Малорусская Народная Историческая Библиотечка | |||||||
история национального движения Украины | |||||||
Главная | Движения | Регионы | Вопросы | Деятели |
Деятели --> Толочко, Петр Петрович (Публицистика) |
|
"Несповiдимi путi Украiни" |
81 |
Момент истины(Із розмови з журналістом газети «Московский комсомолец » Олександром Саквою) Петр Петрович, когда я набрал номер вашего мобильного телефона, то оказалось, что Вы находитесь в Санкт-Петербурге. С чем была связана поездка? Отвозил рукопись новой работы. Русско-украинская историческая проблематика остается для вас интересной? Ну, безусловно, хотя в данном случае говорить следует об истории Киевской Руси. А если сначала не об истории, а о будущем? Каково оно, по-вашему, у двух славянских народов ■— русского и украинского? Говоря языком политиков, мы — стратегические партнеры. А проще говоря — родственные нации. Таковыми, надеюсь, и останемся. Имя Толочко всегда детонирует любую, казалось бы академическую тематику. Чем это можете объяснить? Это явление — спутник всей моей научной жизни. Когда-то я не вполне устраивал многих власть предержащих в советской Украине, сегодня не устраиваю властных мужей «незалежной» Украины, а еще людей, сделавших патриотизм своей профессией. А все дело в том, что историк должен молиться единственно- |
82 |
му Богу — историческому факту, исторической правде и следующим из них выводам. Как только мы отступаем от истины — все теряет смысл. Зачем же отступать? Так ведь многим это очень хочется делать. В советские времена, по идеологическим причинам, внедряли и марксизм-ленинизм, классовую борьбу и начетничество. Сегодня другая беда, иная крайность — мифологизация нашего прошлого. Когда я защищал докторскую, у меня было восемь ссылок на труды основоположников «вечно живого» учения. «Это недопустимо мало, — говорили мне, — надо минимум 20». Сейчас нам хочется быть древнее всех, умнее всех, лучше других народов. И когда показываешь историю в ее подлинном виде, оказывается, что это никому из новых идеологов не надо. А они у нас есть? Во всяком случае их вмешательство в работу мы ощущаем постоянно. Конкретные примеры имеются? Как же без них. Вот, скажем, неоспоримое положение, что Киевская Русь — это общее историческое и культурное наследие трех восточно-славянских народов, и все они имеют на него равные права. Во времена СССР эта верная посылка усложнялась (правда, не на уровне науки, а скорее на уровне партийной фразеологии) утверждением о старшинстве русского брата. Сейчас нечто похожее можно услышать от наших национал-патриотов. Киевскую Русь, оказывается, создали исключительно украинцы, а русские и белорусы — это маргиналы, такие себе ославяненные угро-финны и балты. Об этом с умным видом пишут в украинских книгах. То есть невежество изменяет окраску, но не меняет сути. Ведь единый ствол истории и культуры названных народов, что называется, медицинский факт. Было единое государство, единый язык, единая религия, единый митрополит. Киевский князь приезжал в Новгород, обращался на вечевой сходке к новгородцам, и его прекрасно понимали, в Киеве также понимали новгородских или владимиро-суздальских князей. Князья эти фрондировали друг с другом только по одному поводу — каждый удельный хотел сесть в Киеве. Вокруг него и кипели, главным образом, политические страсти. Ну кто же сейчас обращает внимание на воспаленных радикалов... К сожалению, их влияние вполне ощутимо. Совсем недавно в Украине побывал один французский профессор. Посетив один из киевских университетов, он был чрезвычайно удивлен тем, что в нем изучают «Украинскую правду». А он — специалист по истории Киевской Руси и хорошо знает, что никакой «Украин- |
83 |
