Русская песня всегда говорила не только о
любви, разлуках и встреча, исторических событиях и родной природе, но и о труде
- главном деле человека.
Старые песни о труде были чаще всего печальными т
трагичными. Их создавали сами рудокопы и лесорубы, бурлаки и ткачи, либо поэты,
глубоко понявшие горечь подневольного труда, его тоску и
безысходность.
Народ наш всегда любил труд, и это тоже проявлялось в песне.Но мотивы песен о труде оставались суровыми. Песни рабочих, песни заводских окраин, сколько в них были боли и горечи!
Вспомните "Дубинушку " А.Ольхина:
Тянем с лесом судно, иль железо куем, |
(Первая "Дубинушка" с припевом,
взятым у бурлаков, написана Василием Богдановым в 1865 году. Это так называемая
"легальная Дубинушка". Несколько позже, через пять лет, политический ссыльный
Александр Ольхин придал песне более острое содержание. В песню Ольхина целиком
вошли три строфы из песни Богданова).
Вспомните "Думу ткача" С.Синегуба (1874 год):
Мучит, терзает головушку бедную Грохот машинных колес; Свет застилается в оченьках крупными Каплями пота и слез. |
Вспомните песни рабочих казарм и городских окраин,
появившиеся в конце XIX - начале XX века ...
Я, кажется , напрасно говорю
"вспомните". Люди новых поколений не знают этих песен, пожалуй, лишь в старых
книгах и ислледованиях могут их найти. А поискать стоит! Песни - всегда сгусток
настроений и дум народных. По ним можно изучать историю с не меньшим успехом,
чем по экспонатам музеев и учебникам.
Новое время - новые песни. Эта бытовая присказка
удивительно точна.
Годы восстановления, наконец, пятилетки - ударничество,
социалистическое соревнование - должны были неприменно отразиться в
песне.Традиция старой печальной рабочей песни еще была сильна, и на наших глазах
происходил ее поединок с новым содержанием. Была, например, в первые годы
Советской власти очень популярна песня "Кирпичики" (слова Павла Германа, музыка
Валентина Кручинина). Ее забыли, исследователи песни не принимают ее всерьез. Не
могу не согласиться с таким отношениям к "Кирпичикам". В этой песне с мелодией
старых рабочих окраин наивно и примитивно, но точно отразилось
время.
В 1939 году появилась лирическая песня "Спят курганы темные. Она была написана Борисом Ласкиным (тогда начинаюшим поэтом, а ныне одним из известных наших писателей - юмористов) и композитором Никитой Богословским для фильма ""Большая жизнь".
Содержание песни соответствовало одной из сюжетных линий фильма - угловатый и неуживчивый парень, придя на шахту, постепенно "находил себя" в дружном рабочем коллективе.
Вероятно, авторы фильма и песни по-своему пересказали судьбу шахтера Алексея Стаханова, добившегося рекордной вырубки угля; по имени его названо было движение ударников в предвоенные времена. Слово "стахановец" с той поры вошло в русский язык наравне со словами "красноармеец" и "колхозник".
Между прочим, исполнял песню на экране вовсе не герой, персонаж, наделенный неприятными чертами. Возможно, своим успехом песня обязана и этому контрасту..
В песне "Спят курганы темные" незаметно сливаются лирика и рассказ о формировании человека, о жаркой работе и хороших трудовых делах.Незаметно... В этом весь секрет. Я хочу ,чтобы читатель заметил эту незаметность. Не есть ли это отражение тех сдвигов, которые произошли за годы пятилеток в сознании людей, в их отношении к труду? Сдвигов будто и неприметных, ставших естественным состоянием, устоями...
Очень простая , очень немудреная песня, протиоположная по характеру старым песням о труде.
Широко распостранившись в предвоенные годы, песня эта не утихла и в годы войны. Ее пели как воспоминание о дорогом и родном, с ней связывалась надежда на возвращение советской мирной жизни, икаждая строка приобретала новое, глубокое значение.
Мне рассказывали, что в оккупированной румынами Одессе эта и другие советские песни пелись столь широко, что последовал приказ оккупационных властей. Мне удалось разыскать в архиве этот приказ от 3 июня 1942 года, напечанный на огромном листе бумаги и предназначавшийся для расклейки по городу:
Приказ № 12 |
Мы,корпусный генерал Петр Думитреску, имея в виду обеспечение армии, защиту страны и общественного порядка на территории Транснистрии и даже вне ее, - |
приказываем |
Ст.1.Запрещается хранение в какой бы то ни было форме грампластинок и патефонных пластинок, которые по своему содержанию - напевы или слова - представляют собой род открытой или скрытой коммуничстической пропаганды. |
Ст.2 Запрещается также распевать публично песни , имеющие характер коммунистической пропаганды. |
Ст.3. Нарушение настоящего приказа будет караться принудительными работами сроком от 4 до 25 лет. |
Вот какую высокую оценку нашим песням давали фашистские оккупанты. Песня оказалась приравненной к оружию. Среди запрещенных песен была и "Спят курганы темные". Особенно жалили врага острые строфы, злободневно сочиненные неизвестными авторами на мотив этой песни.