Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Деятели --> Толочко, Петр Петрович (Публицистика)

"Несповiдимi путi Украiни"

167

Интеграция в Европу и проблема национально-культурной идентичности

Как и в предыдущей, в этой сфере в умах наших либералов и национал-демократов господствует полный хаос и неразбериха. С одной стороны, они являются убежденными апологетами немедленной и полной интеграции Украины в цивилизованную Европу, а с другой, — ревностно блюдут национально-культурную, а фактически, этнокультурную девственность

Консолидация украинского народа в единую политическую европейскую нацию, заявляют они, возможна лишь на основе национальных культурных ценностей. Утверждение более чем сомнительное. Но возникает естественный вопрос. На основе чьих национально-культурных ценностей? Этнических украинских; каждого этноса, составляющего украинское общество; или же его интегральных культурных ценностей? Четкого ответа на него не дает никто. Складывается впечатление, что такая туманность устраивает всех: апологеты украинской идеи в ее этническом понимании подразумевают, что будущая нация однозначно сложится на украинских ценностях; борцы за национально-культурное возрождение этнических меньшинств убеждены, что они не только сохранят свою идентичность, но и получат новые возможности для ее развития.

В свое время, пытаясь разобраться в этом непростом вопросе, я пришел к неутешительному выводу, что в Украине не только не сформировалась политическая нация, но и не выработаны принципы ее сложения. Национал-демократы немедленно обвинили меня в отсутствии патриотизма, а нынче сами рассуждают об этой политической нации в будущем времени и, таким образом, признают, что ее все-таки нет.

Никакого удовлетворения от этого их прозрения я не испытываю, поскольку главный вопрос — на каких принципах надлежит консолидировать украинское общество в политическую нацию? — так и не имеет ответа.

Думаю, что в век глобализации наши внутренние споры о национально-культурной идентичности все больше теряют свою злободневность. Нельзя одновременно выйти в открытое цивилизационное море и остаться в национальной гавани. Мы должны осознавать, что глобализация неизбежно сопряжена с потерей не только экономической независимости, но и национально-культурной идентичности. Сегодня мы еще иронизируем по поводу «общепонятного» русского языка, а уже завтра вынуждены будем смириться с «общепонятностью» английского.

Не так давно на презентации книги одного известного диаспорного экономиста, переведенной на украинский язык, счаст-

168

ливый автор сказал знаменательную фразу: «Как хорошо, что это состоялось сейчас, через три-пять лет надобность в таком переводе вообще отпадет ибо все вы будете говорить на английском языке». Наверное, в этих словах была значительная доля преувеличения, особенно, что касается сроков овладения английским языком Украиной, но в своей сути они, безусловно, верны.

Глобализация безжалостно сотрет не только национально-культурные (и языковые в том числе), но и цивилизационные различия народов. По существу, общество движется по пути создания единой мировой цивилизации, причем вовсе не на основе синтеза культур. Когда-то теоретики нации индустриального общества видели ее объединенной одной культурой, одним языком и даже общими культурными кодами. Еще более выраженной эта тенденция будет в эпоху глобализации. Мы уже видим, как быстро распространяются по миру ценности западной цивилизации, которая, по существу, и стала его глобализатором. Хорошо это или плохо? Скорее плохо, но остановить этот процесс (несмотря на сопротивление, приобретающее апокалиптические формы) уже не удастся.

Не сможет устоять перед всеунифицирующими глобализационными процессами и Украина. Осознание такой перспективы развития, разумеется, не вынуждает нас уже сейчас отказаться от наших национально-культурных традиций и сентиментов, но определенно подсказывает, что они не окажутся в числе приоритетов будущего, а поэтому и не должны сегодня стоять камнем преткновения на пути, если можно так выразиться, внутренней национальной глобализации.

Если мы действительно заинтересованы в консолидации украинского общества, необходимо отказаться от неоправданного вовлечения в нашу мирскую суету церкви. Ничего хорошего, как свидетельствует опыт истории, из этого не выходит. В Украине много конфессий и делить их на наши и чужие значит сознательно сеять разбрат. Ведь все церкви, действующие в Украине, несмотря на каноническую, а часто и административно-управленческую их связь с различными международными сакральными центрами состоят из украинских граждан, а следовательно одинаково наши.

Мы должны отдавать себе отчет, что постоянно выясняя вопрос, выражаясь фигурально, кто в доме хозяин, неизбежно связанный с обострением межэтнических, межкультурных и межцерковных отношений, мы ослабляем Украину как единое государство. Она может оказаться не способной выдержать испытание глобализацией. Так как этого не выдержали уже Югославия и некоторые другие страны, обласканные вниманием глобализаторов.

1999 р.


"Несповiдимi путi Украiни"



Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.