Процесс русинского возрождения не остановить

 

 


Право на историю

Когда ты бранишь других, смотри, чтобы ты сам был далек от того, что другим выговариваешь.

Плутарх (ок. 45 - ок. 127), древнегреческий писатель и историк

Куда делись предки?

Вначале хотелось бы поблагодарить Василе Чобану за интерес к русинской проблематике. Хотя вызывает удивление сам факт выступления его по вопросу, в котором он некомпетентен и который, судя по подписи под репликой, его совершенно не интересует.

Читая учебники по “?стории румын”, понимаешь справедливость сетований г-на Чобану по поводу жонглирования фактами и т.д. За примерами ходить далеко не надо. Титул молдавского господаря, который вы можете прочитать в молдавских средневековых грамотах, в том числе и в приведенной ниже, в Кратком курсе лекций по истории румын ?. Ожога и ?. Шарова звучит совсем иначе: “Единственный великий повелитель ?о Роман воевода Страны Молдовы от гор и до берегов моря”.

Правы вы и в том, что кровь румын (от себя добавлю - и молдаван) разбавлена кровью разных народов. Действительно, как отметил известный русский историк Лев Гумилев (его слова я приводил и в предыдущей статье), почти все известные этносы появились из этнически неоднородных субстратов. Разумеется, право на самоидентификацию, т.е. свободный выбор своей национальной принадлежности, здесь играет важную роль. Но вы сами в этом праве нашим согражданам почему-то отказываете (об этом чуть ниже). Почему предки современных русинов, русских (великороссов), украинцев (малороссов), евреев, цыган, болгар, венгров, поляков, немцев, турок, татар и других национальностей, внесших вклад в создание молдавской и румынской государственности и культуры, не представлены сегодня в учебниках истории? Почему отрицается сам факт их существования на “румынских” территориях в средние века?

Некоторые ваши высказывания мне просто непонятны. Что за этакая “великая сила”, которая на протяжении веков создает буферные государства на основе искусственных наций, или что вы имели в виду под “единой Дакией”? Вероятно, римскую провинцию Дакия, которая была создана после покорения Римом дакских племен. Не хочется комментировать и некоторые явно оскорбительные высказывания типа “поиски каких-то славянских корней”.

Но по некоторым поднятым темам хотелось бы высказаться более конкретно. Как я определил, что в стране два процента румын? Очень просто. В конце 2004 г. в Молдавии была проведена перепись населения. Во время нее каждый мог свободно, а не на основании документов заявить свою национальную принадлежность, свой родной язык и т.д Предварительные данные переписи были оглашены во многих молдавских СМ?. Если вас интересует более подробная информация по национальному составу с раскладкой по районам, рекомендую посмотреть “Jurnal de Chişinău” от 20 мая 2005 г. Согласно приведенным там данным молдаване составили 76,1% (2 579 202 чел.) населения республики, румыны - 2,1% (70 275 чел.).

Вообще-то наш разговор “отстал” лет этак на 10-15. ?менно тогда, после крушения социалистического блока и распада Советского Союза, пали идеологические запреты и общество впервые заговорило об этносах, чье существование не признавалось раньше по политическим мотивам. В их числе - русины (руснаки), коренные жители Карпато-Днестровских земель.

До сего дня вопросы разработки истории русинов, изучения и сохранения их культуры сталкиваются с разного рода провокациями и голословными обвинениями, смахивающими скорее на доносы. На Украине некий Ю. Балега в книге “Полiтичне русинство i будiвництво Української Держави” (Ужгород, 2003) обозвал руководителей русинских организаций Закарпатья “новоявленными “вождями” московско-будапештского сепаратистского “движения””. Летом 2004 г. в ряде украинских газет появилась информация о том, что некие 20 представителей народности русинов направили тогдашнему президенту Леониду Кучме и президиуму Национальной академии наук письмо с требованием признать русинов отдельной нацией и предоставить им автономию в Закарпатье. Фальшивка вскоре была разоблачена лидерами русинских организаций Закарпатья. Подобных методов не чураются и зарубежные коллеги украинских “анонимов”. Так, румынский профессор Корнелиу Регуш в 2003 г. открыто призвал официальные круги Румынии разобраться с “дестабилизирующим”, по его мнению, русинским движением, за которым якобы кто-то стоит. Благо, румынские власти прекрасно знают, кто за кем действительно стоит и какие цели этим преследует. Похожие “отклики” появились и у нас, в Молдавии. Но такие грязные методы не могут остановить процесс русинского Возрождения.

“Честный род мой не забуду...”

В настоящее время, помимо Молдавии, русины и их потомки проживают в Закарпатье, Сербии, Хорватии, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, Польше, США, Канаде и других странах. Словакия, Польша, Венгрия, Хорватия и Сербия официально поддерживают это национальное меньшинство, финансируют издание русинской литературы и периодики. В Венгрии 13 районов, населенных русинами, имеют самоуправление. В Палате депутатов Румынии представлены 19 организаций национальных меньшинств. В их числе: Культурный союз русинов Румынии и Генеральный союз гуцульских этнических ассоциаций Румынии (гуцулы - одна из локальных групп русинов). В вышеперечисленных странах действуют общественные организации русинов, выходят русинские журналы, газеты, книги, создаются интернет-сайты. ? уже ни у кого, за исключением нескольких излишне политизированных граждан, не избавившихся от тяжелого груза тоталитарного прошлого, не возникает вопросов: зачем это надо? кто дал право русинам на сохранение своей культуры? Эти права предоставлены мировым сообществом всем людям, определившим свою принадлежность к национальным меньшинствам.

Мы хотим вернуть потомкам русинов их историю. В советские времена она была исключена из массового сознания, а в настоящее время ей нет места в курсе “?стория румын”.

Вся работа общественной организации “Русь” осуществляется в основном на средства ее активистов. Свои научные изыскания я провожу на личные деньги. Поэтому был бы благодарен В. Чобану, если бы он подсказал адрес, где оплачивают подобные исследования. Это помогло бы нам активизировать научную разработку истории русинов. Мы все обязаны помнить о своих корнях, своих предках, которыми должны гордиться, равно как и именем, завещенным нам ими. Как писал А.В. Духнович (1803-1865), просветитель, писатель, педагог, деятель общественного движения за единство русинов Галичины, Буковины и Закарпатья (кстати, 2003 г. был провозглашен ЮНЕСКО годом А. Духновича):

    Я русин был, есмь и буду,
    Я родился русином,
    Честный род мой не забуду,
    Останусь его сыном.

Сергей Суляк,
имеющий русинскую кровь и гордящийся этим

P.S. Аргументов, опровергающих высказанные мной положения, в реплике г-н Чобану я не обнаружил. Все сказанное мной в интервью подтверждаю. Рекомендую В. Чобану несколько расширить свой кругозор. Почитать молдавские летописи (в частности, “предисловие” к молдавской летописи Г. Уреке книжника XVII в Симиона Даскала, который указывал, что половина страны - русские), тексты грамот молдавских государей (многократно издавались в Румынии и Молдавии), труды серьезных румынских ученых Н. Йорги, ?. Нистора, А. Болдура, М. Штефэнеску, ?. Барбулеску, Э. Петровича и др. Если пожелаете ознакомиться с моими научными работами, то они свободно размещены в ?нтернете. Достаточно в любой поисковой системе набрать слово “Суляк”.

“Аргументы и Факты Молдова”, № 31 (471), август 2005 г.