Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Регионы --> Галичина (Галицкая Русь)

С. Медвецкггй

 

 

КАК РОСЛА И ВОСПИТЫВАЛАСЬ РУССКАЯ МОЛОДЕЖЬ ВНЕ ПРЕДЕЛОВ ДЕРЖАВНОЙ РУСИ

 

 


“...Галич, где твои сыны? Горе, горе! Их спалили . Польши дикие костры, Их сманили, их пленили Польши шумные пиры.

Меч и лесть, обман и пламя Их похитили у нас;

Их ведет чужое знамя, Ими правит чуждый глас...”

Племя, населяющее северный и южный склоны Карпат, вместе с населением областей старинных русских городов Галич, Львов, Перемышль, Самбор, Рава Русская, Ужгород, Мукачево, Пряшев и других принадлежит к русскому народу Прикарпатья, численностью его около четырех миллионов.

После периода удельных русских князей северная область — Червонная Русь — попала под владычество польского государства, южная — под владычество Венгрии. После же разделов Польши во второй половине 18 столетия Червонная Русь оказалась в пределах Австрии, южная часть осталась под владычеством Венгрии, обе части вместе — в пределах двуединой монархии, Австро-Венгрии.

Русская дипломатия императрицы Екатерины Второй просмотрела существование четырехмиллионного русского племени Прикарпатья, взамен его получила бедный экономически (лесок да песок) Привислянский край, населенный сплошь поляками, всегда относившимися враждебно к России, причинившими Державной Руси немало огорчений своими восстаниями в 1831 и 1863 году и вплоть до первой мировой войны бывшими помехой в экономическом, национальном и политическом отношениях для Державной Руси.

Положение это продолжалось до 1918 года, то есть до развала Австро-Венгрии. Червонная Русь стала составной частью восстановленной Польши, Подкарпатская (Закарпатская) же Русь была присоединена к Чехословакии на правах широчайшей автономии.

В результате второй мировой войны обе эти области по злой иронии судьбы присоединены к СССР.

Червонная или Галицкая Русь, находясь в пределах польского государства почти до конца 18 столетия, была очень бедной страной. Своей русской интеллигенции не было. Русская аристократия и интеллигенция после унии 1569 года окатоличилась и ополячилась. Крепостное право в Польше того времени предрешало и судьбу русского населения. Русские были батраками на землях польских помещиков или их арендаторов-евреев. Даже православные храмы, построенные на помещичьих землях, были отдаваемы в аренду евреям, те же взимали с крестьян арендную плату за открытие храма для богослужений.

В судьбе русского населения Прикарпатья ничего не изменилось с переходом этой области под Австро-Венгрию. Те же помещики с крепостным правом, те же арендаторы, те же польские чиновники и римско-католическое духовенство, ненавидевшее как русский народ, так и его православное вероисповедание.

После отмены крепостного права австрийским правительством в 1848 году русские крестьяне, освободившиеся от пут польских помещиков и их арендаторов, попали в более цепкие руки шинкарей, быстро размножившихся по деревням. Крестьяне, не имея материальной помощи от государства, попали в материальную зависимость от ростовщиков. Положение русского крестьянина было тем тяжелее, что не было своей интеллигенции, не было книг и газет на родном языке, не было школ, где бы русская молодежь научилась грамоте. Только во второй половине 19 столетия появляется среди русского народа интеллигенция, правда, не многочисленная, но проникнутая любовью к своему народу, посвятившая всю свою жизнь работе на его благо.

Михаил Качковский, член Окружного суда в Самборе, в 60-х годах прошлого столетия отдал все свои сбережения, около 60 тысяч гульденов, на учреждение просветительных обществ. Вся Гали-чина была усеяна читальнями его имени, в которых появились уже книжечки и газеты на родном языке, издания этого Общества. Австрийское правительство постепенно открывало школы по деревням. Во всех учебных заведениях языком преподавания был язык польский, язык же галицко-русский преподавался только в некоторых из них, и то как предмет необязательный. Для того, чтобы русская школьная молодежь жила и воспитывалась в русском духе, русская общественность должна была основывать общежития — бурсы для своей молодежи, в которых преподавался русский литературный язык, литература, история и география России.

