Малорусская Народная Историческая Библиотечка | |||||||
история национального движения Украины | |||||||
Главная | Движения | Регионы | Вопросы | Деятели |
Деятели --> Толочко, Петр Петрович (Публицистика) |
|
![]() | "Несповiдимi путi Украiни" | ![]() |
177 |
Древний Киев: умолкшие голоса(Із розмови з журналістом газети «Зеркало недели » Д. Киянським) Тени забытых предков. П.Т. К сожалению, мы не часто вспоминаем о своих предшественниках, ходивших по этой земле много веков назад, а ведь нас связывают с ними тысячи незримых нитей: предки оставили нам в наследство великую культуру. Мы, сами того не замечая, стали продолжателями многих традиций, рожденных в Древней Руси. Д.К. Сколько людей за тысячу лет жило на территории нынешнего Киева? Понимаю, что более-менее точно подсчитать их количество невозможно. Но хотя бы приблизительно. П.Т. Население города в разные периоды истории было неодинаковым. На ранних этапах в Киеве насчитывалось 40 тысяч человек, потом 50. Позже количество жителей стольного града увеличилось до 100 тысяч. Затем — ближе к нашим временам — население Киева удвоилось, а после и утроилось. Но если взять «на круг», скажем, 100 тысяч и умножить на 1000 лет, цифра получится внушительная. И останки всех покоятся на территории, которую занимает сегодня столица Украины. Д.К. Выходит мы живем на гигантском кладбище? П.Т. А почему, собственно, это вас удивляет? Подобная ситуация характерна и для других древних городов Европы — Рима, Парижа, Лондона, Москвы. Когда мы говорим, что, например, в таком-то районе Киева строить нельзя — дома будут стоять на костях, мы немного спекулируем на уважении к памяти предков. В нашей столице где ни копни — везде будут кости. Древние кладбища были на территории Софийского собора, в районе Кирилловской церкви, между нынешними улицами Богдана Хмельницкого и Прорезной и там, где сейчас разбиты надднепровские парки... В Киеве насчитывалось почти 40 древнерусских храмов, из которых сегодня осталось только четыре. А сколько церквей — столько при них было и кладбищ. Сейчас на многих таких территориях проложены улицы и построены дома. Не забудьте еще и о том, что под рядом районов находятся пещерные, катакомбные кладбища. В 60-е годы прошлого века Некоторые из них исследовала общественная комиссия, созданная при городской газете. Д.К. По характеру застройки ученые делают вывод, что древний Киев строился по определенному плану. Значит ли это, |
178 |
что в стольном граде имелось лицо, выполнявшее обязанности, как мы теперь говорим, главного архитектора? П.Т. Да, в городе был человек, который наблюдал за строительством. Назначал его князь. Такой специалист занимал высокое положение и пользовался большим авторитетом. Можно сказать, что он был «княжеской номенклатурой ». Древний Киев имел определенную систему застройки и, как мы теперь выражаемся, модульную планировку. В роли архитектурных доминант выступали Софийский собор, Десятинная церковь и другие храмы, которых было немало. У Верхнего города была четкая радиально-кольцевая планировка. От ворот в оборонительных валах, опоясывающих Киев неправильным кругом, улицы сбегались к центру — Софийскому собору. Ну, а на Подоле планировка в значительной степени зависела от особенностей рельефа. Городники (как в древности называли архитекторов) должны были следить и за благоустройством. Как и сегодня, тогда много хлопот доставляли оползни. Раскопки на Подоле свидетельствуют, что вдоль берегов более-менее крупных ручьев вбивали дубовые сваи, а их русла обшивали досками. Сейчас мелкие речки упрятаны в бетонные желоба, а в древности они текли в деревянных. Это делалось по общему плану, и, вероятно, каждому хозяину вменялось в обязанность отвечать за подобные объекты возле его усадьбы. А.К. Где же городники получали необходимые знания, ведь инженерно-строительного института тогда не существовало? П.Т. Мы подчас очень примитивизируем жизнь своих предшественников. А построить Софию или Десятинную церковь было легко? Разве для этого не требовалось специального образования? На первых порах в древнем граде работали византийские мастера. Вот у них-то и учились наши строители и архитекторы. Это вполне естественно. Прошло некоторое время, и на Руси появились свои специалисты очень высокой квалификации, даже по нынешним меркам. Сейчас в Киеве есть главный архитектор — Сергей Бабушкин. Так вот, начиная с IX—X веков свой Бабушкин был практически при каждом князе. А.К. Согласно многим источникам, в Киевской Руси было немало образованных людей. Где в те времена можно было учиться? П.Т. Уже начиная с княжения Владимира Святославича (вторая половина X века) существовали школы, куда отдавали детей, как тогда говорили, «на учение книжное». Но обучали их не только грамоте. Эти школы готовили не дьяконов и пономарей, подчеркивал в свое время академик Б. Греков, а государственных деятелей, которые могли на равных общаться с представителями европейских стран. Кстати, некоторые князья знали по пять языков. Так, сын Ярослава Мудрого Всеволод, кроме древнерусского и греческого (языка жены-гречанки), очевидно, владел половецким или пече- |
