Смотрите также разделы:
Петр Кралюк. С надеждой на "белого царя"
Петр Кралюк,
профессор, доктор философских наук,
Национальный университет "Острожская академия"
С надеждой на "белого царя"
Опубликовано в газете "День", 01.06.2003
Москвофильство, в общем, было довольно специфическим,
"искаженным" проявлением именно украинского национального движения,
тормозя, но в некоторых моментах - как ни парадоксально - стимулируя его.
Довольно необычным явлением, на первый взгляд, представляется
движение так называемых москвофилов, получившее распространение на
западноукраинских землях, входивших в состав Австро- Венгрии. Как ни
парадоксально, но это явление было связано со становлением украинского
национального движения. Здесь нам необходимо обратиться к истории. В конце
ХVIII в., когда в странах Европы начинают активно формироваться новые
нации, некоторые нынешние западноукраинские земли (Закарпатье, Буковина,
восточная Галичина) оказались в составе Австрийской империи Габсбургов.
Тогда в этом государстве были созданы относительно приемлемые условия для
культурно-национального развития украинцев. Однако последние этим не
воспользовались.
Показательна в этом плане судьба "Studium
Ruthenorum" ("Руського інституту"). Это заведение возникло с разрешения
либерального императора Иосифа II во Львовском университете в 1787 г. В
нем преподавание теологических и философских дисциплин велось на
"руськом", то есть украинском книжном языке, в котором была сильная
церковнославянская струя. В 1809 г. "Руський інститут" ликвидировали. И
произошло это по просьбе самих украинских студентов. Они не хотели слушать
лекции на "непрестижном" языке и предпочитали, чтобы курсы им читались на
немецком.
И все же под влиянием национального пробуждения среди
народов империи Габсбургов, рано или поздно перед украинцами должен был
встать, казалось, такой "простой" вопрос: "Кто мы, какой нации?" Но в
конце ХVIII - в начале ХIХ ст. этот вопрос для них (как, кстати, и для
других бездержавных народов) оказался не таким уж и простым. Разумеется,
этими проблемами занимался не простой люд. Они интересовали
немногочисленных представителей интеллигенции. Что это были за люди? В
Галичине и Закарпатье - преимущественно выходцы из среды
греко-католического духовенства. В силу своего социального положения, они
были близки к простолюдинам и неплохо знали народную культуру. А
греко-католическое вероисповедание давало им возможность осознавать свое
отличие от немцев, венгров и поляков.
Не стоит преувеличивать
"простолюдную ориентацию" как греко- католических священников, так и
первых западноукраинских интеллигентов. Они были представителями
негосударственного, "непрестижного" народа, не имевшего четко выраженной
этнической идентификации. Из-за этого первые западноукраинские
интеллигенты часто общались не на народном языке, а на языках "культурных"
(польском, венгерском, немецком). Учились они в школах, где доминировали
западноевропейские (преимущественно немецкие) культурные ценности. Не
удивительно, что такие люди рассматривали культуру своего народа как
"низшую"; и часто искали поддержки какой-то внешней силы. В этом была
трагедия западноукраинской интеллигенции. Поэтому неудивительно, что в ее
среде преобладали различные ориентации. Так, В. Подолинский в своем
произведении "Слово предостережения", опубликованном в 1848 г., считал,
что среди галицких деятелей существует четыре партии: "руськая"
(собственно украинская), польская, российская и австрийская.
Российская ориентация, или москвофильство, может быть осмыслена в
контексте поиска западноукраинскими интеллигентами покровителя. Российская
империя подходила для этого по многим причинам. В политическом плане
Россия была мощным государством. Она, особенно после завершения
наполеоновских войн, в значительной степени определяла европейскую
политику. К тому же, Романовы были заинтересованы иметь в Австрийской
империи свою "пятую колонну". Поэтому, понятно, они помогали тем подданным
империи Габсбургов, которые проявляли пророссийские настроения. Россия
была также близкой для подавстрийских украинцев в плане культурном. Все
таки они, как и россияне, сохранили немало от византийского и
древнерусского культурного наследия. Греко-католическая церковь Галичины и
Закарпатья использовала восточный (византийский) обряд и
церковнославянские тексты, как и церковь православная. Что касается
украинцев Буковины, то они вообще с россиянами были единоверными и
находились с ними в едином церковно-культурном поле.
