Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Деятели --> Мончаловский, Осип Андреевич (Мончаловский, Осип Андреевич)
     Движения --> Русские (Русские корни)
     Факсимиль материала на МНИБ

"Святая Русь, О.А. Мончаловский, Львовъ 1903г."

V. Галицкая или Червоная Русь.

Мы розсказали   исторію большой части   русского народа,  щобы представити, якіи судьбы онъ перехо- дилъ и якъ возникла великая русская держава и щобы читатели  могли ту исторію поровнати съ исторіею и судьбою меньшей части русского народа, именно-же

43

той части, которая называеся Галицкою или Червоною Русью и до которой мы принадлежимъ.

Якъ уже раньше сказано, великій князъ Яро- славъ I. или Мудрый роздЪлилъ передъ своею смертію въ 1054 г. русскую державу или Русъ на удЪлы (части) межи своихъ пять сыновъ: Bлaди- міра, Изяслава I. Святослава, Всеволода I. и Игоря. Умираючи, Ярославъ Мудрый далъ своимъ сынамъ такое завЪщаніе: „ДЪти мои, любите другъ друга. Ежели будете жити въ любви, то Богъ буде съ вами и покоритъ вамъ всЪхъ вороговъ. Если-же станете сваритись, то и сами погибнете и погубите землю отцевъ и дЪдовъ вашихъ, которую они добыли себЪ съ великимъ трудомъ".

Сыны Ярослава слухали, но не послухали сей мудрой рады отця. Они начали правити каждый от- дЪльно, каждый по своему, a изъ того выйшли межи ними роздоры и вражда. Кн. Изяславъ просилъ даже помочи нЪмецкого императора Генриха IV и папы Григорія VІІ противъ своихъ братовъ. ДЪти названныхъ князей продолжали сваритись и дальше подЪлили русскую землю, изъ чого возникли въ за- падной части Руси, где нынЪ Галичина и часть Во- лынской губерніи, четыре отдЪльния княжества, a именно: владимірское (съ столицею Владиміръ-Во- лынскій въ Волынской губернія, притыкающей до Га- личины), перемышльское (съ столицею Пере- мышлъ), теребовельское (съ столицею Теребовля) и звенигородское (съ столицею Звенигородъ). Три послЪдніи княжества достались на зъЪздЪ русскихъ Князей въ ЛюбечЪ въ 1097 г. князьямъ Васильку и Володарю Ростиславичамъ, внукамъ Ярослава Мудрого. Сынъ Володаря, Владимірко Волода- ревичъ, соединилъ тЪ княжества въ одно, выбралъ въ 1141 г, Галичъ на рЪцЪ ДнЪстрЪ своею столицею и назвалъ свое княжество Галицкимъ.

Въ 1198 г. умеръ послЪдній потомокъ Ростисла- вичей и князь Poмaнъ   Мстиславичъ, внукъ князя Изяслaвa   Bолынского, соединилъ Гaлиц-

44

кoe княжество съ княжествомъ Bлaдимipскимъ (Волынскимъ). При князъяхъ рода Романа Мстисла- вича, правившихъ до 1337 г., гaлицко - влaдимір- ское княжество достигло найбольшой силы и розвитія. На юго-западЪ оно упиралосъ въ горы Карпаты, a на западЪ отдЪлялосъ отъ Польщи рЪками: Вислокомъ, Сяномъ и Вепромъ; на сЪверъ его границы доходили до городовъ Бреста, Слонима, Новгородка и до рЪки Березины; на востокъ его границы ишли до городовъ Черкасъ и Брацлава до устья ДнЪстра; на юго-во- стокъ-же галицко-владимірское княжество доходило до Прута и Дуная, где возникъ русскій торговый городъ Maлый   Гaличъ (нынЪ Галацъ въ Румуніи).

