Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Деятели --> Мирошниченко (Основные работы)

"Как украинцы капитализм себе строили. Новейшая история Украины (1991 ? 2001)"

7. УКРАИНСКАЯ ДИАСПОРА.

1. Статистическая характеристика украинской диаспоры.

По данным современной статистики 37.000.000 (34) украинцев живёт сегодня в Украине, а 17.000.000 (14) – вне её пределов. В странах СНГ (“ближнее зарубежье”) проживает украинцев: в России – 4 400 000 человек, в Белоруссии – 295 000, в Молдавии – 600 000, в Казахстане – 400 000, в Узбекистане – 155 000, в Киргизии – 110 000, в Грузии – 53 000, в Таджикистане, в Туркмении – 35 000, в Армении – 3 500, в Литве – 45 000, в Латвии – 92 000, в Эстонии – 44 000.

В “дальнем зарубежье” – в Европе: в Польше – 600 000, в Румынии – 300 000, в Словакии – 150 000, в Чехии – 50 000, в Хорватии – 50 000, в Великобритании – 35 000, во Франции – 35 000, в Словении – 25 000, в Германии – 22 000, в Австрии – 6 000, в Венгрии – 3 500, в Греции – 1 500. В Австралии – 35 000, в Новой Зеландии – 500. В странах Азии и Африки – 35 000. В странах Америки: в США – 1 200 000, в Канаде – 1 100 000, в Аргентине – 250 000, в Бразилии – 18 000, в Парагвае – 12 000, в Уругвае – 10 000, в Мексике – 5 000, в Венесуэле – 3 500.


2. Образование украинской диаспоры в “ближнем зарубежье”.

В конце XVIII в. по инициативе московской власти начинается принудительное переселение запорожских казаков на Кубань, Северный Кавказ, Южный Урал, Сибирь, Казахстан, Дальний Восток. Население Украины принимает активное участие в хозяйственной колонизации пограничных с Россией Воронежской и Белгородской областей. Пока Украина входила в состав Российской империи, украинцы и русские жили вперемешку, и никого из них не беспокоило, кто на чьей территории живёт.

И при советской власти население не воспринимало всерьёз национально-территориальное размежевание страны. Все осознавали себя прежде всего гражданами СССР и лишь потом вспоминали, если вспоминали, о своей национальной принадлежности. Такой интернационализм был следствием того, что:
• всё население страны, независимо от национальной принадлежности, по отношению к государству было одинаково бесправно.
• Все, не имеющие доступа к номенклатурной кормушке, независимо от национальности, были одинаково нищими.
• Гигантские индустриальные стройки, рытьё каналов, прокладка магистралей, трубопроводов, освоение целины, сибирских месторождений нефти и газа… на протяжении семи десятилетий перемешивали огромные массы советских этносов, вырывая их с корнем из родной почвы и пересаживая далеко-далёко от мест первоначального исторического расселения.
• Государственная пропаганда всеми силами насаждала “пролетарский интернационализм”.
• Бесконечные войны, эвакуации, репрессии, единая политико-административная система перемешивали советские этносы в социально однородную массу – “советский народ”, имевшую два полюса: интернациональный класс правящей номенклатуры и интернациональная масса государственных рабов.

Крушение СССР и этнические войны в Азербайджане, Армении, Нагорном Карабахе, Приднестровье, Ферганской долине, Таджикистане, Северной Осетии, Чечне похоронили “дружбу народов”.

Украина избежала ужасов этнических войн. Большая часть украинцев проживала преимущественно в политически стабильных регионах ближнего зарубежья. Поэтому мало кого из них затронули военные катаклизмы.

На востоке Европы нет народов более близких и по исторической судьбе, и по образу жизни, и по ментальности, и по языку, чем украинцы, русские и белорусы. Тем не менее, националисты (в семье не без урода) с разных сторон неоднократно пытались перессорить братьев. Не прекращаются эти попытки и по сей день.


3. Образование украинской диаспоры в “дальнем зарубежье”.

В “дальнем” зарубежье украинская диаспора формировалась на протяжении всего ХХ века. За это время случились четыре “всплеска” бегства людей с исторической родины, обусловленных:
1) нищетой в результате превращения Западной Украины в аграрно-сырьевые задворки европейской капиталистической цивилизации в конце Х1Х – начале ХХ века;
2) ужасами I мировой войны, революции 1917 года и гражданской войны 1918 – 1920гг;
3) насильственными перемещениями народов (эвакуации, депортации, угон в рабство) во время II мировой войны (1939 – 1945гг) и после неё – стремлением спастись от социализма;
4) бегством из-под обломков рушащегося СССР в 90-е годы ХХ века.
До недавнего времени в нашей стране к эмигрантам относились с опаской и подозрительностью. Советская пропаганда называла их “изменниками родины”. При Сталине их расстреливали, если ловили.