179 |
негским и какими-то еще сопредельными наречиями. «Сидя дома, изумеи 5 язык», — говорил о нем Владимир Мономах. Иными словами, за границу он не ездил. Школы, где можно было освоить несколько языков, находились в Киеве. Однако не один же он сидел там «за партой». Рядом с ним были дети киевской знати. Впоследствии из этих боярских отпрысков выходили воеводы, тысячские, и те же городники. Особенно процветало «учение книжное» при Ярославе Мудром. Это были своеобразные древние интернаты при некоторых монастырях. Боярские жены пролили немало слез, когда их любимых чад отрывали от семьи. В данном отношении любвеобильные мамаши, жившие тысячу лет назад, ничем не отличались от нынешних. Такую школу, вероятно, прошел и сам Мономах, бывший прекрасным литератором, даже публицистом. Об этом свидетельствует его знаменитое «Поучение» детям, где он рассказывает о своей жизни, о том, как надо беречь родную страну, заботиться о смердах, неустанно трудиться и, не передоверяя все дела своим помощникам, вникать в них самому. В труде Мономаха содержатся философские обобщения. Князь хорошо понимает, что жизнь.далеко не бесконечна, что сегодня ты живешь, а «заутра в гробе». Поэтому, считает он, следует творить добрые дела. А.К. А сколько языков знал Ярослав Мудрый, ведь само его прозвище говорит об интеллекте и образованности? П.Т. Точно сказать не берусь, но несколько — наверняка. Народная молва полушутя окрестила Ярослава Мудрого «тестем Европы». Одна из его дочерей была замужем за французским королем, другая за норвежским, третья за венгерским. Но Ярослава можно было назвать и «свекром Европы». Один из его сыновей женился на дочери могущественного императора Византии Константина Мономаха, второй — на немецкой принцессе, третий — на польской. Представьте себе, какой авторитет должен был иметь этот князь, живший в первой половине XI века, чтобы короли европейских стран почитали за честь с ним породниться. Д.К. В последнее время некоторые коллеги-журналисты пытаются поставить под сомнение исторические заслуги Ярослава Владимировича, доказывая, что Мудрым его-де сделали наши историки... П.Т. Их нигилистическое оригинальничание ничего, кроме досады, не вызывает. Исторические факты со счетов не сбросишь, как бы этого не хотели любители литературного и исторического эпатажа. Д.К. В летописях в основном говорится о деяниях светских и духовных правителей. Но ведь историю делали не только князья и митрополиты... Сохранились ли сведения о каких-то других лицах, например, боярах или монахах? |
180 |
П.Т. Да, мы знаем кое-что о жизни некоторых монахов, например, Нестора-летописца — автора знаменитой повести «Повести временных лет...». А до него летописцем был Никон Печерский, прозванный Никоном Великим. Есть мнение, что это не кто иной, как митрополит Иларион, ушедший после своего «разжалования» в монастырь и ставший историографом. Еще нам известно о летописце Сильвестре, который в Выдубицком монастыре, по его же собственному уверению редактировал «Повесть временных лет...» Если же говорить о боярах, то были целые династии, состоящие при князьях, — им служил отец, потом сын, затем внук. К примеру, летопись донесла до нас имя боярина Вышаты, состоявшего при Ярославе Мудром. В 1043 году он с княжеским сыном Владимиром ходил в поход на византийцев. Предпринятая ими кампания окончилась неудачей. Вышата попал в плен и был отпущен лишь через несколько лет. Сын Вышаты — Ян Вышатич прославился как информатор первых киевских летописцев. Записывая с его слов какие-либо предания, они непременно отмечали: «Как сказал Ян Вышатич». По некоторым сведениям, он умер девяноста лет от роду и для многих был, если можно так выразиться, живой историей. По существу, прожив почти все XI столетие, он являлся связывающей нитью между X и XII веками. Ян Вышатич и сам многое видел, и от отца немало слышал. Д.