Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Деятели --> Мирошниченко (Основные работы)

"Как украинцы капитализм себе строили. Новейшая история Украины (1991 ? 2001)"


18. Культура отдыха и организации свободного времени. Индустрия развлечений. Порок как двигатель национальной культуры.

1.”Свободное время” и его значение для развития духовной культуры.

Время человеческого отдыха один из главных смыслообразующих факторов нашей жизни. Только здесь мы целиком предоставлены сами себе и живём предельно свободно – так, как хотим. Ради этого, собственно, и суетимся в наше рабочее время. Поэтому анализ содержания свободного времени – того, как проводят его люди – является одной из важнейших характеристик качества их духовности и целой жизни.


Естественные ритмы жизнедеятельности. Жизнь человека, как и всех живых существ, состоит из периодов деятельной активности, в ходе которой совершается работа по удовлетворению его разнообразных материальных и духовных потребностей, и чередующихся с ними периодов отдыха, когда потраченные силы накапливаются и восстанавливаются. Человеческая активность протекает в двух основных природных формах: физической и интеллектуальной. Обе они потребляют большое количество разнообразной энергии, производимой человеческим организмом. Для компенсации энергетических затрат в человеческой культуре существуют специальные виды деятельности – приём пищи, сон, развлечения (отвлечение от привычных форм и видов утомившей и наскучившей деятельности), гигиенические процедуры и гимнастические упражнения. В процессе их совершения человеческий организм восстанавливает потраченные запасы химических веществ, кислорода, позволяет расслабиться и отдохнуть отработавшим мышцам и суставам. Или наоборот, если деятельность человека была исключительно духовной, и его физический потенциал бездействовал, в периоды отдыха специальные гимнастические упражнения удовлетворяют естественную потребность организма в движении и механической работе, сохраняя его целостность, гармонию и здоровье. Из примерно 40 000 лет, которые длится собственно человеческая история (история рода Гомо Сапиенс), лишь последние какие-то 100 – 200 лет, и то лишь исключительно в странах передовой европейской цивилизации и в Северной Америке, в жизни большинства населения тяжёлый физический труд уступил место механизированному машинному труду или интеллектуальной деятельности. Поэтому проблема гармонизации разнообразных видов человеческой деятельности (физической и духовной) стала актуальной для нормального развития человеческого телесного и психического здоровья, но далеко не на всей Земле и не для всех её обитателей.

В течение рабочего времени человек имеет дело с ограниченной информацией, связанной, главным образом, с его профессией. Остальная информация – интеллектуальная и эмоциональная – потребляется и перерабатывается им в свободное от профессиональной деятельности время.

Время, которое занимает человеческая деятельность, не связанная непосредственно с удовлетворением материальных потребностей, условно именуется “временем отдыха” или “свободным временем”. Оно наполнено не менее важными для здоровой жизни видами культурной активности, чем “рабочее время”.

Социально-культурные функции “свободного времени”:
• рекреационная (отдых, физическая и психическая реабилитация – освобождение от воздействия однообразных раздражителей),
• энергетическая (питательная, дыхательная),
• компенсаторная комплиментарная (компенсация односторонней физической, интеллектуальной, эмоциональной нагрузки на человеческий организм, обусловленной профессиональным однообразием или однобоким образом жизни),
• сексуальная (продолжение рода, оргиастическая),
• информационная (интеллектуальная и эмоциональная).

Та часть человеческой культуры, которая посвящена организации и наполнению свободного времени, называется “культурой отдыха”. Люди и народы, не умеющие отдыхать или делающие это неэффективно, в конце концов исчерпывают свои энергетические, биологические, духовные ресурсы, обессилев, заболевают и, выродившись, прекращают своё существование. Культура организации и проведения свободного времени является важнейшей составной частью духовной культуры нации, во многом определяющей её здоровье и судьбу.


2. Культура организации свободного времени и отдыха в советские времена.

