Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Деятели --> Мирошниченко (Основные работы)
     Движения --> Националисты (Идеология Националистов)

"Эволюция украинского национализма"


11. Украинский национализм и современная украинская национальная культура.

Украинский философ, сформировавшийся в североамериканской диаспоре, М. Шлемкевич написал честную и горькую книгу «Загублена українська людина». О том, почему наш многочисленный народ выдвигает так мало выдающихся деятелей культуры. В стремлении этого автора проследить историю украинской личности – от Сковороды, Гоголя и Шевченко до наших дней немало интересного. Что же касается главного, то, думается, что начавшееся с ХІХ века отставание украинской культуры от русской объясняется не только русификаторской политикой царского правительства и зверским удушением национальных культур интернациональной советской властью, не только искусственно спровоцированным коммунистами голодом начала 30-х годов ХХ века и страшной мясорубкой Великой Отечественной войны. Главная причина отставания украинской личности – украинский национализм, дезориентирующий часть социально активных и патриотически-настроенных граждан. Вместо культуротворческих, созидательных установок идеологи и вожди национализма внушают доверившимся им людям бесплодные, человеконенавистнические ориентиры вражды к другим народам. Вместо того, чтобы учиться у соседей, как жить лучше, они зовут их разорить и разграбить. Вместо того, чтобы писать лучше русскоязычных писателей, националистически повёрнутые украинские литераторы призывают власти в административном порядке закрыть дорогу конкурентам на украинский книжный рынок м в украинское информационное пространство. Вместо того чтобы обеспечить качественное преподавание украинского языка в учебных заведениях Украины, его примитивно избавляют от конкуренции со стороны русского языка. Проведенные сотрудниками НИИ Содержания и Методов Обучения АПН СССР в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века в самых разных школах преимущественно Восточной и Южной Украины опросы общественного мнения с целью определения рейтинга учебных предметов однозначно оценивают украинский язык и литературу, как самые нелюбимые детьми предметы – наряду с начальной военной подготовкой (НВП), трудами и обществоведением. Разумеется, в этом нет вины собственно языка и литературы. Всё дело в более низкой методической культуре преподавателей украинского языка и литературы по сравнению с преподавателями русского, английского языков, математики, физики. А также – в более низком уровне художественности украиноязычных литературных феноменов. Так может быть в этом, а не в пресловутых кознях Москвы кроется ответ на вопрос: почему даже этнические украинцы, живущие в Украине, не знают украинского языка? Оказывается, их ему скверно учат. С самого детства! Так вот почему чиновникам сформированного ещё в коммунистические советские времена Министерства «освіти» так мил национализм. Оказывается, он избавляет их от ответственности за угробленное ещё в их коммунистическую бытность национальное просвещение! Что проще: сделать так, чтобы украинский язык и литература стали любимыми учебными предметами или ругать «москалей» за языковые диверсии в культурное пространство «незалежной» от здравого смысла, но зато так зависимой от недобросовестной бюрократии Украины?

Методически «путь к счастью и избавлению» националистов дьявольски похож на дорогу «к светлому будущему» коммунистов, призывающих «забрать и разделить», а не «тоже разбогатеть». Наверное, всё-таки в основе менталитета и националиста, и коммуниста живёт какой-то чисто уголовный рефлекс, укоренённый в чувствах зависти и ненависти ко всему, что лучше и иначе. Национализм так губителен для человеческих мозгов и душ, так выжигает их ненавистью и местью, что, даже попав в качественно иную социально-экономическую и культурную атмосферу, например в эмиграции, его носители так и не смогли создать ничего позитивного для сокровищницы национальной культуры. Своеобразное свидетельство тому – довольно многочисленная украинская диаспора. Имею в виду украинцев, живущих в странах с высоким уровнем культуры. Немало её представителей сумели в отрыве от Родины обогатить её культурный потенциал, как, например, историки Д. Дорошенко, О. Субтельный или историк, философ и культуролог О. Прицак. Но что же общего у этих патриотов Украины с украинскими националистами, кроме языка и эмигрантской судьбы? И как убого и жалко выглядят патриотические напутствия и наставления «любить Украину» заезжих «из-за бугра» комиссаров национализма в адрес нас, живущих в постсоветской Украине! Вспомним Киевский международный конгресс украинцев. Или возьмём изданную в Торонто в 1985 году книгу В. Семчишина «Тисяча років української культури». В самом начале этого объёмистого и богатого фактами труда утверждается, что украинцы отличались от москалей ещё в эпоху палеолита (!). Такой мотивацией в нас хотят возбудить украинский патриотизм?


Вернувшись из изгнания на родину, украинские националисты привезли в багаже огромную массу ненависти, боли и унижения, накопленную за долгие годы холуйского пресмыкательства перед всякой иностранщиной – немцами, французами, англичанами, канадцами, американцами, сулящей хотя бы отдалённо надежду на соучастие в вооружённом противостоянии с их заклятыми врагами – коммунистами. В Украине их встретили растерянные холопы КПСС, очутившиеся на развалинах кровавой империи, рухнувшей от груза собственных глупости, горя, лжи и предательства, наслаивавшихся год за годом с достопамятного 1917 года и достигших к началу 90-х годов ХХ века критической массы. Бывшие враги, имеющие одну великую общую цель – жить паразитами на горбу своего народа, легко забыли былые противоречия, примирённые необходимостью строить новое бюрократическое государство – одно на всех. Признав обоюдно взаимную элитарность и простив былые обиды, они поделили без остатка право управлять демократическим быдлом. Объединив исторический опыт обмана и подавления тружеников, они первым делом принялись укреплять и реставрировать древнее и дряхлое здание коррумпированной державности.