Самой мощной была третья волна эмиграции, вызванная II мировой войной. В 1945 году в освобождённой от гитлеровской оккупации Европе пребывало 14 миллионов граждан СССР:
• 5 миллионов “остарбайтеров” – рабов, принудительно вывезенных на работы в немецком государственном и частном хозяйстве,
• военнопленных узников концлагерей,
• участников движения Сопротивления,
• коллаборационистов,
• зажиточных жителей Западной Украины, уцелевших в советском довоенном терроре и уходивших на Запад вместе с остатками германской армии.
В соответствии с договорённостями между союзниками по антигитлеровской коалиции, западные страны были обязаны принудительно возвращать в СССР его граждан, очутившихся в зоне их оккупации. После войны было репатриировано 11миллионов человек, среди которых украинцев было около 300 000.

Узнав об ужасах советского гостеприимства по отношению к бывшим пленным концлагерей, ссылках в неприспособленные для жизни окраинные районы, слежке, недоброжелательности, подозрительности, казнях, союзники стали помогать желающим остаться на западе. Около 2 500 000 бывших граждан СССР получили статус “перемещённых лиц”. Для них были созданы специальные условия:
• помощь в психической адаптации к буржуазной цивилизации,
• помощь в выборе нового места жительства,
• финансирование транспортных расходов,
• выплата пособий по временной нетрудоспособности.

В специальных лагерях для перемещённых лиц земляки из первых эмиграционных потоков проводили с новичками культурно-просветительную работу, вычищая из их сознания советскую пропаганду. Для них создавались специальные учебные заведения, культурные и информационные центры, издавалась литература и периодика.

В 1945 году под эгидой ООН была создана Международная организация беженцев, занимавшаяся организацией их обустройства на новых землях. С её помощью в 1945 – 1951годах третья волна украинских беженцев рассеялась по планете, стремясь преимущественно туда, где уже пустили свои корни и обустроились земляки-первопроходцы: 80 000 – в США, 35 000 – в Великобританию, 35 000 – в Канаду, 30 000 – в Австралию, а также в Аргентину, Бразилию, Чили, Уругвай, Францию….


Политическая жизнь украинской эмиграции.


“Холодная война” между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции проходила при активном участии эмигрантов в антисоветской деятельности. Изгнанники мстили Советской власти, пропагандируя из-за рубежа чуждые ей ценности и идеи, проникая на территорию Советской Украины и устраивая диверсии, террор против её граждан и руководства, собирая разведывательную информацию для своих новых хозяев.

И хотя далеко не все украинские эмигранты выбрали путь активной борьбы со своей покрасневшей родиной, среди политически активной части эмиграции развиваются преимущественно агрессивные авторитарные националистические течения.

Организация украинских националистов заграничные части (ОУНЗЧ) во главе со С. Бандерой и Я. Стецко действовала преимущественно на территории ФРГ и Австрии. С 60-х годов ОУНЗЧ была переименована в ОУНР (революционная). Её членов объединяла фашистская идеология “интегрального национализма”, списанная Д. Донцовым у идеологов немецкого нацизма, и патологическая ненависть ко всему неукраинскому и коммунистическому. Бандеровцы мечтали о создании национальной державы по принципу “Украина – для украинцев”.

Они вели активную провокационно-террористическую и разведывательно-диверсионную деятельность в приграничных районах соседних государств и на территории западных областей Советской Украины, опираясь на поддержку местного населения.

Чекисты эффективно боролись с украинскими националистами за рубежом и с их пособниками в СССР. К концу 50-х годов были выведены из строя наиболее активные и агрессивные участники антисоветской борьбы. В октябре 1959 года в Мюнхене агентом советской разведки был убит С. Бандера.

В 60-е годы ХХ века вокруг ОУНР объединяется ряд групп националистов, действовавших до сих пор разрозненно. Совместно издаются журнал “Визвольний шлях”, газета “Шлях перемоги” и т.п. периодика. Обескровленные и обезглавленные бандеровцы утратили инициативу и превратились в заказных исполнителей подсобных ролей в играх западных разведок против СССР.

