли ряд ответственных постов: Департамент по делам Православной Церкви возглавил В. Рафальский, Департамент инославных исповеданий - Тарновский, Департамент по общим делам - В. Чеховский. В газете "Нова Рада" руководитель "Братства свв. Кирилла и Мефодия" Сергий Шелухин летом 1918 г. опубликовал цикл статей в защиту автокефалии УПЦ.

На Всероссийском Поместном Соборе в Москве 21 июля(3 августа) Патриарх Тихон сообщил донесения еп. Пимена (Пегова) о положении церковных дел на Украине и принял решение обсудить их в отделах Всероссийского Собора.

23 июля(5 августа) 1918 г. Украинское Правительство направляет послание Патриарху всея Руси относительно "Положения о Высшем Церковном Управлении на Украине", в котором говорилось следующее:

"…Правительство Украинской Державы с учетом временного характера "Проекта" считает необходимым признать в порядке государственном установленный Всеукраинским Православным Церковным Собором орган Высшего Управления Православной Церкви (на Украине) также, как и его личный состав, прося Ваше Святейшество о немедленном утверждении и в порядке церковном постановлений Проекта (разд.II. §§3; 4; 5; 6; 7; 8)…, что касаются Высшего Церковного Управления и его личного состава.

…Правительство Украинской Державы с учетом временного характера Проекта считает возможным признать основы канонической зависимости Украинской Церкви от Церкви Российской (разд.I.§1). Что же касается тех чрезвычайной важности постановлений Проекта, которые конкретно определяют права Патриарха Всероссийского…, а также о церковных правах митрополита Киевского (разд.I.§2), то Правительство Украинской Державы… не переходит к их обсуждению, пребывая в уверенности, что эти предварительные постановления будут предметом серьезного обсуждения и окончательного разрешения на будущих заседаниях Всеукраинского Церковного Собора.

…Правительство Украинской Державы имеет честь обратиться к Вашему Святейшеству с покорнейшей просьбой, во имя мира церковного отсрочить церковное утверждение и проведение в жизнь вышеуказанных постановлений Проекта до их окончательного всецерковного разрешения на Украине."

Однако попытки давления и уговоров не подействовали на Патриарха.

7(20) сентября 1918 г. на последнем заседании Всероссийского Поместного Собора было рассмотрено и одобрено "Положение о Высшем Церковном Управлении на Украине" и признана автономия УПЦ. В принятом "Определении Священного Собора Православной Российской Церкви… о Высшем Управлении Православной Церкви на Украине" вносились следующие уточнения в "Положение":

"1) Православные епархии на Украине оставаясь неразрывною частью Православной Российской Церкви, образуют церковную область с ея особыми преимуществами на началах автономии.

2) Автономия Украинской Церкви простирается на местные церковные дела: административные, просветительные, миссионерские, благотворительные, монастырские, хозяйственные, судебные в подлежащих инстанциях и не простирается на дела общецерковного значения.

3) Постановления Всероссийских Церковных Соборов, а равно постановления и распоряжения Святейшего Патриарха имеют обязательную силу для всей Украинской Церкви.

4) Епископы и представители клира и мирян украинских епархий участвуют во Всероссийских Церковных Соборах на основании действующих о Соборах постановлений. Митрополит Киевский по должности и один из Архиереев Украинских епархий по очереди, на основании Соборного определения о составе Высшего Управления Православной Российской Церкви, участвуют в Священном Синоде.

5) Святейший Патриарх может посылать представителей на Украинский Церковный Собор.

6) Святейший Патриарх утверждает митрополитов и правящих Архиереев Украинских епархий.

7) Святейший Патриарх сохраняет в отношении Украинской Церкви все права предусмотренные Соборными определениями о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России."

Тем временем на Украине автокефалисты ,недовольные компромиссной политикой гетманского правительства, переходят в оппозицию. В сентябре "Братство свв. Кирилла и Мефодия" входит в состав оппозиционного Украинского Национального Союза(УНСоюз), состоявшего из левых украинских партий. Этот Союз сформировал комиссию по церковным делам во главе с членом "Братства свв. Кирилла и Мефодия" о. Георгием Жевченко. Была опубликована резолюция УНСоюза в которой выдвигались требования "освобождения Украинской Церкви от внешней инодержавной, инонациональной церковной власти Московского Патриарха и получения Украинской Церковью независимости(автокефалии)."

В октябре 1918 г. гетман начинает искать компромисс с "национально-ориентированными" украинскими партиями входившими в УНСоюз. 6(10) октября 1918 г. министром исповеданий был назначен член УНСоюза и ярый сторонник автокефалии Александр И. Лотоцкий. Со стороны государства на Украинскую Церковь начинается оказываться массированное давление с целью заставить ее провозгласить автокефалию.

15(28) октября 1918 г. открылась III осенняя сессия Всеукраинского Церковного Собора. На сессии всецело доминировала консервативно-пророссийская линия, поддерживаемая епископатом и большинством участников Собора, а автокефалистов, по свидетельству П. Корсуновского, этот Собор "уже не интересовал". Однако новый министр надеялся путем угроз и государственного давления провести на Соборе нужные ему решения.