Особенно сильно было галицко-владимірское кня- жество при князЪ ДанилЪ РомановичЪ, сынЪ Ро- мана Мстиславича и близкомъ сроднику и современ- нику  московскoгo князя Александра Невско- го, которого русская цервовь, подобно, якъ князя Владиміра и князей Бopисa и ГлЪба, причи- слила къ святымъ — (ПрадЪдомъ Данила Романовича былъ третій сынъ Ярослава Мудрого, Святославъ, a прадЪдомъ св. Александра Невского четвертый сынъ Ярослава Мудрого, Всеволодъ). Въ 1255 г. кн. Да- нилo Рoмaновичъ принялъ даже королевскій ти- тулъ, вслЪдствіе чего галицко-владимірское княжество стало королевствомъ.

По смерти короля Данила Романовича въ 1264 г. галицко-владимірская Русь зачала зновь называтись княжествомъ, понеже Данило Романовичъ передъ сво- ею смертью роздЪлилъ свою державу на три части, именно нa княжества: влaдимipско - волынское, львовско - перемышльское и холмско - га- лицкое; первое онъ далъ своему брату Baсилію, второе своему сыну Льву, a третъе своему молод- шому сыну Швapну.

Понеже князи Шварно и Василій вскорЪ потомъ умерли (въ 1270 и 1271 гг.). то холмско-галицкое кня- жество досталось князю Льву Даниловичу, a вла- димірско-волынское было роздЪлено на двЪ части: въ

45

одной сталъ княжяти сынъ Baсилія, Bлaдимipъ, a въ другой третій сынъ короля Данила Романовича, Мстиславъ. Такимъ способомъ подъ властью кн. Льва Даниловича соединились два княжества: львов- ско - перемышльское и холмско - галицкое. Кн. Левъ сдЪлалъ своею столицею гор. Львовъ, осно- ванный его отцемъ Даниломъ въ 1240 г., и принялъ титулъ великого князя.

По смерти Льва Даниловича въ 1301 г., на га- лицкій престолъ вступилъ его единственный сынъ Юрій I. Въ 1289 г. умеръ князь Вдадиміръ Во- лынскій, a въ 1305 г. князь Мстиславъ Волын- скій, вслЪдствіе чего князъ Юрій I. соединилъ вла- димipско - волынское княжество со своими вла- дініями и, короновавшись короною своего дЪда Данила, принялъ титулъ короля всей  Maлой Pycи.

Король Юрій I. правилъ до 1315 г. По его смер- ти на галицко-владимірскiй престолъ вступилъ его старшій сынъ Aндpей. Молодшій сынъ Юрія I. и братъ Андрея, Левъ II. оставилъ княжество своего брата и переселился до своихъ сродниковъ за ДнЪстръ. Князь Андрей жилъ частью во ЛьвовЪ, частью-же въ ВладимірЪ-Волынскомъ, где и умеръ въ 1324 г., не оставивши потомковъ.

Тогды галицко-владимірскіи бояре призвали на опорожненный престолъ мазовецкого князя, Боле- слава Тройденовича, сына Маріи, дочери короля Юрія I. Болеславъ Тройденовичъ былъ римско-като- лической вЪры, но щобы утвердитись на Галицко-Вла- димірскомъ престолЪ, принялъ православную вЪру и имя Юрій II. Его княженіе принесло несчастье на Галицко-Владимірскую Русь. Утвердившисъ на пре- столЪ, онъ поддался римско-католическому духовен- ству и вернулся назадъ до римско-католической вЪры. Онъ призвалъ на свой дворъ и въ Русь множество польской шляхты изъ Мазовша, a также Мадьяръ и НЪмцевъ, которыи стали вытЪсняти русскихъ бояръ изъ ихъ мЪстъ. Все то вызвало неудоволъствіе рус-

46

скихъ бояръ на Юрія II. и наконецъ они отруили его въ ВладямірЪ-Волынскомъ въ 1340 г.