Русский язык
был в общем понятен подавстрийским украинцам. А кое-кто из них был в
восторге от русской культуры, в частности литературы, в то время имевшей
ярких представителей. Такие люди были не против идентифицировать себя как
россиян, что давало им возможность говорить о своей причастности к
могучему народу и его культурным достижениям. Определенную роль сыграл
даже этнонимический фактор. Подавстрийские украинцы и на Галичине, и в
Закарпатье, и на Буковине называли себя русинами. Это звучало почти как
россияне, что также могло быть "доказательством" родства и единства этих
народов.
Наконец, значительную роль в развитии москвофильства
сыграло славянофильское движение. Зародилось оно в Австрийской империи. У
истоков его стояли чехи, которые рассчитывали на то, что консолидация
славян даст им возможность противостоять немецкой экспансии. Однако с 40-х
гг. ХIХ ст. центр славянофильства перемещается в Россию, а российское
самодержавие начало использовать идею славянского единства в своих целях.
В частности, оно старалось представить себя в качестве защитника интересов
всех славян.
Москвофильское движение в Австрийской империи
зародилось и фактически получило свое наибольшее развитие в Закарпатье. На
первый взгляд, это выглядит странным. Ведь Закарпатье было наиболее
отдаленным от России украинским регионом. Определенную роль в становлении
москвофильства здесь сыграла интеллектуальная эмиграция из этого края.
Закарпатье оказалось на удивление богатой талантливыми людьми землей.
Однако эти таланты не могли реализовать себя дома. Все-таки их родина была
глубокой провинцией. И жизнь в Закарпатье контролировалось венгерскими
феодалами, которые не давали местным украинцам "выбиться в люди". Сделать
это им было легче за пределами своего края. Так, многие талантливые
закарпатцы работали университетскими преподавателями в Будапеште, Кракове,
Львове... Львиная доля из них оказалась в Российской империи, где им было
едва ли не легче всего себя реализовать. Россияне тогда всячески
протежировали талантливым иностранцам (а закарпатцы воспринимались именно
таковыми); в то же время россияне смотрели на них не как на чужаков, а как
на близких по происхождению и культуре людей.
Так, в 1791 г. в
Петербург приехал в качестве советника по делам культурной политики и
образования закарпатец Иван Орлай (1770 - 1829). Он стоял у истоков
знаменитого Нежинского лицея, будучи в 1821 - 1826 гг. его директором.
Также закарпатец существенно совершенствовал работу Ришельевского лицея в
Одессе, где находился на должности директора в 1826 - 1829 гг.
Деятельность И. Орлая высоко ценил И.-В. Гете, с которым тот поддерживал
дружеские отношения, а также Н. Гоголь, который был учеником И. Орлая и
считал своего учителя несравненным педагогом. В Россию приехали по
рекомендации И. Орлая М. Балудянский, первый ректор Петербургского
университета, А. Дудрович, получивший должность ректора Харьковского
университета, П. Лодий, В. Кукольник, М. и В. Билевичи, П. Павлович -
профессора Петербургского и Харьковского университетов... Естественно,
закарпатцы, сделавшие карьеру в России, так или иначе поддерживали связи
со своим краем.
И все же национальный ренессанс в Закарпатье могло
пойти не по москвофильскому пути. В первой половине ХIХ ст. здесь
появляются деятели (М. Лучкай, В. Довгович, И. Фогораший), которые видели
перспективу в региональной отдельности и родстве с Галичиной. Однако
революция 1848-1849 гг. стала важным фактором усиления в Закарпатье
москвофильской ориентации. Проводниками этой революции в Австрийской
империи выступали венгры. Последние, добиваясь себе как можно более
широких прав, не ставили задачей упразднить национальный гнет в
государстве. Наоборот, они вели националистическую политику относительно
славянских народов. Венгерские революционеры, рассматривали Закарпатье как
свою землю, выступили против требований местных украинцев, которые
добивались школ с родным языком обучения, введения родного языка в
государственных учреждениях.
