Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Регионы --> Галичина (Жизнеописания галичан)




ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ
МИХАИЛЪ КУЗЕМСКІЙ,



епископь холмскій, выслуженый архидіяконъ и деканъ греко-кат. львовскои капитулы, выслуженый викарій генеральный и офиціялъ львовскои митрополитальнои консисторіи, командоръ цЪсарско - австрійского ордена Францъ - Іосифа, рыцарь царско-русского ордена св. Анны 1-ои клясы съ золотою короною, выслуженый предсЪдатель Народного Дома и Галицко-русскои МатицЪ, членъ О6щества имени Михаила Качковского и т. д., умеръ 24-го (русского) Листопадня сего року, переживши 70 лЪтъ, въ Ляшкахъ горЪшнихъ, бобрецкого староства.






27-го русского Листопадня сего 1879-го року похоронили мы во ЛьвовЪ съ великимъ жалемъ первЪйшого и славного патріота нашого, преосвященного Михаила Куземского... Чимъ былъ Михаилъ Куземскій для насъ, Галицкихъ Русиновъ, знаютъ всЪ старши люди наши, особливо письменни, и тіи, котри памятаютъ 1848-й рокъ, — той славный рокъ, въ котромъ снесена злопамятна панщина и въ котромъ Галицки Русины розбудились сновь, о пятисотлЪтномъ снЪ и долго-вЪковой недоли, до нового русско-народного жітья. Для тыхъ же, котри еще або ничого не знаютъ,бо мало знаютъ о Куземскомъ, опишемъ тутъ коротко его житье, а зъ того описанья его житья познасть каждый, якъ дуже заслужился онъ длл Галицкои Руси — якъ мало-кто больше передъ нимъ, а еще никто больше по нимъ. Послухайте:

Михаилъ Куземскій родился вь самъ день св. Архистратига Михаила, 8-го русского Листопадня 1809-го року, въ селЪ ЩибалинЪ подъ Бережанами. Родичъ его, Евстахій Куземскій, былъ въ томъ селЪ священникомъ. ДЪды и прадЪды Куземского жили въ томъ селЪ больше якъ 400 лЪтъ и нашъ Михаилъ былъ послЪдній зъ тои родины. Школы народни и латински кончилъ онъ вь Бережанахъ, а философію и богословіе (семинарію) во ЛьвовЪ. Уже яко молодикъ любилъ онъ щиро свой святый церковный обрядъ и свою родну русску мову, а не было тое чимъ звычайнымъ въ оныи часы, бо тогды, кто лишь затягнулъ на себе яку сурдутину, говорилъ уже лишь по польски, або по нЪмецки, а наша родна русска мова жила лишь въ сельскихъ мужицкихъ хатахъ, та въ где-якихъ дворкахъ священниковъ.

Коли нашъ Михаилъ скончилъ семинарію, выЪзжаль тогдашній митрополитъ Михаилъ Левицкій на визитацiю церквей и парохій и, уподобавши собЪ нашого Михаила, взялъ его съ собою 1832-го року на своего секретаря.

ПереЪзжаючи нашъ Михаилъ съ тогдашнимъ митрополитомъ Левицкимъ многи околицЪ нашого краю, позналъ еще лучше нашъ народъ, его тогдашню неволю и недолю, — позналъ, що, кромЪ тяжкои панщины, причинойего недоли есть темнота, недостатокъ всякои науки. Тое познанье народа выйшло позднЪйше на велику корысть цЪлой Галицкой Руси.

Митрополитъ Левицкій, познавши, що нашъ Михаилъ Куземскій есть ученый, добрый Русинъ и твердого характера, радилъ ему, щобы не женился, а дойде до великихъ достоинствъ вь нашой Церкви. Но Куземскій, будучи скромнымъ, не желалъ достоинствъ, а спокойного житья родинного. Онъ оженился, высвятился въ 1833 року и поставленъ былъ душпастыремъ въ Залозцяхъ. Тутъ полюбила его громада дуже, бо онъ старался щиро и сердечно о еи добро; онь основалъ для залозецкои громады школу, якихъ тогды дуже маленько было у насъ, — онъ завель вь громадЪ тверезость и въ загалЪ старался о добро своеи громады такъ, що сосЪдни громады завидовали громадЪ залозецкой такого душпастыря.