Соборяне противостояли этому давлению. 23 октября(5 ноября) Собор потребовал пояснений от Министерства исповеданий, почему правительство "затрудняется их пункты законопроекта о Высшем Церковном Управлении".

30 октября(12 ноября) 1918 г. А. Лотоцкий произнес на Соборе программную речь, в которой провозгласил цели новой политики по отношению к УПЦ.

Основные положения этой речи были следующие:

"… Государственная власть при моем предшественнике пошла на временное и компромиссное решение: пошла на соглашение с Московским Патриархом… Но эта попытка не только не помогла разрешить [церковные] дела, но и еще более их усложнила… Пред государственной властью и пред Церковным Собором опять стоит то же самое задание: создать церковный строй, а для этого в первую очередь надо установить основной закон Украинской Национальной Церкви…

У нас Церковь пребывает в связи с государством, - поэтому государство имеет не только право, но и обязанность установить взаимоотношения между ними…

Основной принцип государственной власти состоит в том, что в самостийной державе должна быть и самостийная Церковь. Этого требуют интересы и государства и Церкви. Никакое правительство понимающее свои государственные обязанности не может согласиться на то, чтоб центр церковной власти находился в другом государстве…Автокефалия Украинской Церкви - это не только Церковная, но и национальная необходимость. Это главная потребность нашей Церкви, нашей Державы, нашей Нации. И кто это понимает и всем сердцем принимает интересы украинского народа тот принимает и автокефалию Украинской Церкви. И наоборот."

В случае непринятия решения об автокефалии на Соборе Совет Министров принял решение о роспуске Собора и проведения новых выборов для усиления "украинского элемента" на Соборе. Большинство Собора не пошло на поводу автокефалистов. Ряд видных деятелей Украинской Церкви (митр. Платон, архим. Вениамин (Федченков), Морачевский, Бич-Лубенский и др.) выступили за отлучение Лотоцкого от Церкви. Не желая усиления противостояния Скоропадский отступил и не утвердил резолюцию Правительства об автокефалии.

Вскоре ситуация кардинально поменялась. Разгром Центральных держав на которые опирался режим ген. Скоропадского стал свершившимся фактом и гетман был вынужден срочно менять ориентиры, а т.к. победившая Антанта не признавала украинской самостийности, а поддерживала Белое Движение, целью которого было свержение большевицкой диктатуры и восстановление единой и неделимой России, то 1(14) ноября 1918 г. Павел Скоропадский принял "Федеративную Грамоту", провозглашавшую федерацию Украины с небольшевицкой Россией. После принятия этой "Грамоты" было создано русофильское правительство С.Н. Гербеля, а все министры- самостийники, в том числе и А. И. Лотоцкий, были отправлены в отставку. Новым министром исповеданий стал Михаил Воронович занимавший пост товарища министра внутренних дел в первом гетманском кабинете, при Николае II бывший бессарабским губернатором. Воронович в церковные дела не вмешивался, и при свержении Скоропадского был убит повстанцами.

Отставку Лотоцкого архиеп. Евлогий охарактеризовал на Соборе так: "Пал министр- пала и автокефалия. Будем теперь спокойно заниматься делами."

Однако политическая ситуация на Украине далее обострялась. 3(16) ноября 1918 г. УНСоюз поднимает восcтание против гетмана. Возглавила его, избранная Президиумом УНСоюза, Директория УНР в состав которой вошли: Владимир К. Винниченко (УСДРП) - председатель, Симон В. Петлюра (УСДРП) -головной атаман войск УНР, проф. Ф. Швец (Селянська Спiлка), П. Андриевский (социалист-самостийник) и А. Макаренко (безпартийный). Характерно что многие из деятелей Директории являлись руководителями украинского масонства. так головной атаман войск УНР Симон В. Петлюра, в феврале 1919 г. возглавивший Директорию был в указанное время гроссмейстером Великой Ложи Украины. Восстание это возникло "на почве недовольства гетманским правительством, допускавшим при восстановлении прав помещиков на землю самые жестокие репрессии по отношению крестьян, захвативших помещичьи земли…, провозглашение лозунга "за землю и волю" привлекло крестьянскую массу и городскую чернь на сторону руководителей самостийнического движения".

Большинство украинского епископата выступило против этого восстания. Собор епископов призвал население бороться против повстанцев. Это обращение не подписали лишь 3 украинских епископа: еп. Георгий (Ярошевский), архиеп. Екатеринославский Агапит (Вишневский) и еп. Кременецкий Дионисий (Валединский).

1(14) декабря 1918 г. П. Скоропадский подал в отставку и покинул Киев. В город вступили войска Директории и Всеукраинский Церковный Собор прекратил свою работу.

Всеукраинский Церковный Собор 1918 г. и все основные события церковной жизни показали слабость автокефалистского течения в УПЦ, провал их попыток добиться большинство на Соборе и сильные консервативно-русофильские настроения среди украинского духовенства и верующих. Эти факторы все более и более подталкивали автокефалистов к переходу их к силовым акциям для достижения своих целей.


"Автокефалистское движение в Украине и возникновение украинского самосвятства. (1917-1921 годы), В.Чернышов"



Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.