ской правды» не было, а законодательный свод Ярослава Мудрого и его сыновей назывался «Руской правдой». Это серьезно? Вполне. Профессор говорил, что понять этого не может и не знает, зачем это делается. Я знаю, зачем это делается, но понять все равно не могу. Отказ от своих родовых названий — наша национальная драма. Ведь распространяя на прошлое позднюю терминологию — «украинский князь Владимир», «украинская княгиня Ольга», «Украинская правда», «украинские летописи» (при том, что в источниках ничего этого нет), — мы рождаем закономерный вопрос: а какое вы вообще имеете ко всему этому отношение? Скажите, а если из этого контекста изъять детонатор — личность Толочко — и оставить чистую материю, почему история так обжигает? Почему заявления того же Юрия Лужкова по Севастополю нас накаляют? Генетический код. Наши этнические симпатии во многом запрограммированы. А высказывания Лужкова довольно провокационны. Крым отошел Украине по Указу Верховного Совета Союза ССР — высшего тогда законодательного органа страны, и это решение необратимо. Правда, справедливости ради, следует сказать, что и у нас есть свои Лужковы, желающие видеть в составе Украины Кубань, Воронежскую область. Какие еще желания гложат наших любителей подправить историю? В последнее время наметилась тенденция еще больше удревнить украинский этнос, углубить его до энеолитической эпохи. Эта эпоха представлена знаменитой земледельческой Трипольской культурой. И, знаете, если сейчас в национально обеспокоенной аудитории сказать, что трипольцы не имеют непосредственного отношения к украинцам, ты рискуешь... ... не закончить выступление? Во всяком случае оказаться непонятым. Между тем, Трипольская культура — это такая даль, VII—-V тысяч лет тому назад, и такой широчайший регион — от Балкан и до Днепра. Сейчас на этой территории, по меньшей мере, четыре страны — Украина, Молдова, Румыния и Болгария. Так вот, если трипольцы — это украинцы, то кто же тогда те, кто юго-западнее Черновцов? К сожалению, никакой здравый смысл здесь уже не срабатывает. Петр Петрович, а чем мы можем гордиться в нашей невыдуманной истории? В той, которую можем разделить с другими народами? Об иной Вас спрашивать вряд ли стоит... Разумеется. Вот сейчас стоят стенания, общий плач: «В Европу! В Европу!» Кстати, в Москве он тоже слышится. Что касается нашего прошлого, Киевской Руси, а затем и украинского |
84 |
средневековья, там, по существу, такой проблемы не было. Мы и являлись Европой. Киевская Русь, естественно, уступала Византии, но с Польшей, Венгрией, Францией, Германией вполне сравнима. Право, библиотеки, архитектура, искусство находились на высоком уровне. Не случайно Анна Ярославна, уезжая во Францию, уже взяла Евангелие, переписанное славянскими письменами, а это ведь было только начало XI века. Оно до сих пор хранится в Реймском соборе. Ярослав Мудрый, выражаясь образно, был тестем и свекром для многих правящих дворов Европы. Его дочери были замужем за королями Франции, Норвегии, Венгрии, а сыновья женаты на принцессах из Германии, Византии, Польши. Так что, о европейском статусе наши предки позаботились давно. А вот обрести должное самоощущение — уже наша проблема. Не надо только комплексовать. А что отнесем не к лучшим страницам былого? Я недавно написал книгу «Дворцовые интриги на Руси». Захотелось посмотреть на нашу историю с изнанки. Лицевая сторона у нас представлена достаточно полно, а вот о скрытых страстях наших пращуров широкий читатель знает мало. Источники свидетельствуют: в коварстве, изменах, заговорах и даже убийствах Русь не уступала Европе. В книге 20 очерков — от первого дворцового переворота на Руси 882 года, когда Олег убил киевских князей Аскольда и Дира, и заканчивая трагической смертью великого киевского князя Михаила Всеволодовича (Черниговского) в ставке Батыя. В этих сюжетах много трагического и нелицеприятного, вплоть до братоубийств, но такова правда тех лет. Это была борьба за власть? Да, это страсти вокруг престолонаследия. Счастьем и несчастьем для Руси было то, что политическую власть в ней «приватизировал» один княжеский род Рюриковичей. Разветвляясь, это княжеское древо стало источником постоянной и упорной борьбы. Положительное осознание единого рода все время шло рядом с междоусобицей. Так как даже незначительный удельный князь был порфирородным и считал, что имеет права на Киев... 2002 р. |
"Несповiдимi путi Украiни" |
Украинские Страницы,
http://www.ukrstor.com/ История национального движения Украины 1800-1920ые годы.
| |