Малорусская Народная Историческая Библиотечка | |||||||
история национального движения Украины | |||||||
Главная | Движения | Регионы | Вопросы | Деятели |
Деятели --> Мончаловский, Осип Андреевич (Мончаловский, Осип Андреевич) Движения --> Русские (Русские корни) |
|
"Святая Русь, О.А. Мончаловский, Львовъ 1903г." |
Мы розсказали исторію большой части русского народа, щобы представити, якіи судьбы онъ перехо- дилъ и якъ возникла великая русская держава и щобы читатели могли ту исторію поровнати съ исторіею и судьбою меньшей части русского народа, именно-же
43
той части, которая называеся Галицкою или Червоною Русью и до которой мы принадлежимъ.
Якъ уже раньше сказано, великій князъ Яро- славъ I. или Мудрый роздЪлилъ передъ своею смертію въ 1054 г. русскую державу или Русъ на удЪлы (части) межи своихъ пять сыновъ: Bлaди- міра, Изяслава I. Святослава, Всеволода I. и Игоря. Умираючи, Ярославъ Мудрый далъ своимъ сынамъ такое завЪщаніе: „ДЪти мои, любите другъ друга. Ежели будете жити въ любви, то Богъ буде съ вами и покоритъ вамъ всЪхъ вороговъ. Если-же станете сваритись, то и сами погибнете и погубите землю отцевъ и дЪдовъ вашихъ, которую они добыли себЪ съ великимъ трудомъ".
Сыны Ярослава слухали, но не послухали сей мудрой рады отця. Они начали правити каждый от- дЪльно, каждый по своему, a изъ того выйшли межи ними роздоры и вражда. Кн. Изяславъ просилъ даже помочи нЪмецкого императора Генриха IV и папы Григорія VІІ противъ своихъ братовъ. ДЪти названныхъ князей продолжали сваритись и дальше подЪлили русскую землю, изъ чого возникли въ за- падной части Руси, где нынЪ Галичина и часть Во- лынской губерніи, четыре отдЪльния княжества, a именно: владимірское (съ столицею Владиміръ-Во- лынскій въ Волынской губернія, притыкающей до Га- личины), перемышльское (съ столицею Пере- мышлъ), теребовельское (съ столицею Теребовля) и звенигородское (съ столицею Звенигородъ). Три послЪдніи княжества достались на зъЪздЪ русскихъ Князей въ ЛюбечЪ въ 1097 г. князьямъ Васильку и Володарю Ростиславичамъ, внукамъ Ярослава Мудрого. Сынъ Володаря, Владимірко Волода- ревичъ, соединилъ тЪ княжества въ одно, выбралъ въ 1141 г, Галичъ на рЪцЪ ДнЪстрЪ своею столицею и назвалъ свое княжество Галицкимъ.
Въ 1198 г. умеръ послЪдній потомокъ Ростисла- вичей и князь Poмaнъ Мстиславичъ, внукъ князя Изяслaвa Bолынского, соединилъ Гaлиц-
44
кoe княжество съ княжествомъ Bлaдимipскимъ (Волынскимъ). При князъяхъ рода Романа Мстисла- вича, правившихъ до 1337 г., гaлицко - влaдимір- ское княжество достигло найбольшой силы и розвитія. На юго-западЪ оно упиралосъ въ горы Карпаты, a на западЪ отдЪлялосъ отъ Польщи рЪками: Вислокомъ, Сяномъ и Вепромъ; на сЪверъ его границы доходили до городовъ Бреста, Слонима, Новгородка и до рЪки Березины; на востокъ его границы ишли до городовъ Черкасъ и Брацлава до устья ДнЪстра; на юго-во- стокъ-же галицко-владимірское княжество доходило до Прута и Дуная, где возникъ русскій торговый городъ Maлый Гaличъ (нынЪ Галацъ въ Румуніи).