В этой ситуации закарпатцы искали
союзников. Таковыми были габсбургская Австрия, обещавшая удовлетворить
национальные требования славянских народов империи, а также Россия,
помогавшая австрийцам. В 1849 г. российские войска пришли в Закарпатье.
Солдатам было приказано, чтобы они вели себя вежливо, не реквизировали
хлеб, продукты, не занимали силой квартиры. В целом военные следовали этим
инструкциям. Закарпатцы увидели, что это вовсе не "песиголовцы", как
утверждала венгерская пропаганда, их язык можно относительно легко понять
и - что тоже важно - они крестятся так же, как и местные русины.
Некоторые закарпатские интеллигенты истолковали приход россиян как
освободительную миссию против враждебной Венгрии. Известный закарпатский
писатель и педагог Александр Духнович (1803 - 1865) вспоминал, что, увидев
на улицах Пряшева русских казаков, он танцевал и плакал от радости.
Лидером москвофильского движения в крае стал Адольф Добрянский
(1817 - 1901), несомненно талантливый человек - юрист, экономист, политик.
Во время революционных событий 1848-1849 гг. он был назначен Габсбургами
наместником "Руського дистрикта" в Ужгороде. Однако после революции Вена
утратила интерес к закарпатским украинцам. Габсбурги пошли на соглашение с
венграми, в результате чего в 1867 г. их государство было преобразовано в
дуалистическую Австро-Венгерскую монархию. Венгры стали полноправными
хозяевами Закарпатья. А. Добрянский потерял свою должность наместника. Он
начал искать помощи россиян, поддерживал тесные связи с русскими
славянофилами, в частности с председателем "Петербургского Славянского
комитета" Иваном Корниловым и председателем "Галицко-русского общества" в
Петербурге Антоном Будиловичем, который был даже женат на его дочери.
Усиление позиций венгров в Закарпатье способствовало переходу
местных украинских интеллигентов на москвофильские позиции. Этому
содействовала и деятельность российского посольства в Вене. Начиная с 1842
г., здесь около 40 лет действовал протоиерей Михаил Раевский -
резидент-пропагандист русских политических идей среди славян Австрийской
империи. На его особом попечении находились украинцы. Он заботился о
стипендиях для западноукраинских студентов в России, через него проходили
российские издания для украинцев Австрии. Закарпатские москвофилы были
организованы в "Общество св. Василия Великого", имели свои печатные
издания, в частности газету "Свет" (1867 - 1871), журнал "Наука" (1882 -
1903) и другие.
В Галичине почва для пророссийских симпатий была
не настолько благодатной. Национальное пробуждение среди украинцев
Галичины с самого начала имело сильную проукраинскую струю. Симптоматичной
в этом плане была деятельность в 30-х гг. ХIХ в. "Руської трійці", которая
пыталась опереться на аутентичную народную украинскую культуру. И все же
уже в первой половине ХIХ ст. на Галичине были деятели, склонные
рассматривать своих земляков частью российского народа. К таким можно
отнести известного историка, этнографа и архивиста Дениса Зубрицкого (1777
- 1862), который написал и издал ряд ценных трудов, касавшихся истории
Галичины. Сам Д. Зубрицкий сотрудничал с российскими научными
учреждениями, был членом Петербургской археографической комиссии и
Временной комиссии для рассмотрения древних актов в Киеве. Также его
избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук.
