Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Деятели --> Петрушевич, А.С. (Основные работы и статьи)

А. С. <a href="http://malorus.ru/petruszewicz.html" target="_blank" style="text-decoration: none;"></u>Петрушевич</a>, Разсуждение о важности исторических записок и надписей как источник для нашей истории.

 

РАЗСУЖДЕНІЕ

о важности историческихъ записокъ и надписей,
яко источницѣ для нашей исторіи.

 

(Читано А. С. Петрушевичемъ на главномъ собраніи общества Галицко-русской Матицы во Львовѣ 7. (19.) Іюля 1864. года.)


Шестьнадцатъ лѣтъ тому назадъ, на послѣднемъ засѣданіи любителей русской исторіи и древностей (Истор. очеркъ основанія Галицко-русск. Матицы - состав. Я. Головацкiй, Львовъ 1850. Стр. LХХѴ.), говоря объ источникахъ отечественной исторіи, замѣтилъ я, что кромѣ лѣтописей, грамотъ и другихъ письменныхъ памятниковъ, къ числу источниковъ нашей исторіи должно отнести: во первыхъ, подписи историческія на церковныхъ книгахъ, и по полямъ ихъ встрѣчаючіяся короткія записки о различныхъ произшествіяхъ; во вторыхъ такоже надписи на церковныхъ и мірскихъ зданіяхъ, т. е. на стѣнахъ церквей, утваряхъ церковныхъ, гробовыхъ камняхъ, сооруженныхъ памятникахъ и другихъ художественныхъ вещахъ. Ибо таковы надписи составлены нашими предками, а современниками описываемыхъ ими событій, проливаютъ нерѣдко новый свѣтъ на историческія произшествія, и дополняютъ наше бытописаніе до сихъ поръ неизвѣстными былями.

Уже первый великорусскій исторіографъ Н. М. Карамзинъ, толкуя о источникахъ русской Исторіи вообще (И.Г.Р. Т. I. XVII.), сказалъ мимоходомъ, что въ харатейныхъ Евангеліяхъ, Апосто-
2

лахъ и другихъ церковныхъ книгахъ встрѣчаются подписи историческія, на примъръ: „писано при такомъ-то князѣ, и въ такихъ-то обстоятельствахъ Государства." Но Карамзинъ думалъ здѣсь только о послѣсловіяхъ богослужебныхъ книгъ, составленныхъ переписчиками ихъ, имѣющихъ такоже важныя историческія даты, то есть, для кого, когда, кѣмъ, и при якихъ обстоятельствахъ списывались ними книги. Первый К. О. Калайдовичъ, оказавшій важную услугу русской Исторіи и Словесности, издавая въ 1821 году свой Опытъ о Новгородскихъ посадникахъ, обратилъ больше вниманіе русскихъ историковъ на надписи находящіяся на многихъ рукописяхъ, и такожъ вещахъ художественныхъ. Однако, сколько менѣ извѣстно, до сего времени не появилось еще въ русской Литературѣ жадное собраніе подобного рода записокъ, встрѣчаючихся по нашихъ рукописныхъ и старопечатанныхъ книгахъ, не говоря уже ничего о собраніи надписей на художественныхъ вещахъ и каменныхъ зданіяхъ. Быти можетъ, великое изобиліе письмениыхъ памятниковъ, яко то, лѣтописей, грамотъ и актовъ, которыхъ изданіемъ Ведикоруссы, подъ щедрымъ покровительствомъ своего Правительства, изъ давна занимаются, не принуждаютъ ихъ еще за недостаткомъ иныхъ историческихъ источниковъ, трудитися въ сю пору собираніемъ мелочныхъ записокъ, розкинутихъ по старыхъ книгахъ, сберегаемыхъ по библіотекахъ, церквахъ и у частныхъ лицъ. Впрочемъ, что бы не было, намъ обнищалымъ Галичанамъ, ислѣдующимъ нынѣ исторію нашего любезного отечества, нужно для поясненія событiй минувшихъ временъ за оскудѣніемъ письменныхъ источниковъ, упражнятися прилѣжно собираніемъ повсюда разкинутыхъ мелочныхъ записокъ, гдѣ бы тѣже ни находились, для составленія изъ нихъ одной хронологической, и подробной лѣтописи Галицко-русской земли, такъ убогой въ письменныя памятники подобного рода, начиная съ XIV. столѣтія, то есть, со временъ паденія нашего политического самостоянія. Такимъ образомъ составилась бы то,

3

искуственнымъ споообомъ, по примѣру нашихъ древнѣйшихъ лѣтописцевъ, полная лѣтопись, или лучше сказати сводъ поединчихъ помѣстныхъ лѣтописѳй нашего отечества, словомъ, быдъ бы то подготовленный богатый матеріалъ для будущихъ нашихъ историковъ, геограФовъ и даже языкослововъ и библіографовъ.