Съ Юріемъ   II. вымеръ родъ Романовичей и га- лицко-владимірская Русъ, оставшисъ безъ наслЪдствен- ного князя, вскорЪ подпала  подъ чужую власть. Въ 1340 г. умеръ   Московскій  великій   князь Іоаннъ Ка- лита,   „собиратель русской земли",  въ  виду чего не стало на Руси сильныхъ   князей, которыя бы могли соединити   Галицко-Вдадимірское княжество съ дру- гими русскими землями. Такое положеніе выкорысталъ польскiй король, Kaзиміръ Bеликій. Въ томъ-же 1340 г. онъ  прибылъ съ войскомъ изъ Кракова во Львовъ, силою занялъ галицко-русскую столицю и по- бЪдилъ сопротивлявшихся ему жителей города. Майже одновременно съ тЪмъ литовскій   князъ Любартъ Гедиминовичъ (1341—1350 г.) овладЪлъ   Bлaди- мipoмъ  Boлынскимъ и Луцкомъ и такимъ способомъ, галицко-владимірская Русь утратила на долгое время свою самостоятельность.

Занявши  Галицкую  Русь,    Казиміръ поставилъ всюда своихъ польскихъ воеводъ и урядниковъ. Съ ними прійшли на Русь римско-католическіи   ксендзы. Первымъ  дЪломъ Казиміра было выкоренити въ Га- лицкой  Руси русскую   православную вЪру и завести римско-католическую, щобы   такимъ способомъ  рус- скій  народъ слити съ польскимъ народомъ. Ту цЪль усердно осуществляли римско-католическіи  ксендзы и вскорЪ въ городахъ Галицкой Руси возникли велича- выи костели и римско-католическіи кляшторы. То ла- тинщенье  и поляченье русского населенія Галичины продолжаеся до нынЪ, понеже и теперь еще въ чисто русскихъ селахъ возникаютъ латинскіи каплицы и ко- стелы, хотя русскіи Галичане уже уніаты и католики. Особенно сильно стала  Русь латинщитись и полячи- тись послЪ того, якъ православный литовско-русскій князь Яковъ-Ягайло, оженившись съ польскою королевною  Ядвигою, перейшолъ въ римское католи- чество и соеднилъ Польщу, Литву и часть Руси въ одну державу.

47

Що однако за причина была латинщенья и по- ляченья русского народа? ВЪдь русскіи подданныи Польщи могли быть вЪрными ей и остаючисъ при своей вЪрЪ и народности! Мы пояснимъ ту причину, понеже она и до нынЪ не утратила своего значенья. Русскіи жители соединенной польско-литовско-русской державы  розличались отъ прочихъ жителей той дер- жавы своею вЪрою, тогды еще православною, и своею народностію. Ходило о то, щобы то розличіе заглади- ти, a того можно было достигнути лишь перетягне- ньемъ русского народа въ римско-католическую вЪру, a съ нею и въ польскую народность. ВЪдь нынЪ еще русскіи Галичане, принадлежащіи до римо-католиче- ской вЪры, называютъ себе „латинниками", a поль- скіи  шовинисты хотятъ сдЪлати ихъ поляками, хотя они ни слова не говорятъ ни по латински, ни по поль- ски. Зъ другой стороны соединеніемъ русского народа съ поляками въ одну католическую вЪру польскіи ко- роли хотЪли перервати и знищити связь межи своими русскими подданными и межи русскими жителями возникавшого въ то время на сЪверЪ московского великого княжества, особенно,  що русскіи под- данныи Польщи не розличались по вЪрЪ, языку и письму отъ русскихъ жителей  московского княже- ства и могли  отъ нихъ требовати помочи и одержати таковую. Для того польскіи  короли и старались зни- щити ту связь. Для  достиженія той цЪли была заклю- чена насампередъ  политичная   унія,   такъ назы- ваемая люблинская   (въ городЪ ЛюблинЪ),  которая должна была „навсегда" соединити Польщу, Литву и Русь въ одно политичное тЪло. Но для такихъ-же политичныхъ цЪлей была выкорыстана и церковная унія, заключенная  въ городЪ БерестЪ или БрестЪ, и отъ того названная берестейскою уніею. На той уніи отступила одна часть Руси,  которая находилась подъ властью Польщи, отъ   Цареградского патріарха и подчинилась  власти  папы римского, но подъ усло- віемъ, що церковный обрядъ останеся навсегда нена- рушеннымъ. Однакъ  польскіи короли и римско-като-