Культурническое москвофильство в Галичине не было явлением
доминирующим. Однако революция 1848 - 1849 гг. и события после нее многое
изменили. Во время революции наметился союз галицких украинцев и
Габсбургов. Последние видели в галичанах конкурентов полякам,
представлявшим постоянную угрозу для Вены. В свою очередь, галичане
надеялись, что при поддержке Габсбургов им удастся в своем крае стать
ведущей национальной силой. Но революция потерпела поражение. Для
Габсбургов важнее оказалось понимание с поляками, чем сохранение союза с
украинцами. Наместником в крае назначили поляка Агенора Голуховского,
который к тому же определенное время занимал должность имперского министра
внутренних дел. Украинские лидеры почувствовали себя преданными
Габсбургами, которые оставили их один на один с более сильным противником.
Они начали искать себе нового покровителя. В глазах многих таковым могла
бы стать царская Россия. Распространилось мнение, что "краще втопитися в
російському морі, ніж у польській калабані".
В 60 - 80-х гг. ХIХ
ст. москвофильская ориентация стала доминирующей в политической и
общественной жизни галицких украинцев. На москвофильские позиции перешли
многие интеллигенты, которые раньше придерживались проукраинской
ориентации. Среди них, в частности, Яков Головацкий (1814 - 1888) - один
из членов "Руської трійці". Москвофилам удалось взять в свои руки
руководство авторитетных культурно-образовательных организаций. Это
касалось Ставропигийского института, "Галицько- Руської матиці",
"Народного дому", "Руської бесіди". Одним из главных центров стало
"Общество им. Михаила Качковского", которое пыталось активно работать в
простонародной среде. Так, в 70-х гг. ХIХ в. эта организация имела 181
народную читальню в селах Галичины. Также москвофилам удалось создать
много печатных изданий, с помощью которых они активно пропагандировали
свои идеи. Это - газеты и журналы "Слово" (1861 - 1887), "Наука" (1874 -
1900), "Галичанин" (1893 - 1914)... Были у них и многочисленные серийные
издания "Библиотека русских писателей", "Библиотека руска",
научно-литературные сборники "Галичанин" (1862 - 1883), "Галицкий
исторический сборник" (1853 - 1854, 1860), "Литературный сборник" (1869 -
1873, 1885 - 1890, 1896 - 1897), в которых публиковались старинные акты,
летописи, этнографические материалы, библиографические труды, произведения
русских писателей.
В 60 - 80-х гг. ХIХ в. по селам Галичины ходили
слухи, будто скоро сюда придет "белый царь", то есть российский император,
который накажет поляков, выгонит евреев, заберет у господ землю и раздаст
ее местным крестьянам. Особенно подогревались эти слухи в период
обострения российско-австрийских отношений. Развитие москвофильского
движения в Галичине не на шутку встревожило Вену. Ведь это течение все
больше начало приобретать политическую направленность, превращаясь в
"пятую колонну" российского самодержавия. Также было очевидно, что
москвофилы получают от россиян поддержку, в том числе и материальную,
В 1881 г. во Львове начался судебный процесс против галицких
москвофилов Ивана Наумовича, Венедикта Площанского и др. Кстати, среди
подсудимых оказалась Ольга Грабарь - дочь А. Добрянского. Процесс имел
сугубо политический характер. Подсудимых обвиняли в государственной
измене. И хотя они были оправданы, однако следствие выявило
непривлекательные стороны деятельности москвофилов, в частности, их связи
с российской властью.
Потом состоялось еще несколько
антимосквофильских судебных процессов. Наиболее известным из них был
процесс 1913 - 1914 г. в Сыготе (Закарпатье), на котором судили 96
крестьян во главе со священником Алексеем Кибалюком. Их обвиняли в связях
с враждебным государством, в том, что они тайно перешли в православие и
молились за русского царя. Хотя справедливости ради стоит сказать, что
репрессии против москвофилов до Первой мировой войны в Австро-Венгрии
отнюдь не носили массового характера.
Несмотря на все минусы,
москвофильство посодействовало развитию украинского национального движения
на Галичине. В борьбе с ним сформировалось течение народовцев, которое
ориентировалось на единение галичан с надднепрянскими украинцами. Борьба,
дискуссии москвофилов и народовцев, носившие публичный характер, заметно
динамизировали культурную и общественную жизнь украинцев Галичины. Они
закалили проукраински настроенных деятелей, заставляли их повышать свой
уровень, ведь культурный потенциал москвофилов был довольно высок.