Особенно сильно было галицко-владимірское кня- жество при князЪ ДанилЪ РомановичЪ, сынЪ Ро- мана Мстиславича и близкомъ сроднику и современ- нику московскoгo князя Александра Невско- го, которого русская цервовь, подобно, якъ князя Владиміра и князей Бopисa и ГлЪба, причи- слила къ святымъ — (ПрадЪдомъ Данила Романовича былъ третій сынъ Ярослава Мудрого, Святославъ, a прадЪдомъ св. Александра Невского четвертый сынъ Ярослава Мудрого, Всеволодъ). Въ 1255 г. кн. Да- нилo Рoмaновичъ принялъ даже королевскій ти- тулъ, вслЪдствіе чего галицко-владимірское княжество стало королевствомъ.
По смерти короля Данила Романовича въ 1264 г. галицко-владимірская Русь зачала зновь называтись княжествомъ, понеже Данило Романовичъ передъ сво- ею смертью роздЪлилъ свою державу на три части, именно нa княжества: влaдимipско - волынское, львовско - перемышльское и холмско - га- лицкое; первое онъ далъ своему брату Baсилію, второе своему сыну Льву, a третъе своему молод- шому сыну Швapну.
Понеже князи Шварно и Василій вскорЪ потомъ умерли (въ 1270 и 1271 гг.). то холмско-галицкое кня- жество досталось князю Льву Даниловичу, a вла- димірско-волынское было роздЪлено на двЪ части: въ
45
одной сталъ княжяти сынъ Baсилія, Bлaдимipъ, a въ другой третій сынъ короля Данила Романовича, Мстиславъ. Такимъ способомъ подъ властью кн. Льва Даниловича соединились два княжества: львов- ско - перемышльское и холмско - галицкое. Кн. Левъ сдЪлалъ своею столицею гор. Львовъ, осно- ванный его отцемъ Даниломъ въ 1240 г., и принялъ титулъ великого князя.
По смерти Льва Даниловича въ 1301 г., на га- лицкій престолъ вступилъ его единственный сынъ Юрій I. Въ 1289 г. умеръ князь Вдадиміръ Во- лынскій, a въ 1305 г. князь Мстиславъ Волын- скій, вслЪдствіе чего князъ Юрій I. соединилъ вла- димipско - волынское княжество со своими вла- дініями и, короновавшись короною своего дЪда Данила, принялъ титулъ короля всей Maлой Pycи.
Король Юрій I. правилъ до 1315 г. По его смер- ти на галицко-владимірскiй престолъ вступилъ его старшій сынъ Aндpей. Молодшій сынъ Юрія I. и братъ Андрея, Левъ II. оставилъ княжество своего брата и переселился до своихъ сродниковъ за ДнЪстръ. Князь Андрей жилъ частью во ЛьвовЪ, частью-же въ ВладимірЪ-Волынскомъ, где и умеръ въ 1324 г., не оставивши потомковъ.
Тогды галицко-владимірскіи бояре призвали на опорожненный престолъ мазовецкого князя, Боле- слава Тройденовича, сына Маріи, дочери короля Юрія I. Болеславъ Тройденовичъ былъ римско-като- лической вЪры, но щобы утвердитись на Галицко-Вла- димірскомъ престолЪ, принялъ православную вЪру и имя Юрій II. Его княженіе принесло несчастье на Галицко-Владимірскую Русь. Утвердившисъ на пре- столЪ, онъ поддался римско-католическому духовен- ству и вернулся назадъ до римско-католической вЪры. Онъ призвалъ на свой дворъ и въ Русь множество польской шляхты изъ Мазовша, a также Мадьяръ и НЪмцевъ, которыи стали вытЪсняти русскихъ бояръ изъ ихъ мЪстъ. Все то вызвало неудоволъствіе рус-
46
скихъ бояръ на Юрія II. и наконецъ они отруили его въ ВладямірЪ-Волынскомъ въ 1340 г.