Советская власть в разные периоды своей истории по-разному относилась к культуре свободного времени. С момента своего рождения и вплоть до конца 50-х годов, по мнению её вождей, свободного времени должно было быть не больше, чем необходимо, чтобы государственные рабы восстановили свои силы для участия в очередном жертвенном трудовом цикле во имя мировой коммунистической революции и блага её вождей. И романтические вампиры ленинского засола, и прагматические палачи сталинского закваса трудились – одни на мировую революцию, другие на её оплот – советское государство, не щадя ни себя, ни населения. Авралы, штурмовщина, рабочий день по 15 – 18 часов в сутки были распространённым явлением, порождённым, с одной стороны, административным дилетантизмом, а с другой, страхом потерять власть в условиях непрерывных внутренних и внешних войн, которые вела Советская власть против своего народа и его соседей в 20-е – 50-е годы ХХ века. Варварской сверхэксплуатацией населения руководство страны безуспешно пыталось компенсировать своё административное и политическое невежество, и экономический идиотизм. Логика рабовладельческого уклада требовала от хозяина контроля и управления буквально каждым шагом подневольного работника. Поэтому надсмотрщики не могли отдыхать больше своих рабов. А чтобы стража не ленилась, вынуждено было не дремать и её начальство, и начальство её начальства. Мода на удлинённый рабочий день, заканчивающийся с рассветом следующего дня, шла из самого Кремля и заражала всю правящую свору, превращая её членов в невротиков и психопатов. Вредительское отношение к своему здоровью, принесённому советскими вождями в жертву мировой революции и строительству социализма в отдельно взятой стране, лишило их способности трезво мыслить и принимать разумные политические решения. Каждый новый год их правления приносил стране всё новые политические ошибки, сопровождавшиеся всё более губительными последствиями. Логика абсурда всё гуще пропитывала собой весь духовный климат страны, превращая её в заповедник иррационализма, в царство буйных и тихо помешанных.

С точки зрения соответствия биологическим ритмам образ жизни простого советского труженика выгодно отличался от образа жизни бюрократа. Первый чаще имел гарантированный минимальный отдых, а если его не хватало, и труженик был лишён коммунистического фанатизма, он всегда выкраивал себе время на перекур, пересып, переплёв даже на рабочем месте, невзирая на “неусыпный” контроль шакалов-сексотов и цепных псов из администрации.

После завершения фанатического периода Советской власти, когда бюрократия, наконец, решила пожить в своё удовольствие, к свободному времени в Советском Союзе стали относиться с большим уважением. Чиновники и сами стали учиться смаковать жизнь, и население к этому поощряли. Увеличилось число выходных и праздничных дней, удлинились периоды отпусков. Многие отрасли хозяйства были переведены на пятидневную рабочую неделю. С большей помпезностью и торжественностью отмечались праздничные даты.

Начавшаяся после второй мировой войны научно-техническая революция не миновала и нашей страны. Она потребовала значительного роста образовательного уровня всего населения сверху до низу. Народ стал дольше и тщательнее учиться, занялся самообразованием, в том числе и в свободное от работы время. Это привело к всеобщему росту уровня образованности и культуры и благотворно отразилось на мышлении бюрократического класса. Его представители, наконец, осознали, что сытый и отдохнувший работник трудится лучше, чем голодный и усталый. Кроме того, ограниченный гедонизм должен был разрядить социальное напряжение, периодически возникавшее в разных слоях советского общества из-за недовольства политикой правительства. Уставшему от трудового фанатизма, террора, войн и разрухи советскому подданному, начиная с 60-х годов ХХ века, позволили вкусить некоторых самых примитивных и дешёвых радостей жизни. Сытнее кушать, чаще закусывать, перекинуться в выходной с соседями в домино или картишки, сходить вечерком в кино, театр, на футбол, съездить в отпуск на курорт, отвести душу на рыбалке, охоте или на дачной грядке.

Во все советские времена нерабочее время было свободным от физического труда, но не от пропаганды. Лицемерная агитационная ложь изъязвила и просвещение, и искусство, и развлекательные аттракционы, и зрелища, пытаясь проникнуть в самые заповедные уголки души. Распространённой формой спасения от неё был туризм или внутренняя духовная эмиграция. На диком пляже, в тесном кругу друзей за чашкой чая или бутылкой водки, в тайге или высоко в горах, забившись в уголок квартирки-маломерки и, отключив радио и телевизор, люди находили или искусственно создавали себе психически стерильные зоны, свободные от “промывания мозгов”. Здесь они собирались с мыслями, приводили в порядок изгаженные советским образом жизни чувства, отряхивались от навязываемых стандартов мышления и поведения, собирали и пестовали свою личность вопреки насаждаемой стадности. Именно в пространстве свободного времени стали возникать и развиваться ростки свободомыслия, политической оппозиционности, эстетической самостоятельности и плодотворной эмоциональной субъективности. Здесь рождалось заветное чувство, а затем и осознание: “мне это не нравится”, распространявшееся постепенно на всё более широкий круг общественных явлений и, в конце концов, растворившее идейные устои власти коммунистов и психические корни покорности ей.


3. Особенности содержания современной массовой духовной культуры и свободного времени.

Содержание современной массовой духовной культуры оставляет противоречивое ощущение. С одной стороны – упадок интеллектуализма, стандартов и ориентиров высокой духовности, “обыдление” и профанация просвещения, науки, искусства. Буржуинизация общества принесла с собой новые ценности, духовные ориентиры, новый образ жизни. Уже не бюрократия и не интеллигенция, а буржуазия стала законодателем духовной моды. Шоубизнес агрессивно формирует культуру проведения свободного времени и образ “героя нашего времени”.