Недолго однако тЪшился Куземскій своимъ домовымъ счастьемъ. Въ несполна два лЪта умерла ему жена, лишивши ему маленьку, ледви однолЪтну донечку, котра позднЪйше выйшла за мужъ за совЪтника Василія Ковалъского и въ 1868 роцЪ умерла.

По смерти своеи жены, перенесся Куземскій изъ Залозецъ до Львова и былъ тутъ поставленъ исповЪдникомъ при святоюрской митрополитальной церкви, а въ рокъ позднЪйше канцлеромъ консисторіи. Теперь зачалась его широка дЪятельность. Туть привелъ онъ дуже много консисторскихъ справъ въ ладъ, постарался о добрыхъ урядниковъ для канцеляріи и т. д. За его труды въ консисторіи именовалъ его тогдашній цЪсарь Фердинандъ прелатомъ-схоліярхомъ, т. е. высокимъ церковнымъ достойникомъ, що малъ тогды дуже велику власть надъ народными школами.

Не много было тогды школъ народныхъ въ нашомъ краю, бо всЪхъ а всЪхъ 24, но коли Куземскій сталъ ними управляти, прибывало школъ каждого року по колькадесять и больше, а якъ Куземскій пересталъ ними управляти, мали мы школъ нашихъ, русскихъ, найменьше тысячъ. Отже — 1000 русскихъ народныхъ школъ то его дЪло, его заслуга. Тымъ причинился онъ дуже до просвЪщенья галицко-русского народа и теперь навЪтъ селяне и мЪщане наши называютъ его справедливо просвЪтителемъ Галицкои Руси.

Росли подъ его мудрымъ управленьемъ наши школы по селахъ и мЪстечкахъ еще скорше, якъ грибы по дощЪ, но для тыхъ школъ не было русскихъ книжокъ и вороги тогдашни не хотЪли допустити, щобы русскій народъ въ русскихъ школахъ по русски учился.

Куземскій поконалъ всЪ противности, постарался о добри русски книжки до науки и выборолъ для насъ тое, що нашъ родный русскій языкъ введень былъ въ русски народни школы.

То нова и дуже велика заслуга Куземского, що русскій народъ могъ учитись и учился по русски въ своихъ русскихъ школахъ. Отже введенье русского языка въ наши школы еще передъ 1848-мъ рокомъ — то дЪло Куземского.

Еще въ 1846 роцЪ старался онъ съ другими тогдашними русскими патріотами, щобы основати перву русску газету и таке общество, якь теперЪшне наше "Общество имени Михаила Качковского." — И въ два лЪта позднЪйше, 1848 року, мали мы уже перву русску газету, „Зорю Галицку," и таке общество, якъ теперЪшне наше Общ. им. М. К., т. е. Галицко-Руску Матицю, котра больше якъ сто книгъ русскихъ выдала и, дасть Богъ, дальше выдавати буде. Куземскій былъ отже основателемъ Галицко-Русскои МатицЪ и еи предсЪдателемъ 20 лЪть, т. е. отъ року 1848 до року 1868. НынЪ мае тая Матиця уже красный маетокъ. Куземскій основалъ въ памятномъ 1848 роцЪ съ тогдашнимъ епископомъ (позднЪйше и митрополитомъ) Яхимовичемъ Головну Русску Раду, котра, подъ его веденьемъ, славно заступала и боронила русскій народъ оть всякихъ вороговъ, особливо отъ Поляковъ. И нынЪшне Общество Русска Рада есть якобы донькою тои старои и славнои Головнои Русскои Рады изъ 1848 року. Головою тои Рады былъ зъ початку владыка Григорій Яхимовичъ, а коли сей пошолъ на владыку въ Перемышль, былъ дальше головою и душею тои Рады Куземскій.