К. Мы со школьной скамьи помним о былинных богатырях — защитниках Руси. Что положено в основу былин? Можно ли, к примеру, утверждать, что Владимир Красное Солнышко — это Великий Киевский князь Владимир Святославич — креститель Руси? П.Т. Безусловно. Большинство былинных героев, в частности Алеша Попович, Микула Селянинович, а уж тем более Илья Муромец, — вполне реальные люди. Они, естественно, героинизированы и наделены сверхъестественной силой. Но я уверен, что это не собирательные образы. Их прототипы существовали в действительности. Кстати, как известно, мощи Ильи Муромца покоятся в Киево-Печерской лавре. Д.К. Несколько лет назад его мумию исследовали два киевских профессора-рентгенолога Т. Топчий и ныне покойный В. Милько. Так вот, они обнаружили ярко выраженные изменения в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, что позволяет предполагать: Илья Муромец в течение какого-то времени не мог ходить и был прикован к постели. А ведь в легенде говорится, что богатырь болел и пролежал 33 года, после чего выздоровел и отправился сражаться с врагами. Кроме того, при рентгеновском исследовании мумии ученые выяснили, что витязь страдал редко встречающимся заболеванием гипофиза, которое проявляется так называемым акромегалоидным синдромом, ставшим причи- |
181 |
ной характерного изменения его внешности. У легендарного богатыря были огромные стопы ног и кисти рук. А на его большом, широком лице выделялись выпуклые губы и крупный нос... П.Т. Думаю, недаром у слов «былина», «быль» один и тот же корень. Д.К. До сих пор мы говорили в основном о мужчинах. Но, наверное, кроме прославленной княгини Ольги, и другие женщины оставили след в нашей древней истории? П.Т. Можно вспомнить Янку Всеволодовну — сестру Владимира Мономаха, основавшую в Киеве в 90-е годы XI века Андреевский, или, как его еще называли, Янчин монастырь и открывшую при нем школу для девиц из боярского окружения ее отца — князя Всеволода. Как пишет историк В. Татищев, они обучались «пению, швению, писанию и иным полезным ремеслам». Родную сестру Янки — Евпраксию выдали замуж за германского императора Генриха IV, который ей изменял, развратничал и заставлял молодую жену сожительствовать со своими друзьями и собутыльниками. В конце концов Евпраксия обратилась в Церковный собор. Подробности, которые она там приводила, были такими, что святые отцы чуть не падали в обморок. Собор признал, что она права, и разрешил развестись с развратным мужем, после чего Евпраксия возвратилась в Киев и постриглась в монахини. Очень известной в то время женщиной была и племянница Янки и Евпраксии — дочь Владимира Мономаха — Евфимия. Ее выдали замуж за венгерского короля Коломана, от которого у нее родился сын. Но престарелый монарх заподозрил Евфимию в неверности и отправил домой. Тут, при дворе киевских князей, она воспитывала сына Бориса Коломановича, который затем претендовал на венгерскую корону и участвовал в походах на эту страну, но своей цели так и не добился. Д.К. Останки людей, о которых Вы рассказали, покоятся на территории нынешнего Киева. Но известно ли, где их могилы? П.Т. Да, все они тут, под нами. Но где именно — мы не знаем. Сегодня нет и в помине большинства церквей и монастырей, в которых были похоронены князья и их близкие. Остались саркофаг Ярослава Мудрого в Софии и могила Юрия Долгорукого в церкви Спаса на Берестове (да и то условная). В Софийском соборе были погребены Всеволод Ярославич и Владимир Мономах. Но где их могилы, никто уже не ведает. По роду своих занятий я, пожалуй, больше общаюсь с людьми, чьи голоса умолкли много веков назад, чем с ныне живущими современниками. Я мысленно слышу разговоры, которые вели между собой наши предшественники, знаю всех киевских князей. Они для меня — живые люди. Я написал книгу о Владимире Святом и Ярославе Мудром. А сейчас задумал рассказать о тай- |
182 |
нах княжеского двора. В древнем Киеве было, конечно, много возвышенного, благородного и героического, но немало и суетного, и низменного, интриг и коварства. Наших предков, их жизнь и деяния не нужно идеализировать. Эти люди не канули в небытие. Остались их мысли и дела. Мы строим свое независимое государство на мощном фундаменте тысячелетней цивилизации. И подчас только диву даешься, как прошлое неожиданно проявляется в нашей сегодняшней жизни. Без тех, чьи голоса умолкли много веков назад, она была бы намного беднее. 1999 р. |
![]() | "Несповiдимi путi Украiни" | ![]() |
Украинские Страницы,
http://www.ukrstor.com/ История национального движения Украины 1800-1920ые годы.
| |