Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Регионы --> Карпатская Русь (Церковный вопрос в Карпатской Руси)
     Вопросы --> Вера (Церковный вопрос в Карпатской Руси)

С.Медвецкий.


АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАТУРА НА ЛЕМКОВЩИНБ 1935— 1944




Римский Престол за все время своего самостоятельного существования, после отпадения его от Церкви Вселенской, не оставлял мысли подчинения себе той же Вселенской Церкви. Идея оставалась неизменной, менялась только тактика.

Большим успехом для Рима была Брестская уния 1596 г. Но уния эта сопровождалась невероятными насилиями, поэтому и существование ее не могло быть долговечным. Как только области, подвластные унии очутились под властью Русского монарха, порочная уния, без всякого толчка развалилась, рассеялась, как дым.

Только на областях Галицкой Руси, оставшихся под польским, затем под австро-венгерским, и опять под польским игом, уния с Римом сохранилась вплоть до занятия этих областей коммунистами в 1944 г.

На Галичской Руси и на Закарпатьи (Угорская Русь), было униатов всего около четырех миллионов душ. На эти 4 мил. униатов Рим возлагал большие надежды. Об этом свидетельствует одна из папских булл, в которой говорилось: "Hutněni, per vos Orientem revertere spero" (русские, посредством вас надеюсь возвратить восток).

В 19 столетии униатскими иерархами на Галичской Руси назначались Римом (с согласия австрийского монарха) люди высоких моральных -качеств, преданные своему народу, лояльные как Риму так и австрийской короне. Иерархи эти созывали церковные соборы духовенства я мирян, строго соблюдали церковный устав, сохраняли полностью церковно-славянокий язык во всех Богослужениях, не вводили никаких новшеств из римско-католического обряда. Униатская церковь подвергается коренным переменам в начале 20 столетия, с момента назначения на униатскую митрополичью кафедру во Львове графа Андрея Шептипкого.

Андрей Шеипщкнй, потомок православной, русской аристократии, принявшей римский католицизм и ополячившейся с многими другими православными аристократами во времена страшных гонений польского государства и римского католического клира на православных. А. Шептицкий рос в польском доме своих родителей, воспитанник иезуитов, весь пропитан польским духом, польской культурой. Человек весьма одаренный, окончивший три факультета, был очень подходящим кандидатом для занятия униатской митрополичьей кафедры во Львове, как для Австрии и Рима, так и для Польши.

В конце XIX столетия (1896 г.), Романчук, депутат сойма, провозгласил во львовском областном сойме, по инициативе австро-венгерского правительства, так называемую „новую эру", согласно которой отрицалась племенная, культурная, духовная и историческая связь галицко-русского народа с державным русским народом. Выработан яд национального сепаратизма, которым должен быть отравлен подневольный галицко-русский народ.

Митрополит А. Шептицкий (умер 1-го ноября 1945 г. во Львове), имея соответствующие инструкции из Вены и Рима, вдохновляется новой идеологией сепаратизма, всецело становится на путь проведения ее в жизнь. Сам ведет очень скромный образ жизни, все доходы митрополии (миллион дол. в год) обращает на культивирование украинского сепаратизма.

В 1904 г. А. Шептицкий хиротонизует свящ. д-ра Григория Хомышина в епископы Станиславовской епархии, а на место умершего епископа Перемышльской епархии — Чеховича, хиротонизуег Иосафа Коцыловокого. Как епископ Хомыщин так и епископ Коцыловский — „сознательные украинцы" и всецело преданы Римскому престолу. Есть основания утверждать, что епископ Хомьшшн был несравненно больше предан Риму, чем украинской идеологии. Посему „ширі українці" недолюбливали епископа Хомышина, который никогда не принимал никакого участия в „українськім суспільнім життю".

Согласно инструкции Рима, где представителем от „украинцев", а также для связи Рима с Львовом, постоянно жил свящ. Галущинский, Богослужение в униатских храмах совершалось всегда на церковно-славянском языке. Стремление украинских шовинистов перевести богослужебные книги на „украинский язык" и служить на нем успеха не имело. Рим и униатская иерархия правильно считали, что церковно-славянский язык держит верных при унии. В делах веры консервативный народ соблюдает традиции.

Иного характера и нрава был епископ Перемышльский Копыловский. Будучи полностью отравлен ядом украинского сепаратизма, Коцыловский всецело посвятил себя служению этой „идеологии".

В состав Перемышльской епархии входила Лемковщина, западная часть Карпат, (населенная очень стойким русским племенем

лемками. Лейки всегда, везде и при всех обстоятельствах называли себя русскими, об украинцах и „Украине" слышать не желали.

После первой мировой войны осталось изрядное количество старшин, (офицеров) военных формаций „украинских стрельцов", которым при польских властях в Галичине некуда было деваться. Старшины эти устремились к еп. Коцьгловскому, который, после некоторой подготовки, рукополагал их в священники и назначал на лемковские приходы. Культурный уровень новоиспеченных священников, не говоря о моральном, был весьма не высок. Главное — все они были „щирі українці", остальное — не существенно.