48

лическое духовенство перекрутило смыслъ и цЪль церковной уніи. ВмЪсто того, щобы добрымъ словомъ переконовати русское православное жительство до перехода въ унію, они стали наклоняти его силою и то не лишь до принятія уніи, но до цЪлковитого пе- рехода въ римско-католическую вЪру, a разомъ съ нею и въ польскую народность. О той борьбЪ латин- ства и польщины съ русскимъ народомъ, начавшойся въ 14 вЪцЪ и продолжающойся въ ГаичинЪ до нынЪ, можно бы написати много книгъ, но мы представимъ хоть коротко бЪды русского народа.

    Якъ сказано, русскихъ жителей силою перетягали въ унію, a сопротивлявшихся мучили и убивали. Такъ н. пр. римско-католическій   архіепископъ   во ЛъвовЪ, Янъ Смоликовскій, приказывалъ своимъ ксен- дзамъ и польской шляхтЪ, которая отъ польскихъ ко- ролей получала  даромъ русскіи земли, принуждати русскихъ Галичанъ, щобы они обходили только рим- ско-католическіи праздники. Коли русскіи жители Лъвова собрались 24 грудня 1583 г. ночью въ своихъ церквахъ,   щобы  праздновати Рождество Христово, той-же Янъ Суликовскій приказалъ своему брату Вой- цЪху отправитись съ вооруженною толпою въ русскіи церкви,  повыганяти изъ нихъ молящихся, позамыкати всЪ церкви и двери  ихъ запечатати. Сей приказъ былъ точно выполненъ, a при томъ ВойцЪхъ Суликовскій и его чернь въ   церквахъ  св. Георгія, св.  Николая и Успенія Пресв. Богородицы поломили крести и чаши. На такіи безчинства Львовскій православный епископъ Гедеонъ Баллaбaнъ жаловался передъ поль- скимъ королемъ Стефaномъ Бaтopieмъ и пе- редъ русскимъ вельможею, княземъ Константиномъ Острожскимъ, просячи у нихъ защиты и помочи. То происходило еще передъ  заключеніемъ берестей- ской уніи. Колж-же въ 1596 г. была торжественно ого- лошена  церковная унія,  преслЪдованіе русскихъ жи- телей еще усилилось. Такъ Ставропигійское Братство во ЛьвовЪ внесло 1598 г. въ львовскіи городскіи акты протестъ — сеи протестъ повторили члены того Брат-

49

ства на польскомъ соймЪ въ ВаршавЪ, князя Адамъ Вишневецкій  и Kиpиллъ Pужинскій, послы отъ воеводствъ кіевского и брацлавского — и сказали въ немъ межи прочимъ:   „священниковъ русскихъ са- жаютъ въ темницы, запираютъ церкви, вырываютъ изъ рукъ священниковъ и кидаютъ на землю святыи Тайны, оскверняютъ церкви и олтари, заказуютъ зво- нити,   принуждаютъ до нового календаря, старшинъ Братства, которыи сохраняютъ чистоту вЪры, кидаютъ въ темницы и накладаютъ на нихъ грошевыи  кары, заказуютъ отпроважати  мертвыхъ на кладбища или ходити до больныхъ  со св. Тайнами, не допускаютъ русскихъ до ремесла, a тЪхъ,   которыи записаны   въ розличныж цехи, силою, грошевыми карами и тЪлес- нымн карами принуждаютъ ходити въ латинскій  ко- стелъ, приказуютъ русскимъ священникамъ платити розличныи податки латинскимъ, хватаютъ на улицяхъ русскихъ   дЪтей, влекутъ ихъ въ латинскіи школы, бьютъ и чинятъ имъ обиды, бЪдныхъ русскихъ выго- няютъ изъ домовъ, нападають ночью на церкви и не только самыи церкви,  но и олтари безчестятъ, въ ко- стелахъ и на ратушЪ называють Русиновъ язычни- ками (поганами), насмЪваются изъ ихъ церквей".