Менее авторитетной и популярной среди украинских эмигрантов была ОУНС (солидаристы) во главе с Мельником. Её организации действовали преимущественно в Великобритании, Франции и других государствах Европы и Америки. В отличие от бандеровцев, с которыми у солидаристов не прекращалась междоусобная свара, мельниковцы отличались меньшей кровожадностью и предпочтением политических методов борьбы за власть. Главным своим врагом они считали “российский империализм” и ради освобождения от него готовы были сотрудничать даже с украинскими коммунистами и социалистами. Мельниковцы сотрудничали и с правительством УНР в изгнании.

70 лет кочевало по миру правительство УНР в изгнании (Польша – Германия – Франция – Англия – Канада – США), создавая видимость политической деятельности. За модный в условиях “холодной войны” антисоветизм оно получало подачки от правительств буржуазных государств, пожертвования благотворительных организаций и частных лиц из числа разбогатевших украинских эмигрантов.

В 1992 году на его 10-й сессии было решено передать полномочия Государственного Центра УНР и Украинской Народной Рады киевским властям. 24 августа 1992 года в Мариинском дворце изгнанники передали символическую эстафету государственности в руки своих бывших гонителей и врагов.

Союз гетманцев–государственников, созданный ещё П. Скоропадским, стоял на либерально-националистических позициях. Он жил в атмосфере политических иллюзий, исторических воспоминаний и сожалений о нереализованных в годы революции возможностях.

Среди демократически настроенных эмигрантов была популярной Украинская главная освободительная Рада – организация украинских националистов за границей, сокращённо ОУНЗ. Она образовалась в 1943 году в результате раскола ОУН, когда не разделявшие демократических идеалов бандеровцы отказались от единства и сотрудничества со сторонниками демократизации Украины. С тех пор она опиралась преимущественно на интеллигенцию, выступая за цивилизованную политическую борьбу парламентскими методами. Ею издаются: “Летопись УПА”, “Энциклопедия Украинской диаспоры”. В 1954 году в Нью-Йорке лидер ОУНЗ М. Лебедь основал издательство “Пролог”, публиковавшее аналитические и исследовательские работы по украинской истории, культуре, политологии. Позже там стали издаваться журнал “Сучасна Украина” и “Украiнска лiтературна газета”, вскоре объединившиеся в журнале “Сучаснiсть”. На его страницах издавались документы по истории Украины, появление которых в СССР было невозможно.

После II мировой войны в эмиграции возникла Украинская революционно-демократическая партия (УРДП), объединяющая главным образом выходцев из восточных областей Украины. Её лидером и идеологом был писатель И. Багряный. Её члены отрицали коммунизм, фашизм и прочие формы тоталитаризма. Их идеалом была независимая демократическая Украина с рыночной экономикой.

Недолго просуществовала в качестве активной политической силы Украинская социалистическая партия. Она исчезла уже во второй половине 50-х годов.


Общественные организации украинской диаспоры.


Для удовлетворения разнообразных социальных и культурных потребностей украинские эмигранты объединялись в различные неполитические организации. Общение в них позволяло сохранять язык, традиции, веру и, на первых порах, этническую чистоту эмиграции. На новом месте переселенцы стремились держаться друг друга и поэтому придерживались земляческого принципа расселения. Так возникли самые распространённые общественные организации – территориальные земляческие общины.

Помимо них в различных ситуациях рождались иные формы общественных объединений. В 1940 году для участия в борьбе против немецкого фашизма возник Конгресс украинцев Канады. Позже для пропаганды идей политической демократии и буржуазных свобод в Торонто возник Мировой конгресс свободных украинцев, объединяющий более 140 организаций украинской диаспоры всего мира.

Достаточно многочисленными и авторитетными являются Общество объединённых украинцев Канады, Лига американских украинцев, Лига освобождения Украины (сторонники бандеровцев), движение скаутов “Пласт”.

Украинские эмигранты не жалели сил и добились экономического процветания, став полноправными членами гражданского общества на новой для себя родине. Их потомки стали принимать активное участие в политической жизни, становясь министрами, сенаторами. В 1989году генерал-губернатором Канады стал Рамон Гнатишин.


Религиозная жизнь.


К 60-м годам завершается становление на новых землях религиозных общин украинских греко-католиков. Они пустили корни в Западной Европе, США, Канаде, Бразилии, Новой Зеландии, Австралии. Вскоре у них возникла тяга к конфессиональной консолидации. По просьбе Президента США Джона Кеннеди советский лидер Никита Хрущёв выпустил из ГУЛАГа узника совести И. Слипого. Его деятельность в качестве митрополита и религиозного вождя греко-католиков стала мощным объединяющим их фактором. Обладающий огромным авторитетом в католическом мире, И. Слипый в Риме основал Украинский Католический университет им. Св. Климента с филиалом в Вашингтоне, построил собор Святой Софии. В результате его просветительской деятельности идеалы христианства стали доступными большому количеству украинских эмигрантов. Он сумел объединить разбросанные по миру греко-католические общины в единую конфессиональную семью.