Въ памятномъ 1848 року и позднЪйше ставалъ Куземскій всегда и всюда въ оборонЪ русского народа, Ъздилъ часто на челЪ русскихъ депутацій въ ВЪдень и выборолъ, и выхлопоталъ много важныхъ справъ для насъ въ ВЪдни и во ЛьвовЪ. Долги лЪта стоялъ онъ на челЪ галицко-русского народа и управлялъ мудро нашими справами.

Мы Галицки Русины маемъ во ЛьвовЪ дуже красный и уже теперь досыть богатый институтъ, якого позавидовалъ бы намъ не одинъ навЪть дуже богатый народъ; тымь институтомъ есть Народный Домъ. И той первый нашъ институтъ есть мало не цЪлкомъ дЪломъ Куземскоко; если бы не Куземскiй, если бы не его мудрость, не его тверда воля, то кто знае, чи мали бы мы, Галицки Русины, нынЪ такъ славный Народный Домъ, котрый уже теперь такь велику корысть несе русскому народови, а вскорЪ еще большу приносити буде!—18 лЪтъ трудилея онъ коло того Народного Дома, собиралъ жертвы на него, где лишь можна было, и двигнулъ его съ другими нашими патріотами и со всЪмъ русскимъ народомъ въ честь, и славу, и пожитокъ того же народа. Отъ основанья Народного Дома (1850 р.) ажь до року 1868 былъ головою и душею того Института Куземский.

Коли въ 1859 року хотЪлъ намъ тогдашній министрь графъ Тунъ и львовскій намЪстникъ графъ Голуховскій забрати нашу святу тысячлЪтну Азбуку, а накинути польске, або польско-чешске „абецадло," Куземскій станулъ съ другими нашими щиро-русскими учеными мужами (крылошаниномъ Малиновскимъ, професоромъ Головацкимъ, епископомъ Литвиновичемъ, директоромъ Яновскимъ, деканомъ I. Лозинскимъ, Шашкевичемъ и Б. А. ДЪдицкимъ) крЪпко въ оборонЪ нашого письма, нашои Азбуки, а тымъ самымъ и нашого родного языка, и оборонилъ той скарбъ нашихъ батьковъ, дЪдовъ и прадЪдовъ ига чужои хищности. Велика отже въ томъ заслуга Куземского, шо мы маемъ еще свое письмо, свою Азбуку, а тымъ самымъ и свой родный русскій языкъ.

Коли наши старши отцы духовни, крылошане во ЛьвовЪ, не мали где коло свято-юрскои церкви во ЛъвовЪ сидЪти, бо стари будынки были тЪсни, постарался Куземскій, съ тогдашними нашими вЪденьскими послами, у правительства о значну суму грошей, за котру выставлено коло святоюрскои церкви великій будынокъ со звонницею, котри пануютъ нынЪ своимъ положеньемъ надъ цЪлымъ Львовомъ.

Нашъ народъ выбиралъ Куземского всегда до львовского сойма, а изъ сойма былъ онъ выбраный до рады (думы) державнои въ ВЪдни. И въ соймЪ львовскомъ, и въ вЪденьской радЪ державной стоялъ онъ всегда твердо якъ скала за нашимъ русскимъ народомъ, и могучимъ словомъ своимъ оборонилъ насъ отъ неодного зла, и придбалъ намъ неодно добро.

Заслужился онъ также дуже много и для нашои святои русскои Церкви и выхлопоталъ для неи у свЪтскихъ властей много добрыхъ правъ.

Три и четыре кимжочки могли бы мы списати о его славныхъ, для цЪлого нашого народа дуже пожиточныхъ дЪлахъ, но мЪстце въ сей книжочцЪ за тЪсне, для того списуемъ тутъ лишь що важнейше.

Покойный Куземскiй хотя былъ такь высокимъ достойникомъ, трудился всегда и при всякой русской справЪ дуже щиро, сердечно и съ желЪзною твердостью. Що-дня вставалъ онъ рано уже о 4-ой годинЪ до працЪ надъ добромъ нашого народа. До полудня трудился онъ въ справахъ Церкви, а по полудни въ справахъ нашого народа. Такъ было у него мало не що дня.

