Малорусская Народная Историческая Библиотечка | |||||||
история национального движения Украины | |||||||
Главная | Движения | Регионы | Вопросы | Деятели |
Деятели --> Мирошниченко (Основные работы) Движения --> Националисты (Идеология Националистов) |
|
"Эволюция украинского национализма" |
11. Украинский национализм и современная украинская национальная культура.Украинский философ, сформировавшийся в североамериканской диаспоре, М. Шлемкевич написал честную и горькую книгу «Загублена українська людина». О том, почему наш многочисленный народ выдвигает так мало выдающихся деятелей культуры. В стремлении этого автора проследить историю украинской личности – от Сковороды, Гоголя и Шевченко до наших дней немало интересного. Что же касается главного, то, думается, что начавшееся с ХІХ века отставание украинской культуры от русской объясняется не только русификаторской политикой царского правительства и зверским удушением национальных культур интернациональной советской властью, не только искусственно спровоцированным коммунистами голодом начала 30-х годов ХХ века и страшной мясорубкой Великой Отечественной войны. Главная причина отставания украинской личности – украинский национализм, дезориентирующий часть социально активных и патриотически-настроенных граждан. Вместо культуротворческих, созидательных установок идеологи и вожди национализма внушают доверившимся им людям бесплодные, человеконенавистнические ориентиры вражды к другим народам. Вместо того, чтобы учиться у соседей, как жить лучше, они зовут их разорить и разграбить. Вместо того, чтобы писать лучше русскоязычных писателей, националистически повёрнутые украинские литераторы призывают власти в административном порядке закрыть дорогу конкурентам на украинский книжный рынок м в украинское информационное пространство. Вместо того чтобы обеспечить качественное преподавание украинского языка в учебных заведениях Украины, его примитивно избавляют от конкуренции со стороны русского языка. Проведенные сотрудниками НИИ Содержания и Методов Обучения АПН СССР в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века в самых разных школах преимущественно Восточной и Южной Украины опросы общественного мнения с целью определения рейтинга учебных предметов однозначно оценивают украинский язык и литературу, как самые нелюбимые детьми предметы – наряду с начальной военной подготовкой (НВП), трудами и обществоведением. Разумеется, в этом нет вины собственно языка и литературы. Всё дело в более низкой методической культуре преподавателей украинского языка и литературы по сравнению с преподавателями русского, английского языков, математики, физики. А также – в более низком уровне художественности украиноязычных литературных феноменов. Так может быть в этом, а не в пресловутых кознях Москвы кроется ответ на вопрос: почему даже этнические украинцы, живущие в Украине, не знают украинского языка? Оказывается, их ему скверно учат. С самого детства! Так вот почему чиновникам сформированного ещё в коммунистические советские времена Министерства «освіти» так мил национализм. Оказывается, он избавляет их от ответственности за угробленное ещё в их коммунистическую бытность национальное просвещение! Что проще: сделать так, чтобы украинский язык и литература стали любимыми учебными предметами или ругать «москалей» за языковые диверсии в культурное пространство «незалежной» от здравого смысла, но зато так зависимой от недобросовестной бюрократии Украины? Методически «путь к счастью и избавлению» националистов дьявольски похож на дорогу «к светлому будущему» коммунистов, призывающих «забрать и разделить», а не «тоже разбогатеть». Наверное, всё-таки в основе менталитета и националиста, и коммуниста живёт какой-то чисто уголовный рефлекс, укоренённый в чувствах зависти и ненависти ко всему, что лучше и иначе. Национализм так губителен для человеческих мозгов и душ, так выжигает их ненавистью и местью, что, даже попав в качественно иную социально-экономическую и культурную атмосферу, например в эмиграции, его носители так и не смогли создать ничего позитивного для сокровищницы национальной культуры. Своеобразное свидетельство тому – довольно многочисленная украинская диаспора. Имею в виду украинцев, живущих в странах с высоким уровнем культуры. Немало её представителей сумели в отрыве от Родины обогатить её культурный потенциал, как, например, историки Д. Дорошенко, О. Субтельный или историк, философ и культуролог О. Прицак. Но что же общего у этих патриотов Украины с украинскими националистами, кроме языка и эмигрантской судьбы? И как убого и жалко выглядят патриотические напутствия и наставления «любить Украину» заезжих «из-за бугра» комиссаров национализма в адрес нас, живущих в постсоветской Украине! Вспомним Киевский международный конгресс украинцев. Или возьмём изданную в Торонто в 1985 году книгу В. Семчишина «Тисяча років української культури». В самом начале этого объёмистого и богатого фактами труда утверждается, что украинцы отличались от москалей ещё в эпоху палеолита (!). Такой мотивацией в нас хотят возбудить украинский патриотизм?
Станет ли население Украины терпеть на своей шее эту свору паразитов и как долго продлится этот «нациоаналистический» аттракцион сегодня сказать трудно. Ясно одно: воспитанные в «Совке» холопы рано или поздно вымрут, и их место займут и уже занимают люди, воспитанные «незалежной» Украиной. Что они будут не такие послушные перед владыками, как «граждане» СССР очевидно. Хватит ли у них ума и чувства собственного достоинства коренным образом сменить похабную систему власти вместо того, чтобы подло уживаться с ней по принципу: кто кого перехитрит, кто кого переворует? – покажет время. Украинские же националисты, взятые в долю экс-коммунистами, в первые же 10 лет пребывания у власти легко растеряли изначальный уголовный кураж и боевитость. Допущенные к власти без боя, они за ненадобностью сменили хищные криминальные повадки на доходный парламентский имидж, превратившись из хищников-революционеров в респектабельных травоядных казнокрадов, мирно похрюкивающих на элитных выгонах «батькивщини» и у бездонной кормушки государственного бюджета, прекрасно уживаясь со старыми заклятыми коммунистическими братьями по бюрократическому классу.
Распространение националистической эпидемии в самых разных регионах земного шара вызывает всё большее беспокойство многих проницательных наших современников. Известный американский писатель и публицист Д. Лукач, подводя итоги ХХ века, считает, что наиболее опасной разрушительной силой нашего времени стал национализм, который в ХХI веке может привести к торжеству нового варварства. Похожи и прогнозы З. Бжезинского, первого учёного, предсказавшего развал Советского Союза. Теперь он прогнозирует в посткоммунистической Восточной Европе разгул национализма, который приведёт к анархии и хаосу. Трагические последствия разрушительных межэтнических противоречий грозят и главному оплоту современного миропорядка и цивилизации – США, и реликтам религиозного фундаментализма – Ираку, Ирану, Пакистану, Индии и Индонезии. Интереснейший русский филолог и историк культуры С. Аверинцев в статье о русском святом Сергии Радонежском высказал поразительную мысль о труднейшей проблеме историософии: «Законы общества вправду существуют». Но это законы дьявола – князя мира сего. «Действуют они всегда против христианства». Эволюция украинского национализма и успехи национализма даже в экономически развитых странах, в том числе уже обжёгшихся на фашизме (Италия, Германия), по-видимому, подтверждают эсхатологическое умозаключение русского мыслителя-христианина. Однако здесь мы выходим за пределы науки. Наука же свидетельствует, что мысли о наступлении Царства Антихриста не раз распространялись в переломные, кризисные эпохи истории.
|
"Эволюция украинского национализма" |
Украинские Страницы,
http://www.ukrstor.com/ История национального движения Украины 1800-1920ые годы.
| |