Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Регионы --> Донбасс (Донбасс)

 

Там, на шахте угольной

 

"Спят курганы темные"

 

 


Текст перенят у сайта Песни из кинофильмов, страница http://www.songkino.ru/other/hist10.html
Скачать песню в формате mp3 или midi

  Русская песня всегда говорила не только о любви, разлуках и встреча, исторических событиях и родной природе, но и о труде - главном деле человека.
Старые песни о труде были чаще всего печальными т трагичными. Их создавали сами рудокопы и лесорубы, бурлаки и ткачи, либо поэты, глубоко понявшие горечь подневольного труда, его тоску и безысходность.

   Народ наш всегда любил труд, и это тоже проявлялось в песне.Но мотивы песен о труде оставались суровыми. Песни рабочих, песни заводских окраин, сколько в них были боли и горечи!

   Вспомните "Дубинушку " А.Ольхина:

Тянем с лесом судно, иль железо куем,
Иль в Сибири руду добываем,
С мукой, с болью в груди одну песню поем,
Про дубину мы в ней вспоминаем...


   (Первая "Дубинушка" с припевом, взятым у бурлаков, написана Василием Богдановым в 1865 году. Это так называемая "легальная Дубинушка". Несколько позже, через пять лет, политический ссыльный Александр Ольхин придал песне более острое содержание. В песню Ольхина целиком вошли три строфы из песни Богданова).

  Вспомните "Думу ткача" С.Синегуба (1874 год):

Мучит, терзает головушку бедную 

Грохот машинных колес;

Свет застилается в оченьках крупными

Каплями пота и слез.

  Вспомните песни рабочих казарм и городских окраин, появившиеся в конце XIX - начале XX века ...
Я, кажется , напрасно говорю "вспомните". Люди новых поколений не знают этих песен, пожалуй, лишь в старых книгах и ислледованиях могут их найти. А поискать стоит! Песни - всегда сгусток настроений и дум народных. По ним можно изучать историю с не меньшим успехом, чем по экспонатам музеев и учебникам.

   Новое время - новые песни. Эта бытовая присказка удивительно точна.
Годы восстановления, наконец, пятилетки - ударничество, социалистическое соревнование - должны были неприменно отразиться в песне.Традиция старой печальной рабочей песни еще была сильна, и на наших глазах происходил ее поединок с новым содержанием. Была, например, в первые годы Советской власти очень популярна песня "Кирпичики" (слова Павла Германа, музыка Валентина Кручинина). Ее забыли, исследователи песни не принимают ее всерьез. Не могу не согласиться с таким отношениям к "Кирпичикам". В этой песне с мелодией старых рабочих окраин наивно и примитивно, но точно отразилось время.

   В 1939 году появилась лирическая песня "Спят курганы темные. Она была написана Борисом Ласкиным (тогда начинаюшим поэтом, а ныне одним из известных наших писателей - юмористов) и композитором Никитой Богословским для фильма ""Большая жизнь".

   Содержание песни соответствовало одной из сюжетных линий фильма - угловатый и неуживчивый парень, придя на шахту, постепенно "находил себя" в дружном рабочем коллективе.

   Вероятно, авторы фильма и песни по-своему пересказали судьбу шахтера Алексея Стаханова, добившегося рекордной вырубки угля; по имени его названо было движение ударников в предвоенные времена. Слово "стахановец" с той поры вошло в русский язык наравне со словами "красноармеец" и "колхозник".

   Между прочим, исполнял песню на экране вовсе не герой, персонаж, наделенный неприятными чертами. Возможно, своим успехом песня обязана и этому контрасту..

   В песне "Спят курганы темные" незаметно сливаются лирика и рассказ о формировании человека, о жаркой работе и хороших трудовых делах.Незаметно... В этом весь секрет. Я хочу ,чтобы читатель заметил эту незаметность. Не есть ли это отражение тех сдвигов, которые произошли за годы пятилеток в сознании людей, в их отношении к труду? Сдвигов будто и неприметных, ставших естественным состоянием, устоями...

   Очень простая , очень немудреная песня, протиоположная по характеру старым песням о труде.

   Широко распостранившись в предвоенные годы, песня эта не утихла и в годы войны. Ее пели как воспоминание о дорогом и родном, с ней связывалась надежда на возвращение советской мирной жизни, икаждая строка приобретала новое, глубокое значение.

   Мне рассказывали, что в оккупированной румынами Одессе эта и другие советские песни пелись столь широко, что последовал приказ оккупационных властей. Мне удалось разыскать в архиве этот приказ от 3 июня 1942 года, напечанный на огромном листе бумаги и предназначавшийся для расклейки по городу:

 
Приказ № 12
   Мы,корпусный генерал Петр Думитреску, имея в виду обеспечение армии, защиту страны и общественного порядка на территории Транснистрии и даже вне ее, -
   приказываем
   Ст.1.Запрещается хранение в какой бы то ни было форме грампластинок и патефонных пластинок, которые по своему содержанию - напевы или слова - представляют собой род открытой или скрытой коммуничстической пропаганды.
   Ст.2 Запрещается также распевать публично песни , имеющие характер коммунистической пропаганды.
   Ст.3. Нарушение настоящего приказа будет караться принудительными работами сроком от 4 до 25 лет.

   Вот какую высокую оценку нашим песням давали фашистские оккупанты. Песня оказалась приравненной к оружию. Среди запрещенных песен была и "Спят курганы темные". Особенно жалили врага острые строфы, злободневно сочиненные неизвестными авторами на мотив этой песни.

Спят курганы темные    
сл.Б.Ласкина
муз.Н.Богословского
 
Em

Спят курганы темные

D                   G

Солнцем опаленные

     Am      Em

И туманы белые

  D      G

Ходят чередой...

 C                  Hm

Через рощи шумные

    Am   Em

И поля зеленые

  Am                   Em

Вышел в степь донецкую

H7          Em

Парень молодой.



Там на шахте угольной

Паренька приметили

Руку дружбы подали

Повели с собой

Девушки пригожие

Тихой песней встретили

И в забой направился

Парень молодой.



Дни работы жаркие

На бои похожие

В жизни парня сделали

Поворот крутой

На работу жаркую

На дела хорошие

Вышел в степь донецкую

Парень молодой.

 




Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.