Съ Юріемъ II. вымеръ родъ Романовичей и га- лицко-владимірская Русъ, оставшисъ безъ наслЪдствен- ного князя, вскорЪ подпала подъ чужую власть. Въ 1340 г. умеръ Московскій великій князь Іоаннъ Ка- лита, „собиратель русской земли", въ виду чего не стало на Руси сильныхъ князей, которыя бы могли соединити Галицко-Вдадимірское княжество съ дру- гими русскими землями. Такое положеніе выкорысталъ польскiй король, Kaзиміръ Bеликій. Въ томъ-же 1340 г. онъ прибылъ съ войскомъ изъ Кракова во Львовъ, силою занялъ галицко-русскую столицю и по- бЪдилъ сопротивлявшихся ему жителей города. Майже одновременно съ тЪмъ литовскій князъ Любартъ Гедиминовичъ (1341—1350 г.) овладЪлъ Bлaди- мipoмъ Boлынскимъ и Луцкомъ и такимъ способомъ, галицко-владимірская Русь утратила на долгое время свою самостоятельность.
Занявши Галицкую Русь, Казиміръ поставилъ всюда своихъ польскихъ воеводъ и урядниковъ. Съ ними прійшли на Русь римско-католическіи ксендзы. Первымъ дЪломъ Казиміра было выкоренити въ Га- лицкой Руси русскую православную вЪру и завести римско-католическую, щобы такимъ способомъ рус- скій народъ слити съ польскимъ народомъ. Ту цЪль усердно осуществляли римско-католическіи ксендзы и вскорЪ въ городахъ Галицкой Руси возникли велича- выи костели и римско-католическіи кляшторы. То ла- тинщенье и поляченье русского населенія Галичины продолжаеся до нынЪ, понеже и теперь еще въ чисто русскихъ селахъ возникаютъ латинскіи каплицы и ко- стелы, хотя русскіи Галичане уже уніаты и католики. Особенно сильно стала Русь латинщитись и полячи- тись послЪ того, якъ православный литовско-русскій князь Яковъ-Ягайло, оженившись съ польскою королевною Ядвигою, перейшолъ въ римское католи- чество и соеднилъ Польщу, Литву и часть Руси въ одну державу.
47
Що однако за причина была латинщенья и по- ляченья русского народа? ВЪдь русскіи подданныи Польщи могли быть вЪрными ей и остаючисъ при своей вЪрЪ и народности! Мы пояснимъ ту причину, понеже она и до нынЪ не утратила своего значенья. Русскіи жители соединенной польско-литовско-русской державы розличались отъ прочихъ жителей той дер- жавы своею вЪрою, тогды еще православною, и своею народностію. Ходило о то, щобы то розличіе заглади- ти, a того можно было достигнути лишь перетягне- ньемъ русского народа въ римско-католическую вЪру, a съ нею и въ польскую народность. ВЪдь нынЪ еще русскіи Галичане, принадлежащіи до римо-католиче- ской вЪры, называютъ себе „латинниками", a поль- скіи шовинисты хотятъ сдЪлати ихъ поляками, хотя они ни слова не говорятъ ни по латински, ни по поль- ски. Зъ другой стороны соединеніемъ русского народа съ поляками въ одну католическую вЪру польскіи ко- роли хотЪли перервати и знищити связь межи своими русскими подданными и межи русскими жителями возникавшого въ то время на сЪверЪ московского великого княжества, особенно, що русскіи под- данныи Польщи не розличались по вЪрЪ, языку и письму отъ русскихъ жителей московского княже- ства и могли отъ нихъ требовати помочи и одержати таковую. Для того польскіи короли и старались зни- щити ту связь. Для достиженія той цЪли была заклю- чена насампередъ политичная унія, такъ назы- ваемая люблинская (въ городЪ ЛюблинЪ), которая должна была „навсегда" соединити Польщу, Литву и Русь въ одно политичное тЪло. Но для такихъ-же политичныхъ цЪлей была выкорыстана и церковная унія, заключенная въ городЪ БерестЪ или БрестЪ, и отъ того названная берестейскою уніею. На той уніи отступила одна часть Руси, которая находилась подъ властью Польщи, отъ Цареградского патріарха и подчинилась власти папы римского, но подъ усло- віемъ, що церковный обрядъ останеся навсегда нена- рушеннымъ. Однакъ польскіи короли и римско-като-
48
лическое духовенство перекрутило смыслъ и цЪль церковной уніи. ВмЪсто того, щобы добрымъ словомъ переконовати русское православное жительство до перехода въ унію, они стали наклоняти его силою и то не лишь до принятія уніи, но до цЪлковитого пе- рехода въ римско-католическую вЪру, a разомъ съ нею и въ польскую народность. О той борьбЪ латин- ства и польщины съ русскимъ народомъ, начавшойся въ 14 вЪцЪ и продолжающойся въ ГаичинЪ до нынЪ, можно бы написати много книгъ, но мы представимъ хоть коротко бЪды русского народа.