С другой стороны – невиданная до сих пор у нас свобода индивидуального творчества и самовыражения, ограниченная лишь содержанием души и кошелька “маэстро”. Нередко она лишена и эстетического вкуса, и элементарных ремесленных навыков, и нравственных ограничителей. Порою и формой, и содержанием она напоминает сумасшествие. Но это не самая высокая цена, которой стоит свобода, присутствовавшая до недавнего времени в нашей культуре лишь в качестве экзотики.
Содержание свободного времени зависит сегодня от социальной принадлежности, уровня духовной культуры личности, благосостояния и семейного статуса. В новые времена разгула дикого капитализма у населения нашей страны свободного времени появилось более чем достаточно. Власть заботливо освободила нас от всех форм собственности и материального достатка, щедро наградив независимостью политической и духовной. Безработица и нищета превратили свободное время в источник угрозы голодной смерти. Иллюзия свободы, пожалованная прежними хозяевами, а не добытая самостоятельно, не может быть источником здоровья, счастья и процветания.


4. Культура проведения выходных дней, отпусков и каникул.

Выходные дни, отпуска, каникулы. Выходные дни в нашей культуре приходятся, как правило, на субботу и воскресенье. Эта традиция установилась с досоветских времён и сохраняется по сей день. Хотя развивающийся капитализм нередко нарушает её соблюдение. И сами предприниматели, и их наёмные работники из 7 дней недели работают 6, а нередко и вовсе обходятся без выходных. Это объясняется желанием побыстрее выполнить заказ, чтобы затем успеть получить новый, увеличив доходность своего бизнеса. За этим желанием стоит не столько жадность и страсть к обогащению, сколько ощущение неустойчивости, случайности успеха в условиях рыночной конкуренции и желание создать необходимый “на чёрный день” запас финансовой и экономической прочности. Такая работа “на износ” физически и духовно истощает и калечит организм тех, кто пренебрегает отдыхом. И они, в тайне от самих себя, начинают работать на аптеку, создавая платёжеспособную клиентуру медицинскому бизнесу.

Накопление усталости у не знающих пощады к себе “трудоголиков” рано или поздно достигает того предела, когда утомление формирует устойчивое отвращение по отношению к своему делу. И тогда отношение к бизнесу из созидательного невольно превращается в разрушительное. Неведомая сила срывает людей “с тормозов” и, забросив на произвол судьбы вдруг опостылевшее дело, они пускаются “во все тяжкие”, стремясь расточительным, неуёмным и нередко диким загулом утолить накопившуюся жажду наслаждений и отдыха.


Мудрее поступают те, кто даёт себе регулярную хотя бы кратковременную разрядку, не позволяя усталости накопиться до критического предела, за которым неизбежно начинается её разрушительная работа. Угощая себя, время от времени, скромными маленькими радостями жизни, они не только сохраняют своё здоровье, но и, в конце концов, бизнес. Успешная работа всегда является следствием, в том числе и хорошего отдыха, позволяющего человеку восстановить силы и формирующего отношение к работе не как к самоцели, а как к необходимому источнику средств, обеспечивающих в дальнейшем качественный отдых, жизненный комфорт и время, свободное для развития личности.

Если в частном бизнесе лишение его участников законного регулярного отдыха продиктовано конкуренцией и борьбой за заказчика, то в государственном секторе это, как правило, следствие бюрократического произвола начальства, не способного правильно организовать и использовать рабочее время. И хотя авралы и сверхурочные иногда компенсируются эпизодическими прибавками в жаловании или добавочными днями к отпускам, “отгулами”, на самом деле все эти меры уже не способны восстановить нарушенный цикл биологических ритмов человеческого организма и компенсировать причинённый здоровью ущерб.

Люди, имеющие стабильный благополучный бизнес, заботясь о своём здоровье, всё чаще устраивают себе маленькие праздники жизни, деля один большой отпуск на ряд непродолжительных, но частых – в среднем по неделе в каждом сезоне. Они стремятся так упорядочить свой рабочий день, чтобы в нём нашлось место регулярным занятиям физкультурой, спортом, хобби и прочим удовольствиям для души. Это возвращается к ним возросшей плодотворностью трудовой деятельности, ростом качества их физического, нравственного и умственного здоровья, психической стабильностью и уравновешенностью.