Украинскую автокефальную православную церковь в изгнании возглавил митрополит Илларион (Иван Огиенко) – философ, богослов, историк церкви. С 1951 года он, будучи митрополитом Канады, организует новые приходы, исследует и публикует труды по истории украинской церкви, переводит на украинский язык “Библию”. После него УАПЦ возглавил митрополит Мстислав (в миру Скрыпник), провозглашённый в 1990 году её патриархом.

Более 150 000 украинских эмигрантов примкнули к различным протестантским церквям: евангельских баптистов, пятидесятников….


Культурная жизнь диаспоры.


Утратив родину, украинские учёные обрели в эмиграции свободу мысли, без которой не может быть настоящей науки. Вдали от земли своих отцов они честно исполнили свой профессиональный долг, создав ряд талантливых исследований родного языка, братских славянских языков, проблем этнической духовной истории. Благодаря учёным-эмигрантам население Украины с первых дней независимости получило доступ к высшим достижениям современной науки.

В 1945 году из Праги в Мюнхен переехал Украинский Вольный Университет. В нём обучалось около 600 студентов и работало 80 преподавателей, среди которых известные учёные: А. Жуковский, В. Кубиевич, И. Мирчук, О.Оглоблин, Н.Полонская-Василенко, Ю.Шевелев, Я.Рудницкий.

В 1947 году в США, Канаде, Австралии, Франции было возрождено Научное общество им. Т. Шевченко, члены которого занимались исследованиями истории, философии, математики, медицины….

С 1950 года действуют международные структуры Украинской Вольной Академии Наук.

В 1968 году при Гарвардском университете по инициативе выдающегося историка О. Прицака был создан Украинский научный институт.

В 1976 году возник Канадский институт украинских студий.

Учёные украинской диаспоры внесли огромный вклад в исследование украинской истории и культуры. Но жителям советской Украины до 90-х годов их работы были недоступны.

Развитие зарубежной украинской научной мысли было бы невозможным без многогранной просветительской деятельности, в которой принимали активное участие и именитые учёные, и педагоги, и волонтёры. Вдали от исторической родины сохранение украинского языка стало важнейшей культурной и педагогической задачей. В чуждой романо-германской языковой среде сберечь украинский язык от растворения оказалось во многом проще, чем в советской Украине. Носители буржуазной культуры с уважением относились к стремлению своих новых соотечественников сохранить язык исторической родины. Политический климат в странах эмиграции, общественное мнение создавали для этого благо-приятные условия. В местах компактного проживания украинцев на средства переселенческих общин стали возникать просветительские центры, светские и религиозные учебные заведения. Наиболее высокой педагогической культурой славились греко-католические общины. В 70-е годы в них насчитывалось более 50 общеобразовательных школ, 6 вузов, 2 колледжа, где обучались свыше 16 000 человек. Основным языком преподавания был английский, но украиноведческие дисциплины – история, культурология, литература преподавались на украинском языке.

Гораздо многочисленнее были субботние и воскресные школы, где учебные программы целиком состояли из украиноведческих предметов. В 80-е годы в США их было свыше 60. В них обучалось около 5 000 человек разного возраста. Примерно такого же развития достигло украинское просвещение и в Канаде.

Украинская художественная культура в эмиграции жила полноценно и плодотворно. В США работало более 150 украиноязычных писателей. После II мировой войны они создали литературное объединение “Слово”, которое двадцать лет возглавлял известный литературовед Г. Костюк. Американский украинец Василь Барка прославился эпическими романами из украинской истории, стихами, а также переводами на украинский язык Данте и Шекспира. Большой популярностью среди эмигрантов пользовался философ и писатель Юрий Клён. Широко известна литературная переводчица из Канады Мария Скрипник. Даже в СССР вышли с десяток её книг. В Бразилии Вера Селянская Вовк перевела и издала на португальском языке “Антологию украинской литературы” и сборник современной украинской поэзии.

Александр Кошиц – композитор, хормейстер и дирижёр – основал зарубежную украинскую хоровую школу. В 1949 году из Германии в США переехала капелла бандуристов во главе с Григорием Кистатым.

В 50-е годы были широко известны театральные труппы Владимира Блаватского и Иосифа Гирняка.
Мировую славу приобрели скульптуры Александра Архипенко, купленные многими музеями и частными коллекционерами. В 1964 году Л. Моложанин создал в Вашингтоне памятник Т. Шевченко.