Якъ сказано, русскихъ жителей силою перетягали въ унію, a сопротивлявшихся мучили и убивали. Такъ н. пр. римско-католическій архіепископъ во ЛъвовЪ, Янъ Смоликовскій, приказывалъ своимъ ксен- дзамъ и польской шляхтЪ, которая отъ польскихъ ко- ролей получала даромъ русскіи земли, принуждати русскихъ Галичанъ, щобы они обходили только рим- ско-католическіи праздники. Коли русскіи жители Лъвова собрались 24 грудня 1583 г. ночью въ своихъ церквахъ, щобы праздновати Рождество Христово, той-же Янъ Суликовскій приказалъ своему брату Вой- цЪху отправитись съ вооруженною толпою въ русскіи церкви, повыганяти изъ нихъ молящихся, позамыкати всЪ церкви и двери ихъ запечатати. Сей приказъ былъ точно выполненъ, a при томъ ВойцЪхъ Суликовскій и его чернь въ церквахъ св. Георгія, св. Николая и Успенія Пресв. Богородицы поломили крести и чаши. На такіи безчинства Львовскій православный епископъ Гедеонъ Баллaбaнъ жаловался передъ поль- скимъ королемъ Стефaномъ Бaтopieмъ и пе- редъ русскимъ вельможею, княземъ Константиномъ Острожскимъ, просячи у нихъ защиты и помочи. То происходило еще передъ заключеніемъ берестей- ской уніи. Колж-же въ 1596 г. была торжественно ого- лошена церковная унія, преслЪдованіе русскихъ жи- телей еще усилилось. Такъ Ставропигійское Братство во ЛьвовЪ внесло 1598 г. въ львовскіи городскіи акты протестъ — сеи протестъ повторили члены того Брат-
49
ства на польскомъ соймЪ въ ВаршавЪ, князя Адамъ Вишневецкій и Kиpиллъ Pужинскій, послы отъ воеводствъ кіевского и брацлавского — и сказали въ немъ межи прочимъ: „священниковъ русскихъ са- жаютъ въ темницы, запираютъ церкви, вырываютъ изъ рукъ священниковъ и кидаютъ на землю святыи Тайны, оскверняютъ церкви и олтари, заказуютъ зво- нити, принуждаютъ до нового календаря, старшинъ Братства, которыи сохраняютъ чистоту вЪры, кидаютъ въ темницы и накладаютъ на нихъ грошевыи кары, заказуютъ отпроважати мертвыхъ на кладбища или ходити до больныхъ со св. Тайнами, не допускаютъ русскихъ до ремесла, a тЪхъ, которыи записаны въ розличныж цехи, силою, грошевыми карами и тЪлес- нымн карами принуждаютъ ходити въ латинскій ко- стелъ, приказуютъ русскимъ священникамъ платити розличныи податки латинскимъ, хватаютъ на улицяхъ русскихъ дЪтей, влекутъ ихъ въ латинскіи школы, бьютъ и чинятъ имъ обиды, бЪдныхъ русскихъ выго- няютъ изъ домовъ, нападають ночью на церкви и не только самыи церкви, но и олтари безчестятъ, въ ко- стелахъ и на ратушЪ называють Русиновъ язычни- ками (поганами), насмЪваются изъ ихъ церквей".