Покойникъ не говорилъ николи иначе лишь по русски - отъ наймолодшихъ своихъ лЪтъ, ажь до смерти, хотя зналь еще по нЪмецки, по польски, по французски, по латинЪ, по гречески и т. д. Любячи щиро живе русске слово, любилъ и слово русске петатане, тожь отъ наймолодшихъ лЪтъ ажь до тяжкои своеи слабости записовалъ онь собЪ всЪ русски газеты, куповалъ всЪ русски книги и читалъ ихъ, и выписовалъ собЪ изъ нихъ тое, що ему до его трудовь коло нашого добра было потребне.

Куземскій любилъ щиро русску молодежь, особливо селянску и мЪщанску, котра пильно въ школахъ училась и горято святу Русь любила. Онъ запомагалъ ю своимъ грошемъ, або старался о тое, щобы она доставала стипендіи (грошеви запомоги).

Покойникъ любилъ также помагати радою и протекціею всЪмъ добрымъ русскимъ людямъ. Кому разъ прирекъ помочь у духовныхъ або свЪтскихь властей, то ходилъ такъ долго, поки просящому не помогъ. А умЪлъ онъ коло та-кихъ справъ ходити такъ, якъ може никто другій.

Коли бывало постигала насъ яка бЪда, яке народне горе, удавались мы по раду и помочь до Куземского, а онъ и порадилъ намъ, и помогъ намъ, и не одну чорну хмару отсунулъ отъ насъ.

ВсЪ наши русски люди, учени и неучени, почитали дуже Куземского и межи 1860-мъ а 1868-мъ рокомъ сложили добровольно значну суму, бо высше 2000 зр., и назвали тую фундацію во вЪчни времена Стипендіею имени Михаила Куземского. Проценты изъ того побирае уже що-року одинъ бЪдный, но дуже пильный ученикъ середнихъ або высшихъ школъ яко запомогу, щобы добре учился, всЪ школы покончилъ, на людей выучился, а потомъ крЪпко своего народа и своеи св. вЪры держался и въ оборонЪ своего русского народа всегда выступалъ.

Теперь пануючій ЦЪсарь нашъ Францъ-ІосиФъ, вступивши при конци 1848-го року на австрійскій Тронъ, обдарилъ нашого Куземского за его вЪрность и заслуги для державы найвысшою отзнакою Своего Имени, надавши ему найвысшiй (командорскій) орденъ Франца Іосифа.

Русскій царь Александръ надалъ нашому Куземскому въ 1862 року за тое, що онъ славно русске письмо и русскій языкъ въ 1859-мъ роцЪ боронилъ, орденъ св. Анны, до котрого-то ордена додана ему была еще позднЪйше золотая корона.

Богатый честью, любовью своихъ земляковъ и достоинствами, жилъ и дЪлалъ Куземскій въ ГаличинЪ до половины 1868-го року.

Въ томъ роцЪ именовалъ его русскій царь Александръ, а потвердилъ тогдашній папа римскій Пій, епископомъ (владыкою) въ ХолмЪ, въ Россiи, близко галицко-русскои границЪ, где жіе такій же народъ и тои самои вЪры, якъ мы, и говоритъ такою же якъ и мы русскою мовою. Такъ дожился нашъ Куземскій и того, що малъ еще архіерейску корону (митру) на своей головЪ. Тогдашній нашъ галицко-русскій митрополитъ Литвиновичъ высвятилъ его во ЛьвовЪ. Въ Серпню 1868-го року выЪхалъ нашъ Куземскій въ Холмъ.

Сердечно пращались Русины съ нимъ и во ЛьвовЪ, и по цЪлой дорозЪ отъ Львова ажь до границЪ, и всЪ щиро жаловали за нимъ.

Изъ Холма пріЪхалъ былъ Куземскiй разъ вь зимЪ въ гостину до Львова, где мы то въ великой сали нашого Народного Дома сердечно и дуже щиро витали. Погостивши межи нами съ тыждень, вернулъ онъ назадъ сь тяжкимъ сердцемъ въ Холмъ.

