„Г а л и ч а н и н ъ.", Ч. 129. Львовъ 11 (23) іюня 1895.

Мих. Петрович Драгомановъ.

Крайніи —якъ на тогдашнее время—воззрЪ- нія Драгоманова на общественныи отношенія въ ГаличинЪ были причиною, що старшіи вЪкомъ галицко-русскіи патріоты не лишь изъ партіи исторической, но также и украинофильской не могли войти съ нимъ въ близшiи и тЪснЪйшiи сношенія. Но при томъ всемъ онъ успЪлъ до- братись съ своими статьями въ украйнофиль- скую газетку „Правда", въ которой и напеча- талъ статьи, открывшiи очи галицкимъ украй- нофиламъ въ дЪлЪ важности для нихъ велико- русской, или такъ сказати обще-русской лите- ратуры и культуры. До сихъ поръ галицкіи украйнофилы замЪчательны были въ своихъ воззрЪніяхъ тЪмъ, що подобно полякамъ нена- видЪли все обще-русское и просто мерзились книгами и газетами, печатанными на обще рус- екомъ языцЪ, хотя бы изданія тЪ были по сво- ему содержанію самыми лучшими въ мірЪ. Украйнофильство въ ту пору было точно то самое, которое сегодня пропагують гг Барвин- скій, Вахнянинъ и т. д. при нравственной и матеріальной помощи польской шляхты и ея розличныхъ „махеровъ" посЪщавшихъ когда-то университетъ въ КіевЪ и вслЪдствіе участія въ польскомъ мятежЪ 1863 года переселивших- ся яко эмигранты въ Галичину.

Съ той поры, когда львовская украйно- фильская „Правда" напечатала розсужденіе М. П. Драгоманова п. з. „Литература россійска, велико-русска, украинска и галицко-русска" — прояснилось въ головахъ немногочисленныхъ галицкихь украйнофиловъ. Они вступали въ жи- вЪйшіи сношенія съ закордонними украйнофи- лами, стали читати обще-русскіи изданія и искати въ нихъ того, безъ чего яко культур- ный люди обойтись не могли и безь чего до сихъ поръ лишь для того обходились, такъ якъ не знали никого изъ такихъ украйнофиловъ за кордономъ, который излЪчиль бы ихъ отъ слЪ- пой вражды къ всему обше-русскому и дока- залъ имъ, що обше-русская литература и куль- тура есть достоянiемъ мало- и великороссовъ.

Въ 1878 году, когда Мих. Драгомановъ за свои соціалистическiи воззрЪнія былъ устра- ненъ изъ кафедры кіевского университета и переселился въ Швайцарію — та часть галиц- кихъ украйнофиловъ, которая сегодня пошла въ „новую эру", отперлась его публично. Но за то станула по сторонЪ Драгоманова значи- тельная часть галицко-русской украйнофильской молодежи, которая за свои соціально-политиче- скіи убЪжденія подвергалась нЪсколькократ- нымъ арестамъ, процесамъ и т. п. Молодежь та подчинялась однако въ головныхъ вопросахь старшимъ галицкимъ украйнофиламъ и только въ 1890 году, когда тЪ послЪдніи, при водво- реніи такъ зовимой „новой эры" вступили въ безусловную службу польской шляхты и поль- ской державной идеи — молодежь та, руково- димая М. П.. Драгомановымъ изъ Софіи, высту- пила съ цЪлою рЪшительностію противъ такъ зовимой „програмы" Романчука и образовала отдЪльную такъ зовимую "радикальную" или независимую украинофильско-соціалистическую партію. Въ письмахъ своихъ, вымЪренныхъ про- тивъ ново-эрской политики и печатанныхъ въ газеткахъ „Народъ" и „Буковина", Драгома- новъ доказалъ фактами изъ исторіи, литерату- ры, культуры и теперЪшности, що так зов. програма Романчука ни къ чему не годится, що она не сходна съ духомъ малорусского на- да и яко такая не можетъ найти въ масахъ народа сочувствія.

Вообще — М. П. Драгоманову одолжаетъ галицкая Русь въ первой линіи то, що онъ от- крылъ очи украйнофиламъ и наклонилъ ихъ читати и образоватись на общерусской лите- ратурЪ, безъ знанія которой никто изъ рус- кихъ галинанъ не можетъ, при нынЪшнихъ об- стоятельствахъ, считатись культурнымъ чело- вЪкомъ.

Не будь Драгоманова — нынЪшняя укра- инофильская молодежь въ ГаличинЪ сталась бы простыми козачками польской шляхты. Въ томъ именно покойный имЪлъ весьма важное значе- ніе для галицкой Руси, такъ якъ лишь его влі- янію удалось освободити часть русской моло- дежи нашего края отъ польско-шляхетско-ре- ставрацiйныхъ идей, пропагованныхъ въ свое время довольно успЪшно такими украйнофила- ми якъ Кулишъ, А. Конисскiй и т. п.