Однако не только в этом был позитив москвофилов для украинского
национального движения. Они послужили для него своеобразным
"громоотводом". Разумеется, имперское австрийское правительство не
особенно жаловало национальные движения в своем государстве. Однако
развитие москвофильства в условиях обострения российско-австрийских
отношений вынудило Габсбургов повернуться лицом к проукраински настроенным
деятелям и даже оказать им определенную поддержку. Ведь они были
противовесом москвофилам.
Москвофильство также получило
определенное распространение и на Буковине. Последняя составляла отдельный
коронный край в составе Австрийской империи и во многом отличалась от
Галичины и Закарпатья. Среди местной интеллигенции явно преобладала
ориентация на немецкую культуру. Административный центр края Черновцы
именовался "Малой Веной". Добрая половина населения этого города
разговаривала на немецком языке. На этом же языке писали первые свои
произведения выдающиеся украинские писатели Буковины - Юрий Федькович и
Ольга Кобылянская; он господствовал даже в интеллигентных семьях,
осознававших свое украинское происхождение. Только в 60-х годах украинцы
начали создавать свои организации. Это - "Руська бесіда" (1869) и "Руська
рада" (1870). Поскольку в то время среди лидеров подавстрийских украинцев
явно преобладала москвофильская ориентация, то ничего удивительного, что
указанные общества также были москвофильскими. Буковинские москвофилы
имели и свои издания - "Буковинська зоря" (1870) и "Руська рада" (1871 -
1912).
Для Буковины москвофильство было "детской болезнью"
украинского национального движения. Этой "болезнью" переболели ряд местных
деятелей, в том числе и упоминавшийся Ю. Федькович, который со временем
перешел на проукраинские позиции и вместе с братьями С. и Г. Воробкевичами
стал зачинателем украинской литературы на Буковине. Переориентация
украинских интеллигентов Буковины произошла под влиянием галицких
народовцев. Этому в известной степени поспособствовало открытие в 1875 г.
университета в Черновцах. Часть кафедр этого учебного заведения была
занята галицкими украинцами, которые распространяли здесь национальные
идеи.
В целом москвофильство в Австро-Венгрии в конце ХIХ - в
начале ХХ в. начало заметно утрачивать свои позиции; набирало силу,
особенно в Галичине, украинское национальное движение, представлявшее
альтернативу москвофильству. Определенную роль сыграло и то, что имперское
правительство в условиях обострения российско-австрийских отношений
пыталось ограничить влияние москвофилов. Развязывание Первой мировой
войны, когда Австро-Венгрия и Россия оказались в разных лагерях, привело к
еще большим ограничениям. Многие москвофилы были интернированы в
концентрационные лагери, в частности печально известный Таллергоф. Большим
ударом по москвофильству стало свержение династии Романовых и захват
власти в России большевиками. Погас маяк, на который ориентировались
москвофилы.
Москвофильство превратилось в маргинальное течение в
общественной жизни западных украинцев. Впрочем, некоторая часть
москвофилов переориентировалась в политическом плане и поддержала
коммунистическое движение. "Москвофильские гены" дали тут о себе знать.
Показательно, например, что отец известного писателя- коммуниста Галичины
Ярослава Галана принадлежал к москвофилам. В современных условиях
своеобразным рецидивом москвофильства можно считать движение русинов,
которое получило определенное распространение среди украинцев Закарпатья,
собственно не столько в Украине, сколько за границей, прежде всего на
территории Словакии.
Москвофильство, в общем, было довольно
специфическим, "искаженным" проявлением именно украинского национального
движения, тормозя, но в некоторых моментах - как ни парадоксально -
стимулируя его. Это явление стало зеркалом, в котором нашли отражение наши
ментальные недостатки и культурные комплексы. Понятно, смотреть в зеркало,
чтобы увидеть эти недостатки - вещь малоприятная. Но если мы хотим
избавиться от них, то это стоит делать.