Холмскою епархіею управлялъ покойникъ два лЪта и тамъ зачалъ западати тяжко на здоровью. Видячи, що потребуе спокою, щобы могъ лЪчитись, просилъ онъ русского царя, щобы его освободилъ отъ его обовязковъ. Прійшло таке освобожденье и Куземскій пріЪхалъ назадъ, но уже досыть хорый, въ вашъ Львовъ.

Небавомъ лягъ онъ на ложе болЪзни, зъ котрого черезъ 5 до 6 лЪтъ уже не вставалъ... Передъ рокомъ вывезено его въ село Ляшки горЪшни. где онъ собЪ купилъ былъ фольварокъ и тамъ 1879 року 24-го русского Листопадня въ ГосподЪ упокоился. ТЪло его перевезено желЪзною дорогою до Львова въ свято-юрску церковь, а 27-го Листопадня похоронено оное на лычаковсвомъ цминтарЪ въ мурова-номъ гробЪ коло его доньки и внуки...

Съ тяжкимъ сердцемъ и слезнымн очима вертали львовски Русины изъ похорона въ мЪсто Львовъ. Каждый подумалъ собЪ: Куземского не стало уже для Матери - Руси...

 

Не стало того сына Ей,
Що первый передъ сорокъ лЪты
Изъ сна сбудился — и для Ней
Собратей сонныхъ сталъ будити
Що первый словомъ Ей озвался
И словомъ тымъ за Ню сражался...

(Б. А. Д.)

 

Еще годится сказати колька словъ о похоронахъ бл. п. Михаила Куземского. - ВсЪ наши щиро-русски Институціи и Общества якъ: Ставропигійскій Институтъ, Народный Домъ, Галицко-русска Матиця, Русска Рада, Общество имени М. Качковского, котрого покойникъ былъ членомъ, Русске Касино, Академическій Кружокъ и Общество русскихъ Дамъ (Пань) постановили, довЪдавшихъ о смерти нашого славного земляка, посправляти вЪнцЪ изъ дорогоцЪнныхъ живыхъ цвЪтовъ и сложити ихъ на домовинЪ (трумнЪ) покойника. Каждый вЪнецъ былъ великій, пышный, связаный долгою, широкою и дуже дорогою лентою (биндою, стяжкою), а на тыхъ лентахъ напечатано было названъе тои Институціи або того Общества, котри тотъ вЪнецъ жертвовали. Мимо дуже великого морозу, несли металеву домовину (трумну) съ тЪломъ покойника наши русски семинаристы на перемЪну со свЪтскими молодшими Русинами, отъ святого Юра, ажь на цминтарь лычаковскій, больше якъ чверть мили отдаленый отъ святоюрскои церкви. Похоронъ велъ самъ высокопреосвященный митрополитъ Іосифъ, а священниковъ — всЪ въ червоныхъ святыхъ ризахъ, было 40 до 50, а може и больше. Пріятелей, почитателей и знакомыхъ покойника было много; съ журбною думкою поступали всЪ поважно на цминтарь, а со смутнымъ сердцемъ вертали всЪ изъ далекого цминтаря въ мЪсто...