Въ доказательство сего приступаю ближе къ моему предмету, чтобы тѣмъ обратити вниманіе достопочтеннѣйшого Собранія, на историческую важность и достовѣрность упомянутыхъ мною историческихъ записокъ и надписей;

Въ первыхъ надобно сказати, кто и когда сочинялъ сіи записки и надписи и къ якой цѣли? Собравши уже нѣсколько сотокъ такихъ записокъ и надписей, особенно на моихъ поѣздкахъ въ Перемышель, для описанія рукописей тамошной капитульной библіотеки при Соборѣ Св. Іоанна Крестителя, и въ Буковину, для осмотра ромунскихъ Монастырей, и библіотекъ ихъ— нѳ трудно будетъ мнѣ рѣшити выставленныи мною вопросы.

И такъ отвѣчаю коротко, что самая большая часть историческихъ записокъ, находящихся по богослужебныхъ книгахъ, происходитъ отъ лицъ церковного чина, современниковъ описываемыхъ ими событій, для переданія ихъ потомству въ память и поученіе. Нѣть сомнѣнія, что тѣже записки, начинающіяся всегда съ выставленіемъ года, числа мѣсяца, и часто дня въ седмицѣ, сочинялись нашими предками, скоро по сбывшихся важнѣйшихъ произшествіяхъ, и для сохраненія ихъ, вписывались въ богослужебныя книги, сберегаемыя въ божіихъ церквахъ. По той то, видно, послѣдноЙ причинѣ, въ древнее время вписывались такоже дарственныя записи (вкладныя) въ Евангелскія книги, и тѣмже упрочивались и дѣлались достовѣрными.

Нѣтъ почти у насъ древной рукописной или печатанной книги, на которой не находилась-бы якая нибудь записка. Въ самомъ большомъ числѣ появляются тѣже записки съ концемъ XVI. вѣка, и продолжаются до конца XVIII. вѣка.

4

Языкъ тыхъ записокъ есть преимущеотвенно русскій, и носитъ на себѣ отпечатокъ свойствъ того нарѣчія, въ которого области проживалъ сочинитель ихъ. Впрочемъ записки встрѣчаемы на книгахъ, чтутся не рѣдко и на другихъ языкахъ, т. е. на польскомъ и латиньскомъ, хотя происходятъ отъ русскихъ лицъ, стоящихъ однако подъ вліяніемъ тыхже языковъ, за давного владѣнія Польщи на русскихъ земляхъ. На конецъ приключилось мнѣ такожь видѣти записки на нашихъ церковныхъ книгахъ, доже на языкахъ греческомъ, еврейскомъ и арменскомъ, свидѣтельствующія о томъ, въ якихъ рукахъ тѣже книги нѣкогда обрѣтались.

Книги съ историческими записками суть по большой части богослужебныя, такъ писаны якъ и печатью изданы, хотя впрочемъ таковыя записки чтутся нерѣдко такоже и на нашихъ давныхъ памятникахъ, метрикахъ и другихъ свѣтскихъ книгахъ съ минувшихъ столѣтій, которыхъ посѣдатели вотрѣтивши уже на нихъ давны записки, неомедлили продолжати тѣже снова записками о произшествіяхъ своего времени.

Наконецъ такимъ пересмотреніемъ древнихъ книгъ за записками подобного рода доведется такожь неодна рукопись, или старопечатанная книга, на которой записки находятся, до свѣдѣній нашихъ библіографовъ, и обогатитъ нашу русскую словесность.