4. Власти Украины и украинская диаспора.

В советские времена правители Украины относились к эмигрантам, как к изменникам Родины и “агентам мирового империализма”. “Самостийность” резко изменила отношение украинских бюрократов к бывшим землякам. Крутая смена политического курса от отчаянной ненависти к беззаветной любви имеет простое и понятное объяснение. Как только прекратилось партийно-государственное финансирование враждебности к капиталистическим “найманцам”и “запроданцам”, палитра чиновничьего менталитета окрасилась в новые цвета. Среди них абсолютно преобладает зелёный цвет американской валюты. А поскольку украинские эмигранты являются её источником, гнев по отношению к ним сменился милостью. Их стали призывать к возвращению на Родину (разумеется, вместе с капиталами), приглашать к финансированию разграбленной страны, клянчить пожертвования на возрождение национальной культуры и спорта.

В первые месяцы “незалежности”, поддавшись эйфориии и освободительным иллюзиям, немало эмигрантов сделали щедрые подарки своей Родине. Но счастья у неё от этого не прибавилось, а подарки достались тем, кто и без того не был обижен судьбой. После этого спонсорский зуд в диаспоре поутих, и она стала осмотрительнее распоряжаться своими благотворительными средствами, держа их подальше от загребущих лап ненасытных слуг державы.

В 1990 году в Киеве состоялся 1-й Конгресс Международной ассоциации украинистов, на котором обсуждались проблемы возрождения и развития науки и культуры Украины. В январе 1992 года прошёл Конгресс украинцев независимых государств. В 1994 году в Киеве состоялся фестиваль “Украинцы всего мира, объединяйтесь!” Его организаторам так и не удалось избавиться от привычных штампов и стереотипов коммунистической пропаганды. Её трупный запашок сквозил уже из самого названия фестиваля и навязчиво вызывал из памяти ещё незабытый коммунистический слоган “Пролетарии всех стран , объединяйтесь!”

Подобные форумы были организованы украинской бюрократией в духе советских пропагандистских шоу. Это были помпезные и бесполезные фестивали за счёт налогоплательщиков, под шумок которых немалые суммы из их бюджетов легли в карманы режиссёров и организаторов.

В 1996 году Кабинет Министров Украины утвердил Государственную программу, направленную на расширение всесторонних связей государства с диаспорой. Зная, как уважает диаспора вороватую государственную администрацию, легко представить, что на самом деле Программа стала формой легализации зарубежного чиновного туризма за государственный счёт.

Положение украинской культуры в странах социализма не выдерживало никакого сравнения с буржуазным миром. В Румынии и Польше власти проводили откровенную политику ассимиляции этнических украинцев, лишая их всякой культурной автономии. Лишь в Словакии украинцы имели возможность сохранять свою культурную идентичность. Им позволялось издавать литературу на украинском языке и иметь этнические культурно-просветительские центры.

В годы хрущёвской оттепели и брежневского застоя возникли эпизодические контакты верхушки украинского истеблишмента с украинскими эмигрантами. Под неусыпным оком сексотов КГБ делегации деятелей культуры и искусства Советской Украины ездили в гости в Канаду, Австралию, США пропагандировать “расцвет” украинской культуры при социализме. За особые заслуги советское правительство наградило свиданием с цивилизацией артистов танцевального ансамбля Павла Вирского, певцов Беллу Руденко, Дмитрия Гнатюка, Анатолия Соловьяненко, писателей Степана Олийныка, Ивана Драча и Дмитрия Павлычко.


Четвёртая волна эмигрантов хлынула на Запад после краха СССР. Люди спасались от экономического хаоса, политической анархии, коррупции и уголовщины, захлестнувших руины социализма. С исчезновением “железного занавеса”, похоже, всё трудоспособное население бывшего СССР готово было “слинять” за рубеж. Там их ждала самая грязная и неквалифицированная работа. Но даже нищенские по западным меркам зарплаты позволяли людям из бывшего СССР(с их невысокими потребностями и жизненными стандартами) не только выжить, но ещё и материально помогать своим оставшимся в СНГ родственникам.

К последней волне эмиграции Запад отнёсся с небывалой осторожностью. Европейские страны, Израиль и Америка стали ограничивать и тщательно фильтровать переселенческие потоки. Их мутные воды скрывали человеческую нечисть – уголовников, аферистов, жуликов, наркоманов, шлюх и просто бездельников, искавших возможности “на халяву” вкусить прелестей буржуазной обеспеченности в виде высоких пособий по безработице и благотворительности.


"Как украинцы капитализм себе строили. Новейшая история Украины (1991 ? 2001)"



Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.