Куземского — повторяемъ — не ма уже межь нами... Такъ есть, не ма его, но есть и будутъ межь нами его дЪла, котрыхъ вЪки не загладятъ. Куда поглянемъ въ-около насъ, всюда найдемъ велики слЪды его дЪлъ: и въ Церкви, и въ школЪ, и въ народЪ нашомъ. Если поглянете на всЪ старши школы, пригадайте собЪ за Куземского, за его труды около основанья тыхъ школъ и около просвЪщенья нашого народа въ его родномъ русскомъ языцЪ. Если поглянете по церквахъ нашихъ, найдете въ нихъ сотки слЪдовъ его трудовъ. Если поглянете на яку русску книжку, пригадайте собЪ, що Куземскій былъ первый, котрый старался о тое, щобы въ русски школы введенъ былъ всюда русскій языкъ. Если, будучи во ЛьвовЪ, поглянете на прекрасну церковь святого Юра, царствуючу надъ цЪлымъ Львовомъ и его околицею, пригадайте собЪ, що тамь онъ трудился надъ 30 лЪтъ и що онъ найбольше натрудился надъ тымъ, щобы станули великански будынки въ-около церкви святоюрскои для нашихъ крылошанъ. Если поглянете на нашъ Народный Домъ, пригадайте собЪ, що, если бы не Куземскiй, мы, здаеся, не мали бы того славного и богатого Института. Если вписуетеся въ Общество „Русская Рада" во ЛьвовЪ, або уже есьте членами того Общества, пригадайте собЪ, що Куземскій первый передъ 31 лЪтами завязалъ таке Общество для охороны и обороны правъ русского народа. Пригадайте собЪ и тое, що онъ завязалъ Общество „Галицко-русску Матицю" на тое, щобы добри русски книги для насъ печатала. Пригадайте собЪ также и тое, що Куземскiй и самъ вспиралъ бЪдну учащуюся русску молодежь, и старался о тое, щобы она доставала запомоги (стипендіи). Пригадайте собЪ наконецъ и тое, що онъ и передъ двома ЦЪсарями, Фердинандомъ и Францъ Іосbфомъ, передъ Ихъ министрами и намЪстникамн, въ соймЪ львовскомъ, и въ вЪденьской радЪ державной, заступалъ и боронилъ розумно, щиро и сердечно премноги справы нашого русского народа. А пригадавши собЪ все тое, помолЪтся сердечно за упокой души его, постарайтеся о тое, щобы въ церквахъ нашихъ отправлялись що-року въ день смерти его Службы Божи за душу его, розсказуйте о немъ дЪтямъ и внукамъ вашимъ и передавайте память о немъ, память о МихаилЪ Куземскомъ отъ рода въ родъ!

А почитаючи такъ памятъ его, стараймося всЪ вступати въ слЪды его и служити всегда и всюда, вь денъ и въ ночи, въ добри и лихи дни нашому русскому народови,— служити хоть въ части такъ, якъ служилъ Михаилъ Куземскій 40 лЪть...

Тымъ также почтится память его, тымъ безсмертный духъ его возрадуеся, а тіи, що теперъ еще трудятся для нашого народа, заохотятся до дальшихъ трудовь и скажутъ: Варто трудитись для русского народа, варто служити ему, варто и терпЪти для него и за него, бо онъ вдячный, бо онъ не забуде о именЪ и по моей смерти...

Если бы яки други богати народы мали такъ высоко-заслуженого мужа, якимъ былъ для насъ Куземскій, они поставили бы ему пышный памятникъ изъ мармора або желЪза на якомъ найкрасшомъ мЪстци. Но мы нищи, насъ еще не стати теперь на дорогоцЪнни памятники для такихъ заслуженыхь мужей, якъ на пр. перемышльскій владыка СнЪгурскій, митрополитъ Яхнмовичъ, историкъ Зубрицкій, Качковскій и Куземскій, тожь постараймося хотя о тое, щобы во всЪхъ нашихъ Институтахъ, въ канцеляріяхъ всЪхъ нашихъ Обществъ, въ Читальняхъ русскихъ, въ школахъ народныхъ и по можности въ каждомъ русскомъ домЪ были образы (портреты) нашого Куземcкого и всЪхъ мужей, котри великими дЪлами для нашого народа заслужились. А если колись и въ наше оконце засвЪтитъ солнце, тогды повинни мы конечно всЪ сложитись и поставити заслуженымъ и славнымъ мужамь нашимъ прекрасни памятники во ЛьвовЪ, въ столицЪ Галицкои Руси, чого дай намь Господи всЪмъ дождатись.

Такъ списали мы вымъ тутъ коротко, на-борзЪ, житье и дЪла покойного нашого Куземского, а вы, честни братья и члены нашого Общества, скажЪтъ теперь изъ глубины души разомъ съ нами:

Господи, прійми душу раба Твоего владыки Михаила тамъ, идЪже нЪсть болЪзни, ни печали, но жизнь безконечная!

М. М. К-чъ.

 




Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.