Наёмные работники и государственные служащие редко способны так же разумно и гигиенично распоряжаться временем своего отдыха. Этого не позволяет господствующая у нас допотопная культура администрирования, в которой отношение руководителя к работнику лишено не только человечности, но и элементарного понимания очевидных выгод от эксплуатации свежей и отдохнувшей “рабочей силы” по сравнению с “загнанной клячей”. Периодичность и продолжительность времени отдыха определяется в большинстве своём “механически” воспроизводимой государством традицией: месяц отпуска - после одиннадцати месяцев работы и каникулы для учащихся четыре раза в год – одни длинные, три коротких, а для студентов – два раза. При этом никого не интересует, существует ли на самом деле объективная потребность именно в такой продолжительности и периодичности фаз отдыха.


5. Праздники в независимой Украине.

Праздники. До Советской власти праздниками на Руси были торжественные даты православного календаря, связанные с мистическими событиями религиозной истории и мифологии – Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха и т.п. Большевики из всех старых праздников сохранили лишь Новый год, заменив прочие чествованием революционных событий, а также профессиональными праздниками в честь той или иной государственной структуры (День Советской Милиции, День Советской армии, День Пограничника, День Медика, День Учителя…). Советские праздничные ритуалы были банально однообразны и состояли из официальной и неофициальной частей. Официальная часть складывалась из торжественного собрания, на котором после косноязыкой речи, прочитанной начальником “по бумажке”, “передовикам” труда вручались награды. Затем следовал концерт с участием профессиональных или самодеятельных артистов, а за ним – неофициальная часть праздника, а попросту пьянка.

В новые времена “самостийные” наследники советской государственности реформировали праздничную культуру. Они отменили самые одиозные и скандальные советские праздники, олицетворяющие коммунистическую идеологию, вроде 7 ноября, заменив их ритуалами, символизирующими “национальные ценности”: Днём Независимости Украины, Днём Соборности Украины и церковными праздниками вроде Рождества или Пасхи.

Новая праздничная культура формируется, как элемент идеологии националистического государства. Она стремится так сориентировать мозги подданных, чтобы их деятельность не угрожала власти своим критическим к ней отношением. Поэтому в праздничном пропагандистском коктейле плавают и льдинки христианства с его прощением врагов и призывами к покорности властям, и прокисшие ягодки иллюзий надклассового соборного единства населения вокруг символа трезубой вилки, и мутный осадок романтизированных призраков свирепых бандюг из запорожских плавней XVI – XVII веков. Голубая мечта административного гения – собрать вокруг себя и объединить в праздничном экстазе всех придурков земли Русской, сохранивших доверие к родной державушке и её рулевым. Поэтому на создание вокруг “национальных”ценностей праздничной атмосферы тратятся немалые бюджетные деньги. Однако праздничное настроение от этого возникает лишь у тех, в чьи карманы эти деньги ложатся. Остальное же население хладнокровно относится к очередным попыткам власти одурманить его новыми “державными идеалами. Оно воспринимает праздничные “реформы” без фанатизма, в лучшем случае, как повод к очередной пьянке, в которой “национальные ценности” не присутствуют даже в тостах.


6. Шоубизнес. Эстрада: “попса” и “барды”.

Если самостийных государственников в праздничной культуре интересует исключительно её пропагандистский потенциал, то новоявленных импресарио или, говоря по-модному, шоумейкеров в ней привлекает возможность качать отсюда немалые “бабки”. Ловкие деляги быстро “просекли” возможность делать деньги из стремления толпы поклоняться каким-нибудь идолам. Убожество персонажей политических новелл настолько отвратительно, что народ вынужден искать своих кумиров среди скандальных эстрадных “звёзд”. Организуя шумные тусовки вокруг истерических эстрадных “комет” и “метеоритов”, сопровождая их торговлей спиртным и табаком, акулы шоу бизнеса снимают с разогретых алкоголем и “искусством” сограждан обильные урожаи прибыли. Подобные фестивали и прочие зрелищные показухи стильного “элитного” образа жизни помогают обеспеченной молодёжи лихо спустить наворованные родителями денежки.

Своеобразным антиподом эстрадным тусовкам являются фестивали бардов. Они популярны среди иного сорта публики. Если современная молодёжная эстрада это искусство для тела, то искусство бардов – для души. Эстетическая продукция “попсовой” эстрады адресована спинному мозгу. Она провоцирует дикие реакции своих почитателей, выражающиеся воплями стихийного восторга, свистами, конвульсивными подтанцовками. Эстрадные идолы опрокидывают своих поклонников в бездну животных инстинктов и рефлекторных импульсов, чтобы насладится своей властью над их ничтожеством. Так они компенсируют своё вынужденное служение толпе с её грубыми вкусами. Их культурный “подвиг” состоит в том, чтобы, опустившись до примитивного уровня потребностей эстетически невоспитанных людей, стать повелителями мира художественной безвкусицы. Глядя с высоты эстрадного помоста на корчащихся в экстазе у его подножия фанатов, исполнители наслаждаются местью толпе за своё унизительное для настоящего артиста служение её безобразию. Одновременно это и месть самим себе – за творческое бессилие и бесталанность.