Изъ другяхъ записей нашихъ предковъ знаемъ, що русскіи православныи царкви насиліемъ перемЪ- нялись въ уніатскіи церкви или латинскіи костелы, а даже отдавались въ аренду жидамъ. За каждое отворенье такой церкви русскіи прихожане должны были платити жиду податокъ; такій-же податокъ они платили за каждое новорожденное дитя и за каждого умершого. КромЪ церковныхъ ключей у жидовъ на- ходились также языки (сердця) и шнуры отъ русско- церковныхъ звоновъ, щобы прихожане безъ уплаты податка не могли звонити въ недЪли и свята. Рус- скіи мЪщане, которыи противились принятію уніи или римско-католической вЪры, были принуждены оста- вляти свои домы въ серединЪ городовъ и мЪстечекъ и поселятись на краю ихъ или въ селахъ. Для того-то нынЪ во всЪхъ галицкихъ городахъ и мЪстечкахъ се-
50
редину ихъ занимаютъ жиды, Поляки и ополяченныи НЪмцы, a русскіи жители прячутся на краяхъ. Во ЛьвовЪ русскіи, a также православныи армяне, не смЪли устроювати днемъ церковныхъ процесій и хо- ронити своихъ умершихъ. ПослЪднихъ они были при- нуждены выносити на кладбище ночью и заулками, a при томъ не смЪли запаляти свЪчей. Русскимъ Льво- вянамъ было также заказано звонити во время похо- роновъ. Кто-же сопротивился тому заказу, того пу- блично карали батогами и сажали въ темницю. Рус- скіи крестьяне были принуждены платити розличныи податки: они были обовязаны платити що-року дЪди- чамъ десятіну отъ всего: отъ скота, домашнихъ птиць, збожа и травы и овочей своихъ огородовъ и садбвъ. Они должны были даромъ робити дЪдичамъ по колька дней на тыждень, т. е. „робити панщину", КромЪ того русскіи крестьяне платили грошевыи по- датки, a именно обыкновенно три разы въ годъ: на Великдень, на Зеленыи свята и на Рождество. Що три лЪта русскіи крестьяне и мЪщане должны были давати своему дЪдичу третину, т. е. третыо часть отъ всего своего имЪниія, третъяго вола, третъе теля, тре- тью курку и т. д, ДЪдичъ имЪлъ полную власть надъ житьемъ русского крестьянина и могъ его даже убити. На Великдень русскіи крестьяне не смЪли печи пасхи, колачей и т. п., только были принуждены куповати ихъ въ городахъ и мЪстечкахъ. Но въ многихъ сто- ронахъ пасху могъ купити лишь той, у кого была на груди надтпiсь: „уніатъ", Въ городахъ и мЪстечкахъ право печи и продавати пасхи имЪли звычайно жиды. За каждую пасху русскіи жители должны были пла- тити податки. ТЪ податки собирались на самъ Велик- день панскими урядниками и слугами, во время освя- щенія пасхи. На каждой пасцЪ, за которую былъ уплаченъ податокъ, панскіи урядники и слуги дЪлали крейдою или углемъ знакъ. Кто не могъ заплатити податка, у того отбирали пасхи, a кто старался спря- тати свою пасху передъ урядникомъ, того панскіи слуги ростягали передъ церковью и били палкама
51
или запирали въ арестъ. Отъ тЪхъ часовъ и происхо- дитъ пЪсня, которую галицко-русскіи дЪвчата спЪва- ютъ на Великденъ, на „гаевкахъ", подъ церквами. „Ъде, Ъде Зельманъ, Ъде Ъде его братъ".., Въ тЪ не- счастливыи часы русскіи крестьяне ожидали подъ церковью жида, арендовавшого церковь, щобы пріЪ- халъ съ ключами и выражали радость, коли онъ по- казался изъ-дали.