Польское правительство, ненавидевшее русское население, очутившееся в пределах польского государства после первой мировой войны, совместно с римо-католическнм клиром, было занято ликвидацией Православной Церкви и насаждением „восточного обряда" в местах сплошного русского населения. Правительство это всецело поддерживало т. наз. украинский сепаратизм. Униатской иерархи была предоставлена полнейшая свобода и громадные средства (безконтрольно), для распространения украинской идеологии среди широких масс русского населения восточной Галичины.

Особенным рвением в работе по украинизации своей епархии отличался еп. Коцыловский. Настоятели лемковских приходов всецело использовали церковь для внушения своим пасомым украинской идеологии, пренебрегая проповедью слова Божия. Протесты прихожан против пропаганды чуждой им идеологии в ограде церковной успеха не имели.

Терпение лемков, как говорится, лопнуло. Без всякого влияния со стороны, без православных миссионеров, не входя даже в связь с православной митрополией в Варшаве, стихийно и почти одновременно, в количестве около 60 тысяч, возвратились в лоно св. Православия.

Моральный удар для униатской епархии, папского нунция Мармаджи, римо-католического духовенства и польского правительства был огромный. Рим, не желая раздражать униатское духовенство и „украинскую" интеллигенцию, не убрал епископа Капыловского с Перемышльской кафедры. Оставшиеся униатские лемковские приходы, в количестве 136, были выделены из состава Перемышльской епархии и подчинены „Апостольской администратуре", не связанной с Львовской митрополией.

Во главе апостольской администратуры должен был быть поставлен человек русской национальности, имевший должную подготовку. Этот, весьма важный для Рима пост, был предложен священнику д-ру Николаю Нагорянскому, начальнику всех военных униатских священников.

Священник д-р Нагорянский с 1911 по 1918 г. был канцлером у военного епископа в Вене, где имел возможность достаточно познакомиться с сущностью римского престола. Наместник Христа на земле ставил первой своей задачей создание земного царства, что и было осуществлено организацией микроскопического государства Ватикана, и подчинение папской власти христиан всей вселенной.

Апостольский администратор имел власть правящего епископа, но не был хиротонисан. Подчинялся он непосредственно Риму.

Должность апостольского администратора на Лемковщине была полна трудностей и самых неожиданных неприятностей.

Русская общественность ожидала, что русский апостольский администратор будет утверждать своих пасомых в русском духе, что он будет защищать их перед произволом польской администрации, что не допустит дальнейшей украинизации Лемковщины,

что будет всемерно оказывать моральную я материальную помощь русским институциям.

Польская же администрация ожидала со своей стороны, что апостольский администратор лояльно отнесется к польскому „стану посядаия", т. е. к польской государственности.

„Украинцы" не упускали случая, чтобы русского апостольского администратора не облить помоями, не донести, куда следует, что апостольский администратор подготовляет свою епархию для св. Православия и для русского царя.

Апостольская столица вменяла апостольскому администратору в обязанность не только удержать свою епархию от возвращения ее в лоно св. Православия, но и принять все меры к тому, дабы „отпавших овечек" вернуть обратно Риму.

Все эти трудности были очевидны священнику Н. Нагорянскому, и он, ссылаясь на слабое свое здоровье, отказался от предложенной ему ответственной должности. Но главный мотив отказа был идеологический — полное разочарование в римском престоле.

В римо-католической церкви существует железная дисциплина. Приказ начальства не может быть безнаказанно не исполнен. Как желательным и полезным было бы усвоение, хотя бы частично, русским православным духовенством этой особенности римо-католического клира.

В результате отказа подчиниться желанию Рима, священник Н. Нагорянский вынужден был оставить свое любимое дело и выйти в отставку.

Папский нунций Мармаджи, вызвав к себе священника д-рa Мацюха, предложил ему занять должность апостольского администратора, что и было священником Мацюхом исполнено.

Не успел новый апостольский администратор ознакомиться с делами своей епархии и составом настоятелей приходов, как он скоропостижно скончался.

Следующий выбор кандидата пал на свящ. д-ра Якова Медвецкого. Священник Яков Медвецкий получил прекрасное богословское образование. Окончил богословский факультет во Львове и в чешской Праге. Затем получил диплом доктора богословия венского университета. В течение 4-х лет учения в Вене, он изучил все славянские языки, владел в совершенстве немецким и латинским. Был зачислен в профессорский состав духовной семинарии в г. Станиславове.

В течение 25 лет, т. е. с 1911 г. по 1936 г., священник Яков Медвецкий был не только профессором духовной семинарии, докладчиком по делам супружеств в консистории, но и фактическим составителем бумаг для правящего епископа, по латыни, в Рим, и по-немецки в Вену (до 1918 г.). Таким образом он был посвящен во все самые секретные дела между Римом и униатской иерархией, Веной и той же униатской иерархией.