Искусство бардов родом из больших полушарий человеческого мозга и к ним же адресовано. Оно возвышает публику до уровня исполнителя, вызывая резонансные его умонастроению тонкие движения взволнованной души. Барды относятся к публике не как к обычным зрителям и слушателям и не становятся в позу пророка. Их немудрёный артистизм состоит из искреннего желания поделиться с аудиторией своими невыдуманными тревогами, радостями и разочарованиями, деликатно пошутить над извечными человеческими слабостями, отдать дань уважения подвигам свободного духа. Этим барды привлекательны для тех наших современников, чья мозговая архитектура не вписывается в примитивные геометрические орнаменты популярных напевов. Барды поют не так, как хотелось бы другим людям, а так, как хочется петь им самим. Они не потакают низким вкусам толпы ради того, чтобы получить над ней власть. Над ними не глумится бес гордыни. Поэтому их аудитория – это всегда взыскательные, чуткие к фальши и не прощающие безвкусицы единомышленники и сочувствованники. От чего и возникает на бардовских концертах и фестивалях гармония и красота – вечные проводники человеческой души в её путешествии по чудесному миру высоких дум и изящных чувств.


7. Индустрия развлечений.

Шоу-бизнес не единственный источник современной культуры отдыха и развлечений. Снять свой “навар” с естественного желания сограждан как следует “оттянуться” после трудовых будней стремится немало обладателей капитала. В создание условий для культурного и не очень культурного отдыха вкладываются огромные деньги. Сфера развлечений привлекательна для вкладчиков тем, что капиталы оборачиваются здесь гораздо быстрее, чем в хозяйственных отраслях экономики. Кроме того, чтобы ублажить мятущуюся душу, не нужны особо сложные наукоёмкие технологии и дорогостоящее оборудование. “Лекарства” для души мало изменились за последние пять тысяч лет, и представляют собой:

1) более или менее “крутые” разновидности авантюризма:
• лёгкое щекотание нервных окончаний умеренными дозами риска для тела (туризм, спорт, охота, рыбалка, аттракционы) и кошелька (азартные игры),
•обжорство, символизирующее торжество слабой человеческой души над извечным страхом голода,
• секс или его виртуальная имитация в исполнении профессиональных жриц любви и стриптизёрш,

2) терапевтическое воздействие на тело инструментами физической культуры, медицины, бани, любимой, но бесприбыльной трудовой деятельности (хобби),

3) различные виды удовлетворения эмоционального голода инструментами киноискусства, театра, литературы,

4) удовлетворение информационного голода путём накопления информации, необходимой для вероятностного прогнозирования своей судьбы и опережающего моделирования стратегий поведения в возможных альтернативных ситуациях и обстоятельствах,

5) исповедальный диалог с реальным (друг, родитель, исповедник, психотерапевт) или ирреальным (Бог, животное, часть собственной расщеплённой личности) авторитетным собеседником,

6) одурманивающее химическое воздействие на мозговые центры удовольствия алкогольными напитками, табаком и прочими наркотиками.

Созданием подобных душевных бальзамов или их суррогатов сегодня занимается целая индустрия отдыха и развлечений.


8. Спорт и физкультура.

Современная цивилизация избавила человека от необходимости с риском для жизни повседневно напрягать все силы для выживания в извечной борьбе с Природой. Триумфы умственного развития, всякий раз вооружавшие человека новыми поколениями техники, лишали экономического смысла его дальнейшее физическое усовершенствование. Понимание тесной связи и взаимозависимости душевного и физического здоровья пришло к людям не сразу и до сих пор ещё далеко не ко всем. Поэтому спорт, как самостоятельная отрасль человеческой деятельности, возник сравнительно недавно – чуть более ста лет назад. Сначала это была забава для обеспеченных слоёв общества, но очень скоро он заразил собой и простолюдинов.

При советской власти спорт был действительно массовым, но лицемерно “любительским”. Доказывая всему миру эксклюзивные прелести социализма, власть делала вид, будто советские граждане занимаются спортом “в свободное от основной работы время”. Поэтому спортивные поражения объяснялись закономерным торжеством профессионалов над “любителями”, а победы свидетельствовали о феноменальной крепости тела и духа “простого” советского человека.