Но не одни русскіи крестьяне и мЪщане терпЪли такіи гоненія и мученія. Русскіи дворяне, потомки старыхъ русскихъ бояръ, также терпЪли притЪсненія и обиды. Поляки недопускали русскихъ бояръ и дво- рянъ (шляхтичей) до урядовъ и они не имЪли права быти старшими въ польскомъ войску. Такимъ спосо- бомъ Поляки принуждали русскихъ дворянъ прини- мати римско-католическую вЪру и польскую народ- ность. Если еще нынЪ, хотя мы живемъ подъ Австрі- ею, многіи русскіи Галичане отказуются отъ своей вЪрн и народности, щобы дослужитись почестей и грошей, то можемъ собЪ представити, що дЪялось за польскихъ временъ.Для того-то мы видимъ князей Любомірскихъ, Сангушковъ и СапЪговъ, графовъ ДЪ- душицкихъ, Шептицкихъ и многихъ, многихъ дав- нихъ шляхтичей нашихъ на польской сторонЪ. He того намъ однако жаль, що они здЪлались поляками, но жаль того, що они перейшли в Польщу съ великими богатствами, которыми теперь насъ побиваютъ.
На такіи безчинства и насилія жаловались рус- скіи Галичане и русскіи еписколы, особенно Львовскій Гедеонъ Бaллaбaнъ и перемышльскій Миха- илъ Kопыстынскій и львовскому городскому су- ду и польскому сойму и самымъ королямъ, но тЪ жалобы не помагали. ПритЪсненія и насилія продол- жались сотки лЪтъ и они зъ одной стороны умень- шили русское населеніе, a зъ другой стороны причи- нились до его бЪдности, понеже все, що было богатое, щобы не утратити богатства, перейшло на польскую сторону, a при Руси остался бЪдный панщиняный на- родъ. Знаючи все то, що дЪялось при Польще съ
52
русскимъ народомъ въ Галицкой Руси, подобае уди- влятись, що русскій народъ въ ГаличинЪ еще сохра- нился.
Не дивно также, що польская или римско-като- лическая сторона взяла верхъ и що въ 1692 г. насту- пило соединеніе львовской епархіи, a въ 1700 г. пере- мышльской епархіи съ римско-католическою церковью, такъ, що коли въ 1772 г. Галицкая Русъ прійшла подъ Австрію, весь pyсскій нapoдъ въ Гaли- чинЪ пpинaдлежaлъ до унiaтскoгo или греческого обpядa кaтолической вЪры. Найдольше, понеже до 1710 г., держалось православ- ной вЪры Ставропигійское Братство во ЛьвовЪ. Въ Галицкой Руси остался еще православнымъ славный монастырь, Скитъ Maнявскій, въ окрестности Станиславова, съ трема меньшими монастырями: въ Угорникахъ, Толмачику и КоломыЪ. Но вслЪдствіе прошенія; провінціала василіанъ-уніатовъ, Братковского, цЪсарь Іосифъ II. роспоряженіемъ отъ 1. липня 1785 (н-ръ 18.060) приказалъ Скитъ Манявскій закрыти, a его имЪнія передати буковинскому религійному фонду. По скасованью сего послЪдного православного мона- стыря, изЪ которого частъ церковныхъ ризъ, книгъ и звоновъ перейшли въ семинарскую церковь во ЛьвовЪ, тамъ-же, во ЛьвовЪ, была построена православная ка- плиця. Та каплиця существовала до 1897 года, теперь- же на ей мЪстЪ построена новая красивая церковь.
Якъ жилось и живеся русскому народу подъ Ав- стріею, то отъ части буде розсказано въ слЪдующой главЪ, отъ части же мы сами знаемъ.
"Святая Русь, О.А. Мончаловский, Львовъ 1903г." |
Украинские Страницы,
http://www.ukrstor.com/ История национального движения Украины 1800-1920ые годы.
| |