Этим было встревожено австрийское правительство. Были случаи, что некоторые общежития посещались директорами гимназий и представителями администрации, которые интересовались библиотекой и преподаваемыми предметами. Общежития, в которых

находили карты России, в библиотеке русские книги, закрывались бурсаки же могли дальше учиться в школах только при условиях что не будут жить в русских общежитиях или в частных русских домах. . Русская молодежь, жившая в русских общежитиях или частных русских домах, подвергалась вся всяким придиркам и преследованиям как со стороны школьников других национальностей, так и со стороны учительского персонала.

Так, например, в городе Станиславове в польской гимназии учитель Климашевский уже в четвертом классе не упускал случая, чтобы не рассказать в самой пошлой форме об императрице Екатерине II, об императоре Петре Великом и других русских государях. Другой же “педагог”, Срочинский, преподаватель истории, все свои усилия затрачивал на высмеивание русских православных церквей, православного духовенства, по его словам, всегда пьяного и развратного, русского правительства, угнетавшего все племена России, особенно поляков. Особую ненависть к России и русским проявлял учитель этой гимназии “украинец” Садовский. Свою ненависть старался он привить и ученикам, без различия национальности. Особенно изощрялся он в преследовании “кацапов”, как он называл мальчиков, имевших мужество называться русскими.

Садовский был воспитателем в “украинской” бурсе. Под его влиянием воспитанники этой бурсы нападали ночью на русские общежития, били окна, ломали заборы. Ученики старших классов русских общежитии вынуждены были дежурить по ночам около своих бурс.

В городе Бучаче был преподавателем в польской гимназии Онуфрий Онуфриевич Гецев, русский, высокого культурного и морального уровня человек. Его любила вся учащаяся молодежь без различия национальности за его умение не только преподавать предметы в наиболее доступной и интересной форме, но и за его любовь к молодежи, заботы о ее благополучии. Другой же учитель этой гимназии — “украинец” Винар — занимался не только преследованием русских учеников, но и доносами на О.О.Гецева в школьный инспекторат.

По деревням Червонной Руси при читальнях Общества им. М. Качковского в Галичине возникали и развивались спортивные общества “Русская дружина”, в которых деревенская молодежь знакомилась с историей своих предков, училась русскому литературному языку, принимала живое участие со своими трехцветными русскими флагами в русских национальных собраниях, патриотических демонстрациях и народных торжествах. При читальнях, в которых часто читались приезжавшей из города интеллигенцией лекции на различные темы, образовывались театральные кружки, хоры и оркестры.

Прикарпатская Русь, колыбель русского племени, рассеянного на одной шестой мира, дала русскому православному миру преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского, митрополита филофея (Лещинский), Тобольского и Сибирского, М.М.Сперанского, творца и кодификатора законов Российской империи в шестнадцати томах. Не упоминаем многих других, внесших свои драгоценные вклады в общерусскую духовную культуру.

Австрийское правительство, имея преувеличенные данные от изменников и предателей своего народа, так называемых украинцев, о росте русского национального движения среди галицко-русского населения, не на шутку было встревожено. Начались преследования русских общественных деятелей, православных немногочисленных священников и придирки к русским обществам.

Русская общественность не поддалась панике, не растерялась и не устрашилась придирок польско-австрийской администрации, не побоялась слежки агентов тайной полиции за каждым шагом русских патриотов. Жертвами и трудами двух из них — врача Влад. Могильницкого и преподавателя гимназии О.О. Гецева — в городе Бучаче возникла частная гимназия с русским языком преподавания. Наплыв учеников был настолько велик, что пришлось построить два больших здания для гимназии и для общежития. Во Львове, на средства русской общественности и русских институций — Народного дома и Ставропигийского института, открыта была такая же частная гимназия с русским языком преподавания.

Преследование русской молодежи учителями, насмешки коллег других национальностей и террор со стороны своих мазспинцев только укрепляли эту молодежь в русской национальной идеологии, в стойкости исторического пути, указанного славными предками. Одна только бурса Святого отца Николая в городе Станиславове дала русской общественности много десятков, а то и сотен образованных русских патриотов и идейных общественных деятелей. Укажем только на Александра Курдыдика (по сцене Карпатский), своим прекрасным баритоном украсившего оперу в Киеве. Виолончелист Петр Пшеничка и скрипач Григорий Лабенский заняли выдающееся положение в музыкальном мире. Бурсаки в городе Станиславове и Ставропигийского института постоянно пели в церкви на богослужениях, давали концерты-спектакли не только в своих помещениях для ограниченного круга русского общества, но и для широкой публики своих городов. Без участия русских бурсаков польская молодежь в Станиславове не могла устроить концерта в честь их поэта А. Мицкевича. За участие русской молодежи в польских концертах поляки вынуждены были прослушать одну русскую песнь и музыку русского композитора.