Изъ другяхъ записей нашихъ предковъ знаемъ, що русскіи православныи царкви насиліемъ перемЪ- нялись въ уніатскіи церкви или латинскіи костелы, а даже отдавались въ аренду жидамъ. За каждое отворенье такой церкви русскіи прихожане должны были платити жиду податокъ; такій-же податокъ они платили за каждое новорожденное дитя и за каждого умершого. КромЪ церковныхъ ключей у жидовъ на- ходились также языки (сердця) и шнуры отъ русско- церковныхъ звоновъ, щобы прихожане безъ уплаты податка не могли звонити въ недЪли и свята. Рус- скіи мЪщане, которыи противились принятію уніи или римско-католической вЪры, были принуждены оста- вляти свои домы въ серединЪ городовъ и мЪстечекъ и поселятись на краю ихъ или въ селахъ. Для того-то нынЪ во всЪхъ галицкихъ городахъ и мЪстечкахъ се-

50

редину ихъ занимаютъ жиды, Поляки и ополяченныи НЪмцы, a русскіи жители прячутся на краяхъ. Во ЛьвовЪ русскіи, a также православныи армяне, не смЪли устроювати днемъ церковныхъ процесій и хо- ронити своихъ умершихъ. ПослЪднихъ они были при- нуждены выносити на кладбище ночью и заулками, a при томъ не смЪли запаляти свЪчей. Русскимъ Льво- вянамъ было также заказано звонити во время похо- роновъ. Кто-же сопротивился тому заказу, того пу- блично карали батогами и сажали въ темницю. Рус- скіи крестьяне были принуждены платити розличныи податки: они были обовязаны платити що-року дЪди- чамъ десятіну отъ всего: отъ скота, домашнихъ птиць, збожа и травы и овочей своихъ огородовъ и садбвъ. Они должны были даромъ робити дЪдичамъ по колька дней на тыждень, т. е. „робити панщину", КромЪ того русскіи крестьяне платили грошевыи по- датки, a именно обыкновенно три разы въ годъ: на Великдень, на Зеленыи свята и на Рождество. Що три лЪта русскіи крестьяне и мЪщане должны были давати своему дЪдичу третину, т. е. третыо часть отъ всего своего имЪниія, третъяго вола, третъе теля, тре- тью курку и т. д, ДЪдичъ имЪлъ полную власть надъ житьемъ русского крестьянина и могъ его даже убити. На Великдень русскіи крестьяне не смЪли печи пасхи, колачей и т. п., только были принуждены куповати ихъ въ городахъ и мЪстечкахъ. Но въ многихъ сто- ронахъ пасху могъ купити лишь той, у кого была на груди надтпiсь: „уніатъ", Въ городахъ и мЪстечкахъ право печи и продавати пасхи имЪли звычайно жиды. За каждую пасху русскіи жители должны были пла- тити податки. ТЪ податки собирались на самъ Велик- день панскими урядниками и слугами, во время освя- щенія пасхи. На каждой пасцЪ, за которую былъ уплаченъ податокъ, панскіи урядники и слуги дЪлали крейдою или углемъ знакъ. Кто не могъ заплатити податка, у того отбирали пасхи, a кто старался спря- тати свою пасху передъ урядникомъ, того панскіи слуги ростягали передъ церковью и били палкама

51

или запирали въ арестъ. Отъ тЪхъ часовъ и происхо- дитъ пЪсня, которую галицко-русскіи дЪвчата спЪва- ютъ на Великденъ, на „гаевкахъ", подъ церквами. „Ъде, Ъде Зельманъ, Ъде Ъде его братъ".., Въ тЪ не- счастливыи часы русскіи крестьяне ожидали подъ церковью жида, арендовавшого церковь, щобы пріЪ- халъ съ ключами и выражали радость, коли онъ по- казался изъ-дали.