Остается еще сказати нѣсколько сдовъ о содержаніи записокъ, находящихся въ старыхъ книгахъ. Тѣ записки, не уважая на ихъ сочинителей, духовного или мірского сословія, дадутся вообще раздѣлити по содержанію ихъ, на четыри роды, и такъ:

Первый родъ ихъ, самъ богатѣйшій, касается политическихъ произшествій въ нашемъ отечествѣ;

Вторый церковныхъ событій и духовныхъ лицъ;

Третій родъ природныхь явленій имѣющій большее вліяніе на физическую жизнь человѣка; наконецъ

5

Четвертый родъ записокъ касается самыхъ тыхъ книгъ, на которыхъ чтутся таковыя записки.

Записки отнесенныя мною къ первому роду, расказуютъ о жалкой судьбѣ нашего русского отечества, опустошаемого внутренними н внѣшйими врагами его, т. е. неурядицею давного польского правительстра, своеволіемъ польскихъ вельможь, возстаніями козацкого воинства, для обороны русской народности и греческого обряда, особенноже нападеніями и грабежами Татаръ, Ромуновъ, Угровъ и Шведовъ.

Записки второго рода обзнакомляютъ насъ съ измѣнами въ нашей церковной Іерархіи, описуютъ судьбу нашего бѣлого и черного духовенства, постепенное введеніе церковной Уніи, потомъ опольщеніе нашего русского дворянства, переходомъ или обращеніемъ его на латинско-польскій обрядъ.

Третій родъ записокъ, повѣствуетъ о страданіяхъ Галицкого народа чрезъ свирѣпствоваиіе стихій огня и воды, т. е. чрезъ пожары, трусы, громовицы, градобитія, разлитіе водъ Днѣстра, Сяна и другихъ рѣкъ, непогоды и послѣдовавшія отсюда недостатки хлѣбныхъ запасовъ, дорожни, голоды, болѣзни и поморъ между людьми, и скотскій падежъ. Записки сего послѣдняго рода разказуютъ такоже о частыхъ опустошеніяхъ плодородныхъ нивъ нашихъ шаранчею, мышами, описуюгь подробно затьмѣнія солнца и луны и другія природныя явленія, сильно поражающія умы нашихъ богобоязливыхъ но суевѣрныхъ предковъ.

Наконецъ четвертый и послѣдній родъ записокъ относится до самыхъ книгъ, на которыхъ тѣже чтутся и извѣщаютъ о сочинителяхъ, переписчикахъ, и закупщикахъ ихъ, или приносящихъ тѣже книги кому въ даръ, словомъ описуетъ судьбу нащихъ древнихъ книгъ, нерѣдко находящихся въ разныхъ рукахъ и земляхъ.

Можетъ быти, скажетъ нѣкто, о содержаніи первыхъ трехъ родовъ записокъ, повѣствуютъ такоже польскія лѣтописи, хроники и другія письменныя памятники, у нашихъ польскихъ собратей такъ численно сохранившіяся. Такъ есть, повѣствуютъ, если уже

6

не подробно, то по крайней мѣрѣ вообще или косвенно - но повѣствуютъ съ своей точки зрѣнія, въ пользу своихъ политическо-народныхъ стремленій и частократно не безъ грубого пристрастія касательно нашей русской народности и вѣроисповѣданія.

Правда, что польскіи историки упоминаютъ вообще о частократныхъ нападахъ Татаръ и сдѣланныхъ ими опустошеніяхъ важнѣйшихъ нашихъ городовъ, но не говорятъ подробно, якъ далеко разпространялись по всей нашей области ихъ загоны, куда убѣгалъ простый народъ и засѣкался въ лѣсахъ и горскихъ ущеліяхъ.

Правда, что польскіи иоторики разсказуютъ о неурожаяхъ и голодахъ на Русской земли, но не сообщаютъ подробныхъ извѣстій, якъ высоко стояли тогда всѣ роды хлѣба и почому продавалась скотина, о чемъ весьма подробно повѣствуютъ современныя наши записки и обзнакомляютъ насъ съ давною цѣною и стоимостью грошей въ отношеніи до плодовъ земныхъ и домового скота.

При всемъ томъ, не только подробноотью извѣстій о важнѣйшихъ событіяхъ въ нашемъ отечествѣ, но и достовѣрностью своею, удостояются большого вниманія подобныя историческія записки, ибо тѣже сочинялиісь нашими предками, не для современниковъ ихъ, но для поздного потомотва, безъ всякой користи или честолюбивой цѣли.