Во Львове уже в 1873 году было основано общество русских студентов “Друг”. Члены этого общества были студенты высших учебных заведений Галичины, Буковины и Угорской Руси. Студенты принимали живое участие в общественной и национально-политической жизни страны. Наши студенты шли в народ не для пропаганды революционных, разлагающих народ идей, как это делала молодежь типа Е. Кусковой в Державной Руси, а для просвещения его. Особенно кипучую деятельность проявляла русская молодежь во время выборов в австрийский парламент и в сейм во Львове. Русская молодежь жила жизнью своего народа и для своего народа.

В Вене существовало с конца 19 столетия студенческое общество Буковина, основанное студентами Буковины, бывшей провинции Австро-Венгрии. В обществе этом были членами студенты из Галичины, Буковины, Карпатской Руси и из России. Собирались в этом обществе студенты: чехи, сербы, словаки, хорваты, болгары и словинцы. Учились русскому языку, устраивались всеславянские концерты, вечера, балы, на которых собирались люди всех славян, кроме поляков и мазепинцев. Устраивались лекции по национально-политическим вопросам.

Мировая война (первая) была Голгофой для всего русского населения Прикарпатья. Вследствие доносов тех же предателей своего народа — “украинцев”, польско-австрийскими властями были арестованы десятки тысяч русской интеллигенции, духовенства, крестьян, мужчин, женщин и детей, подвергались они всяким издевательствам и побоям уличной толпы и конвоя. Посажены в концлагеря, где в невероятно тяжелой обстановке умирали тысячами только за то, что называли себя русскими. Никому из арестованных никакого обвинения предъявлено не было.

После окончания войны и развала Австро-Венгрии в 1918 году Галичская Русь очутилась опять в пределах восстановленной Польши. Русская интеллигенция, значительно поредевшая во время войны, морально разбитая и разоренная материально, была не в состоянии трудиться на народной ниве с прежней энергией, восстанавливать бурсы, основывать частные гимназии. Только на русских землях Волыни, Полесья и Виленщины, отошедших к Польше по Рижскому договору с СССР (1921 год), русская общественность вынуждена была содержать несколько русских частных гимназий для русской молодежи, так как польское правительство закрыло все русские учебные заведения, существовавшие на этих землях. Польский шовинизм не мог мириться с существованием частных русских гимназий. Вследствие бесчисленных придирок польских школьных властей русские гимназии вынуждены были закрываться одна за другой, а русская молодежь переходить в гимназии польские.

Русской молодежи, окончившей польский университет, получить государственную или коммунальную службу было невозможно.

Удавалось попасть на службу только единицам, принявшим римо-католическое исповедание или женатых на польках. Таких было немного. Они должны были скрывать свое русское происхождение, говорить по-польски везде, даже у себя дома.

Вторая мировая война была избавлением русского населения Червонной Руси от польского порабощения, ополячивания и преследований, но и уготовила ему, несчастному русскому племени, неслыханное доселе рабство.

В течение двух недель сентября 1939 года немцы заняли почти всю Польшу, не натыкаясь на серьезное сопротивление польских “валечных” войск. Большевики, занявшие по договору Молотова-Риббентропа восточную Галичину по реку Сян, русские земли Волыни, Полесья и Виленщины, приступили к истреблению всего национального во Львове и в остальных городах и селах. Во Львове уже в первых днях занятия города большевиками по доносу человека из Луцка были схвачены и расстреляны русские студенты общества “Друг”. Были арестованы Серко-Белинский, редактор газеты “Прикарпатская Русь”, судья Гулла, сениор Ставропигийского института, О. В. Лелявская, подарившая огромный дом во Львове под общежитие студентов, и много, много других русских патриотов, исчезнувших навсегда.

Большевики, захватив в 1917 году власть от позорного правив тельства А. Керенского, начали физическое истребление русской интеллигенции, особенно национально мыслящей ее части. Так же поступили они и на нашей родине. Убрав у русского населения Прикарпатья его интеллигенцию, большевики без особых затруднений проводили коллективизацию, загнав всех крестьян в колхозы, обратив их в бесправных рабов.

Итак, вековая мечта и стремление многих поколений русского народа Прикарпатья — воссоединиться с народом Державной Руси осуществилась в уродливой и трагической форме.

1945г.

 




Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.