Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Деятели --> Толочко, Петр Петрович (Публицистика)

"Несповiдимi путi Украiни"

118

О праве быть учителем

То, чем хотелось бы здесь поделиться с читателями, не имеет отношения к учительству в средней или высшей школе. Тут все предельно ясно. Право быть учителем приобретается в специальных учебных заведениях и имеет четкие профессиональные и нравственные критерии. Учителей, о которых пойдет речь ниже, не готовит ни один, даже и найпрестижнейший, вуз страны. Ими становятся благодаря выдающимся личностным качествам в процессе жизненной практики. Имеется в виду учителя народа.

Есть ли у нас сегодня претенденты на столь высокое звание? Безусловно. Некоторые даже убеждены, что его уже и обрели. Самоуверенно? Наверное, но кто-то же должен брать на себя трудное бремя ответственности за судьбы народа. Весь вопрос только в том, кто предлагает ему свое мессианство.

Опыт отечественной истории, в том числе и новейшей, позволяют констатировать, что учителями нации, чаще всего, стремятся стать политики, мягко говоря, далеко не безупречной политической и моральной репутации. В полной мере это проявилось и в наше смутное время, востребовавшее парадоксальным образом вчерашних пророков.

Стряхнув с себя груз недавних ошибок, как дорожную пыль с платья, некоторые архитекторы прошлой жизни ловко пристроились в авангард глашатаев нового времени. И так быстро вошли в эту роль, как будто всю жизнь только тем и занимались, что звали народ сбросить ненавистные оковы социализма. При этом, они искренне удивляются, что находятся люди, которые не понимают происходящих перемен, кипят благородным гневом и клеймят несогласных. Делают это по-иезуистски мастерски, благо прошли хорошую школу агитации и пропаганды в коммунистической партии. Монополизировав в очередной раз право на истину и патриотизм, они, как и раньше, в белых одеждах.

Удивительно, но те, кого принято называть элитой общества, охотно поверили, или сделали вид, что поверили в искреннее прозрение номенклатурных бонз прошлого и вновь покорно внимают им. Да и как не внимать, если к этому подключены все средства массовой обработки общественного мнения. Некоторым из «гуру» могут позавидовать даже наиболее популярные попзвезды, так часто они мелькают на всех программах телевидения и газетных полосах. Слушаешь этих проповедников и диву даешься, как это с таким ясновидением они никак не спасут родной народ от нищеты и вымирания.

И это при том, что и народ у нас, как они уверяют, талантливый. Его панибратски похлопывают по плечу, хвалят за понима-

115

ние того, что «главное в жизни не дешевая колбаса, а государственная независимость». К тому же он еще и многотерпеливый, готов выносить очередные временные трудности во имя грядущего благоденствия.

Было бы морально, если бы лишения равномерно распределялись не только на народ, но и на его учителей. Однако учителя так вопрос не формулируют. От независимости, они уже взяли все, что хотели, а народ пусть удовлетворится пока что их сомнительными комплементами об его исключительности.

Ему бы взять да и спросить: «Что же это вы, господа-товарищи, так вылезаете из кожи, расхваливая новый путь. Не вы ли еще совсем недавно вели нас в противоположном направлении. Так же горячо уверяли, что идем правильной дорогой и не за горами светлое коммунистическое завтра. И так же были велеречивы, так же клеймили инакомыслящих, нередко обрекая их на длительные (иногда невозвратные) командировки в места не столь отдаленные?»

Но народ безмолствует. Ни лишних, ни нужных вопросов не задает. То ли забыл прошлое, то ли простил своих заблудшихся учителей. Наверное простил, поскольку «он же у нас добрый и терпеливый». Да и как не простить, учителя ведь тоже люди и от «вольных и невольных» прегрешений не застрахованы. Другой вопрос, готов ли народ признать верительные грамоты своих лжеучителей во второй раз. Скорее всего нет. Об этом он не манифестирует публично (наверное, устал), но и идти за ними не очень спешит. И не потому, что органически не воспринимает новые ценности, а потому, что не верит единожды солгавшим. Не в этом ли первопричина всех наших неудач?

Для украинского народа было бы великим благом, если бы лжеучителя осознали аморальность своих потуг на народное лидерство. Прозрели и слава Богу. Не судит вас народ за прошлые грехи и спасибо ему. Но ради Бога не навязывайтесь ему больше в учителя. Это безнравственно. С такими поводырями у него нет будущего.

2000 р.


"Несповiдимi путi Украiни"



Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.