Послѣ разбираемыхъ мною записокъ, находящихся на древнихъ книгахъ для своей исторической важности слѣдуютъ надписи на мірскихъ и церковныхъ зданiяхъ, надгробныхъ памятникахъ и другихъ художественныхъ вещахъ, напримѣръ на колоколахъ, крестахъ, церковныхъ сосудахъ, одеждахъ, до сихъ поръ уцѣлившихъ на русской земли.

Собраніе сихъ надписей и приведеніе ихъ въ хронологическій порядокъ послужило бы къ дополненію высше описанныхъ мною историческихъ записокъ. Правда, что подобныя надписи встрѣчаются у насъ рѣдко, то однако для важности и достовѣрности ихъ совсѣхъ мѣръ, удостояются быти списанными, понеже вмѣстѣ съ

7

записками на книгахъ собраны, доставили бы намъ богатый матеріялъ для русской исторіи и нашего древняго искуства.

Самъ богатѣйшій матеріалъ касательно надписей на церковныхъ зданіяхъ, камняхъ надгробныхъ и церковныхъ сосудахъ принесло миѣ, мое путешествіе въ сусѣдну Буковину, гдѣ осматривая ромунско-словенскіи монастыри, въ области до сихъ поръ заселенной русскимъ народомъ, собралъ я весьма много любопытныхъ историческихъ записокъ и надписей, начинайщихся уже съ XV. вѣка, составленныхъ на мѣстномъ русскомъ языцѣ.

Сообразивши все выше сказаное о историческихъ запискахъ и надписяхъ, достаточно явствуетъ, что тѣже яко источникъ до сихъ поръ не употребленный въ пользу русской исторіи, удостояются нашего большего вниманія, хотя до нынѣ для подготовленія его совсѣмъ ничего не сдѣлано. По той причинѣ, особенно намъ Галичанамъ, стоитъ труда занятися повсемѣстно собираніевіъ тыхъ записокъ и надписей, яко завѣтного преданія нашихъ предковъ, желающихъ, чтобы поздное потомство, увѣдало о томъ, что ихъ печалью или радостью исполняло, и что тѣже своимъ внукамъ въ предостерогу или поученіе записати за бдаго разсудили. Окончивая мое разсужденіе, осмѣливаюсь на мѣстѣ томъ храненіе и собираніе сихъ письменныхъ остатковъ по нашихъ предкахъ, поручити вообще нашему достопочтенному учительскому сословію, въ особенности же нашему преподобному и трудолюбивому духовенству, которого неутомимымъ стараніемъ и содѣйствіемъ уже не одно общеполезное предпрйнятіе осуществилось.

Предстоящій трудъ собиранія историческихъ записокъ и подписей не есть великъ, и не требующій много времени и науки. Кождому грамотному и доброй воли человѣку предстоитъ только въ томъ взглядѣ осмотрити книги и древнія памятники своей мѣстности, и встрѣтивши на нихъ записки и надписи, выписати тѣже дословно безъ малѣйшего измѣненія ихъ языка и правописанія съ прибавленіемъ отъ себе замѣчанія, гдѣ, на якой имянно по заглавію книзѣ, или памятницѣ, выписаныя записки или надписи находятся. Хотя бы подобнаго осмотра послѣдствіемъ была одна

8

только записка или надпись, будьто уже доказующая древность иѣстности, или изъясняющая самое названіе ея, или свидѣтельсвующая о времени и призначеніи яішваго памятника, тогда и тая частная записка или надпись удостояется замѣчанія, ибо въ полнѣйшемъ собраніи такихъ же записокъ, займетъ она свое мѣсто и будегь важнымъ матеріяломъ для ислѣдователей нашей отечественной исторіи и древностей.

Такимъ образомъ собранныя записки и надписи, изъ всѣхъ сторонъ нашего отечества, подобало бы на имя русокой Матицы или Народного Дома присылати въ нашъ Львовъ, гдѣ опытная рука привела бы ихъ въ принадлежащій порядокъ и обнародовила печатью въ пользу нашей исторіи.

Такъ высказавши мое мнѣніе о важности историческихъ записокъ и надписей, яко источницѣ для нашей отечественной исторіи, не могу еще разъ не поручити на мѣстѣ томъ предметъ сей благосклонному покровительству всѣхъ достопочтенныхъ любителей русской исторіи, которыхъ только рев-нымъ содѣйствіемъ и пособіемъ предположенная мною за-дача съ полнымъ успѣхомъ для нашей исторіи рѣшена быти можетъ.




Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.