В наши дни спорт стал откровенно профессиональным. Из-за отсутствия масштабного государственного финансирования прекратили существование или сузили привычные сферы деятельности многие спортивные объединения и клубы. Гораздо меньше людей стали заниматься спортом. Изменился и социальный состав спортсменов. Спортом стали заниматься люди, не избалованные изобилием средств к существованию и, поэтому, относящиеся к спорту, как к бизнесу. Они превратили свои тела в инструменты зарабатывания денег и готовы эксплуатировать свой природный дар в короткую пору его физического расцвета самым безжалостным образом, чтобы, сколотив капитал, жить на него остаток жизни.

С другой стороны, спорт остался уделом любителей авантюр и острых ощущений, испытывающих неутолённую жажду риска, приключений, экстремальных ситуаций, требующих от человека мобилизации всех физических и духовных сил. Абсолютно бескорыстная тяга к преодолению всё новых и новых трудностей, стремление доказать себе и окружающим, что не существует такого препятствия, которое устояло бы перед их волей, разумом и силой, неудержимо влекут представителей этой особой человеческой породы к штурмам горных вершин, океанских глубин и просторов, знойных пустынь и непроходимых джунглей, неподъёмных тяжестей, нечеловеческих скоростей. Расширяя мыслимые пределы человеческих возможностей, они не только ублажают свои мятущиеся души, но и приносят человечеству бесценные сведения о неизведанных уголках природы, о принципиальных возможностях человеческой натуры, опыт поведения в экстремальных ситуациях, а главное – веру в неограниченные возможности слабого и уязвимого человеческого тела, вооружённого непреклонной волей, упорством, знанием и способностью к творческому мышлению. То, что сегодня кажется феноменальным подвигом и одиночным чудом, став предметом подражания, завтра становится доступным десяткам, затем сотням людей, а по прошествии времени явлением распространённым и обычным.

Естественный риск травмы, способной ограничить трудоспособность человека, а то и вовсе превратить его в калеку, наличие стабильной кормящей профессии, отсутствие выдающихся природных задатков, нежелание приносить развитие собственного духа в жертву культу физического тела, а порою, банальная лень удерживают многих людей от непосредственного участия в профессиональном спорте. Однако для них остаётся притягательной зрелищная сторона спорта с её извечной соревновательной интригой, страстью и заразительной энергией борьбы. Ощущение личной безопасности и близость происходящего порождают иллюзию сопричастности, которая вкупе с разбуженным авантюризмом приводят зрителя и болельщика к тотализатору. Делая ставки и рискуя кошельком, люди деньгами оплачивают извращённое удовольствие, доставляемое испытанием судьбы, противоестественно сочетающееся с телесным комфортом и безопасностью.

В наши дни классический ассортимент и структура стандартных видов спорта в основном сохранились: игровые командные и индивидуальные виды разнообразной борьбы за мяч и шайбу, лёгкая и тяжёлая атлетика, единоборства, различные виды стрельбы, путешествия и разнообразные гонки по суше, воздуху, льду, снегу и воде, альпинизм, подводное плавание, охота, рыбалка, шахматы, шашки… хотя приоритеты и фавориты изменились. Например, футбол остался наиболее массовым и демократичным видом, а большой теннис – самым аристократичным. Но к ним добавились некогда экзотические для СССР своей “буржуазностью” гольф, бейсбол, регби, американский футбол, восточные единоборства, бои животных, биллиард. Кроме того, видимо в ответ на недостаток мужского внимания, женщины решили преодолеть монополию мужчин в “крутых” видах спорта: тяжёлой атлетике, боксе, борьбе, футболе, хоккее. Однако очевидная уродливость женской агрессии и противоестественность эксплуатации женского организма грубыми физическими нагрузками привлекает сюда в качестве участников и зрителей лишь людей с очевидными психическими отклонениями или нравственных калек.

Распространение таких современных профессий, как “киллер”*, охранник, “бандит” привели к популяризации агрессивных видов спорта – пулевой стрельбы, борьбы, поднятия тяжестей и особенно восточных разновидностей мордобоя. Примитивная архитектура мозговых извилин отечественных гладиаторов позволяет им самозабвенно жертвовать своим здоровьем во имя мифа о собственной неуязвимости.

Нельзя не заметить роста популярности индивидуальных видов спорта и упадка коллективных. Это отражает господствующие в обществе тенденции сепаратизации, обособления его членов в результате роста взаимного недоверия, зависти, эгоизма и чёрствости, свойственных психической атмосфере раннего капитализма.

Важной особенностью современной спортивной жизни является прекращение государственной поддержки и финансирования отечественного спорта. Сохранение верхушки спортивной государственной администрации не должно быть источником иллюзий и надежд на возможность серьёзного и добросовестного участия державы в развитии спорта. Государственные чиновники живут своей жизнью, далёкой от нужд и интересов спорта. Их спорт в том, кто раньше запустит лапу в казну и кто оттуда больше вытащит. После них спорту там делать уже нечего.