Но не одни русскіи крестьяне и мЪщане терпЪли такіи  гоненія и  мученія. Русскіи дворяне,   потомки старыхъ русскихъ бояръ,  также терпЪли   притЪсненія и обиды. Поляки недопускали русскихъ бояръ и дво- рянъ (шляхтичей)   до  урядовъ и они не имЪли  права быти старшими въ польскомъ войску. Такимъ спосо- бомъ Поляки принуждали  русскихъ дворянъ прини- мати римско-католическую вЪру и  польскую народ- ность. Если еще нынЪ, хотя мы живемъ подъ Австрі- ею, многіи русскіи Галичане отказуются отъ своей вЪрн и народности,   щобы   дослужитись почестей и грошей, то можемъ собЪ  представити,  що дЪялось за польскихъ  временъ.Для того-то мы видимъ князей Любомірскихъ,   Сангушковъ и СапЪговъ, графовъ ДЪ- душицкихъ, Шептицкихъ и многихъ, многихъ   дав- нихъ шляхтичей нашихъ на польской сторонЪ. He того намъ однако  жаль, що они здЪлались поляками, но жаль того, що они перейшли в Польщу съ великими богатствами, которыми теперь насъ побиваютъ.

На такіи безчинства и насилія жаловались рус- скіи Галичане и русскіи еписколы, особенно Львовскій Гедеонъ Бaллaбaнъ и перемышльскій Миха- илъ   Kопыстынскій   и львовскому городскому су- ду и польскому сойму и самымъ королямъ, но тЪ жалобы не помагали. ПритЪсненія и насилія продол- жались сотки лЪтъ и они зъ одной стороны умень- шили русское населеніе, a зъ другой стороны причи- нились до его бЪдности, понеже все, що было богатое, щобы не утратити богатства, перейшло на польскую сторону, a при Руси остался бЪдный панщиняный на- родъ. Знаючи все то, що дЪялось при Польще съ

52

русскимъ народомъ въ Галицкой Руси, подобае уди- влятись, що русскій народъ въ ГаличинЪ еще сохра- нился.

Не дивно также, що польская или римско-като- лическая сторона взяла верхъ и що въ 1692 г. насту- пило соединеніе львовской епархіи, a въ 1700 г. пере- мышльской епархіи съ римско-католическою церковью, такъ, що коли въ 1772 г. Галицкая Русъ прійшла подъ Австрію, весь  pyсскій  нapoдъ  въ  Гaли- чинЪ пpинaдлежaлъ   до   унiaтскoгo    или греческого  обpядa    кaтолической  вЪры. Найдольше, понеже до 1710 г., держалось православ- ной вЪры Ставропигійское Братство во ЛьвовЪ. Въ Галицкой Руси остался еще православнымъ славный монастырь, Скитъ  Maнявскій, въ окрестности Станиславова, съ трема меньшими монастырями: въ Угорникахъ, Толмачику и КоломыЪ. Но вслЪдствіе прошенія; провінціала василіанъ-уніатовъ, Братковского, цЪсарь Іосифъ II. роспоряженіемъ отъ 1. липня 1785 (н-ръ 18.060) приказалъ Скитъ Манявскій закрыти, a его имЪнія передати буковинскому религійному фонду. По скасованью сего послЪдного православного мона- стыря, изЪ которого частъ церковныхъ ризъ,  книгъ и звоновъ перейшли въ семинарскую церковь во ЛьвовЪ, тамъ-же, во ЛьвовЪ, была построена православная ка- плиця. Та каплиця существовала до 1897 года, теперь- же на ей мЪстЪ построена новая красивая церковь.

Якъ жилось и живеся русскому народу подъ Ав- стріею, то отъ части буде розсказано въ слЪдующой главЪ, отъ части же мы сами знаемъ.


"Святая Русь, О.А. Мончаловский, Львовъ 1903г."



Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.