Станет ли население Украины терпеть на своей шее эту свору паразитов и как долго продлится этот «нациоаналистический» аттракцион сегодня сказать трудно. Ясно одно: воспитанные в «Совке» холопы рано или поздно вымрут, и их место займут и уже занимают люди, воспитанные «незалежной» Украиной. Что они будут не такие послушные перед владыками, как «граждане» СССР очевидно. Хватит ли у них ума и чувства собственного достоинства коренным образом сменить похабную систему власти вместо того, чтобы подло уживаться с ней по принципу: кто кого перехитрит, кто кого переворует? – покажет время.

Украинские же националисты, взятые в долю экс-коммунистами, в первые же 10 лет пребывания у власти легко растеряли изначальный уголовный кураж и боевитость. Допущенные к власти без боя, они за ненадобностью сменили хищные криминальные повадки на доходный парламентский имидж, превратившись из хищников-революционеров в респектабельных травоядных казнокрадов, мирно похрюкивающих на элитных выгонах «батькивщини» и у бездонной кормушки государственного бюджета, прекрасно уживаясь со старыми заклятыми коммунистическими братьями по бюрократическому классу.


Культурный тип деукраинизированного и дехристианизированного агрессивного националиста сравнительно немногочислен. Этот конденсат, экстракт национализма представлен преимущественно бездельниками и уголовниками боевиками. Но они играют решающую роль катализаторов и детонаторов национальных взрывов. Они зачинщики провокаций, драк и большой резни. Произносится обоюдно острый клич: «Наших бьют!», пробуждаются древнейшие инстинкты вражды и ненависти к «ним», в движение приходят массы. И не только носителей бытового национализма. Ни один азербайджанский интеллигент или аксакал не выступил против гнусностей азербайджанского национализма в Сумгаите. В Боснии толпы сербских женщин и детей преграждали путь караванам с гуманитарной помощью мирным жителям истекающего кровью Сараево. Красно-коричневые средства массовой информации обеспечили в Сербии «единство нации и единицы». Как это делается, мы тоже ещё хорошо помним из собственного опыта плакатного «единства партии и народа».

Распространение националистической эпидемии в самых разных регионах земного шара вызывает всё большее беспокойство многих проницательных наших современников. Известный американский писатель и публицист Д. Лукач, подводя итоги ХХ века, считает, что наиболее опасной разрушительной силой нашего времени стал национализм, который в ХХI веке может привести к торжеству нового варварства. Похожи и прогнозы З. Бжезинского, первого учёного, предсказавшего развал Советского Союза. Теперь он прогнозирует в посткоммунистической Восточной Европе разгул национализма, который приведёт к анархии и хаосу. Трагические последствия разрушительных межэтнических противоречий грозят и главному оплоту современного миропорядка и цивилизации – США, и реликтам религиозного фундаментализма – Ираку, Ирану, Пакистану, Индии и Индонезии.

Интереснейший русский филолог и историк культуры С. Аверинцев в статье о русском святом Сергии Радонежском высказал поразительную мысль о труднейшей проблеме историософии: «Законы общества вправду существуют». Но это законы дьявола – князя мира сего. «Действуют они всегда против христианства». Эволюция украинского национализма и успехи национализма даже в экономически развитых странах, в том числе уже обжёгшихся на фашизме (Италия, Германия), по-видимому, подтверждают эсхатологическое умозаключение русского мыслителя-христианина. Однако здесь мы выходим за пределы науки. Наука же свидетельствует, что мысли о наступлении Царства Антихриста не раз распространялись в переломные, кризисные эпохи истории.


Мы рассмотрели эволюцию украинского национализма в контексте всемирной истории человечества в трёх переломных её моментах – при возникновении человеческого общества, при зарождении наций и буржуазного общества и, наконец, в период «заката Европы», заката буржуазных наций и общества массовой культуры, который так ярко обозначился в торжестве «казарменного социализма» Советского Союза и фашизма в Германии. Вырождение национальной идеи с её лозунгами свободы, равенства и братства в идею националистическую с её тоталитаризмом, идеалом агрессивной державности свидетельствуют, кажется, о том, что нация, как историческая общность и основа государственности, изжила себя. Объединение Европы, интеграционные процессы в Америке, возможно, свидетельствуют о формировании новых исторических общностей. – Цивилизаций? Возможно, основой этой исторической общности и является тот «дух демократического капитализма», о котором пишет М. Новак, получивший в США престижнейшую первую премию за развитие нравственного сознания. Наиболее грозную опасность ХХI века М. Новак, кажется, тоже видит в фашизме и национализме. Эти напряжённые усилия человеческой мысли понять, куда мы идём, обнадёживают. Один из наиболее выдающихся учёных современности К. Леви-Стросс, изучавший начало человеческой истории, тоже прогнозирует возможность её конца: «ХХI век будет веком гуманитарных наук, или его вообще не будет». Первым из четырёх главных уроков ХХ века наступающему ХХI веку М. Новак считает необходимость руководствоваться истиной. Это соответствует традиционным убеждениям русской и украинской народной культуры: «Молітесь Богові одному, Молітесь правді на землі, А більше на землі нікому Не поклонітесь…» (Т. Шевченко). Важнейшая задача гуманитарных наук донести до общества истину о национализме, его исторических корнях, психической природе, условиях распространения и неизбежно трагических последствиях.


Донецк 09.06.1994 г.
П.Я. Мирошниченко,
профессор Донецкого государственного университета,
доктор философских наук,
кандидат исторических наук.
Донецк 02.09.2003 г.
Н.П. Мирошниченко,
свободный мыслитель.

"Эволюция украинского национализма"



Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.