Финансированием и развитием спорта сегодня у нас занимаются капиталисты. Причём объектами их небескорыстной опеки становятся те виды спорта, которые обладают самым могучим зрелищным потенциалом – футбол, хоккей, бокс. Организация состязаний, собирающих вокруг себя массы людей, выгодна с коммерческой точки зрения. Места зрелищ и праздничного скопления людей удобны для размещения рекламы и торговли. С другой стороны, царящие здесь азарт и жажда легко “срубить бабки” чреваты неисчислимыми и не облагаемыми налогами доходами от тотализатора. Наконец, пропаганда спорта выгодна производителям спортивного инвентаря и аксессуаров, а также торговцам живым товаром (профессиональными спортсменами).

В отличие от спорта, физкультура - это соревнование с самим собой в преодолении собственных телесных несовершенств. Она была и остаётся инструментом развития и усовершенствования телесного и психического здоровья средствами спорта, медицины, косметики, профилактических процедур (физиотерапия, массаж, баня). В отличие от советских времён в наши дни физкультурой занимается гораздо меньше людей. Изменились социальный состав физкультурников и их любимые занятия. Лишь достаточно обеспеченные люди или фанатики собственного здоровья могут позволить себе регулярные занятия модным заморским “бодибилдингом” (атлетизм), “шейпингом” (аэробика) и тому подобной экзотикой. Фитнес-клубы и подобные им предприятия, делающие коммерцию на эксплуатации стремления людей быть здоровыми и физически совершенными, стали у нас новым и перспективным культурным явлением. Всё больше обеспеченных людей предпочитают убивать свободное время не сигаретой и бутылкой вина, а проводить его с пользой для своего здоровья. Менее денежные соотечественники удовольствуются кроссами, играми в футбол на поляне и тому подобными недорогими утехами.

Подавляющему же большинству населения, едва сводящему концы с концами, не до физкультуры. “Не до жиру – быть бы живу”! Весь их образ жизни подчинён задаче выживания и добыче средств к существованию. Они просто не могут позволить себе растрачивать и без того ограниченные силы и энергию без соответствующей экономической отдачи и выгоды. Свою психотерапевтическую разрядку они находят, в лучшем случае, в благотворном для семейного бюджета рукоделии в дачном и подсобном хозяйстве. Это различные виды полезных поделок на продажу, рукоделие, изобретательство, кустарные формы земледелия и скотоводства – разведение свиней, коров, коз, овец, собак…, которых выращивают для собственного употребления и на продажу.

Если же характер трудовой деятельности по основному месту работы не оставляет ни времени, ни сил ни на что иное, остаются лишь суррогатные разновидности отдыха и развлечений – телевизор да бутылка дешёвого “шмурдяка” в романтической кампании таких же измождённых беспросветной нуждой существ. Спортом для этих людей является отчаянное соревнование один на один с паразитической чиновничьей державой, которая веками душит, тянет жилы и пьёт кровь из всего живого, имевшего несчастье родиться и жить на земле с названьем страшным “Русь”.


9. Искусство и прочие виртуальные наркотики.

Театр, кино, телевидение, изобразительное искусство, художественная литература, коллекционирование, спонтанная научная и изобретательская деятельность, путешествия в просторах “электронной реальности” – скромные виртуальные “наркотики”, употребляемые во спасение души отдыхающим от трудовых подвигов малочисленным и робким “средним” классом. В отличие от обыкновенных наркотиков, приводящих в действие “низшие” мозговые структуры, ответственные главным образом за рефлекторные реакции и инстинктивные галлюцинации, эти “достают” человеческую душу сверху – через кору больших полушарий. Они формируют образы сложных интеллектуальных и сенсорных иллюзий, многие из которых, становясь идеалами, способны изменить мышление и поведение как отдельного человека, так, со временем, и целых общественных классов.


10. Секс, эротика и азартные игры.

В бывшем СССР, благословляемый государством моральный климат, был вполне пуританским. Официальная мораль мало чем отличалась от христианских семейных добродетелей: супружеской верности, заботы о детях, добросовестного труда на благо семьи, покорности власти, скромности и умеренности потребностей. Она лицемерно осуждала роскошь и излишества, плотские утехи, азартные игры, грех прелюбодеяния и прочие лукавые соблазны. И хотя советская “элита” была знакома с кознями Беса не понаслышке, уважение традиций революционного аскетизма и здоровое чувство политического самосохранения заставляли начальство пьянствовать, блудить и всячески морально разлагаться в специально отведенных для его выгула местах. На закрытых дачах, в специальных ресторанах, санаториях, в “охотничьих домиках” к услугам властных “шалунишек” была предоставлена специально вымуштрованная, проверенная КГБ и испытанная в боевых застольях, охотах и рыбалках гвардия холуёв, проституток и тому подобного спецперсонала, всегда готового самоотверженно, не щадя ни живота, ни других частей тела, утешать любимых политических лидеров, дабы те с усталости не заблудились на пути коммунистический рай.