Еп. Хомышин сделал все возможное, чтобы не отпустить от себя столь ценного сотрудника. Однако, удалось ему оттянуть определение свящ. Медвецкого в администраторы только на несколько месяцев.

Свящ. Яков Медвецкий состоял членом всех галицко-русских институций, как во Львове так и в Станиславе, принимал живое участие в жизни русских галичан, считал своей обязанностью и в дальнейшем служить своему народу, занимая столь важный в жизни русского народа пост.

Епископ Григорий Хомышин, заняв епископскую кафедру в г. Станиславе, очутился в среде членов своей консистории, которые были людьми очень образованными и высокой культуры: Митрат Фациевич, каноник (протоиерей) Тит Шанковский, кан. Ткачуник, кан. Иоанн Литвинович, советник консистории Михаил Семенов и др.

Епископ Хомышин не скрывал перед консисторией своих реформаторских намерений, как введение „целибата" (безбрачного духовенства), нового стиля в церковную жизнь, и кое что из римо-католического обряда. Члены консистории стремились удержать молодого епископа от исполнения скороспелых намерений. Настойчивость правящего епископа заставила многих членов консистории отказаться от сотрудничества с ним. Митрат Фациевич вышел в отставку и переехал в Вену на постоянное жительство. Советник консистории Михаил Семенов оставил за собой только законоучительство в гимназии. Этот благороднейший и образованнейший законоучитель был и директором бурсы (общежития) для русской молодежи. Всю свою жизнь посвятил он воспитанию русской молодежи и не одна сотня русских патриотов, благодаря только культурнейшему своему законоучителю, окончила полное образование и могла всецело посвятить себя служению своему народу. На место ушедших появились новые члены консистории, молодые я более послушные своему патрону.

13 июня 1936 г. священник д-р Яков Медвецкий был назначен апостольским администратором Лемковщины, с местожительством в г. Сяноке на реке Сяне.

Уже на первом соборе всех настоятелей приходов епархии, апостольский администратор формулировал важнейшие вопросы ясно и категорически: никакой украинизации ни политической пропаганды в ограде церковной; каждое воскресение и праздники поучение на тему св. Евангелия; настоятели приходов обязаны вносить мир и любовь в среду прихожан; ни в проповедях ни частным образом не чернить вернувшихся в св. Православие; переписку с канцелярией ап. администратуры вести на церковно-славянском языке. Священникам, не желающим или не могущим исполнить указанные требования, предлагалось оставить свой приход.

Мазепинская пресса не замедлила поднять шумиху. Посыпались жалобы папскому нунцию, но они остались без ответа.

Апостольский администратор вел очень скромную личную жизнь. Затяжной недуг (сахарная болезнь) не позволял ему совершать частые поездки по епархии. Тем не менее он принимал живое участие в русской общественной жизни, помогая щедрой рукой издательствам русских газет и просветительных книжечек. Особенную помощь — моральную и материальную — оказывал он многим просителям во время оккупации Галичины немцами во вторую мировую войну.

Много неприятностей причинили галичские мазепинцы апостольскому администратору во время немецкой оккупации. Для связи между немецкими властями и униатским клиром был определен монах-студит Иоан Петере. Он-то, очевидно по наущению „українських діячів", предъявлял апостольскому администратору самые невероятные и невыполнимые требования. Грозил арестом. Навязал ап. администратору в помощники священника Александра Малиновского, бывшего старшину „укр. стрільців", для наблюдения за деятельностью ап. администратора.

Этого монаха-студита за его недостойные действия постигла заслуженная кара. Немцы уже в 1942 или 1943 году посадили его в концлагерь.

Прогрессирующая болезнь заставила ап. администратора слечь в больницу. Последовавшая после операции смерть (27 января 1941), прекратила многополезную его деятельность для обездоленного русского лемковского племени.

Римская столица, на требование немецких оккупационных властей, назначила священника Александра Малиновского на освободившееся место ап. администратора. Новый аш. администратор не имел необходимой подготовки для занятия этого поста, но его украинская идеология, да еще во время войны и под сенью немецких штыков, вполне заменила необходимую подготовку.

Вспыхнувшая война между Германией и СССР принесла много горечи русскому населению и особенно русскому духовенству. Все священника были высланы из своих приходов вглубь Польши. Ап. администратор не пытался отстаивать подчиненных, радуясь безпрепятственной украинизации пасомых.

С уходящими, летом 44 г. (немцами, бежал в Германию в ап. администратор, пасомые же были насильно выселены частично в СССР, частично на польское песчаное Поморье.

Так окончила свое 9-летнее существование апостольская администрация Лемковщины.


Источник: “ Путями истории” том I, Нью-Йорк 1979, стр.29-35



Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.