Во времена демократической независимости власти от своего народа ни политическое руководство, ни наевшиеся из бюджетной кормушки богатеи уже не находят нужным скрывать от общества, которое они обобрали и глубоко презирают, свои “маленькие слабости” и скандальные пристрастия. Они даже не стараются создать иллюзию демонстративного целомудрия. Психиатрическая атмосфера тотального воровства, продажности и подлости, царящая в большой политике и экономике, окончательно “косит” набекрень и без того слабые мозги большого и малого руководства. Вечно натянутые в непрерывном ожидании очередной пакости друг от друга, их нервы требуют “развязки”. В своём загуле, не ограниченном ни совестью, ни деньгами, ни чувством меры, новые хозяева страны выворачивают наизнанку свои подлые душонки, соревнуясь друг с другом в их убогости и мерзости. Для этого к их услугам раскинута необъятная сеть индустрии развлечений. Казино, где украденные миллионы азартно и беззаботно переходят из одного воровского кармана в другой. Стриптиз – бары, борделеобразные гостиницы и сауны с опытными “массажистками” и профессиональными “горничными”, где утомлённые семейным уютом и однообразием комфортабельной супружеской верности царствующие кобельки пытаются вернуть утраченную в боях за деньги и власть борзость своих унылых “хвостиков”.

Не встречая со стороны “опущенного” народа никакого сопротивления, измученные безнаказанностью, будоражимые готовностью к агрессии, возбуждённой бизнесом и властью, национальные боссы ищут безопасного для своей шкуры выхода своей психиатрической начинке. Рефлекторная привычка “снимать пенки” прибыли с любого дерьма заставляет их и в свободное время тешить свои первобытные инстинкты азартными играми в карты, рулетку, на биллиарде, боями собак и человекообразных гладиаторов. Их искалеченное сознание способны тронуть лишь грубые раздражители – запах чужой крови, смрад потной плоти нищей стрептизёрши и риск лишиться денег - единственной цели и смысла всей их жизни. Наслаждение бескорыстной игрой свободных умственных или физических сил им неведомо. У них вообще нет других сил кроме силы денег и силы кодлы. Поэтому они обречены оставаться в меркантильном трусливом плену собственной подлости и скотства – главных источников их сплочённости и могущества.

Убогий диапазон утех, неограниченность средств и возможностей их получения, пресыщенность доступностью и однообразием развлечений заставляют сильных мира сего искать новых острых ощущений. Банальное пьянство и блядство их уже не спасают. Нужны средства покруче. И они находятся – наркотики.

Несмотря на демонстративную борьбу с ними “всей” державы, наркомания стала хронической болезнью нашего общества. Причины – шкурная заинтересованность коррумпированных “борцов” в тех немерянных доходах, которые приносит наркоторговля. Поэтому показушные кампании против неорганизованных поставщиков дурмана или залётных с чужой территории конкурентов не должны вводить в заблуждение по поводу “серьёзности” намерений власти искоренить зло. Наркотики неистребимы в обществе, где на всех его уровнях царят скотские вожделения, где культура гуманистической педагогики растоптана националистическим варварством и где невоспитанная человеческая душа не способна без помощи губительной дури хоть на мгновение вырваться из грязи собственных выделений.

Пресыщенность гуляющей публики однообразием развлекательного репертуара стандартных увеселительных заведений толкает их владельцев к новаторскому синтезу удовольствий и развлечений. Так на смену монотонной однородности классических “ловушек для души” пришли монументальные развлекательно-реабилитационные комплексы.

• Сауны и бани, массажные кабинеты из заведений профилактической терапии превратились в храмы сексуальной гимнастики.
• Старая идея комплексных обедов трансформировалась в попытку комплексного окормления плотского и духовного тела в интернет-кафе.
• Репертуар ночных клубов и казино вобрал весь спектр соблазнов, известный грешному люду от сотворения мира.
• В фитнес-клубах их мускулистая однообразность стала растворяться в тепле задушевных бесед за чашкой чая с пирожным и с прокладками сетевого маркетинга.
• Разнообразные биллиардные, боулинги и гольф - клубы превратились в филиалы банков, деловых офисов и бирж, где завязываются или под звон бокалов и треск шаров триумфально завершаются доходные сделки.


"Как украинцы капитализм себе строили. Новейшая история Украины (1991